Джон Голсуорси
Рваный башмак
Около двенадцати часов на следующий день после премьеры «Ревущие стремнины», что давала на взморье заезжая труппа, актер Джильберт Кестер, игравший в третьем акте доктора Доминика, вышел на прогулку из пансиона, где он поселился на время турне. Кестер долгое время, почти полгода, был «не у дел», и, хотя он знал, что четыре фунта в неделю не сделают его богачом, все же в его манерах и походке появилась некоторая беспечность и самодовольство человека, снова получившего работу. У рыбной лавки Кестер остановился и, вставив в глаз монокль, с легкой усмешкой стал разглядывать омаров. Целую вечность он не лакомился омарами! Без денег можно помечтать об омарах, но этого эфемерного удовольствия хватило ненадолго, и Кестер пошел дальше. У витрины портного он снова остановился, здесь он живо вообразил себя переодетым в костюм из того добротного твида, что лежал на окне, и одновременно в стекле витрины увидел свое отражение в коричневом выцветшем костюме, который достался ему от постановки «Мармедьюк Мандевиль» ровно за год до войны. Солнце в этом проклятом городе светило слишком ярко и безжалостно выставляло напоказ вытершиеся петли и швы, лоснящиеся локти и колени. И все же Кестер получал некоторое подобие эстетического удовольствия, глядя на отражение элегантной фигуры мужчины (уже полгода не евшего досыта) с моноклем, хорошо обрамлявшим приятный карий глаз, и в велюровой шляпе - трофее спектакля «Симон-просветитель», что ставили в 1912 году. Стоя перед окном, Кестер снял шляпу, ибо она скрывала новый феномен, явление еще не оцененное по достоинству, - его meche blanche.
[1]Что это - приобретение или начало конца? Седая прядь была зачесана назад и очень выделялась среди темных волос над мрачным лицом, которое всегда нравилось самому Джильберту Кестеру. Говорят, что седина - следствие атрофии нерва или потрясения, результат войны или недостаточного питания ткани. Привлекает внимание… и все же!… Кестер пошел дальше по улице, и ему показалось, что мелькнуло знакомое лицо. Он оглянулся и увидел, что на него смотрит маленький, франтовато одетый человек с приветливым, круглым и румяным, как у херувима, лицом, - такие лица встре чаются у постановщиков любительских спектаклей.
Черт возьми! Да это же Брайс-Грин!
- Кестер? Ну конечно, это вы! Вот встреча! Вы совсем пропали! А помните наш старый балаган, сколько было потехи, когда мы ставили «Старого ворчуна»? Честное слово, рад видеть вас! Вы заняты? Идемте позавтракаем вместе.
Брайс-Грин - состоятельный человек и меценат - был душой общества на этом приморском курорте.
Кестер ответил, лениво растягивая слова:
- С удовольствием.
А внутренний голос торопливо подсказывал: «Послушан, мой милый, ты, кажется, сейчас позавтракаешь!»
Они шагали рядом, один - высокий, в поношенном костюме, другой - кругленький, но одетый с иголочки.
- Вам знакомо это заведение? Зайдем! Филлис, два коктейля и кракеры с икрой. Это мой друг - мистер Кестер. Он выступает у нас здесь. Вам следует посмотреть мистера Кестера на сцене.
Девушка, подававшая коктейли и икру, с любопытством подняла на Кестера голубые глаза.
«Боже мой! Да я полгода не играл»,
- Какая это роль, - небрежно протянул он, - надо им помочь… просто э… э… - брешь заполняю.
А где-то под жилетом отозвалась пустота: «И меня тоже надо заполнить».
- Не перейти ли нам в ту комнату. Кестер, захватите с собой коктейль. Там никто нам не помешает. Что будем есть, омара?
- Обожаю омаров, - протянул Кестер.
- Я тоже. Здесь они чудесные. Ну, как поживаете? Страшно рад вас видеть! Вы единственный настоящий артист из всех, кто у нас тогда играл!
- Благодарю, у меня все в порядке, - ответил Кестер и подумал: «Неисправимый дилетант, но добрый малый».
- Вот здесь сядем. Вильяме, подайте нам хорошего, большого омара и салат и э-э - и мясное филе с картофелем. Картофель поджарить, чтобы хрустел, и бутылку моего рейнвейна. И еще, еще… омлет с ромом - больше рома и сахара. Понятно?
«О, черт, еще бы не понять», - пронеслось в голове Кестера.
Они уселись за столик друг против друга в небольшой комнатке.
- За успех, - поднял свой бокал Брайс-Грин.
- За успех, - ответил Кестер, и коктейль, булькая в горле, отозвался: «Это успех».
- Что вы думаете о теперешнем состоянии драмы?
Ого! Этот вопрос всегда близок сердцу Кестера. Приятно улыбаясь только одним уголком рта, чтобы удержать в глазу монокль, Кестер не спеша произнес:
- Никуда не годится!
- Мда! - отозвался Брайс-Грин. - У актеров нет талантов?
«Нет денег», - подумал Кестер.
- Какие роли исполняли вы в последнее время? Что было интересного? В «Старом ворчуне» вы были великолепны!
- Да нет, ничего интересного, я немного развинтился, все как-то э-э - слабовато.
И брюки, широкие в поясе, как бы подтвердили: «Слабовато!»
- Ну вот и омары! Вы любите клешни?
- Благодарю, мне все равно.
Ну, а теперь есть, есть, пока не натянется пояс. Пир! Какое блаженство! И как легко льется речь, - он говорит и говорит о драме, о музыке, об искусстве, то хвалит, то критикует, поощряемый восклицаниями своего маленького хозяина-провинциала и удивлением в его круглых глазах.
- Черт возьми, Кестер, у вас седая прядь! Как это я раньше не заметил? Мне всегда нравились meches blanches. Не сочтите за грубость, - но как она появилась, сразу?
- Нет, не сразу.
- И чем вы объясняете это?
«Попробуй-ка поголодай», - вертелось у Кестера на языке, но он ответил:
- Право, не знаю.
- Но это замечательно! Еще омлет? Я часто жалею, что сам не пошел на сцену. Ах, какая жизнь! Какая жизнь! Если иметь такой талант, как у вас.
«Какая!»
- Сигары? Подайте нам кофе и сигары! Вечером обязательно приду вас посмотреть. Надеюсь, вы пробудете здесь еще неделю?
«Ах, какая жизнь! Восторг и аплодисменты: "Игра ми стера Кестера выше всех похвал - это подлинное искусство… она то-то и то-то…"»
Молчание собеседника вывело Кестера из задумчивого созерцания колец табачного дыма. Брайс-Грин сидел неподвижно, держа в руке сигару и приоткрыв рот; взгляд его блестящих и круглых, как морские камешки, глаз был устремлен вниз, он глядел куда-то ниже края скатерти. Что с ним, обжег себе губы? Ресницы у Брайс-Грина дрогнули, он поднял глаза на Кестера и, облизнув губы, как собака, неуверенно сказал:
- Послушайте, дружище, не обижайтесь, но вы что… совсем на мели? Я… если я могу быть полезен, пожалуйста, не стесняйтесь. Мы же старые знакомые, и все такое…
Взгляд его выпуклых глаз опять устремился на предмет - и Кестер посмотрел туда же. Там у ковра он увидел… свой собственный башмак. Башмак ритмично покачивался в шести дюймах от пола… трещина… как раз посредине между носком и шнуровкой две большие трещины. Так и есть! Кестер знал это. Хорошие башмаки, он играл в них Берти Карстерса в «Простаке», перед началом войны. Его единственная пара, кроме башмаков доктора Доминика, которые он очень берег. Кестер отвел глаза и посмотрел на добродушное, встревоженное лицо Брайс-Грина. Тяжелая капля оторвалась у Кестера от сердца и затуманила глаз за моноклем. Губы его искривились в горькой усмешке.
- Нет, зачем же? Благодарю.
- Извините. Мне просто показалось…
Глаза Брайс-Грина снова устремились… но Кестер уже убрал ногу.
- Очень сожалею, дружище, но у меня свидание в половине третьего. Чертовски рад, что встретил вас. До свиданья!
- До свиданья, - произнес Кестер, - очень признателен.
И Кестер остался один. Опершись подбородком на руку, он невидящим взглядом смотрел через монокль в пустую чашку. Один со своим сердцем, своими башмаками, своей жизнью и будущим… «В каких ролях вы выступали последнее время, мистер Кестер?» - «Я не так много играл. То есть я хочу сказать, что роли были самые разнообразные». - «Понятно. Оставьте ваш адрес, сейчас не могу обещать вам ничего определенного». - «Я бы мог э-э… почитать вам что-нибудь. Может, послушаете?» - «Нет, благодарю, это преждевременно». - «Нет? Ну что ж, надеюсь, что смогу пригодиться вам позже».
Кестер ясно представлял свои глаза во время этого разговора с антрепренером. Боже, какой взгляд! «Ах, какая жизнь! Собачья жизнь! Все время ищешь, ищешь, ищешь работу. Жизнь бесплодных ожиданий, скрываемой нищеты, тяжких разочарований, голода».
Официант, неслышно скользя вокруг, приблизился к Кестеру. Вошли две молодые женщины и сели за столик у двери. Кестер заметил, что они посмотрели на него, до его обостренного слуха донеслось:
- Конечно… это он, - шептали они, - в последнем акте… Разве не видишь meche blanche?
- Ах да! Это он. Не правда ли…
Кестер выпрямился, поправил монокль, на его губах заиграла улыбка. Они узнали в нем доктора Доминика!
- Разрешите мне убрать, сэр?
- Разумеется, я ухожу.
Кестер поднялся. Молодые женщины пристально смотрели на него. Элегантный, слегка улыбаясь, он прошел мимо них как можно ближе, чтобы они не увидели его рваный башмак.
Примечания