|
Марк Твен - Три книги о путешествиях |
В
американской литературе жанр путевых заметок был очень развит. До середины
XVIII столетия преобладали книги, "открывавшие" Америку, описывающие
ее природу, раннюю историю, борьбу за независимость. С конца XVIII века взоры
американских деятелей устремлены на Европу. О ней писали просветители
Б.Франклин, Дж. Адамс, Т. Джефферсон, осуждавшие монархию, деспотические
режимы, предостерегавшие сограждан от подражания им, ибо они несут угнетение и
нищету народам. Марк Твен придерживался их взглядов и даже опирался на их
документальные, публицистические заметки. Он много путешествовал.
Три книги Марка Твена
о путешествиях
(Отрывки из эссе Греты Ионкис)
Американские романтики – В. Ирвинг, Ф. Купер, Н.Готорн, Г.Лонгфелло, разочарованные в современном американском обществе, нашли в Европе то, что, по их мнению, могло противостоять духу бизнеса, а именно – высокую культуру. Они романтизировали, т.е. идеализировали прошлое Европы, они охотно воскрешали древние легенды, сказания. Марку Твену их позиция была чужда, он то и дело вступал с ними в полемику, будучи писателем иного, реалистического направления.
В свое первое путешествие на "Квакер-Сити" он отправился не для того, чтобы поклоняться древним камням Европы, а чтобы поближе познакомиться с ее настоящим. В своих критических оценках современности Твен близок к таким писателям, как Чарлз Диккенс, Генрих Гейне, Стендаль. "Американские заметки", "Картины Италии" Диккенса, "Путевые картины" Гейне полны иронии, блещут остроумием. Юмористическое начало сочетается в них с открытой публицистичностью. В дневниках Стендаля "Рим, Неаполь и Флоренция" описания памятников и музейных сокровищ перемежаются картинами живой реальности, в книге много мистификаций, которые просто обожал Твен. Книги Стендаля, Гейне, Диккенса написаны раньше твеновских, но речь не идет о сознательном усвоении им опыта чужеземцев. Мы только определяем тот ряд путевых заметок, в который "просятся" книги американского писателя. Нетрудно заметить, что ряд этот реалистический. Действительно, Марк Твен первым в Америке использовал соединение документальности с беллетризацией. Преобразование факта в художественный образ – один из путей формирования реализма.
После первой книги
"Простаки за границей" он выпустил в 1880 году еще одну –
"Пешком по Европе", написанную по впечатлениям длительной пешеходной
экскурсии, которую он предпринял в обществе друга – хартфордского пастора
Джозефа Твичела. Они путешествовали по Германии, а точнее, по Неккару,
Шварцвальду и Швейцарии. В 1898 году вышла книга, написанная по материалам
путешествия по экватору, которое он предпринял в 1897 году. Все три книги близки по
тематике и построению, но все же различны, потому что каждая связана с новым
этапом в развитии Твена-художника и мыслителя.
В путевых книгах Марка Твена чрезвычайно важен образ рассказчика. Уже в "Простаках за границей" этот образ оказался очень подвижным. Иногда он открыто выражает авторскую точку зрения, иногда рассказчик прячется за маской простодушного "простака", который, в свою очередь, совсем неоднозначен: то разделяет общие предрассудки и взгляды путешественников-обывателей, то проявляет народный здравый смысл и склонность доверять лишь собственным глазам. Такая смена масок привносит в повествование динамичность, ведет к столкновению разных подходов, мнений, создает полемическую ситуацию.
Твен считал, что "чужеземец может сфотографировать внешность нации", но не может изобразить ее внутренний мир. Поэтому он не стремился к оценкам социальной системы, национального характера и даже, как теперь принято говорить, менталитета. И все же отдельные черточки поведения бывают схвачены им, что называется, на лету. В книге "Пешком по Европе" даны яркие и свежие картины великолепной природы, много любопытных бытовых сценок и метких наблюдений за нравами местных жителей.
Пишет ли Твен о фанатичной секте тугов в Индии, или о каледонцах Австралии, или о бурах Южной Африки, он не склоняется ни к их безудержному восхвалению, ни к очернению. Твен стремится постичь человеческую природу и приходит к заключению, что у туземца она столь же двойственна и противоречива, как у "старшего белого брата".
Колонизаторы уверены, что формулу "мир создан для человека" следует уточнить: "мир создан для белого человека". Твен напоминает, что две трети человеческого рода – представители цветных рас. "В моем представлении цветной так же уважаем, как и другой человек; между ними нет никакого существенного отличия, кроме физического строения". "Есть только одна примечательная разница между средним цивилизованным человеком и средним дикарем: первый позолочен, второй – раскрашен", – пишет он в дневнике.
Твен предложил американцам реалистическую точку зрения на мир. Сам он считал, что путешествия позволяют человеку шире мыслить, избавляют от национальной замкнутости и националистического чванства. "Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности, вот почему они так остро необходимы многим и многим у нас в Америке. Тот, кто весь свой век прозябает в одном каком-нибудь уголке мира, никогда не научится терпимости, не сумеет широко и здраво смотреть на жизнь". Наблюдая сейчас толпы американских, немецких, японских туристов в различных уголках Европы, свидетельствуем: голос Марка Твена был услышан.