ЮЛИАН ТУВИМ: ОТ ПРАВДЫ СЛОВА К ПРАВДЕ ЖИЗНИ, ОТ МЕЧТАНИЙ К БОРЬБЕ
Так сложилось, что Юлиан Тувим в основном известен как выдающийся детский поэт (несмотря на то, что написал всего 50 детских стихотворений в период с 1933 по 1939 гг.), тонкий лирик, мастер сатирического жанра, и совсем немногие знают его как талантливого драматурга, острого публициста, популяризатора науки, высокопрофессионального переводчика, особенно с русского языка.
"Окно в неведомое" - так называл поэзию польский поэт Юлиан Тувим (13.09.1894 - 27.12.1953), 110-я годовщина со дня рождения которого недавно отмечалась прогрессивной общественностью. Этот удивительный по увлеченности и разносторонности человек обладал драгоценным даром, присущим обычно детям. Он умел удивляться. Этот особый дар был неотъемлемой частицей его таланта.
Суть поэзии Тувима - это мужество познания, вера в творческую энергию человека и преобразующую силу искусства как средства движения от явления к смыслу, от очевидного к сущностному.
Юлиан Тувим родился в Лодзи, в городе дымных труб и узких улиц, самодовольных фабрикантов и бастующих рабочих. Будущий поэт воспитывался в семье банковского служащего (отец работал бухгалтером), в среде с определенными культурными устремлениями, порождающими тягу к знаниям, но чуждающейся политики. Жизнь семьи была "в меру обеспеченная", хотя порой для этого родителям приходилось прилагать героические усилия. Безусловно, события 1905 года всколыхнули размеренный ход домашней жизни и запечатлелись в сознании 11-летнего Юлека "пламенем, вспыхивающих в толпе красных знамен, голосами рабочих, поющих революционные песни".
Первая его книга вышла в 1918 г. (сборник стихотворений "Подстерегаю бога"), в год создания Польши. Торжественность этого момента отразилась в его творчестве наивными иллюзиями и национальной гордостью. Через несколько лет эти чувства сменяются неудовлетворенностью и мучительными поисками идеала жизни. В последствии польскую литературу 20-х гг. назвали литературой "утраченных иллюзий".
Провозгласив себя эпигоном футуризма, Тувим выступает против лжи и формального порядка вещей. Многие его стихотворения имеют острую социальную направленность. Одобрение его поэзии обывателями было бы для поэта карой. Именно потому, что филистер не выходит за пределы раз и навсегда установленного, знание его о мире нереально, иллюзорно, так как мещанин привык "видеть все отдельно".
"Мещане"
В страшных домишках, в страшных квартирах,
Страшно живется страшным мещанам.
Вьются по стенам копоть и сырость
Ужасом черным, смертным туманом.
С утра долдонят, бормочут, рядят
Про дождь, про цены, про то, про это.
Один походит, другой присядет,
И все - явленья другого света.
Часы проверят, платок в кармане,
Поправят галстук, почистят пятна.
И в мир выходят они, мещане,
В такой округлый, в такой понятный.
Гуляют чинно, хотя бесцельно,
Глядят налево, глядят направо.
И все, что видят, - для них отдельно:
Дом... Стасек... лошадь... забор…канава...
Потом газету берут, как пончик,
Жуют изделье газетной кухни,
Жуют, читают, пока не кончат,
Пока от чтива башка не вспухнет.
И вновь бормочут: что Форд… что пресса…
Война…Россия…доходы…крахи.
Как приведенья в чащобах леса,
Их обступают и мучат страхи.
С башкой распухшей, в слепом угаре
Позабывают, где быль, где небыль.
И под кроватью злодея шарят
И ошалело роняют мебель.
И вновь проверят листки, расписки,
Себя обшарят до самых пяток
И вновь осмотрят родимый, близкий,
Свой, кровный, личный, святой достаток.
Потом молитва: "…отцу и сыну…".
"От мора, глада…спаси нас, сирых…"
И спят, уткнувшись лицом в перину,
В страшных домишках, в страшных квартирах.
В своей поэме "Революция в Германии" (1919 г.) Ю.Тувим едко высмеивает псевдореволюционную возню социал-демократов. Произведение приобретает политический характер. Однако, в этот период подобные сочинения автора были, скорее, исключением для творчества молодого поэта, чем провозглашенным литературным и гражданским кредо. Поэт многие годы настраивал свой слух, чтобы услышать гул всемирных ураганов.
Демократизм творчества Тувима, приближение его поэзии к повседневности, расширение социальной тематики, язык улицы привлекали прогрессивную молодежь, вызывали споры и дискуссии. Поэт бросает клич: "Поэзию - на улицу!" и начинает осуществлять "диктатуру поэтриата". Во второй половине 20-х гг. Тувим вырывается из атмосферы литературных салонов. В сборнике стихотворений "Слова в крови" (1926 г.) поэт впервые заговорил от имени широких масс трудящихся, возмущенных разгулом реакции. Он торжественно принимает на себя миссию поэта "толпы". "Я буду ultimus inter pares - последний среди равных", - писал Тувим, - "охотно я втиснусь в толпу".
В одном из стихотворений поэт поднимает вопрос об отношении искусства к действительности. Поэзия, по мнению Тувима, должна бичевать пороки общества, выйти из сферы "чистого искусства" и найти доступ к простым людям.
"Ваши слова - как салонные моськи,
А мои - взъяренные псы!
Бурлески и арабески бросьте,
Бейте словами, полными злости,
Оставьте все загогулины ваши -
Бейте словами в лбы!"
("Словом в кровь!")
В середине 20-х гг. Ю.Тувим близко знакомится с поэзией Маяковского и делает перевод поэмы "Облако в штанах". Знакомство с творчеством Маяковского потрясло и сильно повлияло на формирование Юлиана Тувима как поэта и как гражданина. Поэзия и революция сливаются для Тувима в единое целое. Характеризуя свои впечатления от произведений Маяковского, Ю.Тувим писал, что каждая строфа у советского поэта - это революция, "рифма - революция, образы - революция. Меня заполнило чувство, что в поэзии случилось что-то огромное по своему значению, художественный перелом". Тувим называл Маяковского "ангелом с кастетом, зажатым в гневном кулаке", "знаменосцем великого события в современной истории".
Не удивительно, что в литературной среде Польши на рубеже 20-30-х гг. Ю.Тувим оказался крайним левым с точки зрения как идей, так и поэтики. Некоторые из его стихотворений уже с конца 20-х гг. распевались рабочими наряду с революционными песнями, хотя по оценке самого Маяковского, которую он дал в это же время, в поэзии Тувима еще в недостаточной степени отражена гражданственность поэта.
В 30-е гг. в Польше усиливается фашизация, шовинизм, антисемитизм и военная истерия. Повседневность становится не только чуждой, но и враждебной:
Передовые польские литераторы, в том числе и Тувим, ответили на эту реакцию усилением мотивов гражданственности, антивоенной направленности, защиты демократии и реализма, более критическим отношением к социальной действительности. В стихотворении "Простому человеку" (1929 г.) Тувим решительно выступает против милитаристских устремлений власть имущих. В одной из буржуазных газет прямо говорилось, что это стихотворение ничем не отличается от любой большевистской агитки.
"Простому человеку"
Когда опять листки, плакаты
Расклеят по столбам заборным,
И слово: "Граждане, солдаты!" -
В глаза ударит шрифтом черным,
И вновь балбес дураковатый
Поверит их призывам вздорным,
Что нужно вновь идти и биться,
Жечь, грабить, рушить, навалиться;
Когда по старому шаблону
Писаки взвоют истерически,
Когда оглохнут все от звона
О "вечном праве историческом",
О славе, рубежах и датах,
О полководцах и солдатах,
О пращурах и о знаменах;
Когда прелаты и раввины
Опять восславят карабины,
Веля во имя божьей славы
Карать врагов своей державы;
Когда расхристанные хамы
Газетные заполнят строчки,
И побегут стадами дамы
Дарить "солдатикам" цветочки,-
Знай, мой дружище неученый,
Знай, почему попал в солдаты:
В набат забили похоронный
Цари и толстые магнаты!
Знай, если эта вражья сила
На бой зовет в порыве яром,
То значит - где-то нефть забила,
Запахло где-нибудь долларом,
В каких-то кассах дело плохо,
В каких-то банках пахнет крахом
Или какой-нибудь пройдоха
Весь хлопок заграбастал махом!
За их дела не стоит биться!
Ткни в землю штык и будь таков!
И от столицы до столицы
Кричи, что крови не пролиться!
Паны! Ищите дураков!
В творчестве Ю.Тувима довольно сильны богоборческие и антиклерикальные мотивы. Он решительно отвергает все, что угнетает волю и унижает достоинство человека. Подвергнув государство, мораль, культуру, религию осмеянию и отрицанию, Тувим поставил себя вне буржуазного общества, средствами искусства ускоряя его гибель, нанося удар по обывательскому сознанию и приближая победу новых социальных отношений. Все больше поэзия для Тувима отождествляется с революцией. Одно из высказываний поэта хорошо характеризует его собственную жизнь: "Революционность бывает врожденной, как талант, и бунтарство, действительно, свойственно таланту". Отвечая эстетствующим оппонентам, он говорил: "Политика - не моя профессия, она функция моей совести и моего темперамента". Ю.Тувим остро чувствовал иступленные поиски буржуазией путей своего спасения в условиях духовного и общественного кризиса в тоталитарной демагогии и фашизме, что с беспощадной ясностью раскрывал перед читателями. В этом отношении поэт говорил, что "государству без идеи я предпочитаю идею без государства".
Захват Польши немецкими фашистами в сентябре 1939 г. вынуждает Ю.Тувима оставить родину на семь долгих лет. Париж - Лиссабон - Рио-де-Жанейро - Нью-Йорк - таковы этапы его скитаний в годы войны. Но где бы он ни был, повсюду он выступает на митингах и собраниях в защиту мира, против войны и фашизма, за поддержку и помощь Советскому Союзу. С 1941 по 1946 гг. Ю.Тувим проживает в США, в стране, которая, по его собственным словам, "непосредственно от эпохи варварства перешла в эпоху декадентства - без того, что обычно бывает по середине и длится множество лет, - без этапа культуры".
Более половины стихотворений этого периода - это сатирические произведения, направленные против оппортунистов, лже-патриотов и вульгарных прагматиков. "Нейтральных нет!" - такова стала литературная и гражданская позиция Ю.Тувима. Так постепенно в творчестве поэта исчезает давнее противостояние искусства и действительности. Человеческий и поэтический опыт Тувима самим ходом исторических событий приводит его к политической поэзии. Поэт по свойству своего характера не умеет стоять "над схваткой", над правдой жизни. К формированию Ю.Тувима как личности и писателя полностью применима некрасовская формула о поэте и гражданине: поэтами рождаются, гражданами становятся.
Ю.Тувим прошел сложный путь от "аполитической художественности" и формалистических экспериментов со словом до высокой гражданственности поэзии, литературно-публицистической и общественной деятельности, направленной на защиту прав трудящихся. Будучи высоконравственной личностью, Ю.Тувим не мог примириться с мыслью, что и в новом обществе народной Польши есть люди, которым выгоднее солгать, чем признать ошибку или осветить реальное положение дел. В течение всех восьми послевоенных лет поэт подвергался шантажу контрреволюционного подполья, угрозам, обвинениям и оскорблениям. Это также усугубляло тяжелое физическое и психологическое состояние писателя и активного общественного деятеля (с 1932 г. Тувим начинает страдать агорафобией (боязнь пространства, открытого места)). Смерть близких друзей угнетающе повлияла на поэта и пошатнула его здоровье. 27 декабря 1953 г. Ю.Тувим умирает от инсульта, преисполненный планов, в расцвете творческих сил. В одном из некрологов о нем написали так: "Он жил двумя страстями: любовью к людям и трудной близостью к искусству".
|