Слово о классовой песне Джо Хилла



Rambler's Top100

 А. Лиховод

Джо Хилл - эмигрант из Скандинавии "Его песни были нашими листовками, когда не было бумаги, денег и типографских станков".

(Элизабет Герли Флинн, "Мятежная девушка" - организатор ИРМ и Компартии США)

"Через год после расстрела в Солт-Лейк-Сити на угольных копях появились новые песни про скэбов и нанятых компанией полицейских - все считали их автором нашего Джо Хилла. Шериф округа напечатал один из куплетов в газете, в доказательство того, что преступник Джо Хилл в действительности жив, и укрывается от закона".

("Большой Билл" Хейвуд, лидер ИРМ)


Всякое революционное движение истории имеет свою особую мелодию, которая не только озвучивает дух преображающего мир времени, но и передает действительное содержание заполняющей его борьбы.

Эти мелодии непросто и перечислить: "Марсельеза" и песня расстрелянных ткачей Лиона, баррикадные гимны европейской революции 1848 года, десятилетия спустя подхваченные Парижской Коммуной, "Варшавянка" и "Дубинушка", песни русских революций и гражданской войны, неудержимые марши эпохи индустриализации и подпольные песни антифашистского сопротивления. Все они являются красками, с помощью которых каждый из нас рисует картину живой жизни этих замечательных эпох, обозначивших вехи в революционном развитии человечества, и его подлинно человеческой культуры. Музыка и тексты "Интернационала" обобщили картину векового классового противостояния, масштабы и задачи грядущей революционной борьбы, десятки горьких песен с комком в горле многомиллионной массы трудящихся рассказали ее трагическую и величественную хронику. Но революционная песня могла и умела жалить, кусать, в полный голос издеваться над своими кровавыми врагами, - можно ли представить себе гражданку без "Яблочка", мексиканскую революцию - без "Кукарачи", Великую отечественную - без фронтовых частушек? Песня сама служит важнейшим инструментом классового сопротивления угнетенного большинства, удобным и универсальным орудием поднимающихся с колен рабочих. Зачастую, она представляет собою первую, зародышевую форму стихийного протеста против хозяйского гнета, затем выступает как могучее организующее средство, побуждающее к бескомпромиссной борьбе, как эмоциональное выражение всех классовых чувств сражающегося пролетариата - его страданий, гнева, боевого запала, радости первых побед и горечи зовущих к мести поражений. Буржуазии труднее всего отнять у рабочих их песни - хозяева жизни, разве что, могут попытаться купить их: что, заметим, весьма неплохо удается сегодня. Но начало нового подъема классовой борьбы будет с неизбежностью озвучено рождением новых революционных песен.

Образ Джо Хилла, созданные им простые песни американских рабочих, выразили в себе все могучее движение пролетариата Соединенных Штатов Америки, - метрополии мирового капитала. Его, ставшее классовой легендой, имя обобщает в себе всю историю организованного протеста рабочего класса США, - в первую очередь, историю борьбы уникальной классовой организации рабочих активистов - профсоюзного объединения "Индустриальные рабочие мира".

Полиция знала его как Джозефа Хиллстрома, а настоящее имя одного из самых видных и опасных для властей "организаторов" ИРМ - Йоэль Эмануэль Хеглунд - было мало известно при жизни рабочего поэта. Уроженец многодетной семьи из шведского городка Евле, он в 1902 году, в двадцатидвухлетнем возрасте эмигрировал в США, - в составе эмигрантской армии подданных дряхлых скандинавских монархий, угнетенных нищетой и хронической безработицей. В США он становится одним из сотен тысяч обычных "работяг Джо", испытав на себе всю тяжесть прессующей человеческую личность капиталистической эксплуатации собственным трудом чернорабочего, докера, батрака, и, наконец, шахтера. Но, словно бы назло этой проклятой жизни, Джо поет, - любовью к песне отличалась вся семья молодого рабочего. Еще не будучи профактивистом, неважно владея английским, Хиллстром-Хилл сочинял шутки, дразнящие и высмеивающие хозяев вместе с послушной им полицией, незаменимые, как соль, в стихийных бунтах рабочих.

В 1910 году, в Калифорнии, он вступил в члены профсоюзной организации "Индустриальных рабочих мира" и вскоре стал секретарем местной организации этого рабочего профсоюза, немедленно подчинив задачам рабочего движения свои песенные способности. Уже на следующий год Джо Хилл написал свое первое классовое стихотворение "Проповедник и раб", а затем его песни начали появляться одна за другой, распространяясь на митингах и забастовках, устно, и на печатных листах - и уже вскоре этот активист "уоббли" приобрел огромную популярность в рабочей среде. Он писал политические стихи, пародии, песенные куплеты на мотивы популярных шлягеров. Эти работы Хилла заполняли периодически обновляемый "Маленький красный песенник" - сборник боевых песен ИРМ. Вся рабочая Америка распевала написанную в поддержку бастующих железнодорожников сатирическую песню "Кейси Джонс - скэб" (скэб - вошь, штрейкбрехер: именно так называли американские рабочие классовых изменников), ставшую, пожалуй, самым известным из его произведений. Джо Хилл был автором не менее популярных гимнов ИРМ - "Рабочие мира, пробуждайтесь!", "Мы споем", и десятков других известных рабочих песен, многие из которых еще при его жизни переводились на немецкий, испанский, русский, идиш и другие языки рабочего мира.

Его песни были оружием классовой пропаганды, и это как нельзя лучше понимали американские власти, вообще без особенных церемоний расправлявшиеся с активистами ИРМ. За короткий пятилетний срок классового творчества Хилла они предприняли не одну попытку уничтожить "поющего активиста", чтобы заткнуть глотку песенному рабочему сопротивлению. И в январе 1914 года, во время пребывания в Солт-Лейк-сити Джо Хилл был арестован по явно сфабрикованному обвинению в убийстве с целью ограбления.

Одна из листовок солидарности с Хиллом Активисты ИРМ и немногие прогрессивные буржуазные демократы США немедленно начали национальную кампанию в защиту Хилла, получившую многочисленные отклики международной поддержки. Однако в это же самое время ИРМ - единственная политическая сила в тогдашней Америке, выступившая с решительным протестом против разгорающейся мировой империалистической войны, - была поставлена вне закона, как "непатриотичная" организация, и эта рабочая поддержка знаменитому политзаключенному была подавлена буржуазией. Сам Хилл понимал, что он обречен оказаться на расстрельном плацу штата Юта. Он продолжает работать в заключении, и создает новые песни "для будущих поколений рабочих бунтовщиков": в том числе, известный марш "Мятежная девушка", посвященный Элизабет Г. Флинн, и знаменитую песенку "Долог путь до миски супа", которая годы спустя, во время Великой Депрессии 1929 года, станет гимном многомиллионной Лиги американских безработных.

За несколько часов до казни Джо Хилл написал свое последнее, короткое стихотворение, впоследствии получившее всемирную известность как "Завещание Хилла":

Завещание Джона Хилла

О завещанье ль думать мне!
Ведь нечего делить родне.
К чему ее печальный вздох?
"К камням лавин не липнет мох".
А тело - был бы выбор мой -
Я сжег бы в пепел огневой,
Чтоб ветры весело в полях
Развеяли цветам мой прах,
Чтоб увядающий цветок
Опять воскреснуть к жизни мог.
Вот все, о чем бы я просил.
Желаю счастья вам,
Джо Хилл.

Похороны Джо Хилла Он был расстрелян 19 ноября 1915 года, отправив за день до гибели телеграмму на имя руководителя ИРМ Билла Хейвуда: "Прощай, Билл! Я умираю как настоящий повстанец. Не тратьте время на скорбь. Организуйтесь". Последние слова этой предсмертной записки доныне остаются одним из самым популярных боевых лозунгов рабочего класса США.

Профсоюзные активисты пели куплеты "Кейси-Джонса" и всемирный гимн "уоббли" в Сиэттле 1999 года, на первой получившей по-настоящему мировое значение акции антиглобалистского протеста. Думается, это был лучший реквием по замечательному рабочему поэту - классовая песня по-прежнему продолжает оказывать свое организующее воздействие на поднимающиеся рабочие массы.

Вот, пожалуй, и все, что сегодня нужно сказать словом о классовой песне Джо Хилла. А еще лучше - самому запеть ее на языках рабочего класса своей страны.