"Вопросы
литературы", №1, 2001
ВИКТОР ШКЛОВСКИЙ:
«МЫ ВИДИМ МИР
МОНТАЖНО...»
Я приехал на дачу к Виктору Шкловскому в 1975 году, чтобы взять
у него интервью для журнала «Декоративное искусство СССР» на тему
«Мир вещей и литература». Как только Виктор Борисович понял, чего
именно я от него хочу, он сразу же начал длинный, без пауз,
монолог на все темы сразу: об остранении у Толстого, об отличии
сюжета от фабулы, о монтажном восприятии мира. Похоже было, что
Шкловский пытается имитировать знаменитую пародию на него
Александра Архангельского: «Я пишу сидя. Для того чтобы сесть,
надо согнуть ноги в коленях. Садятся и на извозчика...» Минут
через пять я решился перебить его:
— Простите, Виктор
Борисович, вы не возражаете, если я включу магнитофон?
— Это
надо было сделать давно, — строго ответил
Шкловский.
Публикуемый ниже отрывок — это то, что мы с
редактором выбрали для публикации из этого замечательного
полуторачасового монолога. Сейчас уже не помню почему, но интервью
так никогда и не было опубликовано.
— Как-то ко мне пришел человек с лицом плоским, как подушка. Он
должен был сдавать мне зачет. Уши у него были на одном уровне с
носом, даже немного ближе. Я говорю: «Кто вы?» — «Я первый и
последний писатель горной страны», — я уже сейчас забыл, какой
именно. «Я уже перевел на свой язык всех классиков и собрал все
пословицы. Кроме того, на моем языке говорят только женщины —
мужчины уже говорят на другом». Я сказал: «Достаточно. Я вам
поставлю зачет». Он сказал: «Нет. Я написал работу». И дает мне
крохотную работку «Обои у Достоевского».
Это была блистательная
работа! (А я даже не помню его фамилии.) Самое замечательное —
описание обоев у Раскольникова. Достоевский подробно описывает
рисунок и в скобках пишет: «желтые». Это выглядит, как если бы он
говорил: — Отвяжитесь! Некогда!
Поэтому это «желтые» в ваше
сознание — ВЛЕЗАЕТ.
Теперь. Античная литература описывает
пейзаж как нарисованный. Такой же условный пейзаж у Боккаччо в
«Декамероне». У Дарвина в автобиографии есть место, как он молодым
человеком поехал собирать окаменелости. Он подробно описывает
долину и говорит: «Я мог бы сказать просто — долина ледникового
происхождения, но поскольку тогда не знал, что это такое, я ее
такой не видел».
Для того чтобы видеть, надо знать. Мы видим
мир монтажно, составляя его из известных нам кусков, искусственно
обработанных. Это мое предположение.
— Виктор Борисович, а что
знает о вещах и видит в них современная советская литература?
—
Ничего интересного. Возьмите Катаева. Он любит вещи. Он знает, как
надо обращаться с ботинками, чтобы они выглядели как новые. А вещи
не должны быть нахально-новыми. Ботинки надо носить и не замечать
их.
Сейчас происходит что-то ненормальное. Мы завалены вещами.
В Швейцарии давно не были? Там, чтобы выбросить машину, нужно
оплатить место на свалке. У нас пока это не в таких масштабах, но
суть та же. И долго так продолжаться не сможет. Мир стошнит от
вещей!
— Хорошо бы. А если нет?
— Уверяю вас, что стошнит. Я
уже вижу судорожные движения его горла.
— Виктор Борисович, вы
говорите, что вещей замечать не надо. А замечаете ли вы, что
сидите в прекрасном старинном кресле?
— Да это же Чиппендейль!
Оно сделано из настоящего корабельного тиса. Когда хороший корабль
отживал свой век, его разбирали и резали из него мебель. В хорошем
английском обществе всегда знали, из какого корабля сделан стул.
Каждый стул имел свою биографию. Поэтому и не ломался.
Вам не
приходилось жить в английской квартире? А мне приходилось. Это
очень удобно. Алюминий, стекло, бетон — это все они оставляют для
офисов. А в квартире только те вещи, которые удобны. И никакого
подбора в один стиль.
— А как к вам попало это кресло?
— Я
его купил в комиссионном магазине. Эти дураки не понимали его
цены. На следующий день ко мне прибежали с «Мосфильма» и умоляли
продать им. Я отказался.
— Почему?
— Это же варвары!
Посмотрите, какой они сделали интерьер у Пушкина. Все наврано.
Публикация В. ПАПЕРНОГО.
США, г. Лос-Анджелес