Rambler's Top100
rax.ru
ЖУРНАЛЬНЫЙ ЗАЛЭлектронная библиотека современных литературных журналов России

РЖ
Специальный проект: «Журнальный зал» в «Русском Журнале»
 Последнее обновление: 28.06.2003 / 05:47 Обратная связь: zhz@russ.ru 




Новые поступления Журналы Авторы Обозрения О проекте

Журналы: 
Арион
Вестник Европы
Волга
Вопросы литературы
Дружба Народов
Звезда
Знамя
Иностранная литература
Континент
Критическая Масса
Логос
Нева
Неприкосновенный запас
НЛО
Новая Русская Книга
Новая Юность
Новый Журнал
Новый ЛИК
Новый Мир
Октябрь
Отечественные записки
Старое литературное обозрение
УРАЛ
Уральская новь

Проекты: 
Академия русской современной словесности
Страница Литературной премии им. Ю.Казакова
Страница Литературной премии И.П.Белкина
Страница Премии Андрея Белого
Страница премии "Национальный бестселлер"
Страница Юрия Карабчиевского

Cсылки: 
Русский Журнал
Интеллектуальный Форум
Круг Чтения
Электронные Библиотеки
Журнал "Простор"
"Солнечное сплетение"
"Дирижабль"
"Пролог"




"Вопросы литературы", №1, 2001

ВИКТОР ШКЛОВСКИЙ:

«МЫ ВИДИМ МИР МОНТАЖНО...»

Я приехал на дачу к Виктору Шкловскому в 1975 году, чтобы взять у него интервью для журнала «Декоративное искусство СССР» на тему «Мир вещей и литература». Как только Виктор Борисович понял, чего именно я от него хочу, он сразу же начал длинный, без пауз, монолог на все темы сразу: об остранении у Толстого, об отличии сюжета от фабулы, о монтажном восприятии мира. Похоже было, что Шкловский пытается имитировать знаменитую пародию на него Александра Архангельского: «Я пишу сидя. Для того чтобы сесть, надо согнуть ноги в коленях. Садятся и на извозчика...» Минут через пять я решился перебить его:
— Простите, Виктор Борисович, вы не возражаете, если я включу магнитофон?
— Это надо было сделать давно, — строго ответил Шкловский.
Публикуемый ниже отрывок — это то, что мы с редактором выбрали для публикации из этого замечательного полуторачасового монолога. Сейчас уже не помню почему, но интервью так никогда и не было опубликовано.

— Как-то ко мне пришел человек с лицом плоским, как подушка. Он должен был сдавать мне зачет. Уши у него были на одном уровне с носом, даже немного ближе. Я говорю: «Кто вы?» — «Я первый и последний писатель горной страны», — я уже сейчас забыл, какой именно. «Я уже перевел на свой язык всех классиков и собрал все пословицы. Кроме того, на моем языке говорят только женщины — мужчины уже говорят на другом». Я сказал: «Достаточно. Я вам поставлю зачет». Он сказал: «Нет. Я написал работу». И дает мне крохотную работку «Обои у Достоевского».
Это была блистательная работа! (А я даже не помню его фамилии.) Самое замечательное — описание обоев у Раскольникова. Достоевский подробно описывает рисунок и в скобках пишет: «желтые». Это выглядит, как если бы он говорил: — Отвяжитесь! Некогда!
Поэтому это «желтые» в ваше сознание — ВЛЕЗАЕТ.
Теперь. Античная литература описывает пейзаж как нарисованный. Такой же условный пейзаж у Боккаччо в «Декамероне». У Дарвина в автобиографии есть место, как он молодым человеком поехал собирать окаменелости. Он подробно описывает долину и говорит: «Я мог бы сказать просто — долина ледникового происхождения, но поскольку тогда не знал, что это такое, я ее такой не видел».
Для того чтобы видеть, надо знать. Мы видим мир монтажно, составляя его из известных нам кусков, искусственно обработанных. Это мое предположение.
— Виктор Борисович, а что знает о вещах и видит в них современная советская литература?
— Ничего интересного. Возьмите Катаева. Он любит вещи. Он знает, как надо обращаться с ботинками, чтобы они выглядели как новые. А вещи не должны быть нахально-новыми. Ботинки надо носить и не замечать их.
Сейчас происходит что-то ненормальное. Мы завалены вещами. В Швейцарии давно не были? Там, чтобы выбросить машину, нужно оплатить место на свалке. У нас пока это не в таких масштабах, но суть та же. И долго так продолжаться не сможет. Мир стошнит от вещей!
— Хорошо бы. А если нет?
— Уверяю вас, что стошнит. Я уже вижу судорожные движения его горла.
— Виктор Борисович, вы говорите, что вещей замечать не надо. А замечаете ли вы, что сидите в прекрасном старинном кресле?
— Да это же Чиппендейль! Оно сделано из настоящего корабельного тиса. Когда хороший корабль отживал свой век, его разбирали и резали из него мебель. В хорошем английском обществе всегда знали, из какого корабля сделан стул. Каждый стул имел свою биографию. Поэтому и не ломался.
Вам не приходилось жить в английской квартире? А мне приходилось. Это очень удобно. Алюминий, стекло, бетон — это все они оставляют для офисов. А в квартире только те вещи, которые удобны. И никакого подбора в один стиль.
— А как к вам попало это кресло?
— Я его купил в комиссионном магазине. Эти дураки не понимали его цены. На следующий день ко мне прибежали с «Мосфильма» и умоляли продать им. Я отказался.
— Почему?
— Это же варвары! Посмотрите, какой они сделали интерьер у Пушкина. Все наврано.

Публикация В. ПАПЕРНОГО.

США, г. Лос-Анджелес

 










Be number one counter
Яндекс цитирования
Rambler's Top100

rax.ru