СЕГОДНЯ 

Восход солнца 04:47
Заход солнца 22:11 Rambler's Top100

Банк Возрождение. Магаданский филиал

10 октября 2004 г. - ВЫБОРЫ МЭРА ГОРОДА МАГАДАНА

наш город

справочная

бизнес

отдых

объявления

  ПОИСК расширенный поиск

Сделать стартовой Добавить в избранное Карта сервера 

.:: ОБНОВЛЕНИЕ  


последнее обновление
09:50 08.08.2004

.:: НОВОСТИ  


новости из мэрии

оперативные сводки УВД

золотые новости промсезона

рыбные новости "путина 2004"

новости ДФО

народные новости

летопись сервера

фото дня

 

.:: НАШ СЕРВЕР  


наш город
история города и края
гулаг - колыма
местная власть, политика
кто есть кто...top
 справочная
обзор магаданской прессы
законодательство
 телепрограмма
 отдых, досуг
 телефоны
магадан on-linе, ссылки
 галерея славы
колымская литература
 фотоальбом
события - август
консультации ЗАГСА
 

.:: БИЗНЕС. ФИНАНСЫ  


экономическая зона
инвестиционный профиль
 банковские услуги
бизнес-справочник
 торг-информ
 интернет-услуги
 реклама на сервере, услуги
 

.:: ОБЩЕНИЕ  


задай вопрос мэру

наш чат.kolyma.ru

магаданский icq-лист

форум

служба знакомств

гостевая книга

сообщение на пейджер "Мобил Телеком"

 

.:: АРХИВ ИЮЛЬ  


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
 

   

 

.:: СТАТИСТИКА


Каталог ресурсов Сибири
Рейтинг.Сопка.Net
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ. РОМАН "ТЕРРИТОРИЯ"

в раздел "Магаданская литература"

 
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

 
  "Тайна любимого рассказа О.Куваева" (В.Иванов. кандидат филологических наук)
  "К проблеме исследования стиля романа О.Куваева "Территория" (В.Иванов)
  "Тема золота в романе О.Куваева "Территория" (В.Иванов)

 

  ТАЙНА ЛЮБИМОГО РАССКАЗА О.КУВАЕВА


в раздел "Магаданская литература"
 

Владислав Иванов, кандидат филологических наук

"Раннее творчество О.Куваева...- период духовного и нравственного возмужания писателя, формирования его личности, становления художественного метода" (4. 259), - писал Ю.Шпрыгов.

Раннее творчество стало не только идейно-эстетической основой для произведений зрелого периода и своеобразной духовной базой для самого автора. Текстологический анализ позволяет утверждать, что "поздний" Куваев активно использовал фактический материал своих первых сочинений. По нашему мнению, рассказ "Через триста лет после радуги", который прозаик определил как лучший из всего, написанного им , можно считать произведением, идейно-тематический материал которого стал одной из основ романа "Правила бегства".

Рассказ "Через триста лет после радуги" был написан, когда Куваев работал в Северо-Восточном комплексном научно-исследовательском институте ДВО РАН. Летом 1964 года геофизический отряд под его руководством выполнял замеры в Нижнеколымской низменности. Впечатления от работы и от людей (среди которых были и бичи), с которыми ему пришлось познакомиться, легли в основу повествования.

Материалы личной переписки О.Куваева, обнаруженные нами в архиве писателя, свидетельствуют: он неоднократно предполагал развить в "объемных прозаических формах" тему рассказа, особое внимание уделить художественной разработке проблемы спившегося человека, бича, проанализировать "бичизм" как социальное явление.

"Пьянство, - размышлял прозаик, - это проявление двойственной сущности человека: человека-бога и человека-скота… вот, о чём бы написать..." Уже тогда эта тема очень интересовала писателя. Мотив алкоголизма, пьянства должен был выполнить трагическую функцию в раскрытии характеров действующих лиц произведения. Замысел начал "разрастаться"…

Рассказ и роман объединяют многие фактические аналогии и текстуальные соответствия. Во-первых, заголовки произведений - это своего рода художественные находки сочинителя: названия-загадки, заставляющие вдуматься, как бы пригашающие к глубокому размышлению. Во-вторых, в рассказе созданы образы героев Северьяна, Поручика, Михи. В романе они появляются, но уже называются прямо - бичи. В 1975 г. Куваев смог назвать их так, чего ранее не пропустила бы "цензура" при издании рассказа. Возможно, роман "Правила бегства" длительное время не публиковался (до 80-го года, когда в Магаданском книжном издательстве произведение все-таки было напечатано, в центральных издательствах и редакциях роман "не проходил") потому, что слишком вызывающе раскрыл Куваев социальные проблемы и проблему личности.

В-третьих, резюмирующая идея рассказа - ("В это время ты чувствуешь себя частью тесного мира, где ты отвечаешь за все и за всех, а все за тебя, что бы там ни стряслось вчера или завтра" (1. С. 68)) - развита в романе как идея-призыв художника к проявлению сочувствия, сострадания, понимания психологический проблемы человека пьющего, лишившегося семьи, постоянной работы, дома, но не опустившегося "до конца", не потерявшего ещё ориентиры нравственности.

В-четвертых, в рассказе описывается история о казаках-землепроходцах, освоителях Севера. В романе один из героев, рассказывая о первопроходцах, называет их голытьбой, рванью, сравнивая их с собою. Социально-психологический аспект проблемы "бичизма" приобретает в романе историко-культурный и философский оттенок. Символическое значение "радуги" как вневременной связи эпох контекстуально усилено в романе сформулированными "правилами бегства".

В-пятых, идейно близки экспозиционные отрывки произведений. Начало рассказа - это философско-психологические размышления автора о памяти: "Законы человеческих поступков сложны, ещё сложнее законы памяти. Обычная житейская память почти не подчиняется логике. Можно забыть важные подробности собственной жизни и хорошо помнить гудок электрички, услышанный когда-то ночью. Из разрозненных мелочей возникает неуловимый аромат прошедших времен. Именно он помнится всегда ясно и точно…" (1. С.48) Роман "Правила бегства" начинается с пространного описания профессии бродячего фотографа, человека, который "сохраняет память", то есть, по логике автора, результаты труда которого не позволяют людям разорвать в сознании единство: реальный человек - его анкетный двойник.

Завершающие эти размышления "правила бегства":

1. Убегая, оглянись на то, что оставил;
2. Если не нравится то, что тебя окружает, если ты решил изменить жизнь - дорасти до своего идеализированного бумажного двойника; (2. С.289-290) -
подтверждают наше предположение об идейной аналогии начал произведений. Очевидно, речь идет о той же подчиненности человека законам памяти, что и в "раннем" сочинении. Кстати, в рассказе в авторском философском отступлении о "казусах жизни" читатель знакомится с предприятием "Сапожник-фотограф", единственный сотрудник которого "перерос" в образ бродячего фотографа в "Правилах бегства".

В-шестых, повествование в рассказе акцентируется на Мельпомене. У этого литературного героя был реальный прототип - рыбак, бывший юрист П.С.Щеласов, в избушке которого останавливался летом 1964 г. геофизик О.Куваев . В рассказе это - "странный человек", в настоящем времени описания (в этом произведении несколько смещенных временных пластов, эту схему сочинения писатель впоследствии использовал и в романе) отменный рыбак. У него "дурацкое прозвище", которым наделили его слабо разбирающиеся в античных преданиях бичи, перепутавшие Мельпомену с Фемидой. Один из героев, циник-радист полярной авиации (кстати, появляющийся позже как персонаж в романе), едко замечает: "Мельпомен - служитель муз!" (1. С. 51).

"Давно хотел сообщить, чтобы вы не страдали бессонницей. Я юрист. Адвокат, прокурор и даже бывший судья. Но многие годы назад я испугался сложного трио: человек-закон-справедливость, так как не верил в свой ум, но очень любил людей. Закон не может быть добр к преступнику, адвокат обязан быть добр, ибо он взял на себя защиту, судья же несет тяжкое бремя ответственности перед человеком и государством. Я убежден, юристом надо родиться, я не родимся им, и честно стал рыбаком. Я хороший рыбак. Так говорят в совхозе…<Прозвище> дано по ошибке…Кто-то перепутал Мельпомену с Фемидой. Я же юрист - значит, из клана Фемиды, а прилипло ко мне Мельпомен"(1. С. 67),- говорит Мельпомен в рассказе.

В романе "Правила бегства" также обнаруживаем Мельпомена, причем такого, какой вобрал в себя все характеристики "раннего Мельпомена". Но герой не скопирован. Он "расширен", "дополнен", вовлечен в целый ряд эпизодов (даже каких-то загадочных, фатальных, как, например, с таинственным братом Саяпиным) и ситуаций, чего не было в рассказе.

Известна требовательность О.Куваева к слову, жесткий отбор сюжетов для произведений. Уловив, по его мнению, очень важную мысль, разработав замечательную фабулу и "одежду образов", О.Куваев в 1964 году, видимо, не смог (в силу недостатка писательского опыта или иных причин) сказать все, что было задумано, несмотря на высоко оцененный им рассказ "Через триста лет после радуги". В романе "Правила бегства" идеи прозаика о человеке, "который не успел в погоне за дубленками и квартирами", "который хотел жить, но не сумел", получили продолжение, блестяще реализовавшись в философском, психологическом и социальном аспектах.

Таким образом, обнаруженный нами факт позволяет сделать вывод о том, что О.Куваев включил материал своего любимого рассказа "Через триста лет после радуги" в роман "Правила бегства". Следовательно, есть основание считать данный рассказ своеобразной точкой отсчета творческого замысла писателя, который развился в идею написания этого романа. И, вероятно, задачей О.Куваева стала более глубокая, философско-психологическая и социальная разработка проблематики, поднятой в рассказе. Данный факт свидетельствует о духовно-эстетической эволюции О.Куваева.

Литература.
1. Куваев О. Весенняя охота на гусей. Новосибирск, 1968.
2. Куваев О. Правила бегства: Романы. Магадан, 1980.
3. Куваев О. Избранное: В 2 т. М., 1988.
4. Шпрыгов Ю. Молодость Дальнего Севера: Чукотка в советской художественной прозе. М., 1984.
5. Материалы архива писателя О.Куваева, хранящегося в г.Болшево, Московской области, у сестры писателя Г. Куваевой.

Владислав Иванов, кандидат филологических наук


вверх

 
 

карта сервера

о проекте

чат.kolyma.ru

реклама

письмо нам

 
 

Наша техническая поддержка

© Студия "Видеограф" 2000-2001.
При полном или частичном использовании материалов, ссылка на "колыма.RU" обязательна.
e-mail: tvormag@mail.ru. ICQ 65503543

Техническая поддержка компании провайдер "MagNet"