Источник |
Илья Ильф и Евгений Петров. Собрание сочинений в 5 томах. Том 3. |
Издательство |
«Художественная литература». Москва, 1961 |
Ocr, проверка |
Читальный зал |
Я, в общем, не писатель
Позвольте омрачить праздник.
Позвольте явиться на чудные именины советской сатиры не в парадной
толстовке, ниспадающей на визиточные брюки, и не с благополучным приветствием,
выведенным пером «рондо» на куске рисовальной бумаги. Разрешите прибыть в деловых
тапочках, выцветшей голубой майке и замечательных полутеннисных брюках, переделанных
из кальсон.
Конечно, легче всего было бы ограничиться шумными аплодисментами,
переходящими в овацию, но все же разрешите в гром похвал внести любимую сатирическую
ноту.
Дело в следующем. Не очень давно в редакцию явился довольно обыкновенный
человек и предложил свое сотрудничество.
— Я, — сказал он, — в общем, не писатель. В общем, я интеллигент
умственного труда, бывший гимназист, ныне служащий. Но я, видите, женился, и
теперь, вы сами понимаете, мне нужна квартира. А чтобы купить квартиру, мне
нужно укрепить свою материальную базу. Вот я и решился взять на себя литературную
нагрузку: сочинять что-нибудь.
— Это бывает, — заметил редактор, — как раз Гете так и начинал свою
литературную деятельность. Ему нужно было внести пай в РЖСКТ «Веймарский квартирник-жилищник»,
а денег не было. Пришлось ему написать «Фауста».
Посетитель не понял горечи этой реплики. Он даже обрадовался.
— Тем лучше, — сказал он. — Вот и я сочинил несколько юморесок,
афоризмов и анекдотов для укрепления своей материальной базы.
Редактор прочел сочинения бывшего гимназиста и сказал, что все это
очень плохо. Но бедовый гимназист и тут не смутился.
— Я и сам знаю, что плохо.
— Зачем же вы принесли свой товар?
— А почему же не принести? Ведь у вас в журнале известный процент
плохих вещей есть?
— Есть.
— Так вот я решил поставлять вам этот процент.
После такого откровенного заявления отставного гимназиста прогнали.
А случай с процентами забылся, и о нем никто не упоминал.
Между тем хорошо было бы о нем вспомнить сейчас, в юбилейную декаду,
потому что это не маленький, видно, процент плохих произведений, если человек
собирался построить на него квартиру.
Неизвестно, как это произошло, но в сатирико-юмористическом хозяйстве
слишком рано появились традиции. Лучше бы их вовсе не было. Кто-то уже слишком
проворно разложил по полочкам все явления жизни и выработал краткие стандарты,
при помощи коих эти явления нужно бичевать.
Как-то незаметно проник в веселую сатирико-юмористическую семью
злодей-халтуртрегер. Он все знает и все умеет. Он может написать что угодно.
У него есть полный набор литературных отмычек.
Когда-то на железных дорогах существовал трогательный обычай. На
вокзалах вывешивались портреты (анфас и в профиль) особо знаменитых поездных
воров. Таким образом, пассажир вперед знал, с кем ему придется столкнуться на
тернистом железнодорожном пути. И всю дорогу пассажир не выпускал из рук чемодана,
тревожно изучал профили и фасы своих соседей. Он был предупрежден.
О читателе нужно заботиться не меньше, чем о пассажире. Его нужно
предостеречь.
Именно с этой целью здесь дается литературная фотография (анфас
и в профиль) поставщика юмористической трухи и сатирического мусора.
Работа у него несложная. У него есть верный станок-автомат, который
бесперебойно выбрасывает фельетоны, стихи и мелочишки, все одной формы и одного
качества.
А. СТИХОТВОРНЫЙ ФЕЛЬЕТОН НА ВНУТРЕННЮЮ ТЕМУ
Басенка о коопголовотяпах и метрической системе
Сплошь и рядом наблюдается, что в единичных случаях отдельные заведующие
кооплавками, невзирая на указания районных планирующих организаций и неоднократные
выступления общественности и лавочных комиссий, частенько делают попытки плохого
обращения с отдельными потребителями, что выражается в невывешивании прейскурантов
розничных цен на видном месте и нанесении ряда ударов метрическими гирями по
голове единичных членов-пайщиков, внесших полностью до срока новый дифпай. Пора
ударить по таким настроениям, имеющим место среди отдельных коопголовотяпов.
ИЗ ГАЗЕТ
Нет места в кооперативном мире
Головотяпским сим делам.
Не для того создали гири,
Чтоб ими бить по головам.
Б. МЕЛОЧИ (ШУТКИ)
— Солнце село.
— На сколько лет?
— Вечер наступили.
— На кого?
— Отчего у тебя пиджак порван? За гвоздь зацепился?
— Нет. В кооперативе купил.
В. АФОРИЗМЫ И МЫСЛИ
Если римский папа сказал «а», то Лига Наций говорит «б».
Не всякий заведующий имеет казенный автомобиль.
Жить с личной секретаршей — это еще не значит жить в мире с подчиненными.
Какая разница между казенной лошадью и казенным автомобилем? Никакой.
И та и другой частенько в единичных случаях привозят отдельных заведующих на
скамью подсудимых.
Вот все, что есть у владельца литературных отмычек. Вот все его
мысли, его шутки, его сатира на кооперативные дела, его представление о международных
проблемах.
Больше почти ничего у него и нет. Разве только так называемые юмористические
фамилии. Их штук шесть. Дудочкин (совслужащий), Обиралкин (подкулачник), Добывалкин
(плохой кооператор), Помадочкина (несчастная, затравленная машинистка), Канцеляркин
(бюрократ и головотяп), Никишин (положительный тип, появляется в конце фельетона).
Кажется, профиль обозначился полностью. Да и фас виден довольно
отчетливо. Читатель предупрежден.
А теперь, когда в гром похвал внесена родимая сатирическая нота,
можно уже надеть визиточные брюки, нарядиться в парадную толстовку и бархатным
голосом зачитать теплое приветствие, написанное пером «рондо» на куске рисовальной
бумаги.
1932
Я, в общем, не писатель. — Впервые опубликован в журнале «Крокодил»,
1932, № 15–16, под заглавием «Литературная отмычка». Подпись: Ф. Толстоевский.
Это был юбилейный номер журнала, посвященный десятилетию «Крокодила». Под названием:
«Я, в общем, не писатель» впервые вошел в сборник «Как создавался Робинзон»,
«Молодая гвардия», М. 1933,
Печатается по тексту Собрания сочинений в четырех томах, т. III,
«Советский писатель», М. 1939. В этом издании и в сборнике «Как создавался Робинзон»,
«Советский писатель», М. 1935, фельетон ошибочно датируется 1933 годом.
|