По книге Н. Н. Яновский. "Вячеслав Шишков". М.: 1984.
Некоторые исследователи творчества писателя, увлеченные поисками его идейных срывов и ошибок, не заметили, что Вяч. Шишков и в ранних произведениях шел непосредственно от жизни народа, от народной поэзии, от народного слова, он входил в группу тех писателей десятых годов, в творчестве которых преобладал язык песен и сказок, язык простых людей, живущих своим трудом в теснейшем общении с природой. Приглядитесь к его известным произведениям той поры -- "Ванька Хлюст", "Краля" или "Чуйские были", приглядитесь к ныне почти забытым рассказам -- "Злосчастье", "Мильён тыщ" или "Море зеленое"; в каждом из них все внимание отдано человеку труда, в каждом слово народное поет и светится, а язьж писателя, в отличие от книжного или откровенно вычурного языка модернистского искусства, дышит буйной силой первоисточника. (С. 25)
Повесть "Страшный кам" опережала жизнь, так как в ней в свете уже начавшихся революционных изменений говорилось о новом гуманизме, о значении национальной специфики в развитии общества, о жестокости людей друг к другу, не совместимой с идеалами освободительной революции, о религиозной терпимости, ибо лозунг "свобода совести" издавна написан на знамени передовых людей мира. Эта повесть - художественный протест против скоропалительного и примитивного решения религиозных, эстетических, национальных и социальных проблем.
В повести нашли свое место и подлинные события, и предания, и легенды, и преувеличения, порожденные темнотой, страхом перед непонятным, перед суеверием. (С. 58)
Русская литература Алтая
| Алтайские страницы | Издательская
деятельность АГУ