III (продолжение)Он недоверчиво относится к человеческому разуму. Он говорит: -- В башке у человека темный мясной умишко. Над башкой ум Над умом умище. Умишком жить -- носом по земле елозить, хвостом звериным к правде. Умом жить -- на корячки встать, мордой человечьей к правде. Умищем жить -- на ноги подняться, за сегодняшний краешек сегодняшнюю правду взять. Как это, почему? А очень просто Людская правда -- круг на оси крутится, как колесо. Идет колесо -- хватай! А через сто лет другую правду схватишь; а та правда, старая, уж кривдой будет. А колесо крутится, вертится тихо-тихо, и через тыщу лет старая кривда опять в правду обернется. И поймают людишки старую правду-кривду, и снова правдой назовут ее, и за новую кривду-правду большую кровь прольют. Понял? Все на свете крутится, все на свете повторяется: из жизни смерть, из смерти жизнь. А настоящая-то, не межеумочная, не сегодняшняя правда не на колесе скользящем, а на оси незыблемой. Только не дотянешься до той оси, ось ту солнце стережет: глазыньки от света лопнут. Значит, до всамделишной правды человеку и не дойти вовсе, не дадено человеку это. Так мрачно заканчивает он лесную, первобытную философию свою и, чтоб развеять одолевающее меня беспокойное смятение, говорит мне: -- Ну, ладно, голубчик... Ничего... Не желаешь ли, происшествие одно расскажу тебе? Знатнецкий случай был со мной: правда на правду наскочила. Хочешь? Я выразил согласие, и Бакланов, попивая послеобеденный кирпичный чай, начал. |
Назад к домашней странице В. Я. Шишкова
Русская литература Алтая | Алтайские страницы | Издательская деятельность АГУ