НИКОЛАЕВА
ЛЮДМИЛА ВИКТОРОВНА
РАННЯЯ ДРАМАТУРГИЯ М-ГОРЬКОГО В ИСТОРИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ: ПРОБЛЕМА ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЖАНРА ПЬЕС «МЕЩАНЕ», «НА ДНЕ», «ДАЧНИКИ»
Специальность- 10.01.01 «Русская литература»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук /
Самара, 2000
Работа
выполнена в Самарском государственном
университете
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Несмотря на огромную библиотеку горьковедческих работ, проблема жанра пьес Максима Горького в настоящее время остается практически не исследованной. Очевидно, одна из причин тому - нерешенность другой проблемы - восприятия горьковской драматургии. Ведь художник использует арсенал жанровых средств, «чтобы руководить читательским восприятием», система «носителей жанра» одновременно выступает и «системой условностей, мотивирующей читательское восприятие, апеллирующей к здравому смыслу и жизненному опыту читателя, к его художественным нормам и канонам, активизирующей его память и воображение».1
Многие исследователи советского периода, подводя все творчество М.Горького под единый знаменатель «соцреализма», в качестве основной идейно-эстетической доминанты в его произведениях выделяли острый социальный конфликт и политическую тенденциозность, пытаясь на этой основе строить концепцию об особом положении драматурга в отечественной культуре. В итоге «в большинстве исследований драматургия Горького обособляется от драмы рубежа XIX-XX вв., а также от послеоктябрьской русской драматургии. Она оказывается как бы вне тенденций, художественных течений, традиций, творческих поисков» и становится «своеобразным «белым пятном» в литературе XX века». Между тем «феномен Горького» может и должен быть объяснен не только факторами общественно-политического характера. Необходимо понять, что определило судьбу творческого наследия М.Горького в XX веке и с позиции художественного мастерства, чему и должно способствовать исследование проблемы жанрового своеобразия его драматургии.
Цель н задачи данного исследования. Цель работы - исследовать жанровое своеобразие ранней драматургии Максима Горького через изучение истории бытия его пьес «Мещане» (1902), «На дне» (1902), «Дачники» (1904) в научно-критической мысли, в литературно-художественной критике и театральных постановках XX столетия.
В связи с поставленной целью перед автором диссертации возникла необходимость решить следующие, специфические для данного исследования задачи. Прежде всего необходимо исследовать, как развивалась отечествен-
Лейдерман Н,Л. Теоретическая модель жанра // Zagadnenia Rodzajow Literackich. T.XXVI, zeszyt 1(51).-Lodz, 1984. C.19, 17.
" Журчева О.В. Драматургия М.Горького в контексте «новой драмы» рубежа XIX-XX вв. (к постановке проблемы) // Максим Горький и XX век: Горьковские чтения. 1997 год: Материалы международной конференции. Изд-во Нижегородского ун-та. 1998. С.125.
ная наука о Горьком с момента опубликования первых его пьес. (Имеющиеся работы зарубежных ученых не включены в этот обзор, так как в исследуемый период отечественная наука о Горьком развивалась, как правило, изолированно от западных течений.) Такова первая задача исследования. Далее возникает необходимость остановиться подробно на характеристиках времени зарождения ранней драматургии Горького и ставится вторая задача исследования - выяснить факторы, с одной стороны, способствовавшие зарождению и формированию горьковской драматургической поэтики, с другой, формированию стереотипов ее восприятия и истолкования уже в первые годы существования. Исследование интерпретаций жанра горьковских пьес раннего периода в лучших театральных постановках в XX веке становится третьей задачей диссертации.
Итоговой задачей является определение жанрового своеобразия пьес «Мещане», «На дне», «Дачники», способствующее, с одной стороны, выявлению источника множественности их истолкований в XX веке, с другой, определению незыблемого идейно-эстетического ядра этих драм.
Научная новизна. Наиболее эффективным методом решения поставленных цели и задач представляется метод историко-функционального изучения литературного произведения. До сих пор ранняя драматургия Горького не исследовалась в этом русле. В разные годы о пьесах Горького «Мещане», «На дне», «Дачники» в свете оценок их в критике и сценических интерпретациях писали С.Дурылин, Ю.Юзовский, Е.Балатова, А.Смелянский, Г.Гиголов, И.Кузьмичев, В.Иванов, З.Анчиполовский и др. Но одни подчиняли свои работы доказательству какой-либо идеи, другие ограничивали сферу исследований описанием интерпретаций без обращения к проблеме их возникновения. Наконец, третьи стремились оценить не столько художественный потенциал пьес, сколько идейно-содержательное зерно их театральных интерпретаций, что выводило эти работы за рамки литературоведческой науки.
Историко-функциональное изучение литературного произведения ставит принципиально иные задачи. На первый план здесь «выступает тщательное изучение различных интерпретаций смысла художественного произведения в разные периоды его эстетической жизни» с целью «выяснения функциональных притяжений» и связей данного произведения.
Наконец, и сам метод историко-функционального изучения литературного произведения сегодня также нельзя назвать достаточно разработанным. Наконец, практическое его применение до сих пор, как правило, не выходило за границы литературного процесса XIX столетия.
Материал исследования - тексты пьес М.Горького «Мещане», «На дне» и «Дачники», опубликованные в издании: Горький М. Собрание сочине-
Осьмаков Н.В. Историко-функциональное исследование произведений художественного литературы // Русская литература в историко-функциональном освещении. М.: Наука, 1979. С. 11, 25.
ний в 30 тт. Т.6. Пьесы 1901-1906 гг. М.: Гос. изд-во худож. литер., 1950. -558с.
Научные и критические работы, посвященные исследованию пьес «Мещане», «На дне» и «Дачники», а также рецензии на постановки этих драм на сцене отечественных театров.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды по теории драматических жанров Э.Бентли, М.Бахтина, Б.Дземидока, Б.Зингермана, Я.Зунделовича, Н.Лейдермана, Ю.Манна, Д.Николаева, П.Пави, Л.Пинского, И.Рацкого, Н.Рымаря, В.Скобелева; по методу историко-функционального изучения литературного произведения А.Андреева, Ю.Борева, Г.Гадамера, О.Журчевой, Т.Журчевой, МЛечкиной, Н.Осьмакова, М.Храпченко, Э.Финк и др.
Практическая значимость диссертации. Материалы диссертации могут быть использованы в общих курсах по истории русской литературы рубежа XIX-XX вв., при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по творчеству М.Горького в практике вузовского и школьного преподавания. Настоящая работа также может способствовать более глубокой разработке как теории жанров в современном литературоведении, так и метода историко-функционального анализа.
Апробация работы. По итогам работы над диссертацией был представлен доклад на международной конференции «Горьковские чтения» (Нижний Новгород, 26-27 апреля 1997 года). Материалы диссертации послужили основой для выступления на конференции аспирантов и преподавателей кафедры русской и зарубежной литературы в апреле 1998 г. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы СамГУ. По теме диссертации задепонирована одна статья в ИНИОН РАН, вышли две статьи в сборниках «Актуальные проблемы изучения и преподавания литературы в вузе и школе на современном этапе» и «Проблемы изучения литературного процесса XIX-XX вв.».
Структура работы. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения и списка использованной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во ВВЕДЕНИИ определяется актуальность, научная новизна, цели и задачи исследования. Поскольку проблема интерпретации жанра горьковских пьес самым непосредственным образом связана с проблемой их восприятия, особое значение приобретает обоснование метода исследования.
ПЕРВАЯ ГЛАВА «РАННЯЯ ДРАМАТУРГИЯ М.ГОРЬКОГО В ЗЕРКАЛЕ ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИХ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕ-
СКИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ» являет собой попытку дать обзор научно-критических работ о Горьком с точки зрения тенденций (типов) восприятия его драматургии.
Основой для их выделения служат различия:
- в представлениях критиков и ученых о соотношении искусства и жизни, мира художественного и мира реального;
- в подходе ученых к пониманию и истолкованию основных задач искусства;
- в представлениях исследователей о способах решения этих задач.
При анализе исследователь соответственно говорит о теме, идее (проблематике), поэтике произведения.
Автор диссертации считает целесообразным выделить три наиболее очевидных тенденции восприятия ранней драматургии Горького в XX столетии:
- «реалистическое»;
- «этико-психологическое»;
- «символистское».
Гносеологический подход к искусству (т.е. взгляд на искусство как на отражение действительности), доминировавший в XIX веке, стал основой для многих работ «реалистического» направления. В этом случае исследователи и критики стремятся сделать художественное произведение доступным и понятным большинству воспринимающих. Они оперируют, как правило, простой, сформированной предшествующей культурой (в основном, течением критического реализма) техникой. Убеждение, что действием пьес движет стремление автора доказать ту или иную идею, философскую доктрину, дает основание ученым-«реалистам» утверждать, что в своей драматургии Максим Горький отдает предпочтение жанровой разновидности «философской драмы». Среди представителей этого направления - А.Луначарский, С.Балухатый, И.Нович, Е.Тагер, Б.Михайловский, Б.Бялик и др.
При этико-психологическом типе восприятия (к его представителям можно отнести Треплева (С.Смирнова), Ю.Юзовского, Г.Гачева, И.Кузьмичева и др.) внимание исследователя акцентируется не на внешних атрибутах человеческого бытия, а на внутренних мотивах его поведения и поступков - причем как психологического, так и идейного характера. Важнейшей темой для ученых-«этиков» становится проблема нравственного самостояния человека, мало или совсем не волновавшая ученых-«реалистов». Соответственно пьесы воспринимаются как социально-философские драмы или пьесы-притчи, действие которых движется духовным «брожением» персонажей. В финале герои должны прийти к открытию для себя той или иной «правды». «Этико-психологическое» направление, как правило, актуализирует разговоры о трагическом и комическом начале драматургии Горького (в то время как «реалистическое» в большинстве случае характеризует исследуемые пьесы как комедии или драмы).
Третий тип восприятия - «символистский». (Он характеризует работы И.Анненского, Б.Зингермана, В.Мильдона и др.) Его название отсылает к известному художественному течению начала века, хотя в действительности непосредственно из него этот тип восприятия не выводится. (Впрочем, как и «реалистическое» направление не является в данном контексте прямо производным от направления критического реализма.) Но, как и символизм в начале века, он исходит в своей основе из принципа двуединства мира. «Символистский» тип истолкования представляет художественное создание не как отражение существующей реальности, а как ее воссоздание. Действием движет осмысление глобальных проблем бытия. Идея изображения личности с ее сложными душевными переживаниями уходит на второй план. Каждый персонаж признается героем мыслящим - «идеологом». При этом ни одна из представленных точек зрения теперь не может быть признана окончательной, ни один герой не может оказаться единственно «правым». Поэтому у горь-ковских пьес в этом понимании всегда - «открытый финал». Наконец, именно в «символистском» направлении проявляется тенденция трактовать пьесы Горького в русле трагикомического жанра.
Обзор научно-критической литературы о драматургии Горького в свете данных тенденций позволяет утверждать, что при одновременном их сосуществовании на протяжении всего XX столетия все-таки один тип восприятия в каждый исторический период оказывался господствующим. Так, 30-50-е годы - это время «реалистического» подхода, 60-70-е гг. - «этико-психологического», с середины 80-х гг. намечается очевидная тенденция интерпретировать пьесы Горького в «символистском» ключе.
Разумеется, эти тенденции могут быть выявлены на основе изучения бытия не только ранней драматургии Горького или всего его творчества, но также и творчества любого другого писателя. Однако в отношении разных писателей и итоги будут разными, ибо историческое существование художественных произведений «обусловлено не только отношением к ним различных слоев и поколений читателей, но и внутренним свойствами самих творческих созданий». Обоснование данный тезис находит во ВТОРОЙ ГЛАВЕ диссертации «РАННИЕ ПЬЕСЫ М.ГОРЬКОГО В КОНТЕКСТЕ «НОВОЙ ДРАМЫ» РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ. ОСОБЕННОСТИ ИХ ВОСПРИЯТИЯ В ПЕРИОД ВОЗНИКНОВЕНИЯ».
Обнаруживается, что особенности восприятия первых пьес Горького на рубеже столетий обусловлены прежде всего близостью горьковской эстетики «новой драме» рубежа XIX-XX вв. Данное художественное как бы синтезирует художественные принципы натурализма и символизма, что и объясняет
4 Храпченко М.Б. Жизнь в веках. Внутренние свойства и функция литературных произведений // Храпченко М.Б. Собрание сочинений в 4 т. Т.4. Художественное творчество, действительность, человек. М.: Худож. Лит-ра, 1982. С.205.
отчасти возникновение трех тенденций истолкования драматургии Горького в следующие десятилетия. Натурализм представляет мир механическим, несвободным, личность в этом мире - зависимой от обстоятельств и «судьбы», детерминированной социальной средой, воспитанием и др. Однако мощная символическая струя постоянно ставит под сомнение механицистскую силу жизни. Драматургия Горького наследует идеи и принципы «новой драмы» и в то же время стремится уже отойти от них. Продолжающиеся и по сей день попытки истолковывать пьесы Горького то в традициях реалистической школы (например, театра А.Островского) или с точки зрения марксистского учения, то в традициях Чехова и Ибсена, модернистских или постмодернистских течений, с позиций учения Ф.Ницше и т.д. объясняются именно этой близостью. При этом каждый интерпретатор стремился вычленить близкие себе мысли и настроения. В итоге диапазон трактовок первых пьес Горького и в научной мысли и в критике, и в театре оказался чрезвычайно широк.
Влияние как художественных, так и общественно-политических процессов в социокультурной жизни России 1900-х гг. сформировало трагический фон горьковских пьес и особое, ироническое отношение к ней художника. Последнее становится очевидным при обращении к изучению наиболее известных театральных постановок пьес «Мещане», «На дне», «Дачники». Выясняется, что тенденции истолкования драматургии Горького на театральных подмостках отличаются от тенденций литературно-критического и научного их понимания. Если в научи о-критической мысли до недавнего времени господствовало видение драматургии Горького в жанре комедии или драмы, то в театре на протяжении практически всего XX столетия пьесы Горького интерпретировались, как правило, в русле трагикомического жанра.
ТРЕТЬЯ ГЛАВА работы посвящена исследованию литературно-художественного и сценического бытия пьесы М.Горького «МЕЩАНЕ» в XX столетии.
Впервые постановку «Мещан» осуществил Московский Художественный театр (режиссеры - К.Станиславский, В.Немирович-Данченко). В центр постановки были выдвинуты Петр и Татьяна, при этом Петр виделся Станиславскому в чем-то сродни царю Федору - главному герою поставленной в 1898 году исторической драмы А.К.Толстого «Царь Федор Иоаннович». Акцент на страданиях был сделан при разработке сценических версий и стариков Бессеменовых, тогда как Нил предстал грубым, хамоватым машинистом. Все разговоры здесь велись как будто между делом, пространные монологи проговаривались «между прочим»: многочисленные стычки и ссоры, по мнению Станиславского, отнюдь не нарушали будничного, испокон веку заведенного порядка в доме Бессеменовых. Таким образом, «Мещане» в МХТ превратились в горьковский вариант «Дяди Вани» или «Трех сестер» - драму интеллигенции, родившейся в эпоху безвременья и вынужденной терпеть и ждать, испытывая гнет своего времени, гнет общества «страшных людей»
вроде того же Нила. Очевидно, первая пьеса Горького находилась под сильным влиянием чеховской драматургии, но в то же время уже и заметно отличалась от нее. Прямое наложение чеховской эстетики на «Мещан» привело МХТ к неудаче - спектакль сравнительно быстро был исключен из репертуара МХТ. Впрочем, он примечателен как своего рода эксперимент, в ходе которого Горький был «проверен» Чеховым. Дальнейшая история интерпретаций драматургии Горького покажет, что между этими авторами было немало общего.
Показательна и история постановок пьесы А.Диким - в 1937 г. на сцене БДТ и в 1944 г. на сцене Малого театра. И в той, и в той другой сценической версии режиссер обратил критические стрелы против каждого персонажа «Мещан», в том числе и против ставшего уже к тому времени культовым героем Нила, что вызвало резко негативные отклики официальной критики и театральной общественности. В большинстве рецензий жанр постановки обозначался как сатирическая комедия или памфлет. Между тем у критиков осмеиваемые персонажи вызывали также и сочувствие, так как в действительности режиссер интерпретировал «Мещан», используя стиль гротеска. Приемы карикатурности, гиперболизации образов призваны были не столько обнажить отрицательную оценку идейной позиции каждого персонажа, сколько выявить их беспомощность перед лицом созданной ими самими морали.
В русле трагикомического жанра представил свою версию «Мещан» в 1966 г. на сцене БДТ и Г.Товстоногов. Старик Бессеменов - Евгений Лебедев здесь ассоциировался то с королем Лиром, то с Гамлетом. Мотив гамлетовской рефлексии, мучительного «прервалась связь времен» становился в этом спектакле одним из важнейших для понимания центрального конфликта. Однако здравомыслие Нила опрокидывало трагизм постановки, в ряде сцен отчетливо начинали звучать фарсовые ноты. Стиль своего спектакля сам режиссер обозначил как «трагипошлость»: «Во всем здесь трагическое оборачивается пошлым, пошлость приводит к трагедии. Замкнутый круг, в котором мечутся люди, не находя из него выхода».5 Жанр спектакля можно определить как трагифарс. Вслед за Горьким режиссер, с одной стороны, высмеивает «идейную драму» Бессеменова, Татьяны, Петра, с другой, сталкивается с невозможностью разрешить ситуацию их пленения иллюзиями собственного сознания.
Пьеса «НА ДНЕ», исследованию бытия которой на сцене и в критике посвящена ЧЕТВЕРТАЯ ГЛАВА диссертации, чаще трактовалась как драма.
Очевидно, критические отзывы на «Мещан» сыграли свою роль при постановке Художественным театром в 1902 г. новой горьковской пьесы. Когда репетиции «На дне» со Станиславским стали заходить в тупик, Немирович-Данченко предложил актерам отказаться от «реалистической» манеры игры и
' Товстоногов Г. Заговор единомышленников // Театральная жизнь, 1972,№14.С. 11.
10
«просто докладывать роли». Ставилась задача донести до зрителей идею, слово каждого персонажа, его «правду». Стержнем действия становилась Мысль о Человеке. Игровая манера, предложенная Немировичем-Данченко, очевидно, была не идеальной для сценического воплощения «На дне». Неудивительно, что наибольшее число положительных отзывов снискали актеры, отказавшиеся «докладывать роли», сумевшие остаться верными принципам психологического театра. Прежде всего это относится к исполнителю роли Луки - И.Москвину, в сильную зависимость от которого попала идейная направленность спектакля. На фоне персонажа Москвина поблек Сатин -К.Станиславский. Последнее стало одной из причин последовавшего через полгода отречения Горького от собственного произведения. А внешний вид ночлежников, точность их костюмов и обиталища (художник - В.Симов) убеждали зрителей и критиков, что перед ними - социально-бытовая драма.
После 1905-1907 гг. и вплоть до начала 30-х пьесы Горького не входили в число репертуарных. Очевидно, свою роль сыграло не только отношение к Горькому официальных кругов до 1917г., но также и резкий спад революционных настроений после поражения первой русской революции и изменения, происшедшие в массовом сознании в те годы. После Февральской революции и Октябрьского переворота пьесы Горького уже не воспринимаются как современные. Многим они представлялись уже всего лишь как отпечаток прошлого. Изменения начались, когда новым государством была поставлена задача «привлечь» Горького к формированию и утверждению «новой» советской культуры и идеологии. В 30-х гг. интенсивное развитие горьковедения дало толчок к формированию ряда стереотипов восприятия его творчества, доживших до настоящего времени. В истории восприятия и интерпретаций драмы «На дне» как знаковой пьесы советской культуры эти стереотипы сыграли особую роль. Авторитет МХАТовскоЙ постановки был поднят столь высоко, что вплоть до середины 50-х гг. режиссеры не решались отойти от этого канона. Ситуацию изменило лишь наступление «оттепели».
«Первой ласточкой» стал спектакль 1956 г. Ленинградского театра драмы им. А.С.Пушкина. Вопреки трактовке настроениям уже объявленной «оттепели», режиссер Л.Вивьен ставил спектакль почти пессимистический. Ночлежников у него ждал только запой, а поскольку исторический быт здесь играл минимальную роль, не могло быть и речи о том, будто эта безысходность рождена конкретным временем действия пьесы. Однако обескураживающему ощущению неразрешимости и бессмысленности конкретной ситуации театр противопоставил не далекое «светлое будущее» (оно даже не грезилось ночлежникам), а - прочное, уверенное, идущее из глубин дохристианской истории сознание неустранимого трагизма человеческого существования, ставшее основой для философии экзистенциализма. Именно поэтому на авансцену Вивьен выдвинул не Сатина, не Луку, а - Бубнова в исполнении Ю.Толубеева, доказывавшего своей трактовкой роли, что так жить можно.
лишь бы не было еще хуже. Наконец, в новой интерпретации «На дне» поражала духовная мощь каждого из героев, будь то Сатин, Лука, Татарин, Настя или Барон.
Экзистенциальные мотивы, очевидно, явились в драму Горького не извне, а изначально, потенциально существовали в горьковском произведении. В спектаклях 60-80-х гг. они получили новое развитие.
Общим идейным мотивом спектаклей 60-х гг. становится понимание того, что истоки «донного» состояния человека следует искать не столько во внешних обстоятельствах, в вековой неустроенности мира, сколько в самом человеке. «Дно» становилось более тяжкой и явной реальностью, потому что теперь оно было не только «дном» общества, но также - «дном» души. Театры отказываются от этнографических подробностей ночлежной жизни - сце-нография призвана теперь высвобождать сценическое пространство для Мысли. На сцену выходил Сатин «задумавшийся». Вызывающая картинность, позерство, внутренняя дисгармония (то, что критики отмечали как недостаток в игре К.Станиславского в 1902г.) - вот суть Сатина-«шестидесятника». Часто в первых трех актах актеры создавали психологический тип шулера, фразера, пьяницы, а в четвертом - под влиянием последних событий в ночлежке - в Сатине просыпался Мыслитель, абсолютно лишенный внутренней устойчивости и уверенности человека, «знающего правду». Для такого героя необходим был именно положительный Лука - чтобы напомнить о «неумирающем человеческом», возродить в нем фаустово начало. Лука действительно не утешал, а, напротив, стремился пробудить ночлежников к активной жизни.
Таким образом, на протяжении нескольких десятилетий (за исключением жестко идеологизированных 30-40-х гг.) Лука оправдывался театрами. Он помогал поддерживать чеховскую веру в то, что жизнь в силу своей непредсказуемости, может, через сто, может, через двести лет, но все-таки изменится к лучшему. В спектаклях 80-х гг. это ощущение исчезнет.
В трактовке «На дне» А.Эфроса (Театр на Таганке, 1984) основной стала мысль не о «бывших людях», а о людях «заблудших». Режиссер расширяет, распахивает до предела сценическое пространство своего спектакля, чтобы показать ту пустоту, в которой оказались люди, потерявшие не только нравственные ориентиры, но вместе с ними и связи друг с другом. Мысль, возвышавшая Сатина в 60-х, для героя 80-х становится катастрофическим откровением. Оказывается, что все это - о Человеке - он знал, но - забыл. А вспомнить смог только в вихре пьяной болтовни. Распахнутость пространства у Эфроса становилась символом заброшенности человека в мир, его потерянности и одновременно - свободы самоопределения. Лука здесь казался всего лишь иллюзией, выдумкой отчаявшихся людей, и грустная мелодия, звучавшая, как лейтмотив, на протяжении всего спектакля, передавала тоску ночлежников по кому-то неведомому им. Возможно, по Богу. Но если Он в самом деле есть, то отнюдь не здесь, не на «дне». А люди остаются на «дне». И
12
становиться людьми они вынуждены и могут только здесь, на «дне».
Полемизируя с Эфросом, Г.Товстоногов спустя три года в 1987 г. поставил «На дне» на сцене БДТ с очевидными намеками на театр абсурда. Сценическое пространство здесь было сжато, сгущено. Жизнь предстала как череда тщетных попыток наполнить жизнь смыслом, оправдать свое существование. Ночлежники в спектакле БДТ пели песню о солнце, которого не было - вместо него «всходит и заходит» черная дыра на заднике сцены. Как и персонажи известной пьесы С.Беккета, они живут в ожидании своего Годо, но когда Сатин - В.Ивченко с особой экспрессией произносит свои монологи о Человеке (о своем Годо!), выясняется, что слушать его некому. Качнувшаяся лампа высветила только маленького, напуганного Барона. В таком понимание пьеса Горького неожиданно приобретала трагикомическое звучание.
Таким образом, от веры в Человека, в его возможности отечественный театр, осваивая «На дне», приходит к одной из основных мыслей «Мещан» -об иллюзорности, хрупкости той реальности -реальности своего сознания, в которой живет человек. Свое продолжение эта тема получила при истолкованиях в XX веке следующей горьковской пьесы.
История сценических интерпретаций драмы «ДАЧНИКИ» исследуется в ПЯТОЙ ГЛАВЕ диссертации.
Создавая эту пьесу, Горький попытался уйти от ярко выраженного в предшествующих пьесах трагедийного начала и более четко прописать собственную позицию, поэтому в критике начала века «Дачники» действительно не породили тех противоречий и разночтений, что были характерны для «Мещан» и «На дне». Однако агрессивный тон пьесы - следствие ее ярко выраженного фарсового начала - стал одной из причин отказа МХТ ставить «Дачников». Премьера в Драматическом театре В.Комиссаржевской (1904) ознаменовалась скандалом, который. Трагедия героев, воспроизводивших тип чеховских интеллигентов, представленная как фарс, вызвала резко негативную реакции одной части зала и бурные овации другой.
До 60-70-х гг. появление «Дачников» на театральных подмостках ознаменовывалось, как правило, выдвижением на авансцену таких персонажей, как Влас, Марья Львовна, Варвара Басова. Примером может служить первая постановка «Дачников» Б.Бабочкиным в БДТ в 1939 г. Образ Власа в исполнении режиссера представлял здесь оживший серовский портрет Горького. Влас торжествовал у Бабочкина. И все же «сильнейшим местом в спектакле» оказался финальный «парад» уходящих «продолжать жизнь», который должен был напомнить зрителям трагический финал «Трех сестер». Жизнь, обманывающая героев на каждом шагу, в «Дачниках» Б.Бабочкина предстала вдруг в целой череде образов не самых худших людей, вынужденных влачить существование в обществе пошляков, как и они, проигрывая впустую свою
6 Юзовский Ю. Советские актеры в горьковских ролях. М.: Искусство, 1964, С.57.
жизнь.
Спустя два десятилетия развертывание мотива проигрывания жизни вывело на авансцену самого безыдейного из всех персонажей пьесы - инженера Петра Суслова, в роли которого Б.Бабочкин выступил в 1964 г. в новой версии «Дачников» на сцене Малого театра. Такая же метаморфоза с образом Суслова произошла во многих других постановках пьесы в 60-70-е гг.
Г.Товстоногов в спектакле БДТ 1976 г. смотрел на проблему «дачной жизни» жестче и безнадежнее, чем Бабочкин. Если в Малом театре Суслов, Шалимов, Басов составляли все-таки «оппозицию» лучшим людям в лице прекрасной Марьи Львовны, мягкой Варвары Михайловны, воодушевленных Власа, Сони, Двоеточия, то у Товстоногова те же персонажи становились силой, олицетворяющей состояние всего окружающего мира. В БДТ они начинают напоминать марионеток. Самым «кукольным» персонажем оказывался Суслов - О.Борисо8, которого А.Смелянский сравнил с Климом Самгиным.7 Переродить этот мир, стать его искупительной жертвой должна была Варвара Басова, которая воплотила в себе трагическое начало постановки. Таким образом, «Дачники» в БДТ предстали в жанре трагифарса.
Исследование сценической истории ранней драматургии Горького делает очевидным тяготение пьес Горького раннего периода к осмыслению их центрального конфликта в русле трагикомического жанра. Анализу данной тенденции, выявлению ее истоков посвящена ШЕСТАЯ ГЛАВА диссертации «РАННЯЯ ДРАМАТУРГИЯ ГОРЬКОГО В СВЕТЕ ПРОБЛЕМЫ ЖАНРА ТРАГИКОМЕДИИ XX ВЕКА».
Для исследуемых в настоящей работе пьес Горького раннего периода действительно характерен трагикомический конфликт. Здесь утрачивается характерное для трагедии и комедии «восприятие мира как единого целого».8 Развивая свою теорию трагикомедии, англо-американский литературовед Э.Бентли выделяет, во-первых, «трагедию со счастливым концом» (не «предотвращенную трагедию», но «трагедию преодолеваемую»), во-вторых, «комедию с несчастливым концом». Ученые-«реалисты», в сущности, пытались превратить пьесы Горького из «комедий с несчастливым концом» в «трагедии со счастливым концом». Между тем, совершенно очевидно, что «Мещан» и «Дачников» следует отнести к трагикомедии второго типа. Драмы эти начинаются как комедии, которые должны развернуться в жесткую, даже жестокую сатиру. Однако развитие действия неизменно ведет к трагическому разрыву между героями. Наконец, драма «На дне», казалось бы, тяготеющая к чистой драме, под влиянием литературных процессов XX века, также подда-
7 См.: Смелянский А. Наши собеседники, Русская классическая драматургия на сцене советского театра 70-х гг. М.: Искусство, 1981. С.336.
s Рацкий И. Проблема трагикомедии и последние пьесы Шекспира // Театр, 1971, №2. С.108.
9 Бентли Э. Жизнь драмы. М.: Искусство, 1978. С.295-296.
ется трагикомическим истолкованиям.
Трагикомедия в XX веке синтезирует в себе разные «комические возможности». Неслучайно одной из основных разновидностей трагикомедии XX века, особенно в искусстве модернизма, стал трагифарс, соединивший в себе недосягаемые «высоты» трагедии с «безднами» фарса. Из пьес Горького раннего периода к трагифарсу с его агрессивностью наиболее тяготеет пьеса «Дачники».
Попытки писателя уйти от драматического итога собственных размышлений о мире, рационально обосновать возможность изменения «расписания поездов» вновь и вновь возвращали его к мысли об изначальном трагизме человеческого существования. В конце концов писатель понимает, что выход следует искать в радикальном переустройстве прежде всего человеческого сознания. Отсюда особая значимость для него монологов Нила, Сатина, Варвары Михайловны. Положительная или отрицательная оценка персонажей вроде Луки не могла существенно изменить понимания пьесы в целом, потому что мифами своего сознания в пьесах Горького живут все персонажи. Акцент смещается на проблему существования человека, чье представление о мире всегда в той или иной мере - продукт его собственного сознания, что и стало основой возможности истолкования пьес Горького в свете самых разных жанров и направлений XX века - вплоть до «театра абсурда».
Наконец, становится возможным выявление еще одной важной художественной особенности горьковских пьес, определившей наибольшую продуктивность истолкования его пьес в XX веке в «символистском» ключе и поставившей их в один ряд с пьесами Ибсена, Чехова, Шоу, Пиранделло, Брехта и др. Это тенденция к интеллектуализации художественной формы,
В истории отечественной литературы Горький представляет жанр интеллектуальной драмы. Именно этой особенностью объясняется тот факт, что в первые десятилетия советской власти пьесы Буревестника Революции и будущего «основоположника» искусства соцреализма оставались аутсайдерами репертуара отечественного театра: новой публике из крестьян и пролетариев пьесы Горького казались малопонятными, неясными, просто скучными.
Для интеллектуального жанра принципиально неважно, выходит на авансцену положительный герой или отрицательный. Мыслителем предстает каждый. При этом необходимо проводить различие между «многочисленными идеями, которые являются предметом обсуждения» (будь то идеи Нила, Петра, Луки, Марьи Львовны или Суслова) и «одной идеей, которая представляет собой главную идею такой пьесы», и, по словам Э. Бентли, «оказы-
10
вается на поверку совсем не тем, чем она представлялась на первый взгляд».
Пространственно-временные характеристики исследуемых пьес напоминают о правилах «трех единств» классицизма. В действительности концен-
Бентли Э. Жизнь драмы. С.123. 123-124.
трированность художественного времени и пространства понадобились Горькому для создания экспериментальных сюжетов. Наконец, время в интеллек-туализированном жанре постоянно стремится к расширению. Анализ хроно-топа драмы «На дне» не оставляет сомнений, что действие здесь действительно происходит всегда, как бы в вечности. Сюжет пьесы основан на содержащемся в «Откровении Иоанна Богослова» предсказании о Втором пришествии Христа и наступлении Судного дня.
Проведенная работа позволяет сделать ряд выводов, которые и суммируются в ЗАКЛЮЧЕНИИ. Во-первых» это вывод о трагикомической основе пьес «Мещане», «На дне», «Дачники», что подтверждается наличием в них трагикомического конфликта, трагикомического ощущения и трагикомического эффекта, а также анализом субъектной организации, этих пьес, их хро-нотопа, ассоциативного фона, интонационно-речевой структуры. Во-вторых, это вывод о высокой степени интеллектуализированности формы горьковских пьес. Выявленные особенности жанровой природы горьковской драматургии ясно чувствовала на протяжении всего XX века режиссура, к такому же осмыслению драмы Горького приближается сегодня и научно-критическая мысль.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Драма М.Горького «На дне» в периоды кризисного сознания (1902 -1987гг.) // Актуальные проблемы изучения и преподавания литературы в вузе и школе на современном этапе. Материалы XXVI Зональной научно-практической конференции литературоведов Поволжья (4-5 июня 1998 гг.). Пенза - Самара, 1999. С.155-170.
2. Религиозно-мифологические истоки драмы М.Горького «На дне». Рукопись депонирована в ИНИОН РАН 13.07.99 №54826. - 17с.
3. Религиозно-мифологические истоки драмы М.Горького «На дне // Проблемы изучения литературного процесса XIX-XX вв.: Сборник научных статей, посвященный памяти профессора Л.А.Финка. / Сост. - Л.А.Финк, С.А.Голубков, Г.В.Журчева. Самара: изд-во Самарского гос. ун-та, 2000. С.32-45.
ЛП № 020316 от 04.12.96. Подписано в печать 10.05.2000. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Печать оперативная. Объем 1 п.л. Тираж 100 экз. Заказ № ^/4 • Издательство «Самарский университет» УОП СамГУ ПЛД №
67-43 от 19.02. 98.