ВОСПОМИНАНИЯ СОВРЕМЕННИКОВ



| Карта сайта | Содержание | <<< | 2 | >>> | всего 5 |



  

 


Нина Берберова
Идея Шукст-Игнатова

 

1 
Нина Берберова
  


  
  
  "В это время М.И.Цветаева была в зените своего поэтического таланта, жизнь ее
материально была очень трудна и такой осталась до 1939 года, когда она верну-
лась в Россию, одну дочь она потеряла еще в Москве, от голода, другая была с
ней. Сын родился в 1925 году и был убит во Вторую мировую войну.
    В Праге она производила впечатление человека, отодвинувшего свои заботы,
полного творческих выдумок, но человека, не видящего себя, не знающего своих
жизненных  (и женских) возможностей, не созревшего для осознания своих нас-
тоящих и будущих реакций.
    Ее отщепенство, о котором она гениально написала в стихотворении "Ролан-
дов рог", через много лет выдало ее незрелость: отщепенство не есть, как думали
когдато, черта особенности человека, стоящего над другими, отщепенство есть
несчастье человека — и психологическое и онтологическое — человека, недо-
зревшего до умения соединиться с миром, слиться с ним и со своим временем, то
есть с историей и людьми. Ее увлечение Белой Армией было нелепым, оно в
какой-то степени вытекало из ее привязанности к мужу, С.Эфрону, которому она"
обещала" сына — она так и сказала мне: у меня будет сын, я поклялась Сереже,
что я дам ему сына. Несомненно, в Марине Ивановне это отщепенство тем более
было трагично, что с годами ей все более начало хотеться слияния, что ее осо-
бенность постепенно стала тяготить ее, она изживала ее, а на ее месте ничего не
возникало взамен. Она созревала медленно, как большинство русских поэтов на-
шего века (противоположность
веку прошлому), но так и не созрела, быть может,
в последние годы своей жизни поняв, что человек не может годами оставаться
отверженным — и что если это так, то вина в нем, а не в его окружении. Но ее
драма усугублялась тем, что в эмиграции у нее, как у поэта, не было читателей, не
было отклика на то, что она делала, и возможно, что не было друзей по ее росту.
Поэт со своим даром — как горбун с горбом, поэт — на необитаемом острове
или ушедший в катакомбы, поэт в своей  башне (из слоновой кости, из кирпича,
из чего хотите), поэт — на льдине в океане, все эти соблазнительные образы, ко-
торые таят бесплодную и опасную своей мертвенностью романтическую сущ-
ность. Можно вписывать эти образы в бессмертные или просто хорошие стихи,
и кто-то несомненно на них внутренне отзовется, но они будут нести в себе один
из самых коварных элементов поэзии — эскапизм,  который, если и украсит
поэму, то разрушит поэта. Пражское одиночество М.И., ее
Парижское отщепен-
ство могли только привести ее к московской немоте и трагедии в Елабуге. В ней
самой, в характере ее отношения к людям и миру, уже таился этот конец: он пред-
сказан во всех этих строках, где она кричит нам, что она — не такая, как все, что
она гордится, что она не такая, как мы, что она никогда не хотела быть такой, как
мы.
     Она поддавалась старому декадантскому соблазну придумывать себя: поэт-
урод, непризнанный и непонятый; мать своих детей и жена своего мужа, любов-
ница молодого эфеба; человек сказочного прошлого; бард обреченного на гибель
войска; ученик и друг; страстная подруга. Из этих
(и других) "образов личности"
она делала стихи — великие стихи нашего времени. Но она не владела собой, не
строила себя, даже не знала себя (и культивировала это незнание). Она была без-
защитна,  беззаботна и несчастна, окружена "гнездом" и одинока, она находила, и
теряла и ошибалась без конца..."
 


  "М.И. Цветаеву я видела в последний раз на похоронах (или это
была панихида)
кн. С.М.Волконского 31 октября 1937 года. После
службы в церкви на улице
Франсуа Жерар (Волконский был католиком восточного обряда) я вышла на
улицу. Цветаева стояла на тротуаре одна и смотрела на нас полными слез глаза-
ми, постаревшая,
почти седая, простоволосая, сложив руки у груди. Это было
вскоре
после убийства Игнатия Рейсса, в котором был замешан ее муж, С.Я.Эф-
рон. Она стояла как зачумленная, никто к ней не подошел. И я, как все, прошла
мимо нее".

1937


  "Слух прошел, что Цветаева повесилась в Москве 11-го августа."Наше слово"
(или "Новое слово") дало об этом пошлую безграмотную заметку. Перечитывая
недавно ее прозу, я прочла, как она пишет,
что однажды ее кто-то со спины при-
нял за Есенина. И вот вижу их
перед собой: висят и качаются, оба светлоголовые,
в петлях. Слева он, справа она, на одинаковых крюках и веревках, и оба с
льня-
ными волосами, остриженными в скобку. Говорят, что Эфрон расстрелян. Сын
— партийный и, вероятно, на войне. Как тут не
повеситься, если любимая Гер-
мания бьет бомбами по любимой Москве, старые друзья боятся встречаться, в
журналах травят и жрать нечего?".

1942


  Нина Берберова — литературовед, публицист, автор книги "Курсив мой", жена В. Ходасевича.

Оглавление
  

 2
Идея Шукст-Игнатова
 

   
   Цветаева с сыном поселилась в трехкомнатной квартире видного ученого Б.И.
Шукста, уехавшего на север в служебную командировку, поздней осенью 1940 го-
да. Она сняла здесь одну комнату (14 кв.м.) и прожила в ней до самой эвакуации,
то есть до 8 августа 1941 г. 
   "Мы жили на Покровском бульваре дом номер 14/5, угол Малого Вузовского
переулка, квартира 62. Это был так называемый "второй дом Совнаркома", в нем
жили люди, занимавшие видные посты в государстве, — и такие ученые, как мой
отец. В эти годы множество жильцов дома уже были арестованы, на нашей лест-
нице только две квартиры оставались неопечатанными".
    Квартира была трехкомнатная. В большой комнате жила сама Идея — или, как
тогда ее все называли, Ида Шукст, слева — в комнате поменьше — Марина  Ива-
новна Цветаева с сыном Георгием (Муром), справа — супружеская пара, которая
постоянно враждовала с М. И. 
   Однажды М.И. сказала Иде: "У меня свое везенье — продала янтарь и приобре-
ла квартиру". И. Б. поняла это так, что та продавала свои вещи, чтобы снять ком-
нату в их квартире. Она внесла деньги сразу за год вперед.
   Лифтом она никогда не пользовалась, а квартира Шукстов была на шестом
этаже. Вообще не любила никаких машин. Боялась переходить дорогу.
   Какой была Цветаева? Если сказать в целом — смесь гордыни (изредка вдруг всплескивавшей) с полной беспомощностью. 
   Ида ничего поначалу не знала о своей новой соседке. Но однажды как-то взяла
в руки энциклопедию и прочла, что М.И. — поэт, который был известен еще до
революции. Это ее очень удивило.
   Она была очень прямая, роста выше среднего, примерно 163 -165 см. Очень ху-
дая, тонкая, узкая, она выглядела старше своих лет. Почти никогда не улыбалась.
Одета была чаще всего в простую грубошерстую юбку (всю в сборках), черную
блузу. На шее бусы, на руках — скифские браслеты. В облике преобладали муж-
ские черты, вернее мальчишеские, резкие движения. Лицо, напоминавшее про-
фили на римских монетах. С другой стороны, было в лице и что-то будто сканди-
навское. И — ни кровинки, оно казалось восковым. Узкий нос, сухие неподвиж-
ные губы. Никакой косметики. Глаза очень светлые и какие-то беспомощные.
Временами она напоминала большую птицу — движениями. Одежда всегда ак-
куратна, в облике —  неизменная подтянутость. 
    Той Марины, что на давних фотографиях, — с челкой и пышными волосами —
уже не было.
    Характерна для нее была постоянная устремленность куда-то, напряженность,
как у стрелы.
   Мур был высокий, крупный, полноватый. Ходил всегда в вельветовом костюм-
чике, привезенном из Франции, всегда чистенький, обстиранный. М.И. показы-
вала мне фотографии маленького сына, там он курчавый и какой-то весь розо-
вый. Мур казался Иде неоформившимся юнцом, несмотря на свой рост и круп-
ность.
    А М.И. — твердыней. Она была очень строга с сыном, проверяла каждый его
шаг. Однажды Мур очень хотел пойти на день рождения какой-то одноклассни-
цы, но мать ему не разрешила. То ли она боялась, то ли по каким-то другим при-
чинам явно не хотела его сближения "с этими советскими". (Может быть, обере-
гая этих "советских"?)
    Сын никогда не был резким с матерью, грубых тонов от него Ида не слышала
ни разу. Марина очень его любила, но любовь ее никогда не выражалась в ласке. "Мама — отец", — так говорил о ней Мур. Марина крепко держала его в руках.
Никакой мягкости! Повелительные интонации. И множество запретов. Харак-
теры их были явно разномасштабные...
    Ни в какой степени Мур не мог влиять на мать, ни в чем. Может быть, потом
он стал другим, но тогда был перед ней всегда — ребенок, несмотря на свой вы-
сокий рост.
   Странной показалась Иде история со стиральной резинкой. Из Парижа они
привезли много всяких необычных для нас мелочей. В том числе несколько
необычных стиральных резинок, трехслойных. Одну из них Мур взял в школу и потерял. М.И. очень на него рассердилась из-за такого пустяка...
   Разговорчивой М.И. трудно было назвать. Но, конечно, все-таки она разговари-
вала с Идой, а иногда даже что-то как будто в М.И. прорывалось, и она говорила
много, охотно и искренне. Чаще они разговаривали, когда Мур был в школе.
   Она рассказала, как была однажды, в 20-е годы, у Маяковского в РОСТА. При-
шла к нему, а у него на каждом колене — по девчонке. Он встал, поцеловал ей
руку, девчонок расшвырял, как котят. И Марина показала жестом — руки врозь —
"как котят". А с ней он поздоровался очень почтительно.
   Ида училась в той же школе, что и Мур, но она была старше. Зимой 40-41-го
годов Мур был в восьмом классе, а Ида уже в десятом. Сначала это была школа N-167. Потом и Иду, и Мура перевели в другую школу, которая была ближе к до-
му, на углу Покровского бульвара.
   В классе, говорит И.Б., к Муру хорошо относились. Им интересовались девочки.
Он сказал однажды :"Идочка, я совсем не понимаю нашу учительницу французс-
кого языка, когда она говорит по-французски, — вдруг она мне двойку поста-
вит... "(Таково было, видно, прекрасное произношение учительницы, никогда во
Франции не бывшей!)
   Однажды позвонил к ним домой по телефону преподаватель математики из
школы и долго говорил с М.И. Говорил он очень почтительно — наверное, знал,
кто она такая. И вдруг М.И. резко прерывает его и говорит с вызовом: "Ну что ж,
ему математика совсем и не нужна! Я вообще в ней никогда ничего не понимала
и не понимаю однако мои мои друзья не считают вовсе меня из-за этого дурой!"
Видимо, учитель сказал ей что-то о том, что Мур не справляется по его предмету
с программой...
   Она была вся как натянутая струна. Психическое ее состояние было предель-
ным, напряженность невероятной. Внешне она была сдержанной, скрытной — и,
может быть, именно это потом и сказалось.
   Все тяжелое она держала в себе будто за внутренней решеткой, и от этого силь-
нее мог быть срыв — как результат эмоционального, психического истощения.
Когда у них с Муром случались конфликты, М.И. иногда кричала. Она не всегда
могла оставаться уравновешенной. Но когда они ссорились, говорили всегда по-
французски.
   Еда у них была всегда, они не голодали. Но пища была крайне простая. Ели
часто гречку-продел, каша из нее получалась какая-то синеватая, казалось, что ее
трудно было проглотить. Но они оба ели ее по утрам. Иногда М.И. покупала
полуфабрикаты — отбивные котлеты, изредка мясо или куру.
    М.И. постоянно пила кофе, кофейник всегда стоял в кухне на плите. Она гово-
рила :"Гете пил кофе, не переставая, — и у меня такая привычка..."
   Кроме еды, она ничего не покупала. Стирала М.И. не обращая внимания на
праздники, что очень удивляло Иду. Что на Первомай, что на Рождество.
    В их комнате был чудовищный беспорядок. Сама М.И. не придавала этому зна-
чения, но если кто-нибудь приходил к ней, она принимала гостей в комнате Иды,
где было прибрано.
   Ссоры с соседями были из-за уборки в квартире. Ида думала, что М.И. просто
по близорукости не видела пыли и плохо подметала, да и вообще уборки не лю-
била. Они с соседкой старались занять на кухне каждая все четыре конфорки га-
зовой плиты. Но стоило Иде поставить рядом свой чайник, каждая стучала ей в
дверь :"Идочка, у меня как раз освободилась конфорка..."
   Единственная семья, с которой М.И. поддерживала регулярную связь, — семья
Е.Я. Эфрон. М.И. называла сестру своего мужа просто Лилей. Лиля никогда не
бывала у М.И. в гостях, но они почти ежедневно разговаривали по телефону.
    Гости бывали нечасто. То было время, когда от нее все отвернулись, боялись
ее. Она ведь была из-за границы, общаться с ней было опасно. И она еще и дер-
жалась соответственно. Но любое проявление внимания к ее прошлому ее явно
трогало.
    Ида не помнит ни одной женщины в гостях у М.И.
    Но приходил к ней некий мужчина — по делам переводов, кажется, довольно 
часто. Он жил где-то в районе Петровки, там, где церковь, вблизи бульвара. Идея
относила ему однажды какую-то книгу от Марины. Это был высокий человек,
скорее брюнет, лет сорока, как казалось Иде. Ида думает — не Миндлин ли это
был? (Не был ли это скорее Арсений Тарковский?) Если он не заставал Марину,
то проходил в комнату Иды и там ждал. Однажды М.И. надо было что-то писать
или переводить, связанное с Шекспиром, и он сказал: "Приходите, я дам вам эту
книгу..."
   Еще приходил молодой человек, лет двадцати, интеллигентный, она называла
его "мой московский паж". Брюнет, небольшого роста, хорошо одетый. Юноша
выполнял ее поручения, ходил за нее в редакцию и прочее в том же роде. Он был
явно заинтересован в М.И. и ходил к ней не по делам.
    Однажды Марина Ивановна сказала : "Идочка, ко мне приходил Асеев". Это ей,
похоже, льстило.
    В это время Завадский ставил "Бесприданницу". Он принес ей билеты, и она 
пошла на спектакль вместе с Муром. Завадский тогда только что женился на Ула-
новой. М.И. об этом рассказывала Иде, как и о постановке. Ей явно хотелось в
тот раз поделиться впечатлениями, что случалось не так часто. Было видно, что
ей приятно об этом говорить.
    Как-то, еще до начала войны, Марине кто-то прислал много цветов — срезан-
ных и в горшках. М.И. попросила Иду поставить их в свою комнату, прибавив —
как показалось Иде — даже как-то горделиво, что цветы ее совершенно не инте-
ресуют...
    ...Началась война. С этого момента Ида редко ночевала дома. Она работала в
Институте переливания крови и часто оставалась там на ночь, вдвоем с подругой
Таней Соколовской — та жила где-то около Подсосенского переулка. Они вместе
работали в Институте, на Новинском бульваре, упаковывали кровь.
    С началом войны напряжение М.И. заметно усилилось. Она стала еще более
настороженной, закаменевшей. Она говорила Иде: "Вот, в Париже жила — война
была, сюда приехала — тоже..."
    Иде кажется, что Мур вовсе и не дежурил на крыше, не тушил там зажигатель-
ных бомб, — что мать его туда не пускала.
    Однажды бомбежка застала Иду не в Институте, а дома. И потому она оказа-
лась в бомбоубежище вместе с М.И. Убежище было в их доме и соседнем.
    Люди вели себя там по-разному. Кто все время охал, кто спал. А М.И. как села,
так и просидела все время в напряженной позе, прямая, как стрела. Вид ее был
ужасен: руки вцепились в колени, взгляд остекленевший, немигающий. А Мур
был спокоен, даже спал. Идея постаралась больше не ходить в убежище вместе с
М.И., она совершенно не могла тогда смотреть на нее. Нечто патологическое,
кажется Иде, было тогда в ее облике.
    М.И. все боялась, что убьют Мура, — и, видимо, боялась ареста. Боялась подхо-
дить к телефону. Когда он звонил, она вся напрягалась. Ждала, кого зовут, спра-
шивала: зачем?
    Время было такое, что если у кого-то арестовывали домашних, то сами звони-
ли своим знакомым, чтобы предупредить и чтобы те больше не звонили и не
приходили. Чтобы их оградить от тех же переживаний.
    Видно было, что Цветаева все время сдерживается — но никаких взрывов,
никакой разрядки! И напряжение все нарастало, очень мало уже было нужно,
чтобы наступила трагедия.
    Однажды пришел в квартиру управдом. Марина Ивановна как встала у стены в
коридоре, раскинув руки, как бы решившись на все, напряженная до предела, так
и простояла все время, что он был. Он уже ушел, а она все еще так и стояла. А
оказалось, он приходил проверить затемнение, только и всего.
   Окончив школу в июне сорок первого, Ида подала заявление в ИФЛИ. Инсти-
тут эвакуировали в Алма-Ату, а первый курс распустили вообще. Отец приехал
тогда в командировку в Москву. Он собрал дочери рюкзак и отправил в эвакуа-
цию — к мачехе, в Чувашию.(Сам отец жил где-то за Кандалакшей. Потом он
был там арестован и вскоре умер. Родная мать Иды жила в Ленинграде.)
   Марина Ивановна уехала в эвакуацию еще до отъезда Иды, в начале августа.
Она говорила, что ее везут вместе с Союзом писателей в Казань — Пермь —
Елабугу. Но уехали они, когда Иды не было дома, — в этот день она была в ин-
ституте переливания крови.
   В комнате М.И. не осталось никаких вещей. Ида думала, что все забрали с со-
бой.
   Летом 19421 года мачеха Иды ездила в Москву и случайно встретила Мура, —
неясно где. Мур спокойно сказал: "Марина Ивановна повесилась". Жил он тогда,
вероятно, у Лили Эфрон. 

   Ида Шукст — соседка Марины Цветаевой по коммунальной квартире на Пок-
ровском бульваре. Старшеклассница, а затем студентка ИФЛИ.
   Беседу с Идеей Брониславовной Игнатовой, урожденной Шукст, записала в
октябре 1982 года в Сочи скульптор Нина Вельмина, создавшая впоследствии
бюст Марины Цветаевой.

Оглавление
 

   


| Карта сайта | Содержание | <<< | 2 | >>> | всего 5 |



 
   1 Дата явно перепутана. Г.С.Эфрон уехал из Москвы в Ташкент 15 октября 1941
      года.