311
1
На обвинение: — Поэты являются деклассированным элементом! —
надо отвечать утвердительно:
— Да, нашей заслугой является то, что мы УЖЕ деклассированы.
К деклассации естественно стремятся классы и социальные категории. Осознание
класса есть только та лестница, по которой поднимаются к следующей фазе
победного человечества: к единому классу. Есть деклассация в сторону
другого класса — явление регрессивное; есть деклассация в сторону
внеклассовости, базирующейся на более новых формах общества; эта деклассация
— явление прогрессивное. Да, мы деклассированы потому, что мы уже прошли
через период класса и классовой борьбы.
2
Аэроплан летит в воздушном пространстве, оторвавшись от земли.
Земля нужна ему как точка, от которой он отталкивается. Без земли не было бы
полета. Аналогия: искусству быт нужен только как отправная точка. Но
заставьте искусство валандаться в быте, и вы получите прекрасный аэроплан,
который перевозит по земле (некоторые зовут его трамваем).
3
Поспешным шагом создается новое «красное эстетизирование».
Маркизы, пастушки, свирели — каноны сентиментальной эпохи. Машины и сумбур —
эстетические привычки буржуазно-футуристической эпохи. Серп,
молот, мы, толпа, красный, баррикады — такие же атрибуты красного
эстетизирования. Примета зловещая. Фабрикаты штампа. Об аэропланах легко
писать теперь, надо об них было писать до изобретения. Легко сейчас воспевать
серп и молот. Надо было до революции. Эстетизирование не в том, что воспевать
(красивость маркизы не более эстетична, чем красивость баррикад); эстетизирование
в том, что воспеваются внешне модные предметы с внешне модной точки зрения.
4
Упреки — ваше искусство не нужно пролетариату — построены на
основании ошибки с марксистской точки зрения: смешивается пролетариат с
отдельными рабочими. То, что не надо Сидорову или Иванову, может быть, как
раз нужно пролетариату. Если встать на точку зрения: это не нужно
пролетариату потому, что 100 Ивановых это сказали, поведет к выводу, что
пролетариату никакое искусство не нужно: часть рабочих и солдат разорвала
гобелены Зимнего дворца на портянки — следовательно, старое не нужно. Часть
рабочих отозвалась отрицательно о новом искусстве, следовательно, оно тоже не
нужно. То, что нужно пролетариату в 1924 году, выяснится пролетариатом в 2124
году. История учит терпению. Споры в этой области — прогноз гадалки.
5
Протестуете против бытописательства? — Да! За что вы? — За быт!
Разъясняем:
Быт можно фотографировать — точка зрения натуралистов и
«пролетарствующих» поэтов. Быт можно систематизировать — точка зрения
футуристов. Быт надо идеализировать и романтизировать — наша точка зрения.
Мы романтики потому, что мы не протоколисты. Мы наряду с лозунгом: «Борьба за
новый быт» выдвигаем лозунг: «Борьба за новое мироощущение».
6
Работа человека складывается из двух моментов: 1) так называемой
работы (производство), которая служит непосредственной выработке и которую
ограничивают пока 8-ми часовым днем, а потом ограничат и 2-х часовым и 2)
Работы, которая производится беспрестанно в психике (умственная), которую
нельзя ограничить никаким декретом охраны труда, кроме декрета смерти. Помогать
первой работе взялись производственники. Обслуживать вторую — беремся
мы.
7
К спору о том: что поэт такой же человек, как все, или он
избранник? — Арабский скакун такой же конь, как и все извощичьи лошади. Но
почему-то на скачках он бывает впереди других. Кстати: не напоминают ли пролетарствующий «Леф» и
литературные октябристы из «На посту» — потемкинские деревни.
Мы предпочтем даже тундровые мхи Петербургской академии пирамидальным
тополям из войлока и мочалы футуро-коммунэров.
8
Октябрьская революция освободила рабочих и крестьян. Творческое
сознание еще не перешагнуло 61-ый год.
Имажинизм борется за отмену крепостного права сознания и
чувства.
Анатолий Мариенгоф
Вадим Шершвневич
Николай Эрдман
Рюрик Ивнев
Сергей Есенин
Ввиду расхождения с некоторыми выдвигаемыми здесь положениями
под пунктами отсутствует несколько имажинистских подписей.
‹1924›