Аннотация: В сквере
На именинах
Новый год
На похоронах
По обещанию
Домовладелец
17 сентября
Общество для покровительства детям
После заграничных земель
Большие миллионы
Два храбреца
Во время танцев
Торпеда
В аптеке
Налим
Затравкин
В рыбной лавке
H. A. Лейкин
Сцены
Спутники Чехова.Под ред. В. Б. Катаева. М., Изд-во Моск. ун-та, 1982.
Петербургская ранняя весна. Восемь часов вечера, а на дворе еще свет белый. Косое солнце золотит верхушки домов. Смолкает мало-помалу городской шум. Бегут домой гостинодворцы, покончившие торговлю, бегут мастерички, двенадцать часов кряду гнувшие спину за шитьем, по дороге заходят отдохнуть в скверы. Михайловский сквер более других переполнен публикой. По дорожкам шныряют уличные фланеры с папиросами во рту и заглядывают под женские шляпки. Скамейки почти все заняты. Дорожки перед скамейками исчерчены зонтиками и палками. Вот какой-то юноша вперил взор вдаль и с нетерпением посматривает на часы. Тут же приютилась и дамочка под вуалью и с книгой. Она делает вид, как будто читает, но на самом деле даже и книгу-то держит кверху ногами. На голых прутьях кустарников чирикают воробьи. По дорожке около калитки бродит военный писарь в фуражке набекрень и насвистывает арию "Все мы жаждем любви, это наша святыня".
-- Дай Христа ради рубль серебра до завтра. Глафира Ивановна просит угостить ее шоколадом, а у меня ни копейки,-- шепчет серая поярковая шляпа своему товарищу.-- Не угостить -- вся интрига полетит к черту.
-- Притворись холодным и разочарованным. Это иногда лучше бывает. Вместо шоколада заведи разговор о смерти. Сразу на сердце подействуешь.
-- Да неужто ты мне не можешь поверить рубля серебром!
-- Чудак! Ну как я тебе поверю, когда у меня его нет? Я сам занял у хозяйки восемь копеек на апельсин Марье Ивановне...
-- Ах ты господи! Вот история-то! -- восклицает франт.-- Тут любовь разыгрывается, а в кармане ни копейки! Она и записку любовную приняла, вздыхает, начертила зонтиком мой вензель на песке...
-- Говорю, заведи разговор о смерти, и она сейчас о шоколаде забудет.
-- Ну тебя к черту!
Губастый старичок подсел на скамейку к молоденькой мастеричке с зеленой коробкой в руках, оперся подбородком на палку, скосил на девушку глаза и начинает с ней разговаривать.
-- Погода, душечка, какая прекрасная... Так и веет эфиром любви...
-- Это даже можно сказать совсем напротив! -- отчеканивает девушка.
-- Все благоухает: как природа, так равно и вы...
-- Это до нас не касается.
-- А что, ангелочек, есть у вас папенька или маменька?
-- Не в ту центру попали.
-- Коли нет родственников, и чужой старичок приголубить может. Старенькие-то лучше, хе, xe, хе!
-- Ах, оставьте пожалуйста...
-- А братец... например, эдак, двоюродный?..
-- Пожалуйста, без интриги...
-- Верно, приказчика из Гостиного ждете или чиновничка махонького. У меня их, барышня, целый десяток под началом, этих чиновников-то.
-- Подводите ваше коварство под самого себя.
-- Хотите, купидончик, я вам виноградцу куплю, яблочков? Или, может, пряничного гусарика?
-- Совсем в нас не та политика, ошибаетесь...
Девушка встает с места, идет по дорожке и садится на другую скамейку. К ней подходит молодой человек в серо-голубом галстуке и с маленькими бакенбардами, напоминающими клочья пакли.
-- Петя!.. Петя! Ну что ты так долго? Как тебе не стыдно! -- восклицает девушка.-- Сейчас ко мне какой-то старичишка приставал и разные интересы насчет любви заводил!
-- Ах он мерзавец! И ты не могла его сразу отчалить? Где он? Покажи мне его.
-- Да вон на той скамейке... Вон палка и шляпа виднеется... Глаза по ложке и зубы, как у верблюда дикого. Такой противный!
-- Ах он скот! Да я его в три дуги! Три ребра высажу! Переносье вывихну!..
-- Оставь, Петя! Теперь уж кончено. Он не пристанет!
-- Не могу я, мой ангел! Должен же я тебе любовь мою доказать! Ах он леший анафемский! Что ни на есть сквернецки выругаю! Да что тут! Просто два зуба вон и делу конец!
Молодой человек засучивает рукава пальто и бежит к указанному месту. Девушка бросается за ним.
-- Петя! Петенька! Брось! Ну что за радость в часть попасть? -- кричит она.
-- Оскорбление женщины! Нет, это я так не оставлю!..
Он останавливается за спиной старика, скрещивает на груди руки и, подняв кверху голову, говорит:
-- А позвольте вас спросить, господин дерзкий нахал, по какому праву?..
В это время старичок оборачивается, взглядывает на молодого человека, и тот мгновенно превращается как бы в соляной столп. Руки опустились как плети, огненный взгляд превратился в какой-то телячий...
Купец Иван Панкратьевич Настегин -- именинник, вследствие чего, по выражению жены, с утра уже ходит в каком-то хмельном обалдении. Вечер, Собираются гости. В прихожей раздаются звонки за звонками. Сам именинник суетится в прихожей. Слышен кашель, плевки и возглас "с ангелом". Лавочные мальчишки протаскивают через залу гостинные приношения в виде сладких пирогов и кренделей и складывают все это в спальной. В зале в углу уже накрыта закуска. Гости входят, крестятся на висящий в углу образ и тотчас же привлекаются хозяином к закуске. Мужчины глотают, не отказываясь, что попало; дамы жеманятся и пьют только сладенькое; девицы, здороваясь друг с другом, целуются так звонко, что будь тут извозчичья лошадь, она наверное приняла бы эти поцелуи за понукание и тронулась бы с места. Ломберный стол давно уже раскрыт. Хозяин усаживает мужчин сразиться в стуколку, дамы отправляются с хозяйкой в спальню, девицы, взявшись под руки, мотаются из угла в угол по зале.
У играющих за ломберным столом начинаются разговоры.
-- Вы, купец из лоскутного ряда, что скажете?
-- В кусты.
-- А вы, мусорное очищение?
-- Мы стукнем, потому у нас все, кроме осетра и стерляди!
-- Эй, господин подрядчик, не радуйся первому кону! Как бы дышлом в затылок не заехали! Ну, где наше не пропадало. Попробуем вразрез купить.
-- Не посрамитесь насчет посрамления-то! У нас тоже карты супротив ледохода выдержат! Ходу!
-- А вот марьяжной карточкой пройдем. Ну-ка, вались, комар и муха!
-- Купцом Овсянниковым прикроем.
-- Не выгорит. Пиши письмо к родителям, потому у нас только и живота, что туз. Хлоп его! Не ходи один, а ходи с провожатой.
-- А здесь мать Митрофания с девяткой в петличке. Умыли купца! Ставь, ставь, Петенька, ремиз-то, не стыдись!
Девиц занимает совсем другое.
-- У вас, Анинька, в Ямской нынче постоя не было? -- спрашивает хозяйскую дочь розовенькая гостья в розовеньком платье.
-- Нет, душечка, нет. Такая досада! Разве перед майским парадом что бог пошлет, а то из военной нации только одних городовых и видим. Вчера, впрочем, мимо окон казак с книгой проехал. В Марии Египетския у Ивановых были на именинах, так там были два телеграфиста, да разве это настоящие военные? Они и деликатного обращения-то не понимают.
-- Берейтора насчет деликатности хороши. Совсем за офицера отвечать могут.
-- Ах, нет, нет, Машенька, не говорите! Совсем уж не то! Разве берейтор напишет вам такое письмо, какое мне один офицер написал?
-- Ах, Аня, Аня, покажи скорей! Где оно?
-- Ни за что на свете. Я его храню как бы на дне моря. Во-первых, оно у меня от маменьки в старом чулке спрятано, чулок в альбоме, альбом в коробке, а коробка в нижнем ящике комода. Да я его и наизусть помню. Начинается так: "Земной купидон, окрыленный ореолом безумной любви, Анета!", а в конце стихи:
Лишь только солнце закатится,
Как я пойду в реку топиться,
А что с тобой может случиться,
Мне там, коварная, приснится!
-- Аничка, Аничка! Расскажи, что же в середине-то письма было? -- пристают к девушке подруги.
-- Ах, нет, нет! Ни за что на свете! Там были самые ужасные любовные слова!
-- Голубушка, хоть на ушко шепни, ведь ты меня своим другом считаешь!
Девушку окружают и целуют.
Теперь дамы... Дамы в спальной больше молчат, пьют киевскую наливку, дремлют, но по временам щупают друг на друге платья и спрашивают: "Почем покупали?"
-- А что, бывает ли град с гусиное яйцо? -- задает кто-то вопрос.-- В древности это случалось в виде наслания за грехи...
-- Не думаю. С куриное бывает, а про гусиное не слыхать. Да ведь сейчас бы и в ведомостях написали.
Молчание. Кто-то икает и крестит рот.
-- Тоже уж это и ведомости нониче,-- начинает полная дама с десятком колец на пальцах.-- Так хлещут, так хлещут народ, что беда! Слышали вы, как Герасима-то Степаныча отщелкали в этих ведомостях?
-- Нет, не слыхали. А что?
-- Вдруг пишут, что у него волчий зуб во рту, что будто он своей жене ухо оторвал и что у него вместо бороды перья.
-- Ах, боже мой! Вот срам-то! Неужто так и сказано: у Герасима Степаныча перья?.. И фамилия выставлена?
-- Нет, фамилия-то, говорят, не выставлена, только он сейчас догадался; потому пропечатано, что это тот самый купец которого в рынке Скипидаром дразнят. Тоже и про Марьи Дмитриевны свекровь...
-- Ну, ту-то стоит. Та сама ягода. Покойник Николай Тихоныч из-за нее семь лет без просыпу пил, да так в пьяном виде и богу душу отдал.
-- Что же, голубушка, про нее сказано-то, расскажите...
-- Ведьмой названа.
-- Чудесно! Чудесно! Вот за эту штуку, кажется, расцеловала бы этого писаку! Ведь вы не знаете, что это за дрянь такая! Наклонитесь-ка, что я вам про нее и про их кучера расскажу...
Начинается шепот. Дама передает другой даме. Все качают головами.
-- Неужели? -- раздаются сдержанные возгласы.
-- С места не сойти, родная! -- подтверждает рассказчица.
Вдруг в столовой раздается крик; "Батюшки! Что это я хватил! Ах ты, господи! Жжет! Жжет!" Все бросаются на крик. Мужчины тоже встают из-за карт.
-- Что такое? В чем дело? -- слышны со всех сторон вопросы.
-- Ничего, ничего! Это так,-- успокаивает хозяйка.-- Наш молодец Иван прокрался в столовую, схватил с окна бутылку да и ну пить из горла. Думал водка, а в бутылке-то был керосин.
-- Так что же, дайте ему скорей молока.
-- Не беспокойтесь, пройдет! Это с ним уже не первый раз.
Делается легкая суматоха.
НОВЫЙ ГОД
Первый день Нового года. Купеческий дом. Пахнет жареным, лампадками, выхухолью. Полы вымыты и начищены воском так, что в них хоть смотрись. В прихожей раздаются звонки за звонками. В залу являются гости с поздравительными визитами. Визиты принимает "сам", "сама" и их дочь-невеста. Сам в медалях, с расчесанной бородой и с головой до того жирно уснащенной помадой, что с нее даже капает, гордо сидит около стола с закуской и поглаживает объемистое чрево, поверх которого покоится золотая массивная цепь от часов. Лицо его сияет: он слегка выпивши и то и дело спрашивает свою супругу:
-- А что, Аграфена Спиридоновна, кто теперь может заметить, что мы из мужиков, лаптем щи хлебающих?
-- Ну, вот! Стоит об своем мужицком звании вспоминать, коли ежели вы себя давно уж отполировали и к вам военные офицеры с поздравлением ездят,-- отвечает супруга.
-- То-то! Вот и Глашу за полковника выдадим замуж. Меньше чином, хоть разорвись ты, так за того не отдам. Теперь вот медалями изукрашен, а на будущий год, бог даст, и Станислава првесят, а там и мундир приютский благоприобрету. Глаша, сколько у нас сегодня перебывало народу с новогодним челобитьем? -- обращается отец к дочери.
-- Сорок две души, папенька,-- отвечает дочка.-- Я на подоконнике карандашом отмечаю.
-- А разные, которые облагодетельствованные мною, в каком численном курсе у нас перебывали?
-- Две вдовы по рублю получили, шесть ундеров -- по полтине, да окромя того четыре сироты -- по два целковых.
-- Молодец дочка! Вся в меня. Крестники и все мною призираемые кумовья являлись на поклон?
-- Были давеча утром, но так как вы сами были с визитами у генералов, то они обещались после зайти.
-- А парильщики из бани, трубочисты, сторожа и прочая сволочь являлись за получением следуемого им за поздравление вознаграждения?
Его перебивает супруга.
-- Да полно тебе, Артамон Иваныч, куражиться-то! Ну, что ты к девушке пристаешь? -- говорит она.
-- Соблюдение порядка для меня первое дело. Коли ежели нет у меня секретаря, то пусть дщерь наша единоутробная докладывает. Впрочем, к пасхе будет у нас и секретарь. Найму какого-нибудь пропойного подешевле.
В прихожей звонок. Входит гость в порыжелом сюртуке и тащит за собой за руки семи-восьмилетнего мальчика в розовой ситцевой рубашке. Гость отыскивает в углу образ, крестится на него и, обращаясь к хозяевам, говорит:
-- С новым годом, Артамон Иваныч! С новым годом, Аграфена Спиридоновна! С новым годом, Глафира Артамоновна! Желаю вам счастия и всех благ, больших и маленьких!
-- А! Купоросов! Живая душа на костылях! И с сыном! Вот, братец, не обанкроться ты три года назад, вышла бы у тебя новая фирма: Купоросов и сын. А теперь уже нельзя для несостоятельного, потому за эту музыку сейчас за хвост да палкой. Будет у тебя конура твоей собственности с тремя банками ваксы продажной, так и ту кредиторы отымут. Ну, желаю тебе всех блох больших и маленьких! Благ тебе желать нечего.
-- Шутить изволите, Артамон Иваныч! Шутники вы, право! -- говорит гость и щелкает сынишку в загривок.-- Ну, ну! Начинай же!
На глазах ребенка слезы. Нижняя губа у него трясется. Отец отходит в сторону и показывает ему кулак. Тот, дрожа всем телом, начинает читать заученные стихи:
С новым годом поздравляю,
Счастья-радости желаю,
Крестный папа дорогой.
И чтоб ваш счастливый век,
Как прекрасная комета,
Лучезарно бы истек.
Многи лета! Многи лета!
-- Довольно, довольно! Я и так дам целковый. Просекаешь ребенка-то? -- обращается он к отцу.
-- Зачем его сечь-с? Он и так у нас умный. Поцелуй, Ванюшка, ручку у папеньки крестного.
Ребенок тянется к руке. Купец дает ему рубль и со вздохом прибавляет:
-- Рука дающего да не оскудеет! О господи! Так не просекаешь? А следовало бы. Младенцам эта самая наука никогда не вредит. Только нужно правило просекания знать. Первое дело поймай его за ухо, потом ущеми между колен и дери по мягким местам неустанно. Купоросов, водку пьешь?
-- Употребляем-с, коли ежели во благовремении.
-- А пополам с горчицей выпьешь?
-- Зачем же такая издевка над нашим бедствием?
-- Чудак ты! Ведь я тебе благодетель. Ну разве можешь ты мне в моих блезирах препятствовать? Выпей с горчицей -- три рубля дам. Ведь тебе на бедность годится.
-- Делать нечего, извольте наливать.
Хозяин чокается с ним и говорит:
-- Видишь, каши тебе почет. Именитый купец, изукрашенный медалями, обласканный двумя генералами, и вдруг с тобой, прогорелым, за панибрата пьет и даже чокается! Вот тебе три целковых. Ну, желаешь ты теперь получить старый сюртук с моего плеча? Коли желаешь, то потешь нас с женой и изобрази нам аспида и василиска! Проползи по горнице на брюхе из одного угла в другой, только с рычанием, иже льву подобно.
-- Артамон Иваныч, при младенце-то неловко будет! Каков пример, коли ежели вдруг отец его законный и в змеином образе...
-- Жаль. А сюртук, брат, почти новенький. Ну, убери сына в другую комнату, а сам ползи. Видишь, какой я сговорчивый.
-- В таком разе, пожалуй! Ванечка, уйди в ту комнату!
-- Ну, полно Артамон Иваныч! Полно! Что тебе за охота издеваться над Купоросовым! -- заступается за гостя хозяйка.-- Не надо, Купоросов не надо, мы тебе и так сюртук отдадим, да там у нас есть еще и стеариновые огарки для тебя.
В дверях появляется мальчик.
-- Парильщики из Туляковых бань пришли и сторожа от Владимирской...
-- Зови! Ну, Аграфена Спиридоновна, уж ты там как хочешь, а этих виночерпиев я накачаю во все свое удовольствие и бороться их заставлю.
-- Папенька, не водите их сюда. Они тулупами всю залу провоняют, -- говорит дочь.
-- Вишь, неженка! Отец себе тулупами да полушубками состояние составил, а она их боится. Ну, ладно, ладно. Пусть они в столовой подождут. Купоросов, следуй за мной по пятам, яко паж, и будь хранителем полуведерной бутыли.
Хозяин и гость уходят в столовую. Оттуда слышатся восклицания: "С новым годом! С новым счастьем!"
НА ПОХОРОНАХ
Похороны. Из подъезда выносят гроб. Стоя в глубоком снегу и подобрав полы траурных кафтанов, поют певчие. Искривив нижнюю челюсть и уйдя подбородком в воротник, хрипят басы; заигрывая друг с другом, визжат дисканты и альты и фальшивят. Регент, сохраняя строй, ловит левой рукой одного из мальчишек за вихор, а правой старается долбануть в темя камертоном другого. Толпа народа.
-- Позвольте узнать, это купца хоронят? -- спрашивают две салопницы.
-- Нет, не купца,-- мрачно отвечает шуба.
-- Стало быть чиновника, но ведь тогда треуголка и шпага на гробе полагается... Кто же он по своему званию?
-- Актер. Можете продолжать свой путь. Здесь вам денежной милости не очистится.
-- Актер! Ах, боже мой! Поди ведь и чертей играл? Раскаялся перед смертью в своем актерстве-то? Ведь ежели духовное, например, Юдифь, главу отсекающая, Соломон, пасть львиную раздирающий, а то нынче больше насчет передразнивания... Вымажут лицо зеленой краской...
-- Пороки карал-с, пороки... С богом! Не проедайтесь!
-- Деточки остались?.. Ах, господин, какие вы неразговорчивые! Супруга есть? Может, ветошь какую после покойника раздавать будут? Нам бы что-нибудь старенькое на помин души... Вы не пожертвуете ли, господин, хоть малость во спасение безвременной кончины? В таком звании нужно сугубое поминовение. Порок пороком, но прежде всего не осуждай, не осужден и будеши... Аще же...
-- Где тут городовой?
Шуба начинает смотреть по сторонам. Салопницы скрываются. Стоят двое в скунсовых шубах. Из разговора можно понять, что один писатель, а другой -- актер.
-- Однако пора и в редакцию,-- говорит писатель. -- Вот, подумаешь, судьба-то! -- язвительно замечает он.-- Хорошие актеры умирают, а дрянь остается.
Актера передергивает.
-- Да ведь у писателей то же самое,-- отвечает он.
Процессия тронулась. Тронулись и провожающие. Вспоминают покойника.
-- Солянку рыбную любил. И знаете, что ему нравилось в солянке? Завиток у тешки... Ах, господи! Такой могучий человек, жизненный, и вдруг... Скоренько, скоренько!
-- Все там будем, иде же несть разовых и бенефиса!
-- В котором году у нас было наводнение-то? Еще лабаз у купца Кумина залило...
-- А что?
-- Нет, я так, к слову... А большой у него репертуар был. Кому-то перейдут его роли?
-- Половину Нильский за себя возьмет, а другую половину на меньшую братию...
Сзади пробирается отрепанная личность. Лицо опухши. Запах винного перегара. Брюки с бахромой, "пальтичко ветреного характера" и фуражка с надломленным козырьком.
-- Дозвольте на помин души отставной козы барабанщику...-- сипит он.--Келькшоз... даже ниже гривенника. Когда-то купеческим сыном и сам на лихачах разъезжал... Стерлядь а ля рюс, кнутом прохожего по роже, холодная шипучка гран медаль и в ресторане посудный бой по купеческому чину... Когда-то, сидя в первом ряду кресел, казнился на Любима Торцова, а теперь сам Любим Торцов. "Пей под ножом Прокопа Ляпунова!" Дозвольте, благородные лорды, пятачок! Не на хлеб прошу, но на выпивку, и в том каюсь.
-- Да он презабавный! Это преоригинально! -- говорит кто-то. Оборванцу суют в руки пятачки.
-- Покровителем талантов состоял. Артисту на бильярде даже и сотенную проиграть не жалел,-- продолжает он.-- Бюве, манже -- первое дело. Сам хотел идти в актеры, а попал послушником в Валаам, но по несправедливости судеб вновь изругнут с острова на материк к подножию красавицы Невы. Купца Апельсинова знаете? Свершил у него заем в тысячу рублей, а в две вексель выдал, и с этого пошло. Кругом запутал. И диво бы деньги дал, а то вместо денег товаром всучил: "Вот, говорит, тебе десять контрабасов, можешь продать и деньги выручить". Продал на Апраксиной их за две с половиной радужных и сих средств хватило только на пикник для Сюзеты. Лошадям головы шампанским мыл. Се тре жоли, а на утро опять яко благ, яко наг, яко нет ничего. Снова к Апельсинову. "Денег, говорит, нет, а вот сто тысяч часовых стекол -- те же деньги, любой часовой мастер возьмет". Беру. На следующий месяц вместо денег полторы тысячи коробок сардинок!
Оборванец становится в позу и восклицает: "О, кровопийца Апельсинов! Смерть нечестивцу!"
-- Однако, любезный, вы уж надоели,-- замечают ему.
-- Надоел-с? Пардон! Сейчас мы отогреем бренное тело. Мерси, мерси,-- расшаркивается он и скрывается в трактирную дверь с изображением расписных чайников.
ПО ОБЕЩАНИЮ
Мелочная лавочка, как она быть должна, с ее обычной, всем известной обстановкой. За стойкой рыжебородый приказчик в серебряной часовой цепочке через шею и несколько подручных мальчишек в тулупах. Идет "отпущение" товаров. На деревянном ларе около выручки сидит лакей с папироской в зубах. В одном углу сморщенная старушонка в капоре и полинялом салопе тыкает пальцем в кадушку с маслом и лижет его, пробуя масло; в другом -- мастеровой в тиковом халате и с ремешком на голове покупает вареную треску. Входит кухарка, озирается по сторонам и грызет подсолнухи.
-- Отпустите полсальной свечки,-- говорит она.
-- Хорошо, извольте-с,-- отвечает приказчик.-- Куда вам такая большая партия этого самого товара потребовалась? -- спрашивает он.-- Петли у дверей смазывать, что ли?
-- Нет, нос у хозяйки. Такое повреждение получила, что ужасти подобно! Даже хрящ с места сдвинул; ну а она сегодня вечером на именины сбирается, так думает, нельзя ли салом смазать, чтобы уж не очень были царапины-то заметны.
-- От "самого"?
-- Конечно, от мужа. Нешто посторонний человек станет женщину бить?
-- Видно, вчера опять Карс брал? -- допытывается приказчик.
-- Не вчера, а сегодня. Вчера он в Киев на богомолье отправился, а сегодня по утру и избил ее.
-- То есть как это: вчера на богомолье, а сегодня избил? Нешто с дороги можно? Ведь она дома.
-- И она дома, и он дома. У нас нешто на богомолье ходят как у людей? У нас иначе, у нас дома ходят в Киев по комнатам.
Приказчик выражает полнейшее недоумение. К разговору начинают прислушиваться лакей и остальные покупатели.
-- Была это у него, значит, в лавке неугасимая обещальная лампадка,-- продолжает кухарка,-- ну, он и совершил великий грех забыл ее затеплить, а теперь и кается. "На мне, говорит, родительская анафема сидит, так надо ее снять добродетелью" Вот теперь и снимает: узнал, сколько верст отсюда до Киева, да и отмеривает их, по горнице ходя. Дойдет до тысячи шагов и отметит их по костяшкам на счетах. Тут уж у него в гостиной на столе и счеты лавочные лежат. "Петербург, говорит, мне оставить нельзя, потому приказчики без меня лавку разворуют, а здесь я по десяти верст в день киевского богомолья отмериваю, значит сподвижничаю, да к тому же и лавку свою соблюдаю и людей в воровской грех не ввожу".
-- Мудрено что-то! -- разводит руками приказчик.
-- Да уж так мудрено, что мы с диву- дивуемся, да поди ж ты говори с ним,-- отвечает кухарка. -- И в это время как только ему что поперек скажешь, сейчас он четки в сторону и за полено хватается. Вчера десять верст отмерил, а сегодня на пятой версте жена ему поперечила, он и давай ее таскать.
-- Истинно премудрость! И слыхом не слыхали про такое хождение. Так как же он ее избил-то? Ведь странным есть предписано в кротости себя соблюдать? -- снова задает вопрос приказчик.
-- Известно, пьяный. А пьянству что?..
-- Как, и пьет?
-- Не то чтоб в лежку пил, а крепко зашибает, хотя и на ногах тверд. "В дороге, говорит, и монашествующим есть разрешение вина для подкрепления сил".
-- Ай да сподвижник! -- восклицает кто-то.
-- Теперича ходит, ходит по комнатам, устанет и сделает привал. А привал в спальне, и тут у него водка поставлена. Да уж очень зачастил что-то сегодня приваливать-то -- ну и вышла карусель: потому с утра, и главное он постится, не токма что рыбы, а даже с маслом и горячей пищи не вкушает. Известно, от этого он отощавши, ну на него и действует.
-- Горячей пищи не вкушает, а водку трескает. Ай да странник! -- дивится приказчик.
-- Водка,-- говорит,-- постная, хлебная, она из ржаных зерен гонится.
-- Чудно! Когда же он таким порядком дойдет до Киева?
-- К рождеству дойдет. Пудовую свечку поставит,-- поясняет кухарка. -- Да еще что: по дороге хочет в Новгород свернуть. В Новгороде-то, по нашему расчету, он в будущую среду будет. Давай, Митрич, скорей сальную-то свечку, -- обращается к приказчику кухарка.-- Мы без него и помажемся. Он теперь в лавку уехал, там воюет.
-- Сейчас, сейчас, только уж ты попроси у него, чтоб он мне из Киева ладонку привез.
-- Привезет, как же... Держи карман! Нет он теперь алчнее Кащея бессмертного. Стала я вчера ему постель в столовой из сена стлать. Ну, у нас своего сена нет, я и купила у полковницкого кучера, так зачем на пятиалтынный купила, а не на пятачок. Ругательски изругал.
-- Значит он у вас уж и спит по-походному?
-- Совсем по-походному, как, значит, странники в пути. Даже и камни под сено подкладывает, ну, а под голову котомку. Ведь он с котомкой за плечами у нас по горницам-то шагает... И палка у него в руках дорожная.
-- Ну, на камнях-то ему после двухспального пуховика небольно мягко спать... Поди ворочается, ворочается, -- замечает сидящий около выручки лакей.
-- Куда! Как в воду опущенный спал. Ведь пьяному-то все равно: он так и на каменной мостовой выспится, а тут все-таки сено. Так вчера всю ночь насвистывал и храпел, что на меня даже ужас напал. Думала, уж не домовые ли на чердаке возятся.
-- Пожалуйте полсальной свечечки. Желаю вашей хозяйке от повреждений исправиться,-- говорит приказчик, подавая кухарке сверток.-- Вот, брат, Алексей Филатыч, дела-то какие бывают,-- обращается он к лакею.
ДОМОВЛАДЕЛЕЦ
Купец Ельников купил старый запущенный дом и решился ремонтировать его, для чего нужно было осмотреть квартиры. Также хотелось ему ознакомиться с жильцами. Как для того, так и для другого он начал делать визиты по квартирам. Ему сопутствовал старший дворник.
В один прекрасный день они позвонились у дверей квартиры четвертого этажа. Отворила горничная.
-- Умница, доложите барыне, что, мол, новый хозяин дома желает осмотреть квартиру,-- отнесся к горничной дворник, но купец перебил его.
-- Какой тут доклад! В свой дом, да еще с докладом! Мы не господа, -- сказал он и влез в квартиру.-- Почем помещение-то ходит и кто его снимает? -- послышались вопросы.
-- Криникина, трое детей у ней. Пятьсот сорок платит,-- отвечал дворник.
-- Ну, шестьсот смело можно взять. Что за счет пятьсот сорок! Ни куль, ни рогожа.
Купец вошел в гостиную и стал озираться.
-- Вишь ты! Диваны турецкие развели, а божие милосердие без серебряного оклада в углу висит,-- кивнул он в угол и полез в другую комнату, дверь в которую была притворена,
-- Куда вы! Куда вы! -- замахала на него руками нянька.-- Здесь ребенок спит, разбудить можете.
-- Так что ж из этого? Не укусим твоего ребенка. А ежели проснется, то невелика важность.
-- Софья Павловна, пожалуйте сюда! -- позвала нянька,-- Что это за безобразие! Они лезут насильно.
Показалась хозяйка. Это была молодая женщина лет двадцати пяти с длинными, но остриженными волосами.
-- Послушайте, как вам не стыдно? Здесь у меня сестра, девушка, одевается.
-- Хозяину дома, да еще стыдиться! Вот напасть-то! Я в своем володении.
-- Неправда. Вы хозяин дома, но когда я нанимаю квартиру и плачу деньги, то я здесь хозяйка! -- крикнула женщина.
-- Не ершись, не ершись! Что за щетина! Я познакомиться пришел и квартиру осмотреть. Так вы хозяйка? Ну очень приятно,-- протянул он, попятившись, и сел в кресло.-- Замужняя, вдова или девица?
-- Что за расспросы! Вдова,-- отвечала она, в недоумении смотря на хозяина.
-- Важное кушанье! Уж будто и спросить нельзя. Должон же я понимать, с кем я имею дело и кто мои жильцы. Капиталы имеете или так, сбоку благодать?
-- Да вам-то что за дело? Я плачу за квартиру исправно. Я повивальная бабка.
-- И повивальные бабки тоже разные есть. Одни при родительницах, а другие при старичках. На повитушестве тоже не много попляшешь.
-- Послушайте! Да как вы смеете! Я семейная женщина, у меня дети.
-- Как смел, так и сел. Мы обязаны тоже знать, какого сорта у нас жильцы, потому домохозяева. Иван, что настоящая они вдова? -- отнесся купец с вопросом к дворнику.-- Как по паспорту-то?
-- По паспорту настоящая,-- отвечал тот.
-- И слухов никаких насчет чего-либо? Благосклонного жития к мужчинам нет? Не наезжают к ним по вечерам кумовья да Дяденьки разные?