Аннотация: Романс ("Не говори ни да, ни нет...")
Романс ("Она безгрешных сновидений...")
"Не говори, что сердцу больно..."
"Надуты губки для угрозы..."
Н. Ф. Павлов
Стихотворения
----------------------------------------------------------------------------
Песни и романсы русских поэтов.
Вступительная статья, подготовка текста и примечания В. Е. Гусева.
Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание.
М.-Л., "Советский писатель", 1965
OCR Бычков М. Н. mailto:bmn@lib.ru
----------------------------------------------------------------------------
СОДЕРЖАНИЕ
395. Романс ("Не говори ни да, ни нет...")
396. Романс ("Она безгрешных сновидений...")
397. "Не говори, что сердцу больно..."
398. "Надуты губки для угрозы..."
Николай Филиппович Павлов (1803-1864) происходил из крепостных
крестьян. Учился он в Московском театральном училище и университете, был
актером, служил в суде. Первое его опубликованное произведение - басня
"Блестки" (1822). Стихи Павлов печатал в "Мнемозине", "Московском вестнике",
"Галатее", "Московском телеграфе". Состоял в "Обществе любителей российской
словесности". Известность Павлову принесли его "Три повести" (1835). Перу
Павлова принадлежат также водевили, куплеты из которых пользовались
популярностью, ряд критических статей, опубликованных в 1850-е годы в
"Русском вестнике", книга "Об источниках и формах русского баснословия"
(1859). В последние годы своей жизни он редактировал реакционную газету
"Наше время". Отдельным изданием стихи Павлова в свет не выходили; по
свидетельству Е. Ростопчиной, они часто распространялись анонимно. {"Русская
старина", 1885, No 3, с. 692.} Как поэт он принадлежал к романтическому
направлению; лучшие его элегические стихи привлекли внимание композиторов.
395. РОМАНС
Не говори ни да, ни нет,
Будь равнодушной, как бывало,
И на решительный ответ
Накинь густое покрывало.
Как знать, чтоб да и нет равно
Для сердца гибелью не стали?
От радости ль сгорит оно,
Иль разорвется от печали?
И как давно, и как люблю,
Я на душе унылой скрою;
Я об одном судьбу молю -
Чтоб только чаще быть с тобою.
Чтоб только не взошла заря,
Чтоб не рассвел тот день над нами,
Как ты с другим у алтаря
Поникнешь робкими очами!
Но, время без надежд губя
Для упоительного яда,
Зачем я не сводил с тебя
К тебе прикованного взгляда?
Увы! Зачем прикован взор,
Взор одинокий, безнадежный,
К звездам, как мрачный их узор
Рисуется в дали безбрежной?..
В толпе врагов, в толпе друзей,
Среди общественного шума,
У верной памяти моей
Везде ты, царственная дума.
Так мусульманин помнит рай
И гроб, воздвигнутый пророку;
Так, занесенный в чуждый край,
Всегда он молится востоку.
<1830>
396. РОМАНС
Она безгрешных сновидений
Тебе на ложе не пошлет,
И для небес, как добрый гений,
Твоей души не сбережет;
С ней мир другой, но мир прелестный,
С ней гаснет вера в лучший край...
Не называй ее небесной
И у земли не отнимай!
Нет у нее бесплотных крылий,
Чтоб отделиться от людей;
Она - слиянье роз и лилий,
Цветущих для земных очей.
Она манит во храм чудесный.
Но этот храм - не светлый рай,
Не называй ее небесной
И у земли не отнимай!
Вглядись в пронзительные очи -
Не небом светятся они:
В них есть неправедные ночи,
В них есть мучительные дни.
Пред троном красоты телесной
Святых молитв не зажигай...
Не называй ее небесной
И у земли не отнимай!
Она - не ангел-небожитель,
Но, о любви ее моля,
Как помнить горнюю обитель,
Как знать, что - небо, что земля?
С ней мир другой, но мир прелестный,
С ней гаснет вера в лучший край...
Не называй ее небесной
И у земли не отнимай!
Первая половина 1834
397
Не говори, что сердцу больно
От ран чужих;
Что слезы катятся невольно
Из глаз твоих!
Будь молчалива, как могилы,
Кто ни страдай,
И за невинных бога силы
Не призывай!
Твоей души святые звуки,
Твой детский бред -
Перетолкует всё от скуки
Безбожный свет.
Какая в том тебе утрата,
Какой подрыв,
Что люди распинают брата
Наперерыв?
1853
398
Надуты губки для угрозы,
А шепчут нежные слова.
Скажи, откуда эти слезы -
Ты так не плакала сперва.
Я помню время: блеснут, бывало,
Две-три слезы из бойких глаз,
Но горем ты тогда играла,
Тогда ты плакала, смеясь.
Я понял твой недуг опасный:
Уязвлена твоя душа.
Так плачь же, плачь, мой друг прекрасный,
В слезах ты чудно хороша.
<1860>
ПРИМЕЧАНИЯ
395-397. Печ. по Повестям и стихам, М., 1957.
395. "Радуга", 1830, с. 9. Музыка Верстовского (там же).
396. Отд. изд. с муз. Гликки, СПб., 1834. В песенниках - с 1860-х годов
("Новый полный песенник", М., 1869). Музыка также Даргомыжского (1848),
Нагеля. Основание датировки - свидетельство Глинки ("Записки", с. 147).
Упоминается: Писемский, "Масоны", ч. 1, гл. 2; Маркевич, "Четверть века
назад", ч. 1, гл. 22. В песенниках начала XX в. приписывается Ростопчиной.
397. PB, 1856, No 11, с. 512, без последних 4 ст. Музыка Глинки (1856),
Дмитриева, Кузьминского. Глинка писал Кукольнику: "Павлов на коленях вымолил
у меня музыку на слова его сочинения, в них обруган свет, значит и публика,
что мне зело по нутру" (М. И. Глинка. "Литературное наследие", т. 2, Л.-М.,
1953, с. 570).
398. Печ. по изд. "Русский бытовой романс второй половины XIX века",
М.-Л., 1948, с. 16. В песенниках - с 1880-х годов ("Новый русский песенник",
М., 1883). Музыка Булахова (1860).