Полонский Яков Петрович
В. Фридлянд. Поэт сердечной и гражданской тревоги
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Полонский Яков Петрович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1986
Обновлено: 17/07/2006. 80k.
Статистика.
Статья
:
Критика
Об авторе
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
В. Фридлянд
Поэт сердечной и гражданской тревоги
----------------------------------------------------------------------------
Я. П. Полонский. Стихотворения и поэмы. М., "Правда", 1986
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
----------------------------------------------------------------------------
"Тревоги духа, а не скуку
Делил я с музой молодой..."
Я. Полонский
Воспоминания современника оставили нам замечательный живой портрет
русского поэта Якова Петровича Полонского. "Помню, как в один из моих
приходов, - рассказывал П. Перцов, - он стал читать мне только что
напечатанное в "Книжках Недели" (1895) новое свое стихотворение... Его лицо
озарилось и приняло вдохновенное выражение, голос окреп и стал звучным, как
у юноши; превосходные стихи легко и свободно лились один за другим из уст
счастливого ими творца. Передо мной был настоящий поэт, читающий настоящие
стихи" {"Литературные воспоминания". Л., "Academia", 1933, с. 124.}. Таким
был Полонский в конце своего творческого пути на рубеже нового века. А как
же начинался этот долгий и во многом тернистый путь?..
1
"Недавно нам случилось рассматривать бумаги, оставшиеся после Гоголя, -
писал Некрасов в рецензии на издание стихотворений Полонского 1855 года. -
Между прочим, Гоголь имел привычку выписывать для себя каждое стихотворение,
которое ему нравилось, не справляясь, кто его автор. В числе стихотворений,
выписанных его собственною рукою, мы нашли стихотворение г. Полонского. Вот
оно для любопытных:
Пришли и стали тени ночи
На страже у моих дверей!
Смелей глядит мне прямо в очи
Глубокий мрак ее очей... {*}".
{* Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. и писем. М., 1950, т. IX, с. 274.}
Это вдохновенное стихотворение начинающего поэта взыскательный Некрасов
счел необходимым полностью процитировать в рецензии. А своим появлением в
печати оно обязано Белинскому, который опубликовал его в шестом номере
"Отечественных записок" за 1842 год.
Не только Гоголь заносил понравившиеся ему строки Полонского в заветную
тетрадь. Спустя десятилетия поэт уже другого века, Александр Блок,
переписывал в свой дневник стихи Якова Полонского.
Снится мне: я свеж и молод,
Я влюблен, мечты кипят...
От зари роскошный холод
Проникает в сад -
строфа из знаменитого стихотворения Полонского "Качка в бурю" особенно
нравилась Блоку, а дерзкое сочетание "роскошный холод" вызвало его
восхищение.
В своих воспоминаниях о Блоке Корней Иванович Чуковский приводит
интересный разговор с поэтом о Полонском: "Как-то раз <...> мы вышли от
общих знакомых... мы пошли зимней ночью по спящему городу и почему-то
заговорили о старых журналах, и я сказал, какую огромную роль сыграла в моем
детском воспитании "Нива" <...> и что в этом журнале, я помню, было
изумительное стихотворение Полонского, которое кончалось такими, как бы
неумелыми стихами:
К сердцу приласкается,
Промелькнет и скроется {*}.
{* Из стихотворения "Мгновения" (1897).}
<...> Блок был удивлен и обрадован. Оказалось, что и он помнит эти
самые строки <...> Он как будто впервые увидел меня <...>, а потом позвал
меня к себе и уже на пороге многозначительно сказал обо мне своей матери,
Александре Андреевне:
- Представь себе, любит Полонского! - и видно было, что любовь к
Полонскому является для него как бы мерилом людей..." {"Александр Блок в
воспоминаниях современников". В двух томах, т. 2, М., 1980, с. 226.}.
* * *
Яков Петрович Полонский родился 6 декабря 1819 года в Рязани, в
патриархальной семье мелкого чиновника. Мать поэта происходила из старинного
дворянского рода Кафтыревых. О бабушке Полонского Александре Богдановне
Кафтыревой сохранились семейные предания. "Она, - писал поэт в
автобиографии, - была дочь одного из графов Разумовских - побочная дочь
<...>. Бабушка моя родилась еще при Елизавете Петровне. <...> Когда же она
была ребенком... Екатерина II посещала их дом".
Окончив рязанскую гимназию, девятнадцатилетний Полонский поступил на
юридический факультет Московского университета. Это был 1838 год. К тому
времени семья Полонских пришла в окончательный упадок, и будущий поэт мог
рассчитывать только на свои силы.
Судьба сразу же ввела юного Полонского в родственный ему круг русских
поэтов. Со студенческих лет он был близок с Аполлоном Григорьевым, Афанасием
Фетом, и эта близость во многом предопределила его творческий путь. К Фету
его влекла поэзия. "Я уже чуял в нем истинного поэта и не раз отдавал ему на
суд свои студенческие стихотворения", - вспоминал Полонский. Фет же, в свою
очередь, рассказывал, как он стремился прийти в университет задолго до
начала лекций, чтобы услышать новое стихотворение явно одаренного студента.
Нужно заметить, что в лице Фета Полонский приобрел самого преданного и
доброжелательного ценителя своих стихов...
Однажды профессор словесности И. И. Давыдов неожиданно во всеуслышание
перед большим собранием студентов прочел стихотворение Полонского "Душа",
которое ему особенно понравилось. Студенты же увидели в этих стихах
подражание Кольцову, после чего Полонский уничтожил стихотворение.
"Вскоре после этого не совсем приятного для меня события, - вспоминает
Полонский, - в мою комнату вошел рослый красавец, студент, некто Орлов. Это
был единственный сын всем тогда известного М. Ф. Орлова, за свое знакомство
и дружбу с декабристами осужденного жить в Москве безвыездно". Вся тогдашняя
московская интеллигенция льнула к этому видному деятелю декабристского
движения. В его доме, рассказывает Полонский, встретил он и профессора
Грановского, "только что приехавшего из Германии, и Чаадаева, и даже
молодого Ив. Серг. Тургенева, который, прочитав в записной книжке <...> Ник.
Мих. Орлова какое-то мое стихотворение, назвал его маленьким поэтическим
перлом". Итак, первые поэтические опыты Полонского благословили и Фет и
Тургенев.
В университетские годы Полонский прошел тяжелую школу жизни, быт его
был суров. На лекции он ходил в самые сильные морозы в одной студенческой
тужурке и без калош. И где только, в каких сомнительных трущобах он не
ютился в Москве; жил впроголодь, "случалось и совсем не обедать,
довольствуясь чаем и пятикопеечным калачом..." Но эта сторона жизни как-то
мало занимала студента Полонского, целиком погруженного в богатый духовный
мир, открывавшийся перед ним. "Я по целым часам читал все, что в то время
могло интересовать меня, - вспоминает поэт. - Помню, как электризовали меня
горячие статьи Белинского об игре Мочалова. <...> О Белинском я впервые
услыхал от Николая Александровича Ровинского", он был близок к кружку
Станкевича, и "для меня, наивно верующего, выросшего среди богомольной и
патриархальной семьи, был чем-то вроде тургеневского Рудина..."
С особенным интересом посещал Полонский лекции профессора древней
истории Д. Л. Крюкова, одного из талантливых русских ученых. Любимым
профессором Полонского был П. Г. Редкин - личность свободолюбивая, яркая и
смелая. "Философская подкладка энциклопедии права, которую он читал на
первых курсах", в особенности привлекала Полонского. Охотно слушал поэт
историю средних веков у Грановского. В студенческие годы Полонский -
увлеченный читатель Герцена, с которым он знакомится лично.
Полонский отличался любознательностью и пытливостью, жаждал новых
впечатлений. "Я был рассеян, - пишет поэт в своих воспоминаниях, - меня
развлекали новые встречи, занимали задачи искусства, восхищал Лермонтов..."
В последние годы пребывания в университете Полонский переживает острый
духовный кризис, который сам поэт называет "переходным моментом умственного
развития". "Что-то недоброе стало скопляться в душе моей, - вспоминает он, -
происходила страшная умственная и нравственная ломка. <...> Меня стали
преследовать и как бы жечь мозг мой собственные стихи мои. Я был искренен,
когда писал:
И я сын времени, и я
Был на пороге бытия
Встречаем демоном сомненья".
"К демону"
К последнему университетскому курсу у Полонского набралось уже довольно
много стихотворений, которые читались товарищами и пользовались успехом.
Некоторые из них были опубликованы. Стихотворение "Солнце и Месяц",
напечатанное в "Москвитянине" в 1841 году, сразу же стало широко известным.
В нем сказались своеобычные черты лирики Полонского. "Из числа моих
стихотворений, - вспоминает поэт, - наибольший успех выпал на долю моей
фантазии "Солнце и Месяц", приноровленной к детскому возрасту; его заучивали
наизусть, особенно дети". И в самом деле, Полонский обладал чудесным
свойством завораживать своей фантазией и детей и взрослых. В его стихах
"равнодушная природа" становилась близкой, обретала дар человеческой
сообщительности. И все казалось естественным, настоящим, как в детской игре.
Полонский нашел поистине сказочный, пушкинский сюжетный ход-разговор
Солнца и Месяца, Усталое светило обратилось к Месяцу:
И взмолилось Солнце брату.
"Брат мой, Месяц золотой,
Ты зажги фонарь - и ночью
Обойди ты край земной". <...>
И начнет рассказ свой Месяц,
Кто и как себя ведет.
Если ночь была спокойна,
Солнце весело взойдет.
Товарищ Полонского по университету, сын знаменитого актера М. Щепкина,
предложил издать сборник стихов поэта. Так появилась первая поэтическая
книга Полонского "Гаммы" (1844); она была издана на средства, собранные по
подписке, в которой горячее участие принял Чаадаев. "Отечественные записки"
откликнулись на этот дебют похвальной рецензией, что для начинающего поэта
было "ошеломляющей неожиданностью". Оглядываясь на свою юность, Полонский
писал в 1898 году (в год своей кончины): "Этот отзыв упрочивал за мною
место, которое никто не может избрать по своей собственной прихоти и на
которое наталкивает нас только природа, или нечто нам врожденное..."
Поначалу рецензия приписывалась Белинскому, но автором ее был П. Н.
Кудрявцев, который замечал о стихах Полонского: "Если это не сама поэзия, то
прекрасные надежды на нее". Белинский же отозвался на сборник в "Обзоре
русской литературы за 1844-й год", где были сказаны такие вещие слова:
"Полонский обладает в некоторой степени тем, что можно назвать чистым
элементом поэзии и без чего никакие умные и глубокие мысли, никакая ученость
не сделает человека поэтом".
Университетские годы совпали с совершенным расстройством дел и здоровья
отца Полонского, вот почему поэт все чаще и чаше задумывается о службе. По
рекомендации Николая Орлова Полонский получил урок в семье князя В. И.
Мещерского, принадлежащей к самому высшему московскому обществу. Гостиную их
московского дома посещали сыновья Карамзиных (Мещерские были в дальнем
родстве с Карамзиными). Пребывание у Мещерских тяготило Полонского. "Дорого
бы дал, чтобы не жить у них", - писал он друзьям. Его угнетают "глупая
спесь", "пошлый этикет" этого великосветского семейства, "...мне здесь
душно, как в тюрьме <...>, - пишет он Н. Орлову, который к тому времени
обосновался в Одессе. Но Полонский равно чуждался буржуазных и мещанских
кругов; он был истинный русский интеллигент демократической складки. Во всех
житейских бурях в Полонском побеждал художник, поэт, рыцарски преданный
искусству. Но не только чуждая духу Полонского обстановка в сановной среде,
а может быть, в еще большей степени жажда самостоятельной, независимой
жизни, новых и неизведанных впечатлений влекла молодого поэта на юг России,
по следам его великих предшественников Пушкина и Лермонтова. Туда же
(правда, значительно позже) устремился и Л. Толстой. Осенью 1844 года
Полонский уезжает в Одессу.
II
...вдали <...>
Встают и тянутся волнистой
Грядой вершины синих гор <...>
Как сердцу моему просторно!..
"Прогулка верхом"
Семь лет, проведенные на юге России (два года - в Одессе, а пять - на
Кавказе), - эпоха в жизни Полонского. В это время явственно обозначился
лирический и гражданский облик поэта.
Первое же произведение одесского периода "Прогулка верхом" -
стихотворный очерк, исполненный внутреннего драматизма, - особый жанр, в
котором Полонский очень преуспел. Радость и горе, свет и гримасы жизни видит
всадник, проезжая по улицам города. Завершается стихотворение очень важным
признанием поэта.
...Жадный взор
Границ не ведает, и слышит
Мой чуткий слух, как воздух дышит,
Как опускается роса
И двигается полоса
Вечерней тени...
Особый "слух" и "зрение" художника - редкий дар, которым владел поэт и
который восхищал его современников. По словам такого тонкого критика, каким
был Ап. Григорьев, Полонского отличало умение подмечать почти неуловимое в
природе, "полнейшее, почти непосредственное слияние с нею..." Друг
Полонского, автор замечательных мемуаров ("Дневник и записки") Е. А.
Штакеншнейдер писала в своем "Дневнике" о поэте: "Он, кажется, в самом деле
имеет дар слышать, как растет трава..."
К сожалению, одесский период увенчался бесславным сборником
"Стихотворений 1845 года", составленным без необходимой строгости отбора. На
этот раз Белинский резко отозвался о новой книге молодого поэта, заметив о
стихах, включенных в нее, что они свидетельствуют о чисто "внешнем таланте".
Критик преподал суровый, но полезный урок Полонскому. Поэт понял, что Одесса
не дала ему необходимых впечатлений, он рвался на Кавказ, где, как ему
казалось, "закипает новая жизнь и где... не умерла поэзия...". Еще в
студенческие годы он заинтересовался Востоком, древней и прекрасной
культурой. По словам поэта, в ту пору его "настольной книгой" был сборник
"Священные книги Востока".
Летом 1846 года Полонский уезжает в Тифлис.
Фет радовался неуспокоенности Полонского. Он признавался ему: "...я
люблю тот образ, который ты в настоящее время создаешь передо мною твоей
жизнью. Да, твоя натура истинно поэтическая и потому-то для тебя так трудно
было устроиться до сих пор..." "Над тобой небо Кавказа,- писал другу