Белинский Виссарион Григорьевич
Стихотворения Аполлона Майкова
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Белинский Виссарион Григорьевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1842
Обновлено: 13/03/2006. 85k.
Статистика.
Статья
:
Критика
Литературная критика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
В. Г. Белинский
Стихотворения Аполлона Майкова
----------------------------------------------------------------------------
Собрание сочинений в девяти томах
М., "Художественная литература", 1979
Том четвертый. Статьи, рецензии и заметки. Март 1841 - март 1842
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
----------------------------------------------------------------------------
Санкт-Петербург. 1841 {1}
Даровита земля русская: почва ее не оскудевает талантами... Лишь только
ожесточенное тяжкими утратами {2} или оскорбленное несбывшимися надеждами
сердце ваше готово увлечься порывом отчаяния, - как вдруг новое явление
привлекает к себе ваше внимание, возбуждает в вас робкую и трепетную
надежду... Заменит ли оно то, утрата чего была для вас утратою как будто
части вашего бытия, вашего сердца, вашего счастия: это другой вопрос, - и
только будущее может решить его: настоящее может лишь гадать о том на
основании уже данного факта. И такой именно факт дает нам изящно
напечатанная книга, заглавие которой стоит в начале этой статьи. Отстраняя
все гадания, которые могут быть произвольны или односторонни, и
предоставляя времени решение вопроса о степени поэтического таланта г.
Майкова, - мы скажем пока только, что многие из его стихотворений
обличают дарование неподдельное, замечательное и _нечто_ обещающее в
будущем. Говоря так, мы думаем, что много сказали в пользу молодого
поэта: можно быть человеком с дарованием и не обещать развития;
только сильные дарования в первых произведениях своих дают залог будущего
развития... Явление подобного таланта особенно отрадно теперь, в эту
печальную эпоху литературы, осиротелой и покрытой трауром, - теперь,
когда лишь изредка слышится свежий голос искреннего чувства, более или менее
звучный отголосок внутренней думы; теперь, когда в опустевшем храме
искусства, вместо важных и торжественных жертвоприношений жрецов, видны одни
гримасы штукмейстеров, потешающих тупую чернь; вместо гимнов и молитв,
слышны или непристойные вопли самолюбивой посредственности, или неприличные
клятвы торгашей и спекулянтов...
Наша литература, несмотря на свою молодость и незрелость, уже свершила
несколько фазов развития, уже дала не один факт для опытности ума мыслящего
и наблюдательного. Из числа ее великих действователей нет почти ни одного,
свободно и до конца развившего свои творческие силы... Но сколько было у нас
талантов, так много обещавших и так мало выполнивших, так великими
казавшихся еще недавно и так незначительных теперь!.. И все то благо, все
добро! {3} Благодаря этому обстоятельству теперь только разве низшие слои
публики, полуграмотная чернь, может принимать за поэзию дикие, изысканные и
вычурные фразы и приходить в неистовый восторг от тривиального сравнения
голубых глаз с небом, а черных - с адом... Точно так же теперь только разве
необразованная, невоспитанная посредственность решится "призывать
вдохновение на _высь чела_, венчанного звездой", выдумать "грудь, которая
высоко взметалась беспредметною любовью" {4}, или отпускать другие подобные
стихотворные вычуры. А прежде - и еще очень недавно, все это могло и даже
должно было нравиться всем, за исключением только немногих избранных
поклонников искусства. Честь и слава гг. Марлинскому, Языкову, Хомякову,
Шевыреву и Бенедиктову! Они навсегда обратили русскую литературу к
благородной простоте и навсегда избавили нашу публику от наклонности к
изысканной дичи в мыслях и выражении!.. Их образ действования и усилия для
этой цели были совершенно обратные и отрицательные; но зато результаты вышли
теперь и прямые и положительные. В этом случае нам мало нужды даже до
намерений и мотивов: результат всё выкупает, хотя бы он был и совершенно
неожидан для самих действователей... Здесь нельзя не упомянуть с
благодарностию имени г. Полевого, который стремился к той же цели, и притом
еще двумя совершенно различными путями: _бессознательно_ -
философско-историческими статьями, критиками и повестями; {5} и
_сознательно_ - превосходными пародиями на стихи некоторых диких поэтов,
которые помещал он в своем "Новом живописце общества и литературы" - этом
лучшем произведении всей его литературной деятельности... {6} Да, заслуги
этих людей, вольные и невольные, сознательные и бессознательные, поставили,
так сказать, на ноги нашу юную литературу и наш младенчествующий вкус. Это
произвело важные и благодетельные следствия. Маленькое дарование теперь не
попадет в гении. Посредственность и бездарность может теперь сколько ей
угодно петь стихами и скрипеть прозою, не подвергаясь опасности быть
замеченною со стороны публики: она теперь обращает на себя внимание только
журналов, и только в тех, которые сродни ей, встречает себе похвалы. Чем
труднее теперь обратить на себя общее внимание, тем легче истинному таланту
быть тотчас же замеченным. В прозе еще до сих пор и маленькое дарование
может быть замечено; но стихами, которые не то чтоб худы, да и не то чтоб
очень хороши, уж невозможно приобрести ни малейшей известности. Время
рифмованных побрякушек прошло невозвратно; ощущеньица и чувствованьица
ставятся ни во что: на место того и другого требуются глубокие чувства и
идеи, выраженные в художественной форме, с рифмами или без рифм - все равно.
Для успеха в поэзии теперь мало одного таланта: нужно еще и развитие в духе
времени. Поэт уже не может жить в мечтательном мире: он уже гражданин
царства современной ему действительности; все прошедшее должно жить в нем.
Общество хочет в нем видеть уже не потешника, но представителя своей
духовной идеальной жизни; оракула, дающего ответы на самые мудреные вопросы;
врача, в самом себе, прежде других, открывающего общие боли и скорби и
поэтическим воспроизведением исцеляющего их...
Если такой взгляд на важность поэзии и высокое значение поэта не
помешал нам посвятить целую критическую статью разбору первых опытов г.
Майкова, - значит, мы много видим в даровании нового поэта. Но это
обстоятельство и требует от нас возможно критической строгости, которую
молодой поэт должен принять только за доказательство нашего уважения к его
таланту.
Стихотворения г. Майкова хоть и расположены без всякой системы, без
всякого разделения, тем не менее они сами собою разделяются, в глазах
читателя, на два разряда, не имеющие между собою ничего общего, кроме разве
хорошего стиха, почти везде составляющего неотъемлемую принадлежность музы
молодого поэта. К первому разряду должно отнести стихотворения в древнем
духе и антологическом роде. Это перл поэзии г. Майкова, торжество таланта
его, повод к надежде на будущее его развитие. Второй разряд составляют
стихотворениям которых автор думает быть современным поэтом и которых лучшая
сторона - хороший стих. Но об этих после; сперва поговорим о стихотворениях
первого разряда.
Читателям "Отечественных записок" должно быть известно наше понятие о
сущности и важности так называемой _антологической_ поэзии, и потому мы, не
желая повторять себя, будем говорить только о поэзии г. Майкова; тех же из
читателей, которые не знают нашего понятия об антологической поэзии,
попросим заглянуть в статью о "Римских элегиях Гете" {"Отечественные
записки", 1841, т. XVII, отделение "Критики", стр. 23.} {7}. Теория
антологической поэзии имеет такое близкое отношение к некоторым из
стихотворений г. Майкова, что мы в помянутой статье выписали, как
превосходнейший образец в антологическом роде, его дивно поэтическую,
роскошно художественную пьесу "Сон" {8}, не зная, кому она принадлежит и
написал ли автор ее еще что-нибудь. Эта пьеса была напечатана первоначально
в "Одесском альманахе" на 1840 год, - и мы при разборе этого "Альманаха",
еще задолго до статьи о "Римских элегиях", выписали в нашем журнале это
стихотворение, скромно подписанное буквою М {"Отечественные записки", 1840,
т. IX, отд. "Библиографической хроники", стр. 14.}. И - смотрите и судите
сами - удивительно ли, что это стихотворение, без подписи знаменитого, или,
по крайней мере, знакомого имени, поразило нас до того, что мы перенесли его
на страницы своего журнала при громкой похвале и потом, с неослабевшим
энтузиазмом, припомнили его через четырнадцать месяцев;
Когда ложится тень прозрачными клубами
На нивы желтые, покрытые скирдами,
На синие леса, на влажный злак лугов;
Когда над озером белеет столп паров,
И в редком тростнике, медлительно качаясь,
Сном чутким лебедь спит, на влаге отражаясь, -
Иду я под родной, соломенный свой кров,
Раскинутый в тени акаций и дубов,
И там, с улыбкой на устах своих приветных,
В венце из ярких звезд и маков темноцветных,
И с грудью белою под черной кисеей,
Богиня мирная, являясь предо мной,
Сияньем палевым главу мне обливает
И очи тихою рукою закрывает,
И, кудри подобрав, главой склонясь ко мне,
Лобзает мне уста и очи в тишине (стр. 9).
Это именно одно из тех произведений искусства, которых кроткая,
целомудренная, замкнутая в самой себе красота совершенно нема и незаметна
для толпы и тем более красноречива, ярко блистательна для посвященных в
таинства изящного творчества. Какая мягкая, нежная кисть, какой виртуозный
резец, обличающие руку твердую и искушенную в художестве! Какое поэтическое
содержание и какие пластические, благоуханные, грациозные образы! Одного
такого стихотворения вполне достаточно, чтоб признать в авторе
замечательное, выходящее за черту обыкновенности, дарование. У самого
Пушкина это стихотворение было бы из лучших его антологических пьес. В нем
искусство является истинным искусством, где пластическая форма прозрачно
дышит живою идеею.
Чтоб определить значение и достоинство антологической поэзии г.
Майкова, мы должны указать на ее мотивы, найти в ней художническое
profession de foi {исповедание веры (франц.). - Ред.} автора. В следующих
стихотворениях мы находим все это, ясно и ярко выраженное,
Сомнение
Пусть говорят - поэзия мечта,
Горячки сердца бред ничтожный,
Что мир ее есть мир пустой и ложный,
И бледный вымысл - красота;
Пусть нет для мореходцев дальних
Сирен опасных, нет дриад
В лесах густых, в ручьях кристальных
Золотовласых нет наяд:
Пусть Зевс из длани не низводит
Разящей молнии поток,
И на ночь Гелиос не сходит
К Фетиде в пурпурный чертог:
Пусть так! но в полдень листьев шепот
Так полон тайны; шум ручья
Так сладкозвучен; моря ропот
Глубокомыслен; солнце дня
С такой любовию приемлет
Пучина моря; лунный лик
Так сокровен, - что сердце внемлет
Во всем таинственный язык;
И ты невольно сим явленьям
Даруешь жизни красоты,
И этим милым заблужденьям
И веришь и не веришь ты! (стр. 120).
Остановимся на этом стихотворении и взглянем на него прежде, чем
перейдем к другим. По содержанию - это превосходная пьеса; но форма не везде
соответствует своему содержанию, и из-за поэтического, полного жизни и
определенности языка местами слышится несвязный лепет не повинующейся слову
мысли... Стих: "Что мир ее есть мир пустой и ложный" прозаичен;. "И бледный
вымысл - красота": неопределенен и бледен; выражение о Зевсе, "_низводящем
из длани_ поток разящей молнии", неверно и в отношении к языку, и в
отношении к поэзии; "Лунный лик _так сокровен_" ничего не говорит ни уму, ни
фантазии читателя, по причине неточности эпитета; "И ты невольно сим
явленьям _даруешь жизни красоты_", - выражено слабо и неопределенно.
Последние два стиха в пьесе прекрасны, но не вполне удовлетворительны по
мысли: в них слишком много сделано уступки, вместо которой читатель самою
пьесою настроен ожидать, что поэт определит и объяснит, почему
неодушевленные явления природы производят на него, впечатления живых
индивидуальных существ, и в ярком образе, замыкающем стихотворение, примирит
чисто поэтическое созерцание древних с нашим, на опыте и науке основанным, и
все-таки поэтическим созерцанием природы. Но тогда бы эта пьеска была
превосходным произведением искусства: так много в ней взмаху и отважного
намерения, так много высказано стихами, которые мы оставили без замечаний.
Но все это мы говорим мимоходом; главное в этом стихотворении для нас, по
намерению нашей статьи," есть то, что исходный пункт поэзии г. Майкова -
природа с ее живыми впечатлениями, так сильными, таинственными и
обаятельными для юной души, еще не изведавшей другой сферы жизни...
Октава
Гармонии стиха божественные тайны
Не думай разгадать по книгам мудрецов:
У брега сонных вод, один бродя случайно,
Прислушайся душой к шептанью тростников,
Дубравы говору; их звук необычайный
Прочувствуй и пойми... В созвучии стихов
Невольно с уст твоих размерные октавы
Польются, звучные, как музыка дубравы (стр. 3).
Искусство
Срезал себе я тростник у прибережья шумного моря.
Нем, он забытый лежал в моей хижине бедной.
Раз увидал его старец прохожий, к ночлегу
В хижину к нам завернувший. (Он был непонятен,
Чуден на нашей глухой стороне.) Он обрезал
Ствол и отверстий наделал, к устам приложил их, -
И оживленный тростник вдруг исполнился звуком
Чудным, каким оживлялся порою у моря,
Если внезапно Зефир, зарябив его воды,
Трости коснется и звуком наполнит поморье (стр. 63).
Этих двух стихотворений уже никак нельзя сравнить с первым; все
недосказанное или неопределенно высказанное в нем явилось в них так полно,
так определенно; прекрасное содержание выразилось в них в прекрасных формах,
отличающихся виртуозностию отделки. Что же до содержания - оно здесь
представляет собою основное положение, основное начало эстетики автора, что
природа есть наставница и вдохновительница поэта; что у ней он прежде всего
начал брать уроки в искусстве слагать сладкие песни; что есть соотношение,
есть родственность между звучною октавою, гармоническим гекзаметром - и
шептаньем тростников, говором дубрав... Глубоко жизненное, поэтически верное
начало! Поэзия принадлежит к числу таких предметов, уразумение которых
должно начинаться с ощущения, а не с рефлексии: последняя должна быть
результатом первого, при нормальном развитии. Симпатия к природе есть первый
момент духа, начинающего развиваться. Каждый человек начинает с того, чт_о_
непосредственно поражает его ум формою, краскою, звуком; а природа полна
форм, красок и звуков. Поэт - существо, которое наиболее испытывает на себе
непосредственное влияние явлений природы: он по преимуществу ее сын, ее
любимец, наперсник тайн ее. Говоря об этом, нельзя не вспомнить чудных
стихов Пушкина:
Все волновало нежный ум:
Цветущий луг, луны блистанье,
В часовне ветхой бури шум,
Старушки чудное преданье.