Публикуется
по книге: Ю.В. Лебедев "Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети"", М.: Просвещение,
1982.
Электронная версия подготовлена А.В. Волковой - www.slovesnik.ru
(*3) Советским литературоведением, методической наукой и живой практикой школьного преподавания русской литературы XIX века накоплен богатый опыт изучения творчества И. С. Тургенева, в особенности его классического романа "Отцы и дети". Только за последние двадцать лет вышел ряд монографий, специально посвященных этому произведению. Известный советский тургеневед П. Г. Пустовойт обстоятельно исследовал активную роль его в общественной борьбе эпохи 1860-х годов, с исчерпывающей полнотой проанализировав многочисленные журнальные отклики на роман в современной Тургеневу русской прессе1. Г. А. Бялый сосредоточил внимание на изучении центрального героя романа в его диалогических отношениях с другими персонажами и раскрыл перед читателями полемический подтекст произведения Тургенева, решительно отводя распространенные обвинения в умышленном и тенденциозном искажении писателем характера русского разночинца-шестидесятника2. Наконец, появились работы, трактующие "Отцов и детей" не столько в социально-политическом, сколько в философско-эстетическом ключе. Среди них особо выделяются три исследования: статья Ю. В. Манна и книги А. И. Батюто и В. М. Марковича3.
Многие вопросы общественной жизни России 1860-х годов, отраженные в "Отцах и детях", ушли в про-(*4)шлое, стали достоянием истории, но тем не менее роман по-прежнему волнует читателей самых разных поколений и общественных убеждений как у нас, так и за рубежом. В чем секрет идейно-художественной "молодости" этого произведения? По-видимому, не только в том, что Тургенев с присущей ему социальной остротой уловил и развернул основной конфликт кризисной, революционной эпохи - бескомпромиссную борьбу революционеров-демократов с либералами. В школе тургеневский роман изучается преимущественно с социальной точки зрения, и этот подход, безусловно, оправдан как содержанием "Отцов и детей", так и вековой традицией его литературно-критического и методического осмысления. Но в последние годы современные советские и прогрессивные зарубежные исследователи творчества Тургенева все настойчивее говорят о некоторой односторонности такого подхода, нередко превращающего Тургенева в простого "хроникера" эпохи, "иллюстратора" гражданской истории. Остается в тени другая, исторически-злободневная, но непреходящая сторона тургеневского романа, связанная с идеей органической преемственности культурных ценностей в ходе смены одних поколений другими4.
Адресуя учителю литературы средней школы эту книгу, автор ее исходит из убеждения, что социально-политический аспект романа "Отцы и дети" изучен достаточно глубоко и учитель располагает сейчас не только литературоведческой, но и методической литературой на этот счет. Поэтому, не упуская из поля зрения центральный, социально-политический конфликт, он пытается сосредоточить внимание учителя на вопросах, не получивших подробного освещения в современных исследованиях: на целостном философско-эстетическом и нравственном анализе тургеневского романа.
Во введении освещается актуальность произведения Тургенева в наши дни, когда проблемы ленинского отношения к культурному наследию и нравственного воспи-(*5)тания подрастающего поколения выдвигаются на первый план самим ходом развития общества. Здесь излагаются основные методологические установки автора, являющиеся исходным пунктом анализа произведения как эстетического целого. Одну из основных задач своей книги автор видит в воспитании умного и чуткого читателя, не ограничивающегося восприятием внешней, событийно-фабульной стороны романа, а умеющего проникать в сложный "лабиринт" его "художественных сцеплений".
Изображение кризисной эпохи шестидесятых годов XIX века дается в книге сквозь призму тургеневского восприятия. Только так можно почувствовать, почему писатель пережил неизбежный разрыв с "Современником" как личную трагедию, а социальный конфликт эпохи показал в своеобразном трагическом освещении. В интерпретации романа автор не отступает от тургеневского понимания существа трагической коллизии как противоборства двух социально-исторических сил, одновременно являющихся и победившими и побежденными. Учитель должен иметь в виду, что такая трактовка у Тургенева далеко не случайна. Связанная с эстетическими взглядами Шеллинга и Гегеля на сущность античной трагедии, она в какой-то мере выражает утопические мечты Тургенева о классовом мире в условиях, исключавших возможность любого духовного союза между революционерами-демократами и либералами. В то же время такой подход к осмыслению основного конфликта эпохи дал возможность Тургеневу подняться над борющимися партиями и с беспристрастием и объективностью, свойственными лишь большому художнику, показать как силу, так и реальную слабость борющихся сторон.
Большое внимание в книге уделяется философско-художественным раздумьям Тургенева о смене поколений, о вечной борьбе старого и нового, о бережном отношении к культурному наследию. Автор стремится преодолеть установившийся стереотип восприятия романа. Преодолеть это может только творческое отношение к классике, позволяющее, не отступая от историзма и народности искусства, ставить и решать на уроках проблемы, которые не ушли в прошлое вместе с эпохой, их породившей, и продолжают волновать современную молодежь. Заметим, что эти проблемы, по существу, представляют сердцевину романа Тургенева "Отцы и дети". В книге подробно освещается глубоко волновавшая Тургенева нравст-(*6)венная сторона во взаимоотношениях младшего и старшего поколений, говорится о ложной и истинной дружбе и товариществе, много страниц уделяется любовному конфликту Базарова с Одинцовой, недостаточно освещенному в литературе о романе.
Ряд положений, высказанных автором, имеет дискуссионный характер, но на такие "издержки" он идет сознательно, открывая возможность учителю использовать на уроках наиболее приемлемые для его опыта варианты трактовки очень многогранного по своему содержанию произведения. В отшлифовке социально отточенного мышления и в воспитании высокой культуры человеческих чувств роман Тургенева "Отцы и дети" открывает возможности почти безграничные, и успех его изучения будет зависеть от того, в какой мере учитель сумеет использовать их.
1 См.: Пустовойт П. Г. Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" и идейная борьба 60-х годов XIX века. М., 1965.
2 См.: Бялый Г. А. Роман Тургенева "Отцы и дети". М-Л 1963.
3 См.: Манн Ю. В. Базаров и другие. - Новый мир, 1968, № 10; Батюто А. И. Тургенев-романист. Л., 1972; Маркович В. М. Человек в романах И. С. Тургенева. Л., 1975.
4 См.: Шаталов С. Е. Роман Тургенева "Отцы и дети" в литературно-общественном движении. - В кн.: Литературные произведения в движении эпох. М., 1979. Об этом же пишет известный немецкий тургеневед из ГДР, профессор Магдебургского педагогического института Клаус Дорнахэр в статье "Тридцатилетие тургеневских исследований в ГДР". - В сб.: Wissenschaftliche Zeitschrift der Pädagogischen Hochschule "Erich Weinert". Magdeburg, 1980, S. 430.
У классических произведений искусства завидная судьба. Они живут в веках, их не старит неумолимый бег времени. Секрет жизнеспособности таких произведений в том, что поставленные в них вопросы решаются по-разному каждым новым поколением людей. Академик М. Б. Храпченко отмечает, что "...созвучными отдельным эпохам часто оказываются разные тональности, которые выражены в художественном произведении, различные стороны его образных обобщений"1. По мере движения времени, со сменою исторических эпох и поколений, происходит постоянная переакцентировка тональностей, заключенных в произведении: одни, некогда звучавшие громко, приглушаются, другие, напротив, выдвигаются вперед. В восприятии художественного произведения осуществляется постоянная "перенастройка", смена "диапазонов волн"2.
Преемственность между поколениями, истинное и ложное новаторство, личная ответственность каждого за судьбу национальной культуры - эти вечные проблемы обрели емкую формулировку в заглавии романа (*7) И. С. Тургенева "Отцы и дети". "Отцы" и "дети" - это универсальный охват действительности во всей ее полноте: от прошлого через настоящее к будущему. По мере развития человечества вопросы взаимоотношения отцов и детей приобретают особую остроту. Ускоряющийся ритм общественной жизни нередко угрожает гармонии этих взаимоотношений, возникает опасность разрыва традиции, забвения культуры прошлого. Выдающийся русский филолог А. А. Потебня отмечал: "История - не тавтология... Отцы незаменимы детьми. Несовершенство традиции: никогда последующее поколение не усваивает вполне предыдущего... Общество, забывчивое, равнодушное к своему прошедшему, просто не умеет пользоваться наследием отцов и потому медленно капитализирует мысль..."3.
Особенно резко подобное взаимодействие поколений проявляется в эпохи кризисные, революционные; такой эпохой были в русской истории 60-е годы XIX века. "Оживление демократического движения в Европе, польское брожение, недовольство в Финляндии, требование политических реформ всей печатью и всем дворянством, распространение по всей России "Колокола", могучая проповедь Чернышевского, умевшего и подцензурными статьями воспитывать настоящих революционеров, появление прокламаций, возбуждение крестьян, которых "очень часто" приходилось с помощью военной силы и с пролитием крови заставлять принять "Положение", <...> студенческие беспорядки - при таких условиях самый осторожный и трезвый политик должен был бы признать революционный взрыв вполне возможным и крестьянское восстание - опасностью весьма серьезной"4, - так характеризовал В. И. Ленин эти грозовые, очистительные годы в русской литературе. Однако нараставшая в стране революционная ситуация не переросла в революцию. Отчасти это случилось потому, что народ, "сотни лет бывший в рабстве у помещиков, не в состоянии был подняться на широкую, открытую, сознательную борьбу за свободу"5. Но в то же время революционное движение разночинцев-шестидесятников оказалось довольно противоречивым и пестрым. По характеристике В. И. Лени-(*8)на, "оно никогда не могло, как общественное течение, отмежеваться от либерализма справа и от анархизма слева"6. Лишь Чернышевского В.И. Ленина считал "последовательным и боевым демократом", отмечая, что "от его сочинений веет духом классовой борьбы"7.
И. С. Тургенев, как известно, примыкал к либерально-демократическому крылу русского общественного движения; восхищаясь героическим энтузиазмом русских революционных борцов, он не верил в перспективы их деятельности, видел в них трагических Дон Кихотов, обреченных на "погибель". Его "тянуло к умеренной монархической и дворянской конституции", "ему претил мужицкий демократизм Добролюбова и Чернышевского" 8. Но именно потому Тургенев особенно остро ощущал крайности левого анархического уклона в революционном движении шестидесятников, получившего в его романе "Отцы и дети" кличку "нигилизм", которая прочно укрепилась за ним.
Тургенев наделил Базарова чертами нетерпимости по отношению ко всякому прошлому отнюдь не по собственному произволу. Нигилисты, по замечанию современного советского исследователя Н. И. Пруцкова, действительно "готовы были отрицать прекрасное, искусство, эстетику и всячески превозносить утилитаризм... Нигилисты называли себя "ужасными реалистами", сторонниками беспощадного анализа, поклонниками точных наук, эксперимента. Все это они противопоставляли праздной фантазии. Для нигилистов не существовала любовь в ее поэтическом смысле. Они создали утилитарную этику любви"9.
Сосредоточив внимание на "детской болезни левизны" в русском революционном движении 1860-х годов, Тургенев проявил чуткость такого художника, по отношению к которому остается в силе известный ленинский урок: "И если перед нами действительно великий художник, то некоторые хотя бы из существенных сторон революции он должен был отразить в своих произведениях"10. Известно, что Тургенев последовательно и ревностно стоял на стра-(*9)же культуры, нигилистические крайности русского революционного движения в условиях безграмотной и отсталой страны вызывали у него особую тревогу. Тургенев понимал, сколь небезобидными могут оказаться на практике вульгарно-материалистические тенденции во взглядах современных ему естествоиспытателей, кумиров революционной молодежи, с трудами которых он был знаком. Создавая образ Базарова, писатель думал о возможных драматических последствиях пренебрежительного отношения к культуре в современной ему России. Титаническая личность Базарова была симпатична Тургеневу потому, что своей трагической судьбой она искупала односторонности и крайности нигилистического подхода к явлениям культуры.
В наши дни, когда нигилистические веяния становятся типичными для молодежного движения Запада, когда проблемы охраны культурных ценностей приобретают жгуче злободневный смысл и у нас, и за рубежом, роман Тургенева "Отцы и дети" может быть прочитан по-новому.
На уроках, посвященных изучению "Отцов и детей", в центре внимания учителя обычно оказывается политическая проблематика романа. Говорится о торжестве демократизма над аристократией, о революционном пафосе базаровского отрицания. Но при этом не всегда берется в расчет тот угол зрения на центральный конфликт романа, который дает возможность Тургеневу в текущих фактах общественной борьбы увидеть нечто общечеловеческое, вечное, сохраняющее свою актуальность во все эпохи и все времена. Часто учитель, а вслед за ним и учащиеся, попадая под магическое обаяние базаровской личности, начинают смотреть на происходящие в романе события глазами центрального героя, а не его автора - Тургенева. Естественно, что художественные пропорции, эстетико-гуманитарный смысл тургеневского романа при таком подходе к нему искажаются. Базаров возвышается, но не за счет внутренней энергии своей трагически противоречивой личности, а за счет принижения "отцов", с которыми литературоведы, методисты и педагоги обходятся, как правило, не слишком вежливо и почтительно. Мы как-то забываем, что "отцы" у Тургенева при всей их либеральной ограниченности тоже являются носителями определенных жизненных ценностей, несправедливо и опрометчиво попираемых "детьми", что их поражение, в социаль-(*10)ном смысле бесспорное, в человеческом отношении проблематично, что в спорах с нигилистически настроенной молодежью они до известной степени правы. Показывая политическую несостоятельность "отцов", Тургенев глубоко симпатизирует их уму и проницательности, их эстетической чуткости и культуре чувств.
В своих объяснениях по поводу романа Тургенев настоятельно подчеркивал, что в лице братьев Кирсановых он показал лучших представителей культурного дворянства. Не случайно же, подыскивая прототипы своим героям в реальной жизни, Тургенев писал: "...Николай Петрович - это я, Огарев и тысячи других; Павел Петрович - Столыпин, Есаков, Россет, тоже наши современники"11. Заметим: Тургенев не стыдится здесь своей близости к Николаю Петровичу, более того, он сближает с ним без всякого риска даже Н. П. Огарева, соратника А. И. Герцена. Мы увидим, что в характере Николая Петровича Тургенев действительно запечатлел очень много автобиографического, что отношение писателя к этому герою было в высшей степени сочувственным. Но и у Павла Петровича Кирсанова оказались по-своему замечательные прототипы: Алексей Аркадьевич Столыпин, офицер лейб-гвардии гусарского полка, друг и родственник М. Ю. Лермонтова, братья Александр, Аркадий и Климентий Россет, гвардейские офицеры, близкие знакомые А. С. Пушкина.
Представляя Базарова лицом чуть ли не идеальным, относя его слабости на счет тургеневского либерализма, мы невольно обедняем в своих интерпретациях и любовный конфликт романа. Мы не всегда обращаем внимание на то, что главным творцом и главным виновником трагического разрешения этого конфликта является Базаров и что любовный поединок Базарова с Одинцовой по-своему продолжает и завершает те споры героя с "отцами", которые развернуты в самом начале романа. А завершаются эти споры отнюдь не полным разгромом "отцов" и далеко не бесспорным торжеством Базарова. Только в том случае, когда учащиеся почувствуют, что у Базарова достойные противники, им будет до конца понятна (*11) серьезность базаровского отрицания. Именно такого понимания романа хотел Тургенев, когда он писал А. И. Герцену: "Положа руку на сердце, я не чувствую себя виновным перед Базаровым и не мог придать ему ненужной сладости. Если его не полюбят, как он есть, со всем его безобразием - значит я виноват и не сумел сладить с избранным мною типом. Штука была бы не важная представить его - идеалом; а сделать его волком и все-таки оправдать его - это было трудно..." (П., IV, 382-383).
Базаров только на первый взгляд представляется личностью цельной и монолитной, лишенной глубоких внутренних противоречий. Дело в том, что герой владеет удивительным искусством самообладания, и Тургенев, верный логике базаровского характера, лишь осторожными и тонкими намеками дает почувствовать читателю, что скрывается за внешним спокойствием и видимой невозмутимостью нигилиста-отрицателя. Важно, чтобы эти штрихи в обрисовке фигуры центрального героя романа не прошли мимо внимания учителя и учащихся. С развитием сюжета "Отцов и детей" герой меняется: постепенно углубляется его конфликт с миром и самим собой, пока перед лицом последнего, трагического испытания смертью не восторжествует в Базарове поэтическая сила его духа, которую на первых порах герой скрывал от окружающих и даже от самого себя.
Освещение характера Евгения Базарова в диалектическом единстве сильных и слабых его сторон является, по нашему глубокому убеждению, назревшей потребностью современного прочтения тургеневского романа и наиболее соответствует сущности основного конфликта в нем. "На протяжении семидесяти лет после его опубликования роман "Отцы и дети" способствовал размежеванию разъединенных общественных сил в России, - замечает известный советский тургеневед С. Е. Шаталов. - Тенденция к идейно-культурному размежеванию длительное время была исторической необходимостью. Как идейная доминанта она определяла отношение к роману Тургенева. Но осталась ли эта доминанта ведущей в жизни советского народа после создания прочных основ социализма?.. После утверждения развитого социализма в общенародном государстве?"12 И отвечая на этот вопрос, (*12) исследователь дает следующий бесспорный, с нашей точки зрения, ответ: "Разумеется, Тургенев был прав, когда устами своего Базарова подчеркнул необходимость резкого размежевания демократов с аристократами и - шире - двух культур: демократической и старой, выросшей на почве крепостничества"13. Но Тургенев "выразил в романе "Отцы и дети" свое убеждение в том, что имеется не только одна историческая необходимость: кроме той, которую провозгласил Базаров, есть и иная - молодое поколение не может ограничиться разрушением культурных ценностей, доставшихся ему по наследству. Проблема идейно-культурных взаимоотношений в представлении Тургенева является двуединой: размежевание, отрицание, разрушение, преодоление наследия отцов всегда органично сочетается с использованием его в процессе преемственного развития национальной культуры. Отрицание преемственности означало бы лишь одно: прекратилась бы связь с художественным наследием Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Белинского, Герцена и других литературно-общественных деятелей старшего поколения"14. Методологической основой избранного нами подхода к анализу романа "Отцы и дети" является ленинское отношение к культурному наследию. Ведь в первые годы Советской власти В. И. Ленину пришлось вести решительную борьбу с самоновейшими нигилистами, представителями левых авангардистских течений, которые под флагом борьбы за новое искусство объявляли устаревшими Пушкина и Толстого, Глинку и Репина. В ответ на эти крайности В. И. Ленин говорил: "Мы чересчур большие "ниспровергатели в живописи". Красивое нужно сохранить, взять его как образец, исходить из него, даже если оно "старое". Почему нам нужно отворачиваться от истинно прекрасного, отказываться от него..."15. Отстаивая культурные ценности от псевдоноваторов, В. И. Ленин говорил о том, что задачей современного общества является "не выдумка новой пролеткультуры, а развитие лучших образцов, традиций, результатов существующей культуры с точки зрения миросозерцания марксизма и условий жизни и борьбы пролетариата в эпоху его диктатуры"16. По воспоминаниям И. А. Арманд, общаясь с (*13) молодыми художниками, Ленин "с какой-то особенной заинтересованностью говорил о том, что надо знать и ценить лучших представителей русской дореволюционной культуры. Он рассказал, как сам он любит Пушкина и ценит Некрасова". В его суждениях "сквозила мысль о необходимости критически усвоить все, что было лучшего в культурном наследстве прошлого, и на этой основе, а не на пустом месте, создавать нашу новую, советскую культуру"17.
Обратимся теперь к методическим предпосылкам, которые являются исходными ориентирами в исследовании художественной структуры тургеневского романа. Внутренняя противоречивость Базарова, придающая его личности особый трагический накал, особую мятежную красоту, может быть осмыслена лишь в контексте всего произведения, в сложных диалогических связях, существующих между его героями. Учитель встретит в этой книге попытку целостного анализа романа "Отцы и дети". Методической опорой автора являются здесь исследования современных теоретиков литературы, по-новому решающих спорные проблемы художественного единства произведения: труды М. Б. Храпченко, Д. С. Лихачева, А. С. Бушмина, концептуальные исследования В. В. Кожинова, И. Б. Роднянской, М. М. Гиршмана и др.
Хотя вопрос о том, что каждая деталь в художественном произведении живет благодаря своей связи с целым, не является дискуссионным, эта связь понимается подчас упрощенно. Художественное целое, как правило, "монтируется" из отдельных "частных" образных мирков произведения, как машина из готовых деталей, колесиков и винтиков. Преподаватель формулирует идею произведения, а затем обращается к тексту за поиском цитат, ее подтверждающих.
В свое время Л. И. Толстой считал недопустимым извлечение отдельных мыслей из литературных произведений. "Во всем, почти во всем, что я писал, - говорил он,- мною руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собою, для выражения себя, но каждая мысль, выраженная словами особо, теряет свой смысл, страшно понижается, когда берется одна из того сцепления, в котором она находится. Само же сцепление составлено не мыслью (я думаю), а чем-то другим, и выразить основу (*14) этого сцепления непосредственно словами никак нельзя; а можно только посредственно - словами описывая образы, действия, положения. <...> для критики искусства нужны люди, которые бы показывали бессмыслицу отыскивания мыслей в худож[ественном] произвед[ении] и постоянно руководили бы читателей в том бесконечном лабиринте сцеплений, в кот[ором] и состоит сущность искусства, и к тем законам, кот[орые] служат основан[ием] этих сцеплений"18.
Очевидно, что и замысел художественного произведения не приходит к писателю в виде готовой рациональной идеи: он зарождается в воображении творца как некое предчувствие постепенно овладевающей им художественной целостности (ср. слова Толстого о том, что само "сцепление составлено не мыслью"). Только "получив в сердце полный образ, - замечал Ф. М. Достоевский, - можно приступить к художественному выполнению"19. Эти и другие признания писателей о начале творческого процесса подсказывают, что толчком к рождению замысла, его созреванию и последующей реализации является не логическая идея, а живое образное представление, являющееся зародышем будущего произведения. Творческий процесс писателя направляется и организуется этим живущим в его воображении ощущением целого, в согласии с которым автор добивается ясного и четкого проявления замысла.
Секрет художественной целостности произведения заключается в том, что в нем каждая деталь стремится выразить целое с максимальной полнотой. По словам Томаса Манна, произведение "стремится к тому, чтобы в каждый данный момент предстать целиком перед читателем или слушателем"20.
Этот закон действует буквально с первых страниц "Отцов и детей", где во взаимоотношениях барина с молодым слугой "усовершенствованного поколения" предвосхищается центральный конфликт романа. Начальная сценка, сохраняя свою относительную автономность, по-своему развертывает этот конфликт, по-своему выражает целое. Категория целостности относится, таким образом, не только к единству входящих в это целое частей, но и к каждой из них в отдельности.
(*15) Определенность идеи художественного произведения опять-таки предстает перед нами как определенность художественная, которая не дается в руки в готовом, логически сформулированном виде. "Самое важное в произведении искусства, - говорил Л. Н. Толстой, - чтобы оно имело нечто вроде фокуса, то есть чего-то такого, к чему сходятся все лучи или от чего исходят. И этот фокус должен быть недоступен полному объяснению словами. Тем и важно хорошее произведение искусства, что основное его содержание во всей полноте может быть выражено только им"21. Идея в художественном произведении не подчиняет себе его части, а наделяет каждую из них разновидностью своей полноты. Поэтому фрагменты художественного целого особым образом взаимодействуют друг с другом: это взаимодействие основано на законах поэтических "сцеплений".
История любви Павла Петровича, например, - самостоятельная сюжетная единица, ее нередко называют даже "вставной новеллой", она действительно обладает в романе некоторой автономией. Но в то же время ее автономность относительна. В художественной целостности романа история любви Кирсанова "рифмуется" с историей любви Базарова. Относительно автономные сюжетные мотивы отражаются друг в друге, порождая своим взаимодействием дополнительный художественный смысл. На таких взаимосвязях отдельных сюжетных мотивов держится весь роман, они определяют его ритм, его ведущую тональность. Перекликаются друг с другом русские пейзажи начала и конца романа. Удваивается путь жизненных странствий героя, дважды проходящего по одному кругу: Марьино-Никольское-родительский дом. Увлечение Базарова Фенечкой оттеняется тайной любовью к ней его антагониста, Павла Петровича. Дважды снится Базарову один и тот же сон. Отношения Базарова с Аркадием пародируются в сценах пребывания героев в кругу провинциальных нигилистов и т. д. Трудно правильно понять смысл романа, не приближаясь к разгадке тайн образного взаимодействия в нем множества параллельных сюжетных мотивов.
В то же время невозможно правильно прочитать и понять текст, отвлекаясь от времени, от исторической эпо-(*16)хи. Связь писателя с историей многозначна: она заключается и в том, что изображает художник в произведении, и в том, как он видит мир. Время, эпоха, история не иллюстрируются писателем, а живут в самом произведении, в плоти художественных образов.
Таковы основные методические вехи, ориентируясь на которые, автор этой книги приглашает читателей совершить вместе с ним путешествие по художественным "лабиринтам" тургеневского романа.
1 Храпченко М. Б. Ввутренние свойства и функция литературных произведений. - Контекст 1974. Литературно-теоретические исследования. М., 1975, с. 26.
2 См.: Там же.
3 См.: Контекст 1977. М., 1978, с. 115.
4 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 5, с. 29-30. .
5 Там же, т. 20, с. 140.
6 Левин В. И. Полн. собр. соч., т. 25, с. 94.
7Там же.
8 Там же, т. 36, с. 206.
9 Пруцков Н. И. Русская литература XIX века и революционная Россия. М., 1979, с. 114.
10 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 17, с. 206.
11Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем в 28-ми т. Письма. М.-Л., 1962, т. IV, с. 380. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте с указанием серии (письма - П., сочинения- С.), тома и страницы. Текст "Отцов и детей" цитируется по VIII тому с указанием страницы.
12 Шаталов С. Е. Роман Тургенева "Отцы и дети" ..., с. 128.
13 Шаталов С. Е. Роман Тургенева "Отцы и дети" ..., с. 129.
14 Там же, с. 130.
15 В. И. Ленин о литературе и искусстве. 6-е изд., М., 1979, с. 657.
16 Там же, с. 445.
17 В. И. Ленин о литературе и искусстве, 6-е изд. М., 1979, с. 716.
18 Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. М., 1953, т. 62, с. 269.
19 Ф. М. Достоевский об искусстве. М., 1973, с. 406.
20 Манн Т. Собр. соч. в 10-ти т. М., 1960, т. 9, с. 355.
21 Гольденвейзер А. Б. Вблизи Толстого. М., 1959, с. 68.