Бурлюк был всем, в том числе и поэтом. Маяковский – только поэтом. Большая разница!
Бурлюк сделал свое дело – Бурлюк должен уйти. И он ушел очень вовремя. В тот самый
миг, когда кончилась революция в искусстве и началась революция. Революция в искусстве
– это жизнь. Революция в жизни – это смерть. Бурлюк спинным хребтом почувствовал
то, что не поняли ни Маяковский, ни Пастернак, ни Крученых. Из-за океана
Давид Бурлюк яростно клеймил капитализм. Называл “доблестными вождями” Ленина
и Сталина. Словом, ничем не отличался по взглядам и лозунгам от оставшегося в
совдепии Маяковского. Но Маяковскому за свои взгляды пришлось расплатиться кровью.
Вексель Давида Бурлюка оплачен заранее теми 78 копейками, за которые он купил
для России гения. Давид Бурлюк сделал для русской поэзии то же самое, что
Щукин для живописи, когда скупил в Европе лучшие картины импрессионистов. Картины,
кстати, тоже были подвергнуты гонениям. Пушкинский музей со щукинской коллекцией
Сталин закрыл, а картины упрятали в запасники. Славa богу, не в камеры, как людей.
Запрещена была и футуристическая живопись обоих Бурлюков. Их имена вычеркнули
ото всюду. Казалось, о них никогда не вспомнят. В киноэпопее “Хождение по мукам”
есть эпизод, где в салоне читаются стихи Давида Бурлюка, но имя автора, конечно
же, не произносится ни в кадре, ни за кадром. Футуристам не позволили состариться.
Им даже не дали умереть. Выстрел Маяковского, конечно, потряс устои и заполнил
грядущее молчание. Тот, кто призывал “расстрелять Растрелли”, расстрелял самого
себя. Вернее, его заставили это сделать. Это было убийство самоубийством. Как
отозвалось эхо рокового выстрела за океаном в сердце одноглазого сатира? Скорее
всего, никак. Эстетика футуризма не подразумевала жалости. “Я люблю смотреть,
как умирают дети” – это поэтический манифест Маяковского, под которым вполне могла
бы стоять подпись его учителя Бурлюка. Смерть как таковая вообще не бралась в
расчет. “Лет до ста расти нам без старости” И еще: “Смерть, не сметь!” Если кто-то
считает, что это просто бравада, то он ошибается. Старость, смерть, болезни вычеркнуты
из обихода. “У меня в душе ни одного седого волоса. И старческой нежности нет
в ней. Мир огромив мощью своего голоса, иду красивый, двадцатидвухлетний”. Как
это перекликается с манифестом Бурлюка: “Каждый молод, молод, молод”. Словом,
футуризм – “это молодость мира, и его возводить молодым”. Фашисты тоже пели: “Дрожат
одряхлевшие кости, когда мы по миру идем”. Это было всеобщее помешательство. Оно
не имело отношения к реальному возрасту. Ленину было за 50, Гитлеру тоже. Футуристы
были молоды в принципе. В литературе того времени старик – это только отрицательный
персонаж. Футуризм не подразумевал существования времени. Время состоит только
из будущего. В нем нет ни прошлого, ни настоящего. Никто не сомневался в том,
что “мы покоряем пространство и время, мы молодые хозяева земли”. Всегда молодые,
вечно молодые. “Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым”. Эта идиотическая
риторическая фигура – эхо манифестов раннего футуризма. Я внимательно вглядывался
в лицо Давида Бурлюка, посетившего СССР незадолго до смерти. На нем нет следов
времени. Бурлюк выглядит здесь моложе, чем на снимках 1908-13 годов. Может, он
действительно словесный алхимик, открывший эликсир молодости и вечной жизни по
имени футуризм? |