251
И. А. ГОНЧАРОВ
ИЗ УНИВЕРСИТЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ
Когда он вошел с Уваровым, для меня точно солнце озарило всю
аудиторию: я в то время был в чаду обаяния от его поэзии; я питался ею, как
молоком матери; стих его приводил меня в дрожь восторга. На меня, как
благотворный дождь, падали строфы его созданий («Евгения Онегина», «Полтавы» и
др.). Его гению я и все тогдашние юноши, увлекавшиеся поэзиею, обязаны
непосредственным влиянием на наше эстетическое образование.
Перед тем однажды я видел его в церкви, у обедни — и не спускал
с него глаз. Черты его лица врезались у меня в памяти. И вдруг этот гений, эта
слава и гордость России — передо мной в пяти шагах! Я не верил глазам. Читал
лекцию Давыдов, профессор истории русской литературы 1.
«Вот вам теория искусства, — сказал Уваров, обращаясь к нам, студентам,
и указывая на Давыдова, — а вот и самое искусство», — прибавил он, указывая на
Пушкина. Он эффектно отчеканил эту фразу, очевидно, заранее приготовленную. Мы
все жадно впились глазами в Пушкина. Давыдов оканчивал лекцию. Речь шла о
«Слове о полку Игоревом». Тут же ожидал своей очереди читать лекцию, после
Давыдова, и Каченовский. Нечаянно между ними завязался, по поводу «Слова о
полку Игоревом», разговор, который мало-помалу перешел в горячий спор.
«Подойдите ближе, господа, — это для вас интересно», — пригласил нас Уваров, и
мы тесной толпой, как стеной, окружили Пушкина, Уварова и обоих профессоров. Не
умею выразить, как велико было наше наслаждение — видеть и слышать нашего
кумира.
Я не припомню подробностей их состязания, — помню только, что Пушкин
горячо отстаивал подлинность древнерусского эпоса, а Каченовский вонзал в него
свой беспощадный аналитический нож. Его щеки ярко горели алым румянцем и глаза
бросали молнии сквозь очки. Может быть, к этому раздражению много огня
прибавлял и известный литературный антагонизм между ним и Пушкиным. Пушкин
говорил с увлечением, но, к сожалению, тихо, сдержанным тоном, так
252
что за толпой трудно было расслушать. Впрочем, меня занимал не
Игорь, а сам Пушкин.
С первого взгляда наружность его казалась невзрачною. Среднего
роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься
пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в этих
глазах, которых потом не забудешь. В позе, в жестах, сопровождавших его речь,
была сдержанность светского, благовоспитанного человека. Лучше всего, по-моему,
напоминает его гравюра Уткина с портрета Кипренского. Во всех других копиях у
него глаза сделаны слишком открытыми, почти выпуклыми, нос выдающимся — это
неверно. У него было небольшое лицо и прекрасная, пропорциональная лицу,
голова, с негустыми, кудрявыми волосами.