ИВИН Андрей Анатольевич

СЮЖЕТОСТРОЕНИЕ ДРАМАТУРГИИ А. П. ЧЕХОВА

Специальность 10.01.01 —русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Иваново 1999

Работа выполнена в Ивановском государственном университете.

 

 

 

С диссертацией.можно ознакомиться в библиотеке университета. Автореферат разослан «.£/.» . МЯЛ/. . 1999 года.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность исследования.Категория сюжета является одной из ключевых для эпического и драматического родов литературы. В сюжете раскрывается характер персонажей, воплощается авторская концепция мира и человека, особенности композиции, жанра,стиля.

До сих пор термины "сюжет","фабула", "композиция" вызывают множество споров и разногласий, нет определенности и в том,что считать единицей сюжета, сколько в нем элементов.

Особенно остро эти проблемы встают по отношению к драматургии А.П.Че­хова. Выступив новатором художественной формы.писатель существенно из­менил представление о категории сюжета. В прижизненной критике получила распространение концепция "бессюжетности" произведений Чехова, которая преобладала и в 20-30-е годы,когда формировалось чеховедение(работы М.с.Григорьева,С.Д.Балухатого.Ю.в.Соболева),но была оспорена в после­дующие годы (А.Б.Дернаном, А.И.Роскиным.А.П.Скафтымовым.В.В.Ермоловым. А.И.Ревякиным) и в целом преодолена к 60-м гг. благодаря трудам В.Е.Хализева, Г.Н.Поспелова, В.Я.Лакшина, Н.Я.Берковского, Г.А.Вялого, Г.П.Бердникова. хотя ее отголоски встречаются и в настоящее время.

В науке в первую очередь уделялось внимание сюжетостроению прозы А.П.Чехова, что нашло отражение в книгах Л.М.Цилевича "Сюжет чеховско­го рассказа" (Рига.1976) и В.Б.Катаева "Проза Чехова : проблемы .интер­претации" (М..1979).В то же время изучение сюжетостроения чеховской драматургии отличается разрозненностью наблюдений, разработкой частных вопросов (исследования 3. С.Паперного. Э. А. Полоцкой,В.Б.Катаева,Б. И. Зин-германа, Т. К. Шах-Азизовой.Г.А. Тиме, И. А. Тарховой,С.В.ЗуОковой.Т. Г. Ивле-вой. И. Н. Сухих и др.). Однако концептуального освещения этой проблемы пока нет.

Научная новизна исследования заключается е попытке системного анализа технологии чеховской лрзмы.существенно отличающейся от аристотелевс-

3 -

ко-гегелевской в аспекте сшетостроения.в определении мета- и онто-сю­жетов. Последовательно осмысливаются полифонические принципы чеховской драмы.ее лиро-эпический характер.Традиции и новаторство, эволюция сюже-тостроения драматургии А.П.Чехова прослеживаются на широком истори­ко-литературной материале второй половины XIX века по разным уровням сюжета,для чего вводится представление о "стереоскопичности" сюжета и предлагается его морфология.

Цель работы - рассмотреть особенности и закономерности изменения сю-жетостроения драматургии А.П.Чехова в историко-литературном,структур­но-типологическом и системном аспектах.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи: 1} оп­ределить теоретические подходы, наметить пути изучения сюжетостроення чеховской драмы: создать морфологию сюжета; 2) осмыслить высказывания Чехова о сюжете, специфику категории "событие" в его художественной практике; 3) исследовать традиции и новаторство сюжетостроения драма­тургии писателя; 4) проследить эволюцию сюжетостроения драматургии Че­хова в свете ее поэтики; охарактеризовать метасшет и онтосюжёт.

Методологической основой исследования стали приемы структурного и системного анализа, установление генетических и типологических связей. Теоретические положения современной герменевтики,онтологии имеют фа­культативное значение и не противоречат общей методологии.

Научно-практическая значимость работы.Сделанные выводы и наблюдения могут быть использованы для изучения драматургии А.П.Чехова, при под­готовке общих и специальных курсов лекций по истории русской литерату­ры второй половины XIX века,по истории русской драматургии, а также в школьных курсах,учебных пособиях.

Апробация. Ряд основных положений диссертации отражен в публикациях, апробирован в докладах на конференциях в Иванове, Костроме,Владимире в

1Э97-1999 ГГ.

- 4 -

Структура работы.Диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключе­ния. Изложение материала строится концентрическими кругами, каждая глава освещает свой аспект темы.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Введение представляет обзор по истории вопроса. Здесь выявляется сте­пень изученности темы.актуальность, научная новизна, определяются объ­ект, предмет и методология исследования, ставится цель и формулируются задачи.

Глава I"Теоретические проблемы свжетостроения драматургии А.П.Чехова" необходима для обоснования научных подходов к теме.

Теоретической базой диссертационного исследования стали работы Б.В.Томашевского, В.В.Кожинова, Л.М.Цилевича. А.В.Лужановского.При этом сюжетом признается "...действие произведения во всей его полноте, реальная цепь изображенных движений, а фабулой - система основных собы­тий, которая монет быть пересказана..." 1.

Общепринятое выделение "события" как единицы сюжета не вполне приме­нимо к творчеству Чехова.Не только в прозе, но и в драматургии писателя событие как таковое может отсутствовать, хотя конфликтная ситуация соз­дана и герой поставлен перед ее лицом.Сюжетную специфику таких произведений логичнее определять по количеству конфликтных ситуаций г.

Следует помнить.что названные концепции ориентированы преимущественно на эпические произведения и требуют поправки для драматического рода.

1 Кожинов В. В.Сюжет.фабула.композиция // Теория литературы: В 3 т. Т.2.М.:Наука. 1964.С.422.

г Лужановский д. В. Рассказ в русской литературе 1820-1850-х годов:Ста­новление жанра.Иваново.1996.С.19.

- 5 -

Эпос и драна имеют много точек соприкосновения.По сути дела это разные "принципы использования одного и того же комплекса литературно-худо­жественных средств".важнейшим из которых является сюжетность '.Поэтому сюжет драмы определяется как действие драматического произведения.Его специфика заключается в повышенной напряженности, плотности,интенсив­ности.

В литературоведении устоялось понимание сюжета как художественного целого и дифференциация его по отношению к различным аспектам этого целого {протосюжету,фабуле, композиции, конфликту, жанру, стилю,художест­венной речи,характеру) 2.Этот путь позволяет характеризовать в диссер­тации сквозь призму сюжета поэтику чеховской драмы.

В этой же главе на основе высказываний А.П.Чехова делаются наблюдения над принципами типизации.разделением "сюжета" и "фабулы".отказом от традиционной интриги,концентрацией внутреннего действия, созданием об­щей "атмосферы" и "сквозного действия".поиском типа героя и сюжета, повышенным вниманием к вопросам композиции(в частности.к развязке).

Создавая иллюзию изображения нерасчлененного потока жизни. Чехов все в нем уравнивает,растворяет в повседневности фабульные происшествия. В его художественной практике становится значимым именно то,что событие не происходит.Таким образом, последовательно утверждается не простое, но значимое отсутствие,понимание "события" как "анти-события".

Признавая за Чеховым приоритет в выработке принципов полифонической драмы,мы рассматриваем идеи полифонизма.высказанные- М.М.Бахтиным,и. опираясь на А.Б.УДодова. допускаем возможность этого типа художествен­ного мышления в драме.Существующие сомнения можно объяснить многовеко­вой традицией этого литературного рода.основанного на столкновении и

1 Хализев В.Е.Драма как род литературы: Поэтика, генезис,функционирова­ние. М..1936.С.44.33. г Левитан Л.С..Цилевич Л.М.Основы изучения сюжета.Рига, 1990.

- 6 -

борьбе интересов.страстей разных людей или групп, когда в итоге выявля­лись победитель и проигравший, правый и виноватый.Разрушая аристоте-лезско-гегелевскую драму.Чехов отказывается от межличностного конфлик­та как сюжетообразующего.открывает дорогу полифонизну, отличающемуся от полифонизма Ф.М.Достоевского.Не углубляясь, в эту проблему.отметин,что у писателей разные принципы создания диалога, тип героя и сюжета.

Предлагаемое нами расслоение сюжета позволяет относительно строго от­делить его уровни, чтобы проследить историко-литературные связи, эволю­цию драматургии Чехова в указанной сфере.Морфологию сюжета можно представить четырехуровневой.

Первый уровень - сюжет героя - определяется диалектикой развертывания характера. Он состоит у Чехова во внутреннем "открытии", очень личном, потаенном.

Второй уровень - межличностный - возникает как развитие системы взаи­моотношений героев. У Чехова-драматурга снижается значение прямых столкновений, происходит усложнение человеческих отношений.

Третий уровень - полицентрический - характеризуется тем, что в разви­тии действия участвует не один,а два или более персонажей. Этот уровень содержит эпическую потенцию, дает возможность для расширения роли мик­росюжетов (в пьесах Чехова сюжетный заряд приобрели отдельные дета­ли, реплики, жесты),создания полифонической драмы.

Четвертый уровень - онтологический - означает выход на макроисторию, устанавливает связь человека с миром.Речь здесь идет о том. что прои­зошло и происходит со всеми.когда само существование человека осмысле­но как проблема.Онтология понимается нами как "учение о бытии как та­ковом" г, не сводимое ни к христианской, ни к позитивистской философии.

1 Доброхотов А.Л. Онтология // Философский энциклопедический словарь. М.. 1989.С.443.

- 7 -

Безусловно,эти уровни сюжета имеют смысл только в иерархической сис­теме, имеющей центр и периферию.

Глава II "Традиции и новаторство сюжетостроения чеховской драмы" пос­вящена историко-литературным вопросам.Мы ограничиваемся рассмотрением хронологически близких ему явлений русской драматургии,характеризуем литературный процесс второй половины XIX века.

Сделав сюжетообразующим внутренний конфликт,Чехов уже в раннем твор­честве осознал его как более важный,нежели межличностный. Сюжет героя заключен в "сложной диалектике духовных поисков,состоящих в "ориенти­ровании "(термин Б.Б.Катаева},принципиально отличном от "прозрения" ге­роев Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого тем,что оно открывает человеку экзистенциальные пределы его существования в мире. Если поиски героев Толстого и Достоевского мотивированы в значительной мере рационально, а их воплощение логично,то поиски чеховского героя часто интуитивны, бес­сознательны, поступки алогичны. Героем движут не столько мысли, сколько чувства (это.впрочем,не исключает чеховских героев-"идеологов"),что позволяет определять чеховскую драму как лирическую или как "драму настроения".

В русской драматургии второй половины XIX в. Н.А.Некрасов и И.С.Тур­генев создавали "пьесы настроения",правда,человек,конфликт и сюжет по­нимались ими социально-исторически.Уже в "Осенней скуке","Месяце в де­ревне" и других пьесах ослаблено внешнее действие(фабула),отсутствует столкновение героев.Чеховской драматургией эти принципы были усвоены и продолжены. На уровне композиции они вызвали отказ от традиционной за­вязки, развязки,кульминации,сценической условности. Даже эпические средства (ремарки, детали,описания) в пьесах Чехова насыщались лириз­мом. Этот процесс шел и в западноевропейской "новой драме" и особенно характерен для Н.Метерлинка.

Межличностный конфликт не исчезает из пьес Чехова,но трансформирует­ся. Если в дочеховской драматургии герой чаще формировался в борьбе, в

отстаивании своей позиции, та теперь он живет внутренними противоречия­ми и не испытывает потребности утверждать себя над другими. Межличностг-ный сюжет строится не на прямых, а на косвенных, монтажно-ассоциативных (термин В.Е.Хализева) сопоставлениях персонажей,событий,эпизодов, реп­лик. Чехов, опираясь на открытия И.С.Тургенева,последовательно разраба­тывает приемы косвенного психологизма и средства его воплощения (лейт­мотивы, подтекст),его пьесам свойственна внутренняя диалогизация, много-темность(полилог). Как диалогизация,так и полилог не были присущи русской драматургии второй половины XIX в. в целом,хотя в отлельных случаях к этому ..приближался А. Н. Островский, в пародийной форме - Козьма Прутков.

Полицентрический сюжет, напротив.не был нов в русской драматургии и получил широкое .распространение в пьесах Чехова, действие которых стро­ится не на одной,а на нескольких конфликтных ситуациях. Известная фор­мула Вл.И.Немировича-Данченко о "скрытых драмах и трагедиях в каждой фигуре пьесы" обозначала этот прорыв. В драматургии Чехова такой сюжет становится необходим не только в большой,но даже в малой форме .("Мед­ведь", "Предложение"). Объем сюжета у А.П.Чехова.и Л.Н.Толстого повыша­ется по сравнению с традицией. .

Объем сюжета, полицентричность, открытый финал,диалогическое слово спо­собствовали утверждению полифонизма. Полифонический тип художественно­го мышления,последовательно- реализованный в сюжете зрелых чеховских пьес,приводит и к особому - трагикомическому - жанровому содержанию.К трагикомедии приближаются также некоторые из пьес Л.Н.Толстого. Г.Иб­сена, Г.Гауптмана.

При центробежности сюжета, отсутствии доминирующей над героями точки зрения автора потребовались новые художественные средства, противостоя­щие "сепаратистским" тенденциям.Эту роль взял на себя.с одной стороны образ-символ.преломляющийся в судьбах отдельных героев.или система об­разов-символов. Здесь предшественниками Чехова были А-Н.Островский,

- 9 -

Г.Ибсен.С другой стороны, единство создается благодаря "сквозному дейс­твию" и так называемой "атмосфере".возникающей на онтологическом уров­не сюжета, когда внимание от отдельных человеческих судеб,показанных' в "основном" сюжете, переводится в отвлеченный план жизни вообще.Об онто-логичности справедливо говорить по поводу многих произведений русской драматургии второй половины XIX в.,но только у А.П.Чехова отношения человека и мира становятся внутренне противоречивыми, динамичными, сю-жетоспособными.Онтологичность характерна для всей зрелой драматургии Чехова,начиная с "Лешего", но на сюжетном уровне возникает только в "Вишневом саде".Этот сюжет основан на экзистенциальном,а не социаль­но-историческом понимании человека. Функции природы, хронотопа. невер­бальных элементов не ограничиваются созданием иллюзии правдоподобия,но являются составной частью авторской философии,концепции мира и челове­ка.

Глава HI "Система сюжетостроения драматургии А. П. Чехова" освещает тему с точки зрения внутреннего единства и изменчивости художественной системы.

Отправной точкой служит идея выделить предельно абстрактную сюжетную схему, "скелет", на котором вырастает все многообразие драматургии пи­сателя. Этим "сквозным сюжетом"(метасюжетом),состоящим в движении от "казалось" к "оказалось", можно считать "ориентирование" героев 1.

В каждой пьесе метасюжет имеет свою более частную тему: в "Безотцовщи­не" - отцов и детей, в "Иванове" - героя времени, в "Лейем" - поисков "общей идеи",в "Чайке" - жизни и творчества,в "Дяде Ване" - стоициз­ма, оправдания жизни перед лицом Ничто, в "Трех сестрах" - труда, в "Вишневом саде" - расставания с прошлым.При этом, естественно, сущест­вуют отступления от метасюжета. К ним можно отнести "Татьяну Репи­ну", написанную в "суворинском" ключе.Очертив метасюжет, мы можем гово-

1 См.:Катзев В.Б.Литературные связи Чехова.М..1989.С.170.

- 10 -

рить о сюжетном единстве, а значит,и об эволюции сюжетостроения драма­тургии писателя.

Первый опыт Чехова-драматурга - "Безотцовщина" - в общем традиционен для русской драматургии, когда сюжет двигают межличностные столкнове­ния, хотя уже отмечен оригинальным авторским видением мира.Здесь Чехов ищет свой тип героя,которым становится "средний" человек - "не ангел и не - злодей ".намечает свой тип сюжета, сшетно-композиционные 'Фор­мы: "прозрение" героя становится отправной точкой развития дейс­твия, происходит до начала пьесы. Сюжет состоит в безрезультатных попыт­ках персонажа действовать (для чеховского героя действием можно считать и активное бездействие),чтобы обрести или по крайней ме­ре сохранить свое "я".Ослабленный драматизм, использование эпических принципов создания действия лишают пьесу органичности.

Характерно, что с середины 80-х гг. Чехов активно работает в жанре во­девиля, коротком и динамичном. И принципиально важные открытия были ии опробованы в малых жанрах прежде, чем в больших. Так в монологе "О вреде табака"(1886) сюжетообразущим стал внутренний,конфликт героя.понятый как лирический. Пьеса построена без внешнего действия, на развитии чувс­тва Нвхина, пробуждении в'нем сознания и постепенном признании ' невоз­можности разорвать порочный круг жизни. Для ранней редакции пьесы ха­рактерен комизм.ибо ситуация вполне определена,у персонажа атрофирова­на воля.и он оказывается "не-героем". Зрелый Чехов (последняя редакция водевиля относится к 1902г. Ьсоздавает неразрешимую ситуацию, усиливая трагизм.Попытка отчаянного бунта "подавляется" одним взглядом.Ста­рый, нищий и больной,герой только приложение к своей жене,и в этом ужас его положения.Прежняя ситуация понята трагикомически: персонаж оказыва­ется заложником не только собственного безволия,но и жизненных обстоя­тельств.

Внутренний сюжет,понятый как лирический по преимуществу.станет сюже-тообразующим в больших пьесах Чехова,начиная с "Иванова",хотя еще

- 11 -

по-прежнему сохраняют значение межличностные конфликты.Столкновение Иванова и его антагониста Львова приводит к самоубийству главного ге­роя. Автора больше интересует не "всезнающий", "положительный" Львов,а "ищущий", запутавшийся Иванов.Не случайно Чехов заботился о правильном его понимании.

Следующий шаг к полифонической драме - "Медведь".Сюжет водевиля,наз­ванного автором безделкою.позволяет говорить о полицентрическом сюке-те: оба героя разоблачаются и двигают сюжет.Сделанные на "чужой терри­тории" показательные выступления в духе, "хорошо сделанной пьесы" Чехов продолжает в "Лешем".последовательно отказываясь от мелодраматической поэтики.

Внутренний диалогизм,подготовленный "Ивановым",воплощают два главных героя,но они не противопоставлены, а скорее объединены в' своей неудов­летворенности жизнью.Онтологичность сюжета находит воплощение в общей "атмосфере" пьесы, когда нет виновных,а страдают все.

Уже в пьесах "Безотцовщина", "Лебединая песня(Калхас)", "Медведь" неко­торые образы начинают приобретать символическое наполнение,но пока это скорее аллегория в духе поэтики А.Н.Островского. В "Лешем" тоже еще не сформирован единый образ-символ,который будет скреплять расходящиеся круги сюжета в "Чайке" и "Вишневом саде".его не будет и в "Дяде Ване" - пьесе, генетически с ним связанной,но его поиски вполне ощутимы. Мно­гие эпизоды, мотивы,даже имена "Лешего" связаны с темой леса(Леший, "русалка", "домовой").Чехов последовательно разрабатывает подтекст, лейтмотивы, паузы. "Слабость" пьесы ощутима в "мозаичности" вследствие недовоплощенности полифонической структуры.

Законченность поэтика зрелого Чехова обрела в "Чайке".Сюжет произве­дения создают три главных героя:Григории. Заречная и треплев.они эволю­ционируют в пьесе,каждый проходя свой путь осмысления жизни.Тригорина постепенно засасывает обывательская среда.он утрачивает нравственную память,духовность.Искания Треплева включены в эсхатологический кон-

- 12 -

текст, проходят под знаком апокалипсиса. Не сумев пре-образить мир, он кончает жизнь самоубийством. А Нина примиряется с неизбежностью, прини­мая евангельские ценности жизни.

Сюхетообразующие конфликты пьесы - внутренние. Межличностные отноше­ния, хоти и составляют важные узлы фабулы, имеют лишь второстепен­ное значение, часто вынесены за сцену, это судьба Нины, история ее отно­шений с Тригориным.самоубийство Кости. Пустые ссоры и незначительные столкновения действующих лиц свидетельствуют о глубине работы мысли и чувства.самопогруженности,поиске героями своего "я". "Не беспокоятся только равнодушные",а таких у Чехова немного, остальные же так или ина­че ищут правду, но никто не знает ее.В этом заключен смысл финала, .где автор,показав разные человеческие судьбы,предоставляет зрителю-читате­лю самому делать выводы.

Впервые так выверен чеховский образ-символ,связывающий воедино по крайней мере трех главных героев; четко организована система пауз, лейт­мотивов, выдержаны принципы "подводного течения".полифонии.

Новое понимание категорий комического и трагического, выразившееся в трагикомическом понимании мира и человека,когда герой иронически отно­сится к трагедии своей жизни,приводит к оформлению в зрелой драматур­гии Чехова жанра трагикомедии. Не следует отвергать авторские определе­ния жанра. Они важны,хотя и не исчерпывают жанрового содержания, будучи привязаны к традиции.

Перечисленные особенности составили канон "нового вида драматического искусства" Чехова.нашли применение в последующих пьесах.

В "Дяде Ване" выдвижение на первый план Войницкого не означает отказ от полифонических принципов,а является сюжетно-композиционнын приемом,

Войницкий,прозрев до начала пьесы,вполне определенно заявляет о прои­зошедшей с ним перемене.пытается понять причины этого состояния и най­ти из него выход.Развитие сюжета состоит е возникновении и неразреше-кяя целого р*да идпигипныл иитулцлй:дндя Баня пытается ухаживать за

- 13 -

Еленой Андреевной, но пока ходит, за букетом, застает ее в объятиях док­тора, набрасывается на профессора с пистолетом после его предложения о продаже имения,а промахнувшись, крадет у Астрова баночку с морфием, ду­мая покончить с собой. Войницкий.пытаясь действовать, каждый раз по той или иной причине отказывается от поступка.В финале он опускает руки, примиряясь с жизнью, ее условиями, потому что изменить что-либо не в силах.Герой грезит любой деятельностью,лишь бы забыться-Звучащие в фи­нале слова Сони о вере - еще один из существующих жизненных "ориенти­ров", но вряд ли он возможен для дяди Вани. В отличие от ранней драма­тургии зрелый Чехов возлагает ответственность не только на человека,но и на обстоятельства, саму жизнь, не дающую ответы на проклятые вопросы о смысле бытия.В пьесе, кроме Войницкого,это подтверждается судьбой Аст­рова.

В "Трех сестрах" внешний сюжет определяет вытеснение Наташей из собс­твенного дома сестер Прозоровых. А внутренний сюжет пьесы представляет новый вариант "утраты шшозий". Москва для героинь,как верно замече­но, не географическое, а духовное понятие.метонимия идеала, потону-то она и недостижима.Сестры Прозоровы, с одной стороны,глубоко индивидуализи­рованы, а с другой,символически объединены как три ицостаси единой сущ­ности.

Фабульные события:дуэль и убийство Тузенбаха,пожар в городе,женитьба Андрея и его семейная жизнь,служба сестер на почте и в гимназии,встре­чи с военными важны не сами по себе.а для прояснения душевных измене­ний, открытия невозможности реализовать себя.

В пьесе ощущается ход времени, пространство заряжено сюжетной энерги­ей. Созданию макроисторических масштабов способствуют также воспомина­ния и раздумья героев, некоторые образы-символы (перелетных птиц. Моск­вы). Снтологичниить станет сюжетообразующей в действии "Вишнееого са­да", вырастая на основе смены жизненных укладов(формаций),поколе-:!:;;;. срсмс;; гсдз.,;i пр;;длст пьесе пргшциаисысщуш пиьи^ну. Поэтому пр^дс-

- 14 -

тавляются несправедливыми упреки в повторяемости Чехова.

Впервые в его драматургии главным действующим лицом становится неоду­шевленный образ - Сад. символизирующий всю Россию. В этой пьесе герои менее всего вольны в своих поступках.они напоминают марионеток в руках судьбы. Действие развивается как бы помимо их воли, сведены на нет столкновения и борьба."Вишневый сад", таким образом,превращается в са­мую лиричную пьесу Чехова, пьесу-элегию, пьесу-воспоминание, пьесу-раздумье, почти в стихотворение.

Трагична судьба Раневской,обреченной обязательно потерять или Сад. или Любовь,и потому отдающейся на произвол судьбы. Судорожные попытки Си-меонова-Пищика предотвратить личную катастрофу(разорение) только оття­гивают время,над ним уже навис рок. Двойственна судьба и остальных персонажей пьесы, даже Лопа^ина: вроде бы он. я хозяин, на подъеме, да что-то не очень рад своему приобретению,видимо, ощущая непостоянс­тво, бренность всего.Уходят в неизвестность Аня и Петя:они мечтают о светлом будущем, но каким оно окажется,не знает никто.

Символическое звучание "Вишневого сада" усилено по сравнению с преды­дущими пьесами, хотя и здесь Чехов остается реалистом, верно воссоздает социально-психологические типы,филигранные по изящности детали.

Люди открыты миру,внимательно вслушиваются в происходящее, словно ожи­дая какой-то разгадки или подсказки. Все их помыслы устремлены в прош­лое или в будущее.поэтому так легко, без слез они расстаются с настоя­щим.

О чеховской онтологической картине мира можно говорить с опорой на А.Шопенгауэра и в сравнении с картинами мира И.С.Тургенева и Л.Н.Толс­того как наиболее ей близкими.Философские проблемы драматургом специ­ально не акцентируются,а ставятся мимоходом.вскользь,в сниженном окру­жении. По Чехову.путь познания смысла жизни предполагает приобщение че­ловека к Мировой гармонии через более полное раскрытие духовных ка-личности ib противовес всеооъемлющему аскетизму Л. Н.Толстого) .Фи-

- 15 -

лософское сближение человека с природой понято им широко:и как обрете­ние эстетического (И.С.Тургенев), и как поиски этического (Л.Н.Толс­той) абсолюта.И если у И.С.Тургенева и Л.Н.Толстого феноменологическим видением мира обладают лишь избранные герои,то у А.П.Чехова - многие.

В Заюючении к диссертации делаются основные выводы и подводятся ито­ги исследования.

Изучение сюжетостроения позволяет выйти практически на любой уровень поэтики художественного текста, что дает возможность вести авторитетное историко-литературное исследование.

Предложенная в диссертации методология имеет достаточно универсальное значение и может быть использована для анализа не только чеховской драматургии, но и пьес других авторов.' "

Анализ в аспекте сшетостроения поэтики драматургии А. П. Чехова привел к осмыслению ее лиро-эпического начала, ослабления внешнего действия, монтажио-ассоциативного типа- композиции, лейтмотивов, подтекста."подвод­ного течения","сквозного действия",образов-символов и др.Кроме того,в работе ставятся новые проблемы - метасвжет и онтосюжет.

Проведенное исследование традиций в очередной раз убеждает нас в том. что новаторство сюжетостроения чеховских пьес рождалось и утверждалось в процессе творческого взаимодействия с другими явлениями русской дра­матургии. Оно не сводится к тому или иному частному открытию,а характе­ризуется созданием целостной драматургической системы; качественно от­личной от аристотелевско-гегелевской.

Анализ эволюции драматургии Чехова показал постепенный отказ от тра­диционных принципов сюжетостроения и выработку собственных.сложившихся окончательно в "Чайке".При этом художественная система Чехова никогда не оставалась неизменной, статичной, отличалась "текучестью"."подвиж­ностью" как в раннем, так и в зрелом творчестве.

Дальнейшее изучение темы требует разработки теории и практики полифо-п^чеокой драмы А.П.Чехова, в которой на разных уровнях произошел пере-

- 16 -

ход от законченных форм к становящимся.На уровне сюжета - от акта к потенции. На уровне жанра - от драмы и комедии к трагикомедии.На уровне слоеа - от монологизма к диалогичное™.

Основные положения работы отражены в следующих публикациях: 1.0 смысле заглавия "Чайки" А.П.Чехова // Перекресток: Сборник работ молодых ученых по культурология и литературоведению. Иваново, 1998.С.68-72.

2.Эволюция женского характера в пьесах А.Н.Островского "Горячее серд­це" и А.П.Чехова "Чайка" // Национальный характер и русская культурная традиция в творчестве А.Н- Островского. Материалы научно-практической конференции. В 2 ч. 4.2. Кострома,1998. С. 94-98.

3.Б поисках веры:"Дядя Ваня" А.П.Чехова // Ивановский государственный университет:Юбилейный сборник тезисов и статей.молодых ученых. Ивано­во. 1998. С. 4-5.

4.Пьеса Треплева в контексте "Чайки" // Перекресток: Сборник работ молодых ученых по культурологии и литературоведению. Вып.2, Ивано­во, 1999. . .