ИВИН Андрей Анатольевич
СЮЖЕТОСТРОЕНИЕ ДРАМАТУРГИИ А. П. ЧЕХОВА
Специальность 10.01.01 —русская литература
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Иваново 1999
Работа
выполнена в Ивановском государственном
университете.
С диссертацией.можно ознакомиться в библиотеке университета. Автореферат разослан «.£/.» . МЯЛ/. . 1999 года.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуальность исследования.Категория сюжета является одной из ключевых для эпического и драматического родов литературы. В сюжете раскрывается характер персонажей, воплощается авторская концепция мира и человека, особенности композиции, жанра,стиля.
До сих пор термины "сюжет","фабула", "композиция" вызывают множество споров и разногласий, нет определенности и в том,что считать единицей сюжета, сколько в нем элементов.
Особенно остро эти проблемы встают по отношению к драматургии А.П.Чехова. Выступив новатором художественной формы.писатель существенно изменил представление о категории сюжета. В прижизненной критике получила распространение концепция "бессюжетности" произведений Чехова, которая преобладала и в 20-30-е годы,когда формировалось чеховедение(работы М.с.Григорьева,С.Д.Балухатого.Ю.в.Соболева),но была оспорена в последующие годы (А.Б.Дернаном, А.И.Роскиным.А.П.Скафтымовым.В.В.Ермоловым. А.И.Ревякиным) и в целом преодолена к 60-м гг. благодаря трудам В.Е.Хализева, Г.Н.Поспелова, В.Я.Лакшина, Н.Я.Берковского, Г.А.Вялого, Г.П.Бердникова. хотя ее отголоски встречаются и в настоящее время.
В науке в первую очередь уделялось внимание сюжетостроению прозы А.П.Чехова, что нашло отражение в книгах Л.М.Цилевича "Сюжет чеховского рассказа" (Рига.1976) и В.Б.Катаева "Проза Чехова : проблемы .интерпретации" (М..1979).В то же время изучение сюжетостроения чеховской драматургии отличается разрозненностью наблюдений, разработкой частных вопросов (исследования 3. С.Паперного. Э. А. Полоцкой,В.Б.Катаева,Б. И. Зин-германа, Т. К. Шах-Азизовой.Г.А. Тиме, И. А. Тарховой,С.В.ЗуОковой.Т. Г. Ивле-вой. И. Н. Сухих и др.). Однако концептуального освещения этой проблемы пока нет.
Научная новизна исследования заключается е попытке системного анализа технологии чеховской лрзмы.существенно отличающейся от аристотелевс-
3 -
ко-гегелевской в аспекте сшетостроения.в определении мета- и онто-сюжетов. Последовательно осмысливаются полифонические принципы чеховской драмы.ее лиро-эпический характер.Традиции и новаторство, эволюция сюже-тостроения драматургии А.П.Чехова прослеживаются на широком историко-литературной материале второй половины XIX века по разным уровням сюжета,для чего вводится представление о "стереоскопичности" сюжета и предлагается его морфология.
Цель работы - рассмотреть особенности и закономерности изменения сю-жетостроения драматургии А.П.Чехова в историко-литературном,структурно-типологическом и системном аспектах.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи: 1} определить теоретические подходы, наметить пути изучения сюжетостроення чеховской драмы: создать морфологию сюжета; 2) осмыслить высказывания Чехова о сюжете, специфику категории "событие" в его художественной практике; 3) исследовать традиции и новаторство сюжетостроения драматургии писателя; 4) проследить эволюцию сюжетостроения драматургии Чехова в свете ее поэтики; охарактеризовать метасшет и онтосюжёт.
Методологической основой исследования стали приемы структурного и системного анализа, установление генетических и типологических связей. Теоретические положения современной герменевтики,онтологии имеют факультативное значение и не противоречат общей методологии.
Научно-практическая значимость работы.Сделанные выводы и наблюдения могут быть использованы для изучения драматургии А.П.Чехова, при подготовке общих и специальных курсов лекций по истории русской литературы второй половины XIX века,по истории русской драматургии, а также в школьных курсах,учебных пособиях.
Апробация. Ряд основных положений диссертации отражен в публикациях, апробирован в докладах на конференциях в Иванове, Костроме,Владимире в
1Э97-1999 ГГ.
- 4 -
Структура работы.Диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключения. Изложение материала строится концентрическими кругами, каждая глава освещает свой аспект темы.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
Введение представляет обзор по истории вопроса. Здесь выявляется степень изученности темы.актуальность, научная новизна, определяются объект, предмет и методология исследования, ставится цель и формулируются задачи.
Глава I"Теоретические проблемы свжетостроения драматургии А.П.Чехова" необходима для обоснования научных подходов к теме.
Теоретической базой диссертационного исследования стали работы Б.В.Томашевского, В.В.Кожинова, Л.М.Цилевича. А.В.Лужановского.При этом сюжетом признается "...действие произведения во всей его полноте, реальная цепь изображенных движений, а фабулой - система основных событий, которая монет быть пересказана..." 1.
Общепринятое выделение "события" как единицы сюжета не вполне применимо к творчеству Чехова.Не только в прозе, но и в драматургии писателя событие как таковое может отсутствовать, хотя конфликтная ситуация создана и герой поставлен перед ее лицом.Сюжетную специфику таких произведений логичнее определять по количеству конфликтных ситуаций г.
Следует помнить.что названные концепции ориентированы преимущественно на эпические произведения и требуют поправки для драматического рода.
1 Кожинов В. В.Сюжет.фабула.композиция // Теория литературы: В 3 т. Т.2.М.:Наука. 1964.С.422.
г Лужановский д. В. Рассказ в русской литературе 1820-1850-х годов:Становление жанра.Иваново.1996.С.19.
- 5 -
Эпос и драна имеют много точек соприкосновения.По сути дела это разные "принципы использования одного и того же комплекса литературно-художественных средств".важнейшим из которых является сюжетность '.Поэтому сюжет драмы определяется как действие драматического произведения.Его специфика заключается в повышенной напряженности, плотности,интенсивности.
В литературоведении устоялось понимание сюжета как художественного целого и дифференциация его по отношению к различным аспектам этого целого {протосюжету,фабуле, композиции, конфликту, жанру, стилю,художественной речи,характеру) 2.Этот путь позволяет характеризовать в диссертации сквозь призму сюжета поэтику чеховской драмы.
В этой же главе на основе высказываний А.П.Чехова делаются наблюдения над принципами типизации.разделением "сюжета" и "фабулы".отказом от традиционной интриги,концентрацией внутреннего действия, созданием общей "атмосферы" и "сквозного действия".поиском типа героя и сюжета, повышенным вниманием к вопросам композиции(в частности.к развязке).
Создавая иллюзию изображения нерасчлененного потока жизни. Чехов все в нем уравнивает,растворяет в повседневности фабульные происшествия. В его художественной практике становится значимым именно то,что событие не происходит.Таким образом, последовательно утверждается не простое, но значимое отсутствие,понимание "события" как "анти-события".
Признавая за Чеховым приоритет в выработке принципов полифонической драмы,мы рассматриваем идеи полифонизма.высказанные- М.М.Бахтиным,и. опираясь на А.Б.УДодова. допускаем возможность этого типа художественного мышления в драме.Существующие сомнения можно объяснить многовековой традицией этого литературного рода.основанного на столкновении и
1 Хализев В.Е.Драма как род литературы: Поэтика, генезис,функционирование. М..1936.С.44.33. г Левитан Л.С..Цилевич Л.М.Основы изучения сюжета.Рига, 1990.
- 6 -
борьбе интересов.страстей разных людей или групп, когда в итоге выявлялись победитель и проигравший, правый и виноватый.Разрушая аристоте-лезско-гегелевскую драму.Чехов отказывается от межличностного конфликта как сюжетообразующего.открывает дорогу полифонизну, отличающемуся от полифонизма Ф.М.Достоевского.Не углубляясь, в эту проблему.отметин,что у писателей разные принципы создания диалога, тип героя и сюжета.
Предлагаемое нами расслоение сюжета позволяет относительно строго отделить его уровни, чтобы проследить историко-литературные связи, эволюцию драматургии Чехова в указанной сфере.Морфологию сюжета можно представить четырехуровневой.
Первый уровень - сюжет героя - определяется диалектикой развертывания характера. Он состоит у Чехова во внутреннем "открытии", очень личном, потаенном.
Второй уровень - межличностный - возникает как развитие системы взаимоотношений героев. У Чехова-драматурга снижается значение прямых столкновений, происходит усложнение человеческих отношений.
Третий уровень - полицентрический - характеризуется тем, что в развитии действия участвует не один,а два или более персонажей. Этот уровень содержит эпическую потенцию, дает возможность для расширения роли микросюжетов (в пьесах Чехова сюжетный заряд приобрели отдельные детали, реплики, жесты),создания полифонической драмы.
Четвертый уровень - онтологический - означает выход на макроисторию, устанавливает связь человека с миром.Речь здесь идет о том. что произошло и происходит со всеми.когда само существование человека осмыслено как проблема.Онтология понимается нами как "учение о бытии как таковом" г, не сводимое ни к христианской, ни к позитивистской философии.
1 Доброхотов А.Л. Онтология // Философский энциклопедический словарь. М.. 1989.С.443.
- 7 -
Безусловно,эти уровни сюжета имеют смысл только в иерархической системе, имеющей центр и периферию.
Глава II "Традиции и новаторство сюжетостроения чеховской драмы" посвящена историко-литературным вопросам.Мы ограничиваемся рассмотрением хронологически близких ему явлений русской драматургии,характеризуем литературный процесс второй половины XIX века.
Сделав сюжетообразующим внутренний конфликт,Чехов уже в раннем творчестве осознал его как более важный,нежели межличностный. Сюжет героя заключен в "сложной диалектике духовных поисков,состоящих в "ориентировании "(термин Б.Б.Катаева},принципиально отличном от "прозрения" героев Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого тем,что оно открывает человеку экзистенциальные пределы его существования в мире. Если поиски героев Толстого и Достоевского мотивированы в значительной мере рационально, а их воплощение логично,то поиски чеховского героя часто интуитивны, бессознательны, поступки алогичны. Героем движут не столько мысли, сколько чувства (это.впрочем,не исключает чеховских героев-"идеологов"),что позволяет определять чеховскую драму как лирическую или как "драму настроения".
В русской драматургии второй половины XIX в. Н.А.Некрасов и И.С.Тургенев создавали "пьесы настроения",правда,человек,конфликт и сюжет понимались ими социально-исторически.Уже в "Осенней скуке","Месяце в деревне" и других пьесах ослаблено внешнее действие(фабула),отсутствует столкновение героев.Чеховской драматургией эти принципы были усвоены и продолжены. На уровне композиции они вызвали отказ от традиционной завязки, развязки,кульминации,сценической условности. Даже эпические средства (ремарки, детали,описания) в пьесах Чехова насыщались лиризмом. Этот процесс шел и в западноевропейской "новой драме" и особенно характерен для Н.Метерлинка.
Межличностный конфликт не исчезает из пьес Чехова,но трансформируется. Если в дочеховской драматургии герой чаще формировался в борьбе, в
отстаивании своей позиции, та теперь он живет внутренними противоречиями и не испытывает потребности утверждать себя над другими. Межличностг-ный сюжет строится не на прямых, а на косвенных, монтажно-ассоциативных (термин В.Е.Хализева) сопоставлениях персонажей,событий,эпизодов, реплик. Чехов, опираясь на открытия И.С.Тургенева,последовательно разрабатывает приемы косвенного психологизма и средства его воплощения (лейтмотивы, подтекст),его пьесам свойственна внутренняя диалогизация, много-темность(полилог). Как диалогизация,так и полилог не были присущи русской драматургии второй половины XIX в. в целом,хотя в отлельных случаях к этому ..приближался А. Н. Островский, в пародийной форме - Козьма Прутков.
Полицентрический сюжет, напротив.не был нов в русской драматургии и получил широкое .распространение в пьесах Чехова, действие которых строится не на одной,а на нескольких конфликтных ситуациях. Известная формула Вл.И.Немировича-Данченко о "скрытых драмах и трагедиях в каждой фигуре пьесы" обозначала этот прорыв. В драматургии Чехова такой сюжет становится необходим не только в большой,но даже в малой форме .("Медведь", "Предложение"). Объем сюжета у А.П.Чехова.и Л.Н.Толстого повышается по сравнению с традицией. .
Объем сюжета, полицентричность, открытый финал,диалогическое слово способствовали утверждению полифонизма. Полифонический тип художественного мышления,последовательно- реализованный в сюжете зрелых чеховских пьес,приводит и к особому - трагикомическому - жанровому содержанию.К трагикомедии приближаются также некоторые из пьес Л.Н.Толстого. Г.Ибсена, Г.Гауптмана.
При центробежности сюжета, отсутствии доминирующей над героями точки зрения автора потребовались новые художественные средства, противостоящие "сепаратистским" тенденциям.Эту роль взял на себя.с одной стороны образ-символ.преломляющийся в судьбах отдельных героев.или система образов-символов. Здесь предшественниками Чехова были А-Н.Островский,
- 9 -
Г.Ибсен.С другой стороны, единство создается благодаря "сквозному действию" и так называемой "атмосфере".возникающей на онтологическом уровне сюжета, когда внимание от отдельных человеческих судеб,показанных' в "основном" сюжете, переводится в отвлеченный план жизни вообще.Об онто-логичности справедливо говорить по поводу многих произведений русской драматургии второй половины XIX в.,но только у А.П.Чехова отношения человека и мира становятся внутренне противоречивыми, динамичными, сю-жетоспособными.Онтологичность характерна для всей зрелой драматургии Чехова,начиная с "Лешего", но на сюжетном уровне возникает только в "Вишневом саде".Этот сюжет основан на экзистенциальном,а не социально-историческом понимании человека. Функции природы, хронотопа. невербальных элементов не ограничиваются созданием иллюзии правдоподобия,но являются составной частью авторской философии,концепции мира и человека.
Глава HI "Система сюжетостроения драматургии А. П. Чехова" освещает тему с точки зрения внутреннего единства и изменчивости художественной системы.
Отправной точкой служит идея выделить предельно абстрактную сюжетную схему, "скелет", на котором вырастает все многообразие драматургии писателя. Этим "сквозным сюжетом"(метасюжетом),состоящим в движении от "казалось" к "оказалось", можно считать "ориентирование" героев 1.
В каждой пьесе метасюжет имеет свою более частную тему: в "Безотцовщине" - отцов и детей, в "Иванове" - героя времени, в "Лейем" - поисков "общей идеи",в "Чайке" - жизни и творчества,в "Дяде Ване" - стоицизма, оправдания жизни перед лицом Ничто, в "Трех сестрах" - труда, в "Вишневом саде" - расставания с прошлым.При этом, естественно, существуют отступления от метасюжета. К ним можно отнести "Татьяну Репину", написанную в "суворинском" ключе.Очертив метасюжет, мы можем гово-
1 См.:Катзев В.Б.Литературные связи Чехова.М..1989.С.170.
- 10 -
рить о сюжетном единстве, а значит,и об эволюции сюжетостроения драматургии писателя.
Первый опыт Чехова-драматурга - "Безотцовщина" - в общем традиционен для русской драматургии, когда сюжет двигают межличностные столкновения, хотя уже отмечен оригинальным авторским видением мира.Здесь Чехов ищет свой тип героя,которым становится "средний" человек - "не ангел и не - злодей ".намечает свой тип сюжета, сшетно-композиционные 'Формы: "прозрение" героя становится отправной точкой развития действия, происходит до начала пьесы. Сюжет состоит в безрезультатных попытках персонажа действовать (для чеховского героя действием можно считать и активное бездействие),чтобы обрести или по крайней мере сохранить свое "я".Ослабленный драматизм, использование эпических принципов создания действия лишают пьесу органичности.
Характерно, что с середины 80-х гг. Чехов активно работает в жанре водевиля, коротком и динамичном. И принципиально важные открытия были ии опробованы в малых жанрах прежде, чем в больших. Так в монологе "О вреде табака"(1886) сюжетообразущим стал внутренний,конфликт героя.понятый как лирический. Пьеса построена без внешнего действия, на развитии чувства Нвхина, пробуждении в'нем сознания и постепенном признании ' невозможности разорвать порочный круг жизни. Для ранней редакции пьесы характерен комизм.ибо ситуация вполне определена,у персонажа атрофирована воля.и он оказывается "не-героем". Зрелый Чехов (последняя редакция водевиля относится к 1902г. Ьсоздавает неразрешимую ситуацию, усиливая трагизм.Попытка отчаянного бунта "подавляется" одним взглядом.Старый, нищий и больной,герой только приложение к своей жене,и в этом ужас его положения.Прежняя ситуация понята трагикомически: персонаж оказывается заложником не только собственного безволия,но и жизненных обстоятельств.
Внутренний сюжет,понятый как лирический по преимуществу.станет сюже-тообразующим в больших пьесах Чехова,начиная с "Иванова",хотя еще
- 11 -
по-прежнему сохраняют значение межличностные конфликты.Столкновение Иванова и его антагониста Львова приводит к самоубийству главного героя. Автора больше интересует не "всезнающий", "положительный" Львов,а "ищущий", запутавшийся Иванов.Не случайно Чехов заботился о правильном его понимании.
Следующий шаг к полифонической драме - "Медведь".Сюжет водевиля,названного автором безделкою.позволяет говорить о полицентрическом сюке-те: оба героя разоблачаются и двигают сюжет.Сделанные на "чужой территории" показательные выступления в духе, "хорошо сделанной пьесы" Чехов продолжает в "Лешем".последовательно отказываясь от мелодраматической поэтики.
Внутренний диалогизм,подготовленный "Ивановым",воплощают два главных героя,но они не противопоставлены, а скорее объединены в' своей неудовлетворенности жизнью.Онтологичность сюжета находит воплощение в общей "атмосфере" пьесы, когда нет виновных,а страдают все.
Уже в пьесах "Безотцовщина", "Лебединая песня(Калхас)", "Медведь" некоторые образы начинают приобретать символическое наполнение,но пока это скорее аллегория в духе поэтики А.Н.Островского. В "Лешем" тоже еще не сформирован единый образ-символ,который будет скреплять расходящиеся круги сюжета в "Чайке" и "Вишневом саде".его не будет и в "Дяде Ване" - пьесе, генетически с ним связанной,но его поиски вполне ощутимы. Многие эпизоды, мотивы,даже имена "Лешего" связаны с темой леса(Леший, "русалка", "домовой").Чехов последовательно разрабатывает подтекст, лейтмотивы, паузы. "Слабость" пьесы ощутима в "мозаичности" вследствие недовоплощенности полифонической структуры.
Законченность поэтика зрелого Чехова обрела в "Чайке".Сюжет произведения создают три главных героя:Григории. Заречная и треплев.они эволюционируют в пьесе,каждый проходя свой путь осмысления жизни.Тригорина постепенно засасывает обывательская среда.он утрачивает нравственную память,духовность.Искания Треплева включены в эсхатологический кон-
- 12 -
текст, проходят под знаком апокалипсиса. Не сумев пре-образить мир, он кончает жизнь самоубийством. А Нина примиряется с неизбежностью, принимая евангельские ценности жизни.
Сюхетообразующие конфликты пьесы - внутренние. Межличностные отношения, хоти и составляют важные узлы фабулы, имеют лишь второстепенное значение, часто вынесены за сцену, это судьба Нины, история ее отношений с Тригориным.самоубийство Кости. Пустые ссоры и незначительные столкновения действующих лиц свидетельствуют о глубине работы мысли и чувства.самопогруженности,поиске героями своего "я". "Не беспокоятся только равнодушные",а таких у Чехова немного, остальные же так или иначе ищут правду, но никто не знает ее.В этом заключен смысл финала, .где автор,показав разные человеческие судьбы,предоставляет зрителю-читателю самому делать выводы.
Впервые так выверен чеховский образ-символ,связывающий воедино по крайней мере трех главных героев; четко организована система пауз, лейтмотивов, выдержаны принципы "подводного течения".полифонии.
Новое понимание категорий комического и трагического, выразившееся в трагикомическом понимании мира и человека,когда герой иронически относится к трагедии своей жизни,приводит к оформлению в зрелой драматургии Чехова жанра трагикомедии. Не следует отвергать авторские определения жанра. Они важны,хотя и не исчерпывают жанрового содержания, будучи привязаны к традиции.
Перечисленные особенности составили канон "нового вида драматического искусства" Чехова.нашли применение в последующих пьесах.
В "Дяде Ване" выдвижение на первый план Войницкого не означает отказ от полифонических принципов,а является сюжетно-композиционнын приемом,
Войницкий,прозрев до начала пьесы,вполне определенно заявляет о произошедшей с ним перемене.пытается понять причины этого состояния и найти из него выход.Развитие сюжета состоит е возникновении и неразреше-кяя целого р*да идпигипныл иитулцлй:дндя Баня пытается ухаживать за
- 13 -
Еленой Андреевной, но пока ходит, за букетом, застает ее в объятиях доктора, набрасывается на профессора с пистолетом после его предложения о продаже имения,а промахнувшись, крадет у Астрова баночку с морфием, думая покончить с собой. Войницкий.пытаясь действовать, каждый раз по той или иной причине отказывается от поступка.В финале он опускает руки, примиряясь с жизнью, ее условиями, потому что изменить что-либо не в силах.Герой грезит любой деятельностью,лишь бы забыться-Звучащие в финале слова Сони о вере - еще один из существующих жизненных "ориентиров", но вряд ли он возможен для дяди Вани. В отличие от ранней драматургии зрелый Чехов возлагает ответственность не только на человека,но и на обстоятельства, саму жизнь, не дающую ответы на проклятые вопросы о смысле бытия.В пьесе, кроме Войницкого,это подтверждается судьбой Астрова.
В "Трех сестрах" внешний сюжет определяет вытеснение Наташей из собственного дома сестер Прозоровых. А внутренний сюжет пьесы представляет новый вариант "утраты шшозий". Москва для героинь,как верно замечено, не географическое, а духовное понятие.метонимия идеала, потону-то она и недостижима.Сестры Прозоровы, с одной стороны,глубоко индивидуализированы, а с другой,символически объединены как три ицостаси единой сущности.
Фабульные события:дуэль и убийство Тузенбаха,пожар в городе,женитьба Андрея и его семейная жизнь,служба сестер на почте и в гимназии,встречи с военными важны не сами по себе.а для прояснения душевных изменений, открытия невозможности реализовать себя.
В пьесе ощущается ход времени, пространство заряжено сюжетной энергией. Созданию макроисторических масштабов способствуют также воспоминания и раздумья героев, некоторые образы-символы (перелетных птиц. Москвы). Снтологичниить станет сюжетообразующей в действии "Вишнееого сада", вырастая на основе смены жизненных укладов(формаций),поколе-:!:;;;. срсмс;; гсдз.,;i пр;;длст пьесе пргшциаисысщуш пиьи^ну. Поэтому пр^дс-
- 14 -
тавляются несправедливыми упреки в повторяемости Чехова.
Впервые в его драматургии главным действующим лицом становится неодушевленный образ - Сад. символизирующий всю Россию. В этой пьесе герои менее всего вольны в своих поступках.они напоминают марионеток в руках судьбы. Действие развивается как бы помимо их воли, сведены на нет столкновения и борьба."Вишневый сад", таким образом,превращается в самую лиричную пьесу Чехова, пьесу-элегию, пьесу-воспоминание, пьесу-раздумье, почти в стихотворение.
Трагична судьба Раневской,обреченной обязательно потерять или Сад. или Любовь,и потому отдающейся на произвол судьбы. Судорожные попытки Си-меонова-Пищика предотвратить личную катастрофу(разорение) только оттягивают время,над ним уже навис рок. Двойственна судьба и остальных персонажей пьесы, даже Лопа^ина: вроде бы он. я хозяин, на подъеме, да что-то не очень рад своему приобретению,видимо, ощущая непостоянство, бренность всего.Уходят в неизвестность Аня и Петя:они мечтают о светлом будущем, но каким оно окажется,не знает никто.
Символическое звучание "Вишневого сада" усилено по сравнению с предыдущими пьесами, хотя и здесь Чехов остается реалистом, верно воссоздает социально-психологические типы,филигранные по изящности детали.
Люди открыты миру,внимательно вслушиваются в происходящее, словно ожидая какой-то разгадки или подсказки. Все их помыслы устремлены в прошлое или в будущее.поэтому так легко, без слез они расстаются с настоящим.
О чеховской онтологической картине мира можно говорить с опорой на А.Шопенгауэра и в сравнении с картинами мира И.С.Тургенева и Л.Н.Толстого как наиболее ей близкими.Философские проблемы драматургом специально не акцентируются,а ставятся мимоходом.вскользь,в сниженном окружении. По Чехову.путь познания смысла жизни предполагает приобщение человека к Мировой гармонии через более полное раскрытие духовных ка-личности ib противовес всеооъемлющему аскетизму Л. Н.Толстого) .Фи-
- 15 -
лософское сближение человека с природой понято им широко:и как обретение эстетического (И.С.Тургенев), и как поиски этического (Л.Н.Толстой) абсолюта.И если у И.С.Тургенева и Л.Н.Толстого феноменологическим видением мира обладают лишь избранные герои,то у А.П.Чехова - многие.
В Заюючении к диссертации делаются основные выводы и подводятся итоги исследования.
Изучение сюжетостроения позволяет выйти практически на любой уровень поэтики художественного текста, что дает возможность вести авторитетное историко-литературное исследование.
Предложенная в диссертации методология имеет достаточно универсальное значение и может быть использована для анализа не только чеховской драматургии, но и пьес других авторов.' "
Анализ в аспекте сшетостроения поэтики драматургии А. П. Чехова привел к осмыслению ее лиро-эпического начала, ослабления внешнего действия, монтажио-ассоциативного типа- композиции, лейтмотивов, подтекста."подводного течения","сквозного действия",образов-символов и др.Кроме того,в работе ставятся новые проблемы - метасвжет и онтосюжет.
Проведенное исследование традиций в очередной раз убеждает нас в том. что новаторство сюжетостроения чеховских пьес рождалось и утверждалось в процессе творческого взаимодействия с другими явлениями русской драматургии. Оно не сводится к тому или иному частному открытию,а характеризуется созданием целостной драматургической системы; качественно отличной от аристотелевско-гегелевской.
Анализ эволюции драматургии Чехова показал постепенный отказ от традиционных принципов сюжетостроения и выработку собственных.сложившихся окончательно в "Чайке".При этом художественная система Чехова никогда не оставалась неизменной, статичной, отличалась "текучестью"."подвижностью" как в раннем, так и в зрелом творчестве.
Дальнейшее изучение темы требует разработки теории и практики полифо-п^чеокой драмы А.П.Чехова, в которой на разных уровнях произошел пере-
- 16 -
ход от законченных форм к становящимся.На уровне сюжета - от акта к потенции. На уровне жанра - от драмы и комедии к трагикомедии.На уровне слоеа - от монологизма к диалогичное™.
Основные положения работы отражены в следующих публикациях: 1.0 смысле заглавия "Чайки" А.П.Чехова // Перекресток: Сборник работ молодых ученых по культурология и литературоведению. Иваново, 1998.С.68-72.
2.Эволюция женского характера в пьесах А.Н.Островского "Горячее сердце" и А.П.Чехова "Чайка" // Национальный характер и русская культурная традиция в творчестве А.Н- Островского. Материалы научно-практической конференции. В 2 ч. 4.2. Кострома,1998. С. 94-98.
3.Б поисках веры:"Дядя Ваня" А.П.Чехова // Ивановский государственный университет:Юбилейный сборник тезисов и статей.молодых ученых. Иваново. 1998. С. 4-5.
4.Пьеса Треплева в контексте "Чайки" // Перекресток: Сборник работ молодых ученых по культурологии и литературоведению. Вып.2, Иваново, 1999. . .