СУЖДЕНИЯ,
МЫСЛИ И ИДЕИ
О ЛИТЕРАТУРЕ И
ИСКУССТВЕ
Во многих
гениальных произведениях как бы воплощается девиз
поэтических бродяг одной пьесы: "Бесшабашно, но
умно!" В обратном смысле эту пословицу можно было бы
применить к унылой рассудочности: "Разумно, но
глупо!"
Дидро в "Фаталисте", в опытах о живописи и везде, где он является
подлинным Дидро, верен действительности до
бесстыдства. Нередко он захватывает врасплох природу в
соблазнительном ночном одеянии, а порой он видит ее
даже за отправлением естественных потребностей1.
Прежде
мы прославляли исключительно природу, теперь же
мы прославляем идеал. Слишком часто забывают, что эти вещи
тесно взаимосвязаны, что в искусстве природа должна быть
идеальной, а идеал естественным.
Грубым, но
все еще широко распространенным заблуждением является мысль
о том, что для художественного воплощения
идеала необходимо сосредоточить в одном лице насколько
можно больше добродетелей, в одном человеке
представить воплощение всех добродетелей; следствие этого ≈
потеря индивидуальности и правдивости. Идеальное
определяется не количеством, а качеством.
Грандисон2 является примером, но не идеалом.
Говорят,
что в английской и немецкой трагедии много безвкусицы.
Французская же трагедия ≈ сплошная безвкусица.
Ибо что может быть более враждебно всякому вкусу, как
писать вне всякой связи с природой?
Поэзия
является музой для внутреннего слуха, а живопись ≈ для внутреннего взора: но муза
должна быть приглушена, а живопись выдержана в мягких тонах.
124
Восприятие
априорное несет в себе некое блаженное успокоение в то
время как в наблюдении есть что-то половинчатое
и незавершенное. Аристотель путем лишь отвлеченных
умозаключений установил что земля имеет форму шара.
125