Но что же внутри?
Увы... крышка кажется припаянной.
Климат и почва дельты резко отличаются от долины Нила. Там
необыкновенная сухость - здесь сырость, проникающая даже в замурованные
гробницы. Металл окислился, и крышку удалось поднять с большим трудом
лишь через много времени. И снова ослепляет сверкание золота.
На голове мумии золотая маска. Как и маска Шешонка, она выкована из золотого листа, но
в отличие от первой маски лицо обрамляет царский платок - клавт, тоже из золота с золотым змеем на лбу. Трудно определить возраст этого
спокойного волевого лица с бородой, заплетенной в косичку. Это специальная
"заупокойная" борода, которую подвешивали фараону после смерти, чтобы
придать сходство с царем загробного мира - богом Осирисом. Обычно мумии
пеленались широкими льняными бинтами длиною до 5 км. Сверху мумии
укутывали покрывалом. У Псусеннеса оно было золотым с чеканным узором.
Снимали пелену с большими предосторожностями. И снова золото, золото,
золото - двенадцать браслетов на левой руке, десять - на правой, около
тридцати колец на пальцах, ожерелья, ажурные пекторали, шесть золотых
фермуаров, бусы из золота и лазурита, на ногах золотые браслеты, золотые
сандалии, все двадцать пальцев рук и ног в золотых колпачках-наконечниках.
За несколько сезонов раскопок гробница была окончательно расчищена и
оказалась еще большим семейным склепом, чем усыпальница Осоркона II. Псусеннес и Шешонк не были единственными ее хозяевами.
Вначале Псусеннес, по-видимому, построил ее для своей матери Мут-Неджем и
для себя. Для этого вполне было достаточно трех небольших камер и
просторного вестибюля.
Но затем в этой же гробнице решили похоронить царевича Анхефен-Мута и
начальника лучников Унедбауенджеда, и к усыпальнице, видимо, пришлось
пристроить еще две камеры.
Впрочем, мумия царевича исчезла. Его саркофаг пуст. Имя его во многих местах
сбито. Кого-то хотели похоронить вместо Анхефен-Мута. Но кого? Это остается
неясным. На грабителей не падает подозрение. Они, конечно, оставили бы
мумию на месте и унесли золото.
Исчезла и мумия царицы Мут-Неджем, матери Псусеннеса. В ее саркофаге
лежал Аменемопе, второй преемник Псусеннеса. Как он оказался в саркофаге
своей бабушки?
Совсем рядом сохранилась гробница самого Аменемопе, в ней были найдены
многочисленные ушебти с его именем и саркофаг, из которого зачем-то была
вынута мумия.
Кто и зачем это сделал, тоже остается загадкой.
В последний раз египтяне открыли склеп Псусеннеса, когда внесли туда
саркофаг фараона Шешонка.
Как, должно быть, оскудела казна Египта и как обеднели фараоны, некогда
сооружавшие для себя по две-три пирамиды, а теперь в одной гробнице
устроившие склепы для двух царей и их родичей. Но и при "скудости" они
могли положить в саркофаги пуды золотых предметов.
Древний Египет добывал много золота. Частью его привозили из других стран,
золотые копи были и в самом Египте. Золота там было значительно больше
серебра, и поэтому серебро ценилось дороже. Были годы, когда египтяне
добывали до сорока тонн золота. Впоследствии такого количества мировая
добыча не достигала вплоть до 1840 года.

Золотая маска
Унедбауенджеда |
В общей сложности в Египте были обнаружены следы не менее ста разработок
золота. Готовые изделия из золота украшали драгоценными камнями. В Египте
особенно ценились: лазурит, сердолик, бирюза, агат, оникс, горный хрусталь,
яшма. Сапфиры, рубины, алмазы египтянам известны не были.
Египтяне обладали искусством выбивать по деревянным болванкам маски из
тонких листов золота. Они умели отливать украшения с помощью восковых
моделей, превосходно чеканили и гравировали инструментами из бронзы.
Одним из самых удивительных образцов ювелирного искусства была так
называемая зернь. На поверхность золотой пластинки припаивали мельчайшие
крупинки золота; способ, каким это достигалось, неизвестен, ибо припоем
служило, по-видимому, также золото.
Для позолоты деревянных вещей египтяне умели приготовлять тончайшие
золотые листики. Иногда они достигали 0,09-0,01 мм толщины. Фольгу делали
из золотой проволоки.
Воротник в виде коршуна, который охватывает шею Шешонка, выполнен в
технике, близкой к перегородчатой эмали (клуазонне), каждое перышко
представляет собой желобок, заполненный синим лазуритом или голубой
бирюзой.
Ожерелья Псусеннеса (их было шесть) состоят из нескольких рядов бус либо из
мелких золотых дисков и подвесок. На одном из ожерелий надпись: "Царь
Псусеннес сделал большое ожерелье из настоящего лазурита, ни один царь не
делал ничего подобного".
А работы идут своим чередом. Археологи продолжают вгрызаться в холм.
Особенность некрополя - наличие множества памятников, плит, даже
саркофагов с именами тех людей, которые не были похоронены в гробницах.
Даже усыпальница Осоркона и ее главная
камера при тщательном обследовании оказались построенными кем-то до него.
Иногда даже трудно сказать, кто больше разрушал погребения - воры или
фараоны. Даже на гранитном саркофаге Псусеннеса были обнаружены следы
картуша Мернепты, сына и преемника Рамсеса II. Как попал сюда саркофаг
этого фараона XIX династии? Ведь все цари XIX династии, и в том числе
Мернепта, похоронены около Фив в Долине царей. Едва ли Псусеннес привез
его оттуда. То, что фараоны делали с саркофагами и гробницами, они делали и
со зданиями. В Тайнее было открыто несколько храмов. Для их сооружения
использовались камни храмов, построенных предшественниками ливийских
фараонов. Цари XXI-XXII династий смотрели на них, как на каменоломни.
Особенно хорош храм с десятиколонным залом, занимавшим площадь более
600 м2. Из этих колонн пальмообразной формы уцелели только две, остальные в
виде множества обломков из розового гранита покрывают двор. Полностью
разрушены и стены. На некоторых колоннах можно разобрать картуши Рамсеса II, но некоторые картуши стерты, и вместо них вписано имя Осоркона.
Каменные плиты и блоки с рельефами и
картушами Рамсеса Осоркон использовал как строительный материал.
Ливийские фараоны без стеснения присваивали то, что принадлежало их
предшественникам, и сегодня именно эти многократные "перелицовки"
памятников ставят ученых в тупик. Картину осложняет то, что
предшественники не были безгрешнее своих потомков, особенно сам Рамсес
II.
Спокойно лежит, вытянув лапы, лев из черного гранита. Он отдыхает. Гордо
поднята голова с лицом человека - властного, сурового и величественного. Это
сфинкс - олицетворение нечеловеческой мощи "владыки египетской земли до
границ ее". Сфинксы ставились у входа в храм. На цоколе сфинкса вырезаны
иероглифы: "Царь Верхнего и Нижнего Египта, Усермара, Сотепенра, сын Ра,
Мери-Амон, Рамсес". Это титул и имена фараона Рамсеса II, правившего
шестьдесят лет подряд в XII веке до н. э. и совершившего много победоносных
военных походов. Сфинкс найден в Танисе и известен под именем Таниеского
сфинкса.
Но египтологи не доверяют надписи на Танисском сфинксе. Слишком уж не
похоже лицо сфинкса на портретные статуи Рамсеса
II.
В парадной одежде сидит на троне фараон, на голове корона-шлем, как
подобает воинственному царю-полководцу. Вглядитесь в его лицо- глаза,
слегка прикрытые веками, смотрят вниз, губы едва заметно тронуты надменной
улыбкой, орлиный нос, тонкий овал узкого лица и острый чуть въедающийся
подбородок - таков портрет Рамсеса II, созданный художником в XII веке до н.э.
У Таниеского сфинкса - широкий нос и выдающиеся скулы. Глубоко сидят
глаза, глядящие куда-то в пространство, под глазами мешки, сурово сжаты губы,
а резкие складки у рта говорят о человеке жестоком и волевом. Но самое
главное, это иной художественный стиль, другая
манера обработки камня - широкими резкими плоскостями, игрой света и тени, вместо мягких и
сглаженных форм скульптуры времени Рамсеса
II.
Стало быть, это не Рамсес II?
Значит, по приказу фараона стерли имя человека, изображенного в образе
сфинкса, и заменили его именем и титулом Рамсеса II? Очевидно, так.
Египтологов это не удивило. Им хорошо известна слабость Рамсеса II
узурпировать чужие памятники и помещать свое имя на храмах, рельефах и
статуях, не принадлежащих ему. И не раз он ставил ученых перед загадкой - чье
имя надо поставить вместо Усермара, Сотепенра, Мери-Амон, Рамсеса.
Русскому египтологу Владимиру Семеновичу Голенищеву удалось разгадать
имя Танисского сфинкса. И теперь мы знаем, что это Аменем-хет III, царь
Среднего царства XII династии (середина II тысячелетия до н.э.).
Статуи Аменемхета III дошли до нас в нескольких экземплярах. Они хранятся во
многих музеях, в том числе и в Ленинграде, в Государственном Эрмитаже. Но,
пожалуй, один из самых лучших портретов его находится в Москве, в
Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Его лицо
больше, чем на всех других портретах, похоже на Танисского сфинкса, - те же
глаза с мешками под ними, те же жесткие складки у сжатого рта, те же
выдающиеся острые скулы. И тот же стиль, тот же язык художника,
характерный для Среднего царства.
И все же некоторые ученые, и в том числе Пьер Мойте сомневаются в том, что
Танисский сфинкс изображает Аменемхета. Но и они согласны
- нет, это не Рамсес II.
Разобраться в "слоеном пироге" истории нелегко. Большое количество
памятников с именем Рамсеса II свидетельствует о роли Таниса в XII веке до
нашей эры.
О том, какое значение Рамсес придавал этому городу, можно судить по одной
стеле. Рамсес женился на дочери хеттского царя. Во время приезда хеттской
царевны выпал снег - необыкновенное явление в Египте. И единственное
упоминание о снеге в египетской надписи сочли нужным сделать именно в
Танисе.
Развалины храма, три колосса самого Рамсеса, обелиски, которые ставили
обычно перед столичными храмами, и, наконец, бесконечное количество плит
с рельефами - все это заставляло думать, что здесь действительно была столица.
На одном рельефе изображен бог Амон и стоящий перед ним Рамсес, - внизу
надпись, в которой царь назван "великий победами". Этот эпитет обычно
встречается в городах, которые были основаны Рамсесом.
Находки в Сан-эль-Хагаре позволили Монте высказать предположение, что
Танис был построен на месте столицы Рамсеса II - Пер-Рамсес, что значит Дом
Рамсеса. Рамсес же основал столицу на месте столицы гиксосов Авариса.
Монте считал, что он нашел эти таинственные города.
Получается последовательный и вполне логический ряд: Аварис - Пер-Рамсес -
Танис.
В декабре 1952 года неподалеку от селения Кантир в восточной дельте один
крестьянин работал в поле. Копая землю, он нашел камень с двумя пальцами
ноги от огромной статуи. Об этой находке стало известно археологам, и
начались раскопки.
Находка крестьянина оказалась базой от колоссальной статуи, стоявшей на ней.
На одной из сторон базы, сбоку был картуш с именем Рамсеса II. Обнаружили
еще несколько частей статуи, реставрировать ее полностью не удалось, но
можно было вычислить ее размеры. Выше этого колосса только статуи
Мемнона в Фивах и колосс Рамсеса II в его заупокойном храме Рамессеуме.
Впоследствии, когда начались планомерные раскопки, около базы вскрыли
остатки кирпичной кладки, нашли плиты известняка, служившие облицовкой
стены. Обнаружили много каменных плит и обломков с картушами Рамсеса II и
его сына Мернепты. Подобные же камни были найдены в окрестностях
Кантора и в близлежащих поселках. Судя по
всем найденным материалам, здесь, несомненно, был храм Рамсеса II, перед которым стоял .его колосс, и
царский дворец. В одном месте был найден сосуд для вина, запечатанный
глиняной пробкой. На ней сохранилась надпись "Вино из Пер-Рамсеса".
На основании находок возникла новая догадка - а не здесь ли был Пер-Рамсес?
Но если допустить, что Пер-Рамсес был на месте Кантира, то можно
предполагать, что здесь, а не в районе Сан-эль-Хагара, был и Аварис. Значит,
гипотеза Монте не верна? Ответа на этот вопрос пока нет. Одни ученые
считают, что Пер-Рамсес был около Сан-эль-Хагара, другие - около Кантира.
В Кантире были найдены руины дворца. Но Танис еще не до конца раскопан. У
храма в Кантире стоял один из величайших колоссов Рамсеса. Но и у храмов в
Танисе были найдены обелиски и царские колоссы, хотя и меньшего размера.
Надпись на сосуде из Кантира говорит о том, что вино было из Пер-Рамсеса.
Значит ли это, что Пер-Рамсес был в Каятире? Нет, вино могли привезти из
столицы в загородный дворец царя.
Загадки Таниса все еще ждут тех, кто сумеет на них ответить.
|