|
Фёдор Иванович ШАЛЯПИН
в воспоминаниях и высказываниях современников |
|
С.В. Рахманинов
"Умер только тот, кто позабыт". Такую надпись я прочёл когда-то,
где-то на кладбище. Если мысль верна, то Шаляпин никогда не умрёт.
Умереть он не может. Ибо он, этот чудо-артист, с истинно сказочным
дарованием, незабываем. Сорок один год назад, с самого почти начала
его карьеры, свидетелем которой я был, он быстро вознёсся на
пьедестал, с которого не сходил, не оступился до последних дней
своих. В преклонении перед его талантом сходились все: и
обыкновенные люди, и выдающиеся, и большие. В высказанных ими
мнениях всё те же слова, всегда и везде: необычайный, удивительный.
И слух о нём пошёл по всей земле, не только - всей Руси великой.
Не есть ли Шаляпин и в этом смысле единственный артист,
признание которого с самых молодых лет его было общим? "Общим" в
полном значении этого слова. Да! Шаляпин - богатырь. Так было. Для
будущих поколений он будет легендой!"
-----------------------------------------------------
© "Новый журнал", · 91, Нью-Йорк, 1968. Эти слова
С.В. Рахманинова цитирует С.А. Сатина, двоюродная сестра
композитора, в статье, посвящённой 25-летию со дня его кончины. В
той же статье С.А. Сатина пишет: "...Больше всех он любил и выше
всех ценил талант Шаляпина... Дружба Рахманинова с Шаляпиным не
нарушалась до конца жизни последнего..."
К.С. Станиславский
Посмотрите на руки Шаляпина! Вы никогда не узнаете его кисть. Он
"гримирует" кисть, и в каждой роли у него разная рука: то рука его
очаровательна, то как грубая лапа... Шаляпин не смотрит свой жест, а
чувствует его в каждом движении...
Вы должны научиться "жрать" знания. Я всегда в таких случаях
вспоминаю Шаляпина. Как-то на вечеринке я сидел с Мамонтовым, и
мы издали наблюдали молодого Шаляпина, находившегося в кругу больших
мастеров; там были Репин, Серов и др. Он слушал их с жадностью,
стараясь не проронить ни единого слова. Мамонтов толкнул меня и
сказал: "Смотри, Костя, как он жрёт знания". Вот и вы должны так же
"жрать" знания.
-----------------------------------------------------
Фрагменты из стенограмм лекций в Оперной студии им.
К.С. Станиславского (машинопись). © Кабинет Музыкального театра ВТО.
В.И. Немирович-Данченко
Про Шаляпина кто-то сказал: когда бог создавал его, то был в
особенно хорошем настроении, создавая на радость всем.
-----------------------------------------------------
Из книги "Из прошлого", "Academia", 1936.
Когда я уходил со спектакля Шаляпина - в сущности, первого
законченного артиста-певца нашего направления - и когда припоминал
ту или иную черту его исполнения, я не мог ответить на вопрос,
откуда приходило очарование - от того, как он пел, или от того, как
нервно двигался и оттирал красным шёлковым платком холодный пот, или
от того, как он молчал, как его пауза выразительно звучала в
оркестре.
Посмотрите на его фотографию в Дон Кихоте - и вы увидите в этих
отрешённых от действительности глазах, в этой истощённой фигуре
одухотворённого борца с мельницами, нищего рыцаря, столько же
вдохновенного, сколько и смешного. Это художественный портрет.
И посмотрите сотни фотографий славных певцов Аид, Радамесов,
Далил, Германов, Раулей, Марагарит, Снегурочек, Онегиных и пр. и
пр., - и перед вами пройдёт только галерея ряженых.
-----------------------------------------------------
Из книги Вл.И. Немирович-Данченко. Статьи. Речи. Беседы.
Письма. © Москва, "Искусство", 1952.
Вс .Э. Мейерхольд
...Музыкальная драма должна исполняться так, чтобы у
слушателя-зрителя ни одной секунды не возникало вопроса, почему эту
драму актёры поют, а не говорят.
Образцом такой интерпретации ролей, когда у слушателя-зрителя не
является вопроса: "почему актёр поёт, а не говорит", - может служить
творчество Шаляпина.
Он сумел удержаться как бы на гребне крыши с двумя уклонами, не
падая ни в сторону уклона натурализма, ни в сторону уклона той
оперной условности, которая пришла к нам из Италии 18-го века, когда
для певца важно было в совершенстве показать искусство производить
рулады, когда отсутствовала всякая связь между либретто и музыкой.
В игре Шаляпина всегда правда, но не жизненная, а
театральная. Она всегда приподнята над жизнью - эта несколько
разукрашенная правда искусства.
У Бенуа в "Книге о Новом театре" есть: "Герой может погибнуть,
но и в этой погибели важно, чтобы чувствовалась сладость улыбки
божества". Эта улыбка чувствуется в развязках некоторых трагедий
Шекспира ("Лир", например), у Ибсена в момент гибели Сольнеса Хильда
слышит "арфы в воздухе", Изольда "тает в дыхании беспредельных
миров". Эта же "сладость улыбки божества" чувствуется в смерти
Бориса у Шаляпина. Да и один ли только момент гибели озаряется у
Шаляпина "улыбкой божества"? Достаточно вспомнить сцену у собора
("Фауст"), где Мефистофель - Шаляпин является отнюдь не
торжествующим духом зла, но пастором-обличителем, как бы скорбящим
духовником Маргариты, - голосом совести. Таким образом, недостойное,
уродливое, низкое (в шиллеровском смысле) чрез шаляпинское
преображение являются предметом эстетического наслаждения.
Далее, Шаляпин - один из немногих художников оперной сцены,
который, точно следуя за указаниями нотной графики композитора, даёт
своим движениям рисунок. И этот пластический рисунок всегда
гармонически слит с тоническим рисунком партитуры.
В качестве иллюстрирующего примера синтеза пластической ритмики
и ритмики музыкальной может служить интерпретация Шаляпиным шабаша
на Брокене (опера Бойто), где ритмичны не только движения и
жесты Мефистофеля - вождя хоровода, но даже в напряжённой
неподвижности (словно окаменелости) исступления
слушатель-зритель угадывает ритм, диктуемый оркестровым движением...
Такое явление, как Шаляпин, впервые предуказало актёру
музыкальной драмы единственный путь к величественному зданию,
воздвигнутому Вагнером.
-----------------------------------------------------
Из книги Вс .Э. Мейерхольд . Статьи. Письма. Речи.
Беседы. Ч.1. © Москва, "Искусство", 1968.
Продолжение следует...
|
|