Первое вхождение Найти похожие документы Вернуться к результатам поиска
Copyright © 1997-2002 Яndex Добавить в Яндекс.Закладки
  Яndex никак не связан с авторами и содержимым нижеследующей страницы http://rusopera.spb.ru/librar02.htm
Сохраненный текст






Фёдор Иванович ШАЛЯПИН

в воспоминаниях и высказываниях современников

Линк: Библиотека
Линк: Галерея
Линк: Фотоальбом

С.В. Рахманинов

"Умер только тот, кто позабыт". Такую надпись я прочёл когда-то, где-то на кладбище. Если мысль верна, то Шаляпин никогда не умрёт. Умереть он не может. Ибо он, этот чудо-артист, с истинно сказочным дарованием, незабываем. Сорок один год назад, с самого почти начала его карьеры, свидетелем которой я был, он быстро вознёсся на пьедестал, с которого не сходил, не оступился до последних дней своих. В преклонении перед его талантом сходились все: и обыкновенные люди, и выдающиеся, и большие. В высказанных ими мнениях всё те же слова, всегда и везде: необычайный, удивительный. И слух о нём пошёл по всей земле, не только - всей Руси великой.
Не есть ли Шаляпин и в этом смысле единственный артист, признание которого с самых молодых лет его было общим? "Общим" в полном значении этого слова. Да! Шаляпин - богатырь. Так было. Для будущих поколений он будет легендой!"
-----------------------------------------------------
© "Новый журнал", · 91, Нью-Йорк, 1968.
Эти слова С.В. Рахманинова цитирует С.А. Сатина, двоюродная сестра композитора, в статье, посвящённой 25-летию со дня его кончины. В той же статье С.А. Сатина пишет: "...Больше всех он любил и выше всех ценил талант Шаляпина... Дружба Рахманинова с Шаляпиным не нарушалась до конца жизни последнего..."


К.С. Станиславский

Посмотрите на руки Шаляпина! Вы никогда не узнаете его кисть. Он "гримирует" кисть, и в каждой роли у него разная рука: то рука его очаровательна, то как грубая лапа... Шаляпин не смотрит свой жест, а чувствует его в каждом движении...

Вы должны научиться "жрать" знания. Я всегда в таких случаях вспоминаю Шаляпина. Как-то на вечеринке я сидел с Мамонтовым, и мы издали наблюдали молодого Шаляпина, находившегося в кругу больших мастеров; там были Репин, Серов и др. Он слушал их с жадностью, стараясь не проронить ни единого слова. Мамонтов толкнул меня и сказал: "Смотри, Костя, как он жрёт знания". Вот и вы должны так же "жрать" знания.
-----------------------------------------------------

Фрагменты из стенограмм лекций в Оперной студии им. К.С. Станиславского (машинопись). © Кабинет Музыкального театра ВТО.


В.И. Немирович-Данченко

Про Шаляпина кто-то сказал: когда бог создавал его, то был в особенно хорошем настроении, создавая на радость всем.
-----------------------------------------------------
Из книги "Из прошлого", "Academia", 1936.

Когда я уходил со спектакля Шаляпина - в сущности, первого законченного артиста-певца нашего направления - и когда припоминал ту или иную черту его исполнения, я не мог ответить на вопрос, откуда приходило очарование - от того, как он пел, или от того, как нервно двигался и оттирал красным шёлковым платком холодный пот, или от того, как он молчал, как его пауза выразительно звучала в оркестре.
Посмотрите на его фотографию в Дон Кихоте - и вы увидите в этих отрешённых от действительности глазах, в этой истощённой фигуре одухотворённого борца с мельницами, нищего рыцаря, столько же вдохновенного, сколько и смешного. Это художественный портрет.
И посмотрите сотни фотографий славных певцов Аид, Радамесов, Далил, Германов, Раулей, Марагарит, Снегурочек, Онегиных и пр. и пр., - и перед вами пройдёт только галерея ряженых.
-----------------------------------------------------
Из книги Вл.И. Немирович-Данченко. Статьи. Речи. Беседы. Письма. © Москва, "Искусство", 1952.


 [ Вс > .Э.  < Мейерхольд > 

...Музыкальная драма должна исполняться так, чтобы у слушателя-зрителя ни одной секунды не возникало вопроса, почему эту драму актёры поют, а не говорят.
Образцом такой интерпретации ролей, когда у слушателя-зрителя не является вопроса: "почему актёр поёт, а не говорит", - может служить творчество Шаляпина.
Он сумел удержаться как бы на гребне крыши с двумя уклонами, не падая ни в сторону уклона натурализма, ни в сторону уклона той оперной условности, которая пришла к нам из Италии 18-го века, когда для певца важно было в совершенстве показать искусство производить рулады, когда отсутствовала всякая связь между либретто и музыкой.
В игре Шаляпина всегда правда, но не жизненная, а театральная. Она всегда приподнята над жизнью - эта несколько разукрашенная правда искусства.
У Бенуа в "Книге о Новом театре" есть: "Герой может погибнуть, но и в этой погибели важно, чтобы чувствовалась сладость улыбки божества". Эта улыбка чувствуется в развязках некоторых трагедий Шекспира ("Лир", например), у Ибсена в момент гибели Сольнеса Хильда слышит "арфы в воздухе", Изольда "тает в дыхании беспредельных миров". Эта же "сладость улыбки божества" чувствуется в смерти Бориса у Шаляпина. Да и один ли только момент гибели озаряется у Шаляпина "улыбкой божества"? Достаточно вспомнить сцену у собора ("Фауст"), где Мефистофель - Шаляпин является отнюдь не торжествующим духом зла, но пастором-обличителем, как бы скорбящим духовником Маргариты, - голосом совести. Таким образом, недостойное, уродливое, низкое (в шиллеровском смысле) чрез шаляпинское преображение являются предметом эстетического наслаждения.
Далее, Шаляпин - один из немногих художников оперной сцены, который, точно следуя за указаниями нотной графики композитора, даёт своим движениям рисунок. И этот пластический рисунок всегда гармонически слит с тоническим рисунком партитуры.
В качестве иллюстрирующего примера синтеза пластической ритмики и ритмики музыкальной может служить интерпретация Шаляпиным шабаша на Брокене (опера Бойто), где ритмичны не только движения и жесты Мефистофеля - вождя хоровода, но даже в напряжённой неподвижности (словно окаменелости) исступления слушатель-зритель угадывает ритм, диктуемый оркестровым движением...
Такое явление, как Шаляпин, впервые предуказало актёру музыкальной драмы единственный путь к величественному зданию, воздвигнутому Вагнером.
-----------------------------------------------------
Из книги  < Вс > .Э.  < Мейерхольд ] . Статьи. Письма. Речи. Беседы. Ч.1. © Москва, "Искусство", 1968.

Продолжение следует...


Линк: К началу страницы
Линк: На заглавную страницу
Линк: На страницу составителя

© Никулин В.В. С-Петербург, 1998 г.
nickulin@spb.sitek.net
Internet-провайдер
Лого: СИТЕК

Найдено слов, соответствующих запросу: 4
http://rusopera.spb.ru/librar02.htm