Ко времени составления настоящего очерка Эрмитаж существует уже свыше 150 лет и, тем не менее, до сих пор в печати не появлялось никаких трудов, посвященных специально его прошлому, если не считать кратких исторических сведений, помещенных в распроданных ныне каталогах его собраний.
В виду несомненно большого интереса, проявляемого к Эрмитажу за последние годы, нашей задачей является дать посетителям музея краткие исторические сведения о том, когда и как возник Эрмитаж, как собирались и где были размещаемы его замечательные собрания и в каких условиях протекала его жизнь до наших дней.
Обилие исторического материала за столь большой период жизни Эрмитажа ставило трудную задачу изложить кратко, но достаточно отчетливо, его прошлое, и потому предлагаемый труд, конечно, является далеко не полным, но все-таки цель издания настоящего очерка будет достигнута, если у читателя составится представление, хотя в общих чертах, о главных моментах жизни нашего музея, столь богато разросшегося за последние девять лет, и если этот первый опыт обратит внимание на необходимость составления подробного исторического описания Эрмитажа.
_______________
При составлении настоящего очерка были использованы, кроме печатных материалов, на которые имеются ссылки в тексте и в примечаниях, также и дела архива Государственного Эрмитажа за 1797—1920 гг. и дела архива б. мин-ва двора.
5
***
Эрмитажем 1) называли во Франции в XVIII веке расположенные в дворцовых парках небольшие здания, в которых король со своими приближенными проводил время отдыха от пышной придворной жизни, без соблюдения этикета.
Русский двор XVIII века, в подражание модным французским обычаям, построил в парках Царского Села и Петергофа павильоны, называемые “Эрмитажами”, непременной частью которых были подъемные обеденные столы.
Екатерина II, в своих автобиографических записках, сообщает (за 1746 г.): “аппартаменты великого князя (Петра III в Зимнем дворце), о которых я говорила выше, примыкали к комнате, в которой императрица (Елисавета Петровна) устроила “стол с машиною”, что называется в России Эрмитажем (une table а machine qu'оn nomme еn Russie Егеmitage)”; и дальше: “ ...... дверь выходила в другую комнату, составляющую часть аппартаментов императрицы, где был “ стол с машиной”, поднимавшийся и опускавшийся так, чтобы можно было обедать без прислуги” 2). Порошин, воспитатель цесаревича Павла, в своих “записках” описывая пребывание в Летнем дворце в СПБурге упоминает за
______________
1
) Эрмитаж (Еrmitagе) от французского слова егmite— пустынник и в переводе означает место, где живет пустынник— “пустынька”.2)
Сочинения Екатерины II. Изд. Академии Наук т. XII. стр. 82 и 232.6
1765 г.: “мы во все почти время в Эрмитаже пробыли картины смотрели”... (стр. 441).
Екатерина II—основательница нынешнего Эрмитажа, в первые же годы своего царствования избрала в Зимнем дворце особое помещение, где она могла бы проводить часы своего отдыха без соблюдения тягостного придворного этикета, с близкими ей людьми среди собираемых ею произведений искусства. Эти вечерние собрания, а затем и помещения, где они проходили, и получили наименование “Эрмитажа”.
В течение первых 10—15 лет царствования покупаемые Екатериной художественные коллекции настолько разрослись, что потребовалось для их размещения построить сначала одно здание, смежное с Зимним дворцом, на Неву, а вскоре рядом с ним и второе.
Первое из них, в виде павильона, с колоннами по фасаду, было выстроено по проекту архитектора Ламота (Vallin de la Mothe) 3) в 60 годах, прибл. к 1769 г., так как первое упоминание об Эрмитаже в придворном камерфурьерском журнале мы находим 7 февраля 1769 г., где говорится, что Екатерина прибыла во вновь построенный Эрмитаж, куда приглашен был английский посол с супругой и приезд он имел в покои гр.Орлова, “а из оных уже проходил и в Эрмитаж”. Фаворит Екатерины, Орлов, жил в то время в антресолях под личными ее комнатами. Для входа в Эрмитаж со стороны Невы было “подъездное крыльцо, что против маленького дворика”. Из Зимнего же дворца можно было войти в Эрмитаж (до 1790-х г.г.) через
________________
3)
Профессор архитектуры в Академии Художеств.7
единственный переход вдоль б. Миллионной улицы; во 2 этаже павильона находился двусветный зал, на Неву, с прилегающим к нему непосредственно, с задней стороны, зимним садом, или, вернее, вольером (птичником), так как в нем размещены были редкие певчие птицы, попугаи, белки и обезьяны; из зимнего сада был выход в открытый “висячий сад”, со статуями скульптора Фальконета, устроенный для прогулок Екатерины на уровне ее личных комнат 2 этажа Зимнего дворца 4); сад этот 5), существующий и доныне, идет по крыше дворцового манежа и конюшен и тянется, окаймленный галлереями, до противоположного павильону здания, построенного вероятно также Ламотом (надстроен этаж в 1840-х г.г.), выходящего фасадом на площадь и соединенного с дворцом крытым переходом; рядом с этим зданием был так называемый “Шепелевский дом” 6), на месте которого Николаем I построен нынешний музей “Эрмитаж”.
_____________
4)Комнаты Екатерины находились во 2 этаже дворца, в правой, выходящей на площадь, части (ныне заняты картинами французской школы); всех комнат было 6, начиная от угла дворца к середине его они были расположены так: будуар, спальня (с альковом), кабинет, приемная, бриллиантовая и тронный зал (с колоннами, где теперь картины Г. Робера). Обстановка комнат Екатерины сохранялась в них до пожара Зимнего дворца в 1837 г.
5) Бернулли в своем описании Эрмитажа за 1776 г. (стр. 163) упоминает об этом саде и говорит, что имеется гравированное изображение сада в приложении к придворному календарю за 1773 г. Гравюра эта находится в Эрмитаже (см. фронтиспис к настоящему изданию). В саду при Екатерине устраивались „небольшие увеселительные фейерверки", а зимой катальные горы.
6) Подарен был имп. Елисавете Петровне ее обер-гофмаршалом Шепелевым и служил как запасное дворцовое помещение. В нем
8
“Старый Эрмитаж” построен архитектором Фельтеном в 1780-х гг. (с рисунка Ухтомского).
Не прошло нескольких лет со времени постройки Ламотова павильона, как для увеличивающихся коллекций Эрмитажа было начато в 70 годах архитектором Фельтеном второе здание (оконч. к 1784 г.) в три этажа, смежное с павильоном, также выходящее фасадом на Неву и простирающееся до Зимней канавки. Оба эти здания и были хранилищем первых эрмитажных собраний.
_______________
жил одно время Потемкин и Екатерина, по сведениям камер-фурьерского журнала, „из внутренних своих покоев изволила проходить в Шепелевский дом в покои князя Г. А. Потемкина „и благоволила там иметь обеденное кушанье.
9
В течение своего 34-х летнего царствования Екатерина приобретала как в России, так, главным образом, за границей, самые разнообразные произведения искусства—картины, статуи, рисунки, гравюры, резные камни, изделия из фарфора, серебра, золота, драгоценных камней, а также книги, монеты, медали, и минералогические коллекции. Она сама называла свою страсть к собирательству “манией” и тратила на покупки огромные суммы денег. Многолетняя переписка Екатерины с ее парижским корреспондентом Гриммом, дает обширный и любопытный материал для истории Эрмитажа и его коллекций. Приводим отрывки из двух ее писем: 29 ноября 1777 г. она писала: “... я этой Зимой великолепно поместилась; у меня целый лабиринт комнат, несмотря на то, что я одна; все это полно роскоши. Сервиз Вгеteuil 7) был причиной того, что из кладовых вытащено было на свет божий большое количество аналогичных вещей из самых разнообразных материалов и различных стилей; все эти вещи составляют прелестнейшую в мире обстановку. Это помещение получило название императорского музея, и раз туда попадешь, то трудно оттуда уйти—столько там любопытного ... музей этот помещается в угловой комнате 8); 10 января 1778 г.: “... сервиз Вгeteuil хорошо
_____________
7) Настольное украшение (surtout de table ) из многочисленных предметов.
8) . . . „по тем же письмам Екатерины к Гримму 77 и 78 годов мы знаем, что в то время художественные собрания императрицы помещались в первом этаже имп. покоев, в той части Зимнего дворца, окнами на дворцовую площадь, которая соприкасается с Ламотовым флигелем Эрмитажа. „Эта угловая комната под
10
принят; он находится в первом этаже ( il gоte dans mon entre-sol), в комнате, называемой музеем, вместе со своими товарищами из золота, серебра, драгоценных камней, которые явились сюда со всех стран света, дабы составить ему компанию, а также с большим количеством яшм и агатов, прибывших сюда из Сибири. Всем этим любуются там мыши и я”... Главным образом, Екатерина увлекалась собиранием резных камней , (геммы), и Эрмитаж, по богатству подбора и числу их, стоит на одном из первых мест среди европейских музеев. В одном из писем к тому же Гримму она сообщает:
“... моя маленькая коллекция резных камней такова, что вчера 4 человека с трудом несли 2 корзины, наполненные ящиками, в которых заключалась приблизительно половина коллекции; во избежание недоразумения знайте, что то были те корзины, в которых у нас зимой носят в комнаты дрова и что ящики наполняли корзины с верхом; отсюда вы можете судить об обжорстве, которое охватило нас в этом направлении. Все английские конторы этого города и Фоскари, венецианский посол, непрестанно заняты добыванием резных камней, и у нас имеются таковые величиною больше, чем в 2 вершка”, В 90-х годах Екатерина определяла свою коллекцию резных камней в 10.000 экземпляров, а слепков с камней заграничных собраний— до 34.000) штук. Такими же ревностными коллекционе-
_______________
названием “императорский музей” и была, очевидно, колыбелыю Эрмитажа, откуда вещи постепенно переносились в новое специальное здание, по мере приведения его в надлежащий вид для хранения драгоценных коллекций. (М. Максимова. Сборник Гос. Эрмитажа Вып. 1. стр. 45).
11
рами резных камней были ее фавориты - Ланской, после смерти которого в 1784 г. его собрание слепков с “аглинских антиков” (антиками назывались резные камни) было куплено Екатериной за 10.000 р. 9), и Мамонов, благодаря просьбам которого была приобретена в Париже знаменитая коллекция гемм герцога Орлеанского. Не довольствуясь покупками камней, Екатерина поручила художнику и химику Кенигу устроить в Эрмитаже мастерскую, с горном (в комнатах 2 этажа, во двор, Фельтеновского здания, где ныне фарфор) по выделке сплавов для воспроизведения медальером Леберехтом слепков со всех камней ее коллекций и сама с Мамоновым принимала участие в этих работах 10).
Основание картинной галлереи Эрмитажа положено Екатериной; деятельными ее помощниками по покупкам картин, происходившим почти исключительно за границей, были русские посланники при иностранных дворах и, главным образом, особо доверенные лица, так называемые ее “корреспонденты”—Гримм в Париже и Рейфенштейн в Риме; они зорко следили за всем, появлявшимся на художественном рынке Европы, и вступали в переговоры о приобретении выдающихся произведений искусства. О личных вкусах Екатерины в отношении картин сведений не имеется и потому надо думать, что она всецело доверялась в выборе
____________
9)Кроме слепков, Екатерина купила оставшиеся после Ланского его библиотеку, гравюры, медали, бронзу, картины и бриллиантовые вещи за 350.000 р.
10) Сведения о резных камнях почерпнуты из статьи хранителя Эрмитажа М. И. Максимовой „имп. Екатерина II и собрание резных камней в Эрмитаже. (Сборник Гос. Эрмитажа, вып. I). П. 1921.
12
картин указанным лицам и находившимся при ней просвещенным любителям искусства. Все крупные покупки картин произошли в период времени с 1763 по 1781 г.; первая коллекция была приобретена в Германии в 1763 г. у прусского негоцианта Гоцковского за 180.000 голл. гульденов; в этом собрании были три картины Рембрандта, положившие начало к составлению первой в мире, по количеству, коллекции картин Рембрандта (всего свыше 40, а при Екатерине—35). В 1768 г. сделан ряд покупок: в Брюсселе у принца Делигнии (де-Линь) и гр. Кобенцеля, а в Дрездене—у гр. Брюля; о последней покупке в 1768 г. сохранился указ Екатерины на имя Панина: “граф Никита Иванович, возьмите из моего кабинета рублями столько, сколько надобно будет, чтоб заплатить (за) галлерею картин графа Бриля, коя кн. Белосельским 11) сторгована за 180.000 голл. гульденов 12). Деньги же, кои потребны на укладку и разные еще по тому издержки и подарки, вы сверх вышеписанных требовать имеете из кабинета. Екатерина”. Брюлевское собрание дало крупное приращение Эрмитажу картинами фламандской и голландской школ. Последовавшие затем до 1781 г. четыре покупки картин в Париже и одна в Лондоне поставили Эрмитаж на одно из первых мест в Европе:
1) в 1772 г. приобретена выдающаяся коллекция Кроза за 440.000 ливров (“Св. Георгий” и “Мадонна с безбородым Иосифом” Рафаэля, “Юдифь” Джорджоне, “Рождество богородицы” Тинторетто, “кардинал Паллави-
___________________
11)Посланник в Дрездене.
12)90.000 р.
13
чини” и “Даная” Тициана, “портрет кардинала Поля” С. дель-Пиомбо, пять картин Рубенса, шесть ван-Дейка, шесть Рембрандта, Пуссена и др.); 2) в том же 1772 г. куплена коллекция Шуазёля за 107.904 ливра (картины Мурильо, Рубенса, Тенирса, Вувермана и др.); 3) в 1777 г. -коллекция Конти; 4) превосходная по подбору мастеров огромная коллекция (198 картин) Вальполя, купленная в Англии в 1779 г. за 36.000 ф. ст. (двенадцать картин ван-Дейка, две—Рембрандта, тринадцать—Рубенса, Мурильо, С. Роза, Тенирса и др.); 5) покупкой в 1781 г. 119 картин у Бодуэна заканчивается цикл крупных приобретений за границей.
В покупке картин в России Екатерина, видимо, лично принимала иногда участие; приводим ее любопытное письмо по этому поводу к Олсуфьеву 13) от 27 апреля 1769 г.: ”Адам Васильевич, пошлите к Ринальдию 1000 рублев, а когда к вам аглинской консул будет говорить о картинах, тогда выслушав его мне скажите, я сих картин не хочу, а оне мне хотят оных навязать для того, что я сказала в начале, что оне дороги, а после оне спустили цену”. Однако, в июне того же года картины у “консула Ундея” были куплены за 12.000 р. Всех картин, купленных Екатериной за ее царствование, было 1383.
Большое внимание было уделено также приобретению гравюр; первая покупка относится к 1762 г., когда приобретена была через секретаря Академии Наук Штелина коллекция в 373 листа. На протяжении всего
_______________
13) Управляющий “кабинетом” императрицы, т.е. доходами и расходами двора.
14
царствования гравюры покупались почти ежегодно на большие суммы, главным образом от книгопродавцов Вейтбрехта, Роспини и др., но имеются сведения о сношениях непосредственно с граверами, напр., с Уокером (Walker ), которому уплачивалось по 500—1.000 р. за экземпляр, и гравером Скородумовым (он получал 1.800 р. в год и при нем был “печатальщик” с окладом 300 р. в год). Эстампы поступали в Эрмитаж также при покупке коллекций картин у Вальполя и Брюля; в 1770 г. куплена тщательно подобранная коллекция Германа, а впоследствии кабинет гравюр обогатился собранием К. Микетти, (свыше 15.000 листов), приобретенным в 1791 г. Потемкиным. В 1797 г. по описи значилось 79.784 эстампа; при Екатерине они были размещены в верхнем этаже Фельтеновского здания, где в настоящее время отделение византийских древностей.
В 1768—1769г. было положено основание собиранию рисунков покупками собраний: 1) Брюля, в 14 томах, всего 1074 рисунка разных школ от XV—XVIII в., среди них превосходный подбор рисунков Иорданса. Пуссена и голландцев XVII в. и 2) Кобенцеля—3558 рисунков (XV—XVIII в.), среди них итальянские и нидерландские художники XV в., нидерландцы XVI в., работы Дюрера и Годьбейна, богатый подбор французских карандашных портретов XVI в. и первой половины XVII в.: Клуэ, Э. и Д. Дюмустье, Ланьо, Кл. Меллан и др. При Екатерине Эрмитаж получил альбом рисунков Калло (свыше 1000 рисунков), свыше 1000 рисунков Клериссо, 262 листов Уэля (Houel ). В первый инвентарь в 1797 г. вошло более 7.000 рисунков. Рисунки находились во 2 этаже, в комнате во двор
15
Фельтеновского здания, где в настоящее время выставка фарфора.
О покупках скульптурных произведений известно сравнительно немного. В 1787 г. англичанин Л. Браун продал Екатерине свою коллекцию за 23.000 ф. стерл.; крупные покупки сделаны в 1783 г. у купца Стендера на 26.617 р. 50 к. “за вазы, статуи и бюсты” и через Шувалова в 1785 г. на 24.400 р.; в 1769 г. уплочено Бецкому за провоз им из Голландии и Франции “барельефов скульптуры в мраморе” и купцу Папанелопулу 4.050 р. за взятые “разные мраморные вещи”;
“четыре античные мармора” куплены в Риме “по квитанции” от Пиранези.
Эрмитаж сделался также богатым хранилищем замечательных сочинений на иностранных языках; при Екатерине были приобретены превосходные библиотеки: Вольтера (с его пометками) 14), Дидро, д'Аламбера, Галиани (1000 т. в 1776 г.), историографа Щербатова (5.000 т. в 1791 г.), географа Бюшинга (в 1794 г. за 30.000 гульденов), книгопродавцев Николаи и Циммермана (13.000 т.); при покупке книг у Дидро за 26.000 фр. Екатерина назначила его своим библиотекарем, хотя он жил за границей, с жалованьем в 1.200 ливров в год, которое выплачивалось ему до его смерти; библиотека находилась “в верхнем жилье в новом строении с Эрмитажем”, т.-е. в Фельтеновском здании, а в 1795 г. перемещена “в корпус под Рафаэловыми ложами”, т.-е.
______________
14)Пушкин занимался в Эрмитаже в библиотеке Вольтера в 1832 г. (арх. Эрмитажа, дело 1832 г.). Библиотека передана в 60-х г.г. XIX в. в Публичную библиотеку.
16
в 1-й этаж по Зимней канавке. Кроме иностранной библиотеки ежегодно с 1784 г. покупались на 500— 600 р. в год русские книги для особой библиотеки дворцовых служителей; эта библиотека была размещена в нижнем этаже Эрмитажа и ею ведал один из камердинеров императрицы.
Екатерининские заказы в России и за границей художественных предметов из фарфора, серебра, золота и драгоценных камней, а также заказы, бывших в большой моде, миниатюр положили основание к составлению выдающихся собраний фарфора, серебра и драгоценностей. Среди них есть работы первокласных мастеров, (напр., Жермен, Огюст, Ламери и др.). По составленной, начиная с 1789 г., “описи взнесенным в Армитаж ея и. в-ва казенным разным вещам” количество драгоценных вещей определялось к 1797 г. в 1302 предмета (табакерки, зеркала, готовальни, хрусталь и пр.). Все эти предметы хранились в зале за Рафаэлевскими ложами, (приблизительно там, где ныне находится зал монетного отделения, смежный с залом картин испанской школы (пл. № 32), а первоначально на антресолях Екатерины.
Не подлежит сомнению, что в Эрмитаж поступали при Екатерине и нумизматические коллекции. Георги 15) в описании Эрмитажа за 1792 г. говорит; “Собрание российских монет и медалей приумножилось и ныне еще приумножается от времени до времени целыми собраниями монет и медалей чужестранных государств
______________
15) Георги “Описание столичного города Санкть-Петербурга; ч. II. 1794 г.”.
17
и республики, такожде и единственными собраниями, выписанными или найденными”. Наиболее ранним указанием на покупки является выплата в 1771 г. “кавалергарду Бремсену за минц-кабинет 1000 р.”. В 1789 г. монетный двор доставил в Эрмитаж “полное собрание медалей российских”.
Такие же краткие сведения мы имеем и о поступлениях минералогических коллекций. В 1782 г. последовал указ об определении известного натуралиста Палласа “быть при порученных от нас ему делах” с окладом “за сей труд по 1000 р. на год”, а в 1785 г. ему же выдано 20.000 р. “за собранный кабинет натуральной истории” (минералогическая коллекция была размещена в залах, смежных с Рафаэлевскими ложами); в 1787 г. уплочено за привоз из Вены минералогического кабинета—7.000 р. .
Накопление в Эрмитаже "художественных предметов вызвало изготовление для их хранения соответствующей мебели; до нашего времени дошли шкафы и бюро превосходной работы известных в то время мебельных мастеров: Д. Рентгена (в 1786 г., напр., ему было уплачено за мебель 72.704 р.) и искусного столяра Мейера. Мебель поступала кроме того, вероятно, и из-за границы, так в 1769 г. имеется указ Екатерины об уплате денег Бецкому “за провоз из Голландии и Франции и выгрузку мебелей, картин, берельефов, скульптуры в мраморе и бронзе”...
Ознакомясь вкратце с историей возникновения эрмитажных собраний, естественно возникает вопрос, кто же смотрел за всеми этими художественными богатствами; оказывается, что они были поручены всего
18
19
2—3 лицам; картинами сначала ведал “живописец” Пфандцельт .16) В 1775г. был заключен контракт с венецианским художником Мартинелли о поручении ему таких же обязанностей, как и Пфандцельту, который оставил службу приблизительно в 1786 г. Мартинелли же ведал картинами до воцарения Павла I; в помощь Мартинелли был взят художник Гауф. Все же остальные эрмитажные собрания были в ведении библиотекаря Екатерины Лужкова (до 1797 г.) и камердинеров императрицы.
Следует упомянуть о двух постройках Екатерины, тесно связанных с эрмитажными зданиями, а именно о Рафаэлевских лоджиях и Эрмитажном театре.
В Риме, в Ватикане, находится расписанная под руководством Рафаэля его учениками особая галлерея (по итальянски “лоджии”), и Екатерина настолько пленилась гравюрным изображением этой галлереи, что решила создать при Эрмитаже ее точную копию; 1 сентября 1778 г. она писала Гримму: “ложи Рафаэля попались мне сегодня в руки; одна только надежда поддерживает меня, спасите меня, прошу вас напишите сейчас же Рейфенштейну, чтобы он заказал копии в натуральную величину с фресок, украшающих
_________________
16)Это видно из его челобитной, поданной Екатерине в 1770 г: он так писал с ней: “в службу в. и. в-ва вступил я нижайший в 1743 г. Декабря 1 дня помощником живописного художества при мастере Гроте с тем, чтобы под его смотрением находящиеся во дворцах в. и. в-ва и галлереях в СПБурге, в селе Сарском и в др. местах разные картины починивать, возобновлять и в хорошем состоянии содержать” и “после воспоследовавшейся смерти в 1749 г. помянутого живописного художества мастера Грота все картины поручены были в единственное мое смотрение”
20
своды, точно также и с тех, которые на стенах. Даю обет св. Рафаэлю выстроить во что бы то ни было галлерею его лож и поместить там точные с них копии”. Исполнение копий на полотне было поручено нескольким римским художникам под руководством художника Унтербергера
17), и Рейфенштейну был открыт для этой цели в 1779 г. кредит в “23.126 луидоров римских”. Постройка здания для них была поручена архитектору Гваренги, который удачно использовал для галлереи место вдоль Зимней канавки, соединив новую постройку одним концом с углом Фельтеновского здания, а другим с Шепелевским домом, выходившим на Зимнюю канавку и на 6. Миллионную ул. (ныне ул. Халтурина); вдоль лоджий были построены Гваренги еще 3 зала, выходившие окнами на двор 18). Постройка эта длилась с 1783 г. по 1790 г.; в августе 1785 г. Екатерина сообщила Гримму, что здание будет осенью под крышей, а в 1786 г. копии фресок (вероятно часть) были привезены морем в С.-Петербург и уплачено “за провоз из Ливурны Рафаэловых лож и мраморных бюстов 4.195 р, 53 к.”. Перед развеской копий на стены художник Меттенлейтер в 1788 г. работал над приведением их в порядок.Эрмитажный театр построен в 80-х годах архитектором Гваренги по образцу театра в итальянском гор. Виченце и имеет форму античного полуциркульного
_____________
17
) Ученик художника Ментса и превосходный копиист.18
) После пожара Зимнего дворца в 1837 г., в праздничные дни царские выходы происходили в Эрмитаже, и походная церковь была поставлена в одной из зал за лоджиями (Башуцкий, “Возобновление Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. СПБ. 1839 г.”, стр. 69).21
театра, без лож и ярусов; 500 мест (скамьи) устроены в нем амфитеатром. Здание построено по набережной Невы, по линии Фельтеновского дома, но на другой стороне Зимней канавки, где был раньше дворец Петра I в последние годы его жизни, а затем лейб-компанский корпус, и соединено с Эрмитажем
крытым на арке переходом, в котором устроен зал (впоследствии фойе). Постройка началась в 1783 г., и в указе от 23 сентября того же года Екатерина предписывала, отпуская на него деньги, “дабы сей театр к концу августа следующего 1784 г. отделан быть мог”, но еще в январе 1787 г. на театр был сделан отпуск денег “на работы по театру в Эрмитаже 83.485 р.”. Первый спектакль (по камерфурьерскому журналу) состоялся 22 ноября 1785 г. “в 5 часу вечера ея и. в-во обще с их и. выс-ми из Эрмитажа изволила шествовать в новопостроенный при Эрмитаже театр, принимая в оном посланника гр. Кобенцеля”... Представлена была комическая русская опера “Мельник”. Нынешний подъезд канцелярии музея был при Екатерине и впоследствии подъездом для приглашенных в театр. При Александре I в день Нового года, после маскарада во дворце, на сцене театра устраивался ужин для чего “разбивали стеклянную палатку, которой потолок и бока представляли разнообразные узоры из плотно связанных стекляшек. Сквозь эту стеклянную ткань освещалась она снаружи, а внутри от канделябр”. На сцене за палаткой играла роговая музыка Нарышкина.В 1795 г. последовал отпуск денег: “на сделание спуска в галлереях, соединяющих Зимний дворец с Еремитажем повелеваем по прилагаемой смете в те-
22
чение нынешнего лета отпустить архитектору Гваренгию 22.879 р. 50 к.”; этот пологий спуск (“пандус”) был сделан в 125 с. (под нынешней галлереей отд. Востока, пл. 13-а) для того, чтобы Екатерина могла подниматься без ступенек
19).Заканчивая описание развития Эрмитажа при Екатерине, даем приблизительное размещение собранных ею коллекций по залам, как оно было сделано к концу ее царствования. Прежде всего приводим общее впечатление от Эрмитажа, сложившееся у авторов описаний его в екатерининское время.
Георги сообщает следующее (1793 г.): “...ряд комнат на берегу Невы украшен с наизящнейшим вкусом, полы штучные, потолки с живописью, большие закругленные окошки с зеркальными стеклами, хрустальные паникадила, шелковые занавесы с кистьми, богатые комельки или печи, двери с зеркалами, зеркала, угловые столы, богатые часы, стулья, софы и т. п. Во всех комнатах находятся также картины и богатые вазы, урны, группы, столбы и разные искусственные вещи, мраморные, яшмовые, яхонтовые, изумрудные, хрустальные, порфирные и из др. каменьев, также лепной работы фарфоровые, бронзовые, резные из дерева и пр. Шкафы и кабинеты, в коих хранятся геммы и др. драценности, часовые станки и пр. суть
наизящнейшие работы Рентгена, Мейера и др. славных мастеров сего___________
19
) „Им же (Гваренги)... устроен из Эрмитажа пологий неприметный скат, по которому императрица скатывалась в креслах к самым дверям, расположенным у Эрмитажного подъезда (Башуцкий, стр. 29).23
искусства. Достопамятности Эрмитажа расставлены, за исключением некоторых отделений, так, чтобы совокупность различных предметов приятный вид производила...”.... “Картины висят в трех галлереях и отчасти в комнатах Эрмитажа и расположены не столько по точному порядку школ, мастеров и пр., как по виду, ими производимому и по местоположению, чем не только помещено много картин на небольшом пространстве, но и произведен приятнейший вид, переменяемый иногда переставлением картин и пр...”… “повешенные (картины) сымаются и заменяются новейшими или важнейшими”. К этому
следует добавить, что картины, судя по тому, сколько их было в каждой комнате, были развешены чрезвычайно тесно и, вероятно, почти до потолка; поместить картины помогало также и то, что позолоченные рамы были “однакоже простые...”… “а многие (картины) и совсем без рам”.Бернулли, член Берлинской Академии Наук, в своих записках о путешествии по России в 1777 -1778 г. говорит о картинной галлерее Эрмитажа следующее: “картины висят без всякого порядка и подбора, разные школы в перемежку, но длинная сторона по левой руке (пл. 3-в) отведена преимущественно лучшим произведениям итальянской школы”.
.. “Я могу поручиться, что это собрание заключает в себе неожиданные сокровища драгоценнейших картин, хотя я не всегда согласен с подлинностью приписываемых величайшим мастерам холстов (кто поверит, что все вещи, приписываемые Корреджио, действительно его кисти?..). Можно было бы также, принимая во внимание количество, требовать лучшего подбора вещей, многие мастера
24
25
представлены большим числом работ, многих совсем нет, что противоречит цели столь великолепного учреждения. Встречается также много посредственного...” Бернулли указывает, что посетители могли пользоваться при осмотре каталогом картин, изданным в 1774 г, в количестве 60 экземпляров.
Авторы редкой книги “Путешествие двух французов по Германии, Дании, Швеции,
России и Польше в 1790-1792 г.” так говорят об Эрмитаже: “аппартаменты меблированы без особой роскоши, но хорошо и даже изыскано. Это помещение может быть названо “Эрмитажем” только по имени. В нем императрица хранит свои наиболее ценные коллекции - картины, кабинет натуральной истории и медали...” “Собрание картин бесспорно является самым многочисленным из существующих в Европе, но оно далеко не из первых по своему подбору: у императрицы та же незадача, как и у тех, кто обычно покупает целые коллекции, т.-е. они обладают обыкновенно большим количеством посредственных вещей и малым - хороших; ее агенты страдали или отсутствием верности (fidelite) или познаний...”Французский дипломат Корберон в своем дневнике за 4 февраля 1776 г. отмечает следующее об Эрмитаже: “я обедал у гр. Потемкина; он нам показал галлерею императрицы, где много картин, но они плохо расположены. Галлерея слишком узка и нет достаточного пространства, чтобы видеть картины... Я заметил в этой галлерее с огорчением (картину) “Паралитик” Греза, она потеряла и колорит и свой эффект; теперь это малостоющая вещь.
Нам показали затем Эрмитаж-
26
это небольшие аппартаменты ее имп. в-ва.. Когда она находится в них, вокруг нее царит большая свобода: можно садиться где угодно... Я с удовольствием заметил на камине этой комнаты мраморный бюст Дидро работы Колло, ученицы Фальконета... по соседству с этой комнатой находится оранжерея...”
Начнем наш обход екатерининских помещений (руководствуясь планом на стр. 25) с галлерей, окаймляющих висячий сад Ламотова павильона. Боковые галлереи ( №№ 3,12) были разделены внутри от сквозного ветра на несколько отделений стеклянными дверьми и на стенах и в простенках их находились картины.
№№ 1 и 2. Первая галлерея (№ 1) соединялась крытым переходом (№ 2) с дворцом.
№ 3а. Вторая галлерея (№№ 3а, 36, 3в, ныне отдел Востока, а до 1918 г. и начиная с конца 40-х годов в ней были развешены портреты дома Романовых) вмещала лишь до средней своей части 258 картин.
№ 36. В комнате посредине галлереи висели 4 картины и стоял на пьедестале бюст Вольтера 20); из нее выход через крытый переход (бывш. Аполлонов зал) в Тронный зал. Через этот переход Екатерина проходила из своих комнат Зимнего дворца в Эрмитаж.
№ 3в. При входе в продолжение галлереи висели 2 гобелена, в рамах, шпалерной мануфактуры и стоял
__________________
20) ”
Вольтеров бюст, в натуральной или уменьшенной величине, находился во многих комнатах, равно как и изображение Вольтера, сидящего в креслах, в халате, по Гудонову оригинальному изображению, находящемуся в Царском Селе” (Георги, стр. 442).
27
щит с доской, на которой написаны были составленные Екатериной для гостей, посещавших ее эрмитажные вечера, “правила, по которым поступать всем входящим в сии двери
21)”; эта часть галлереи была украшена лучшими картинами (190 картин), среди них известный портрет Екатерины, на коне, в гвардейском мундире, раб. художника Эриксена 22).№№ 4 - 7. В этих небольших четырех комнатах, смежных с галлереей, размещено было около 175 картин (в угловой, на Неву, фламандцы).
№ 8. Двусветный зал
23), с 5 окнами на Неву, занимал часть нынешнего зала, а именно до колонн, вместо которых были стены, причем боковые стены имели двери в смежные с обеих сторон комнаты (№№ 7 и 10), а задняя стена была обращена к зимнему саду, кото-______________
21
) Эрмитажные вечера имели особые названия в зависимости от состава и числа приглашенных: “беседы”, “малый Эрмитаж” и “большой Эрмитаж”. На “беседы” приглашался небольшой интимный кружок близких Екатерине лиц. “Малым Эрмитажем” назывались вечера с 60-80 приглашенными, со спектаклем в театре и ужином в галлерее на арках перед театром (фойе), а иногда устраивался бал в зале Ламотова павильона (план № 8). “Большим Эрмитажем” назывались вечера с приглашенными до 200 лиц (Жилль, музей имп. Эрмитажа". СПБ. 1861 г.).Правила носили шуточный характер, напр. “а что войдет в одно ухо, то бы вышло в другое прежде, нежели выступят из дверей”, а провинившиеся в нарушении их были обязаны выучить страницу из “Телемахиды” Тредьяковского. Доска с правилами сохранилась в Эрмитаже.
22
) Портрет этот и ныне в Картинной Галлерее Эрмитажа; по сторонам его в галлерее висели конные портреты Григория и Алексея Орловых, находящиеся в Гатчине.23
) Переделан в 50-х годах XIX в28
Зал Ламотова павильона (с рисунка Фриденрейха 1841 г.).
рый начинался там, где теперь стоят колонны перед мозаичным полом; зал был убран 113 картинами и предметами из бронзы, и отделен от сада стеклянными дверьми.
№ 9. Зимний сад. Англичанин Кокс, посетивший Эрмитаж в 1776 г. дает следующее любопытное описание: “зимний сад весь застеклен; это большая и высокая оранжерея с аллеями, посыпанными песком, с цветником, апельсинными деревьями и кустарниками; сад населен птицами разных пород и стран, они летают
29
с дерева на дерево; все это производит приятное впечатление, тем более, что составляет резкий контраст с самым неприветливым временем года”.
№ 10. Столовая комната; здесь были два подъемных обеденных стола, на 6 приборов каждый, на стенах 92 картины, большей частью фламандской шкоды, в углах бюсты Румянцева и Шереметева работы Шубина.
Зал с Зимним садом и столовая и были местом для интимных эрмитажных вечеров.
№ 11. Маленький кабинет (ныне “кабинет Гваренги”) служил проходом в третью галлерею вдоль сада.
№№ 12а, 126, 12в-третья галлерея; в первой ее части 181 картина; в галлерее полотна Рембрандта (между прочим “Блудный сын”), ван-Дейка, Гвидо Рени “Бессеменное зачатие”, два вида Венеции Каналетто, портреты Рослина, Левицкого (портрет Екатерины, написанный по случаю мира со Швецией); в средней части (126) небольшие статуи Венеры Медицейской и Аполлона Бедьведерского; остальная часть галлереи (12в) сообщалась с первой галлереей (№ 1); в третьей галлерее, по словам Георги “копируются обыкновенно картины профессорами и воспитанниками Академии Художеств, такожде и другими живописцами”.
№ 13. Теперь из Ламотова павильона входим в соседнее Фельтеновское здание через крытый переход, где размещены были 51 картина, две работы скульптора Фальконета из терракоты и две группы из бронзы - “семья Анхиза” и “аллегорическое представление мира со Швецией”.
30
№ 14. Овальный зал; на месте нынешней “советской лестницы” был зал овальной формы, с верхней галлереей, поддерживаемой 12 колоннами; в зале картин не было, плафон исполнен художником Дуаеном
24), Вследствие овальной формы зала, по четырем его углам были маленькие кабинеты; в одном - токарные приборы Петра I и Екатерины и разные из слоновой кости работы; другой был приспособлен для резьбы на камнях; в третьем кабинете (налево от входа с площадки в нынешний зал Рембрандта) была винтовая лестница на галлерею вокруг овального зала и комнаты 3 этажа; на галлерее - библиотека и модели античных зданий: Пантеона в др. из дерева и пробки.№ 15. Биллиардная (ныне-зал майолики) с большим биллиардом и малою фортуною” (игра-
jeu de fortune); на стенах 59 картин, у двух каминов два тканых двусторонних экрана с изображениями Сивилл.№ 16 (где ныне ваза “Фортуни”); эта комната имела овальную форму, вокруг стены стоял диван закругленной формы, “стол из одной яхонтовой доски”, по углам бюсты адмиралов Алексея Орлова и Чичагова; в ней 27 картин.
№ 17 (ныне испано-мавританские фаянсы и майолика); в ней “большой сосуд чистого и равноцветного аметистового стекла и другой фарфоровый, с тонкой живописью, оба из здешних заводов; здесь есть также одно из первых и старших фортепьянов с флейтами";
_____________
24
)Дуаен был приглашен Екатериной на службу в 1794 г. с окладом в 1.200 р. в год; указанный плафон находится и ныне на своем месте.
31
62 картины (среди них несколько работ Пуссена, Миньяра “Встреча Иеффая с дочерью”).
№ 18 (ныне лиможские эмали)-две работы из мрамора Шубина и Щедрина, “весьма большой фарфоровый сосуд, круглый столб в 4 ф. выш. из Кенигова голубого состава с прекрасной чашей” и золоченая, уменьшенного размера, статуя Вольтера, в кресле; на стенах фламандские картины и самые большие полотна Тенирса (среди
них его “Кухня”).№ 19 (ныне французские фаянсы Палисси)-46 картин (Г. Доу и др.), над секретэром картина с изображениями римских императоров Иосифа и Леопольда и бюст Потемкина раб. Шубина, группа из бронзы “кони перед дворцом Марли” (близ Парижа).
№ 20. (во двор, где ныне фарфор)-рисунки.
№№ 21 и 22-по описанию Георги “уборная” (№ 21, где теперь венецианское стекло) и “опочивальная,” (№ 22, где выставлен сервиз Веджвуда); они названы так потому, что Екатерина поселилась в них на некоторое время после смерти своего фаворита Ланского в 1784 г.; в них - часы с музыкой раб. Рентгена, бюсты Цицерона и Вольтера (раб. Гудона), изображение Дианы с собакой из слоновой кости, пирамида из уральских камней с надписью “драгоценный дар природы”; в “уборной” было 85 картин 25), из них большинство Вувермана, а в “почивальной” - 45 картин.
_______________
25
) 27 ноября 1787 г. Екатерина сообщила Гримму, откуда она ему пишет: „сего 27 ноября в Эрмитаже, за две комнаты от резных камней, за пять-от лоджей Рафаэля и за шесть-от самого прелестного из известных в мире театров", т.-е. из „уборной", которая32
№ 23-большой зал (где Мейссенский фарфор), с 6-ю хрустальными люстрами, шкафами и “кабинетами” (бюро) работы Рентгена, в которых были размещены резные камни; бюро было пять, каждое стоило 8.000 р.; перед софой большой стол (8 ф. длины и 4 ф. ширины) с доской из прозрачного аметистового стекла, под доской находились планы завоеванных турецких крепостей Очакова, Аккермана и др.; этот стол работы стеклянного завода, принадлежавшего ранее Потемкину; на столах и пьедесталах фарфоровые вазы и на камине четыре вазы из Алтайского порфира; на стенах 128 картин (Рубенс, Рембрандт,
ван-Дейк и др.).№ 24 (где ныне иностранный фарфор) - 50 картин, предметы из бронзы, бюсты Екатерины и внуков ее
____________
была за две комнаты от зала (№ 23), где были резные камни, за пять от лоджей (№ 29) и за шесть от театра (№ 27).
33
Александра к Константина, “здешней лепной работы”; китайские вещи.
№ 25. “Угольная комната” (часть комнаты, где ныне русский фарфор); в ней два античных бюста, две статуи скульпт. Ксавери: “спящий Купидон” и “спящее дитя”, 38 картин и предметы из бронзы (“Фарнезский бык”).
№ 26 (часть комнаты с русским фарфором) - 77 картин; из нее выход на лестницу главного входа в Эрмитаж, сделанную из дикого тесаного камня.
№ 27 - комната перед театром, на арке (фойе); в ней 94 картины.
№ 28 - комната перед фойе - мраморная группа “Психея и любовь” в открытом храме с 12-ю алебастровыми колоннами; бюро работы крепостного Салтыкова с изображениями эпизодов из путешествия Екатерины в Новороссию.
№ 29-“лоджии Рафаэля”; авторы описаний Эрмитажа упоминают только о живописи на стенах и потолке.
№ 30 - комната, смежная с лоджиями
26) (приблизительно там, где ныне зал серебра) - минералогические коллекции Палласа, 76 картин, среди них “Юность Геркулеса” Рейнольдса.№ 31 - то же (ныне часть испанского зала) - минералы и 76 картин, между ними пять Снейдерса.
№ 32-то же (приблизительно нынешний зал монетного отдела)-85 картин, драгоценные вещи, редкости и пр.
_______________
26
) Все три комнаты, смежные с лоджиями (30-32) перестроены в 40-х годах XIX в.
34
Зал Рембрандта (с рисунка Фриденрейха 1841 г.).
В одной из комнат бель-этажа, во двор, занимался химик Кениг и медальер Леберехт, первый деланьем сплавов из цветного стекла, для чего в соседней комнате был горн, а второй - резьбой гемм и камней. В третьем этаже были размещены монеты, медали и гравюры.
Павел I немедленно по вступлении на престол, указом 12 ноября 1796 г., “препоручил” Эрмитаж “в ведение” В. Попова, управлявшего последние годы при Екатерине ее “кабинетом”, т.-е. доходами и расходами двора. Со свойственной Павлу стремительностью уже
35
через месяц, 14 декабря, он передает Эрмитаж в заведывание нового лица - князя Н. Юсупова, управлявшего театром, фарфоровым заводом и шпалерной мануфактурой; краткий указ об этом Павла гласит: “кн. Ник. Бор., извольте взять Эрмитаж в свое ведение. Павел”. С 15 февраля 1799 г. Эрмитажем ведает до 1801 г. опять новое лицо “директор спектаклей” обер-гофмаршал Нарышкин. За краткое царствование Павла Эрмитаж не претерпел ни внешних, ни внутренних переделок и перемещений, но и приобрел немного - всего несколько картин Вернэ, картину Рубенса “Союз земли с водой”, несколько работ художников Патерсона и де-Ла Барта (виды С. Петербурга); в 1800 г. последовал указ Павла об уплате за выписанные еще Екатериной резные камни и одновременно распоряжение “впредь оных более не выписывать”. Картины были поручены художнику Лабенскому (1797-1849 г.), лично известному Павлу по его работам в Гатчине и Павловске, эстампы - архитектору Бренна - строителю Михайловского замка, резные камни - иностранцу Келеру (впоследствии академик).
Судя по сохранившимся двум подробным всеподданнейшим докладам Юсупова об Эрмитаже можно заключить, что музей был у Павла в пренебрежении и денег на его содержание почти не отпускалось. В первом докладе от 27 сентября 1797 г. Юсупов просит “о произвождении находящимся при Эрмитаже платья, хлебного жалованья и дневальным порции”, указывает на необходимость “топить печи под театром” и на неимение для того “рабочих людей”; далее он жалуется на прекращение отпуска свечей, а между
36
тем “по наступлении нынешних долгих и темных ночей для наблюдения во всем пространстве Эрмитажа целости паче во время бурь и снегов неминуемо быть некоторому освещению”; сообщает, что для “содержания Эрмитажа по всем его частям в надлежащей чистоте и исправности на годичное время весьма умеренным количеством потребны разные мелочные вещи, как то для ношения дров корзины, разные щетки, сулеи с корбами плетеными, фонари для осматривания в погребах и под кровлями, перья для обметания картин, термометры, щипцы с лопатами для каминов и пр. мелочи, но оных ни откуда не получает”; в заключение указывает на безвыходное положение “птичного подмастерья Добринького”, который служа с 1754 г. получал 96 р. в год, а с 1778 г. по 40 р., “но с 1 января 1797 г. и сего пропитания не получает”. Второй доклад Юсупова в том же году касается печального состояния находящихся в Эрмитаже “птиц и зверьков”, коим
(до 155 экз.) с сентября 1796 г. “пресеклась выдача прежде отпускаемой говядины, а с января с. г. и никаких припасов на корм тех птиц и зверков ни откуда не получено”. Юсупов докладывал Павлу, что он обращался за содействием к обер-егермейстеру Голицыну, “но последний объявил, что ему из придворной канцелярии отпускается 1200 р. на одних только голубей и мелких русских птиц”; к докладу были приложены обстоятельные сведения, какой корм и сколько его надо давать включая в эту дачу и “вина ренского кислого 2 бутылки в месяц”.
37
При Александре I (1801 -1825) в Эрмитаже были произведены перестройки, изменились условия его жизни, а коллекции значительно пополнились.
В 1805-1806 г. архитектор Гваренги произвел ряд работ по переустройству помещений Эрмитажа: им была переделана галлерея (специально для картин французской школы), идущая вдоль висячего сада Ламотова павильона к противоположному концу сада (№ 12а).
Изменение условий жизни Эрмитажа при Александре I заключалось в том, что 15 апреля 1805 г. было издано первое “Положение полагаемое к учреждению по Эрмитажу”, по которому он был разделен на 5 отделений: I - библиотека, резные камни и медали, II - картинная галлерея, кабинет редкостей, бронза и изделия из мрамора, III-гравюры, IV-рисунки и V - “кабинет натуральной истории”, т.-е. минералы. С 1801 г. на содержание Эрмитажа и служителей отпускалось 20.900 р. в год. Заведывание Эрмитажем было поручено обер-гофмаршалу и стоявшим во главе каждого отделения смотрителям; I ведал академик Келер, II-художник Лабенский,
III-профессор гравирования Клаубер, IV - художник М. Иванов и V - бывший штаб-лекарь Олоровский. Эрмитаж продолжал оставаться исключительно дворцовым учреждением, и, если публика и копирующие художники допускались в него, то по особым разрешениям 27) . Из событий в жизни Эрмитажа следует отметить вывоз его ценностей в сентябре 1812 г., когда в столице_____________
27
) В 1826 г. печаталось 400-500 входных билетов в Эрмитаж.38
Зал итальянской живописи (с рисунка Фриденрейха 1839 г.).
создалась паника после взятия Наполеоном Москвы. Уже в первых числах сентября 1812 г. последовало распоряжение Александра I, чтобы “приступлено было немедленно к укладке по Эрмитажу разных редкостей и картин”, а также “антиков, бриллиантовых и золотых вещей”. Вывоз вещей “в секретную экспедицию” держался в строгой тайне, в только по журналам придворной конторы за 1813 г. выясняется, что эвакуация происходила водой и сухим путем по трем направлениям: в Вытегру, Лодейное Поле и Каргополь; имеется еще одно указание, что гравюры были посланы в Архангельск. В июне 1813 г. вещи благополучно верну-
39
лись из “секретной экспедиции”. В 1823 г. последовало любопытное повеление Александра “театральную залу в Эрмитаже, да и самую сцену театра очистить для учения 1 баталиона Преображенского полка”, казармы которого соприкасались с театром
28). В 1825 г. был устроен в Эрмитаже зал для картин русских художников “для вящего поощрения их на будущее время”, а до того картины их лежали в кладовых; зал для них был отведен в конце французской новой галлереи (в середине нынешней галлереи отд. Востока, пл. 126). При Александре было уделено много внимания реставрации картин и была основана при Эрмитаже реставраторская школа, где обучались этому делу 4 ученика Академии Художеств под руководством искусного первого русского реставратора Митрохина, назначенного в 1801 г. на эту должность из дворцовых камердинеров.1814-1815 г. обогатили Эрмитаж двумя крупными приобретениями, а именно Александр, следуя с войсками на Париж и будучи в Амстердаме, приобрел в этом городе за 100.000 голландских гульденов прекрасную коллекцию картин испанской школы у известного коллекционера Кузвельта; из этого собрания в галлерее помещено свыше 50 картин. В Париже была приобретена у императрицы Жозефины ее известная “Мальмезонская” картинная галлерея (“Снятие со креста” Рембрандта, “Св. семейство” А. дель Сарто, “Св. Екатерина” Луини, “Ферма”, “Жизнь охотника” и “Цепная собака” Поттера, “Антверпенские стрелки”
_______________
28
) Учения в театре происходили и при Николае I.40
и “Обезьяны в кухне” Тенирса, “Времена года” Лоррена, а также статуи Кановы).
В царствование Николая I в Эрмитаже произошли существенные изменения: для музея было выстроено новое нынешнее здание; из екатерининских помещений
Зал испанской живописи (с рисунка Фриденрейха 1839 г.).
все было убрано; коллекции, главным образом, картины, пересмотрены и все лучшее, по тогдашней оценке, выделено для “Нового Эрмитажа”, который был признан музеем, куда допускалась публика, хотя и с известными ограничениями, по билетам.
В николаевское время Эрмитаж чрезвычайно пополнился картинами и замечательными археологическими
41
находками на юге России в 30-х годах, так называемыми '“древности Босфора Киммерийского”. Были куплены коллекции картин: голландской королевы Гортензии (1829 г.), кн. Мира в Париже (1834 г.), у коллекционера Кузвельта в Лондоне в 1836 г. (“Мадонна Альба” Рафаэля), у кн. Лобанова-Ростовского (1836 г.), у продавца картин Ное (1838 г.); в 1838 г. кн. Ливеном принесено в дар его собрание художественных произведений, а в 1846 г. по духовному завещанию посла в Вене Татищева поступила коллекция принадлежавших ему картин и прочих художественных вещей; самыми важными для музея были покупки коллекций картин: Барбариго в Венеции в 1850 г. (“Мария Магдалина” и “Венера перед зеркалом” Тициана) и в том же году 30 первоклассных картин из коллекции Нидерландского короля Вильгельма II (Себ. дель-Пиомбо “Снятие со креста”, Мельци “Коломбина”, Веласкеза “Филипп IV” и “Оливарец”, ван-дер Гельста “Представление новобрачной” и др.); у маршала Сульта в 1852 г. (Себ. дель-Пиомбо, Зурбаран, Мурильо и др.). В 1851 г. было приобретено у Демидова собрание древней скульптуры (24 предмета), а в 1852 г. античные вещи из коллекции Лаваль в С.-Петербурге.
Говоря о николаевском времени, надо отметить два характерных распоряжения Николая I. После подавления польского восстания 1831 г. в Эрмитаж был привезен в 1834 г. из Варшавы большой транспорт картин и пр. вещей в 37 ящиках и, по распоряжению Николая I 65 картин (среди них портреты польских деятелей) были сожжены в здании Эрмитажа. После отбора картин для “Нового Эрмитажа”, Николай I приказал
42
продать с аукциона 1219 картин
29); продажа дала всего 16.447 р. 30 к., т.-е. около 14 р. за картину; любопытно отметить, что проданные на аукционе за 30 р. две створки триптиха Луки Лейденского были куплены обратно в Эрмитаж при Александре II за 8.000 р., а за статуэтку Вольтера работы Гудона, купленную Шуваловым на аукционе за 100 р., ему предлагали в следующем году 50.000 франков.Прежде чем перейти к описанию постройки в 1840- 1850 гг. нового здания нынешнего музея, что привело к совершенному упразднению екатерининского Эрмитажа, проследим, какие изменения произошли в нем к этому времени. Как мы видели, Эрмитаж при Павле оставался без перемен; при Александре I, судя во вышедшему в 1828 г. путеводителю на французском языке
Библиотека Вольтера (с акварели Ухтомского 1859 г.).
_____________________
29) См. статью Врангеля “Искусство и имп. Николай I” (Старые годы, 1913 г.).
43
Шницлера, Эрмитаж уже подвергся переменам в отношении развески картин и размещения предметов внутреннего убранства. Эти изменения оставались без особых перемен и при Николае I до 40-х годов, т. к. в вышедшем в 1838 г. официальном каталоге Эрмитажа особой разницы между помещенными в нем сведениями и путеводителем 1828 г. не замечается, что объясняется вероятно, и тем, что заведывание картинами, скульптурой и бронзой оставалось в одних руках, т.-е. Ф. И. Лабенского (с 1797 по 1849 г.). Какие же изменения произошли в екатерининском Эрмитаже к 40-м годам XIX в.? Во всех залах было значительно
уменьшено количество картин, в особенности в галлереях вдоль висячего сада; лишь в зале, отведенной для картин испанской школы (средняя комната из трех расположенных вдоль Рафаэлевских лоджий, на плане № 31), вместо бывших в ней 76 картин развешено 107 картин испанских художников (покупки Александра I). Некоторые залы были отведены еще при Александре I специально для французской школы (переход в Ламотов павильон, столовая и часть галлереи вдоль сада, на плане №№ 10-12-6), а в комнате, где был биллиард Екатерины (№ 15) помещены все 38 картин Рембрандта и в ней устроена гостиная с мягкой мебелью и ковром, у окна стояло превосходной работы бюро Гамбса, а над софой висел “Блудный сын” Рембрандта; в галлерее (№ 12-6) размещены картины Снейдерса, пять из них взяты из комнаты за Рафаэлевскими лоджиями (№ 30); в середине той же галлереи устроен зал специально для картин русской школы. Из залы, устроенной в виде дивана (№ 16), убраны все картины и в ней, на полках,44
помещены золотые вещи, найденные в 30-х годах в Керчи. В овальном зале (№ 14) был поставлен большой портрет Екатерины работы Лампи в том месте, где теперь дверь в нынешний зал Рембрандта, а из малых угловых кабинетов около овального зала убраны все вещи и в них размещены картины и миниатюры; в зале Ламотова павильона на Неву (№ 8) поставлен большой портрет императрицы Марии Федоровны работы Вижэ-Лебрен. В Рафаэлевских лоджиях помещены витрины с резными камнями, а в смежном зале (№ 30), где были минералогические коллекции Палласа, развешены исключительно картины купленной Александром I Мальмезонской галлереи и поставлена скульптура из той же коллекции. Внутренние комнаты 2-го этажа Фельтеновского здания использованы для картинной галлереи так же, как и 3-й этаж, где расположено было собрание эстампов. Убранство комнат мелкими вещами также изменилось, поставлено много ваз Фарфорового завода и изделий гранильных фабрик, многие предметы заменены другими. В отделении рисунков Эрмитажа хранятся зарисовки нескольких эрмитажных зал работы Фриденрейха *), как они были устроены в 1840-х г.; рисунки сделаны точно и настолько отчетливо, что можно различить сюжеты картин, развешенных по стенам, и потому они дают ясное представление об убранстве зал Старого Эрмитажа до уничтожения их в 1850-х г., когда было отстроено новое здание музея и все картины из Фельтеновского здания и Ламотова павильона были перенесены в новое помещение.
_____________
*) Пять рисунков воспроизведены в настоящем издании.
45
Постройка нынешнего здания Эрмитажа была поручена известному в то время мюнхенскому архитектору Кленце; переписка с ним и утверждение его проекта относятся к 1839 г. и тогда же начались подготовительные работы, а именно сломка на 6. Миллионной улице Шепелевского дома дворцового ведомства, находившегося на месте нынешнего фасада музея. В 40-х же годах в павильоне Ламота выходившем на Миллионную ул. был надстроен
этаж. Грандиозная постройка нынешнего здания музея, требовавшая больших трудов и средств, длилась свыше 10 лет; в 1850 г. помещение для музея было готово, и 5 февраля 1852 г. состоялось открытие “Нового Эрмитажа”, как он был назван с 8 сентября 1830 г. Архитектор Кленце, получив утверждение проекта, продолжал оставаться за границей, изредка наезжая в С.-Петербург, постройкой ведала особая комиссия во главе с гр. Клейнмихелем и архитекторами Стасовым и Брюлловым, но всеми работами руководил архитектор Ефимов. Лучшие мастера приняли участие в отделке музея, поражающего до сих пор своей роскошью. Превосходные кариатиды у наружного портика, сделанные из кусков целого Сердобольского гранита, исполнены академиком Теребеневым; скульптурные работы принадлежат датскому художнику Иенсену; мраморная лестница и настилка мраморных полов-работа скульптора Трискорни; мраморные пьедесталы сделаны крестьянином Премининым и Петергофской гранильной фабрикой 30); для нового музея_______________
30
) Искусственные мраморные работы (обделка стен, столбов панелей и пр.) исполнены мраморщиком Коевым и скульптором Германом; парадные сени, паркетные полы и двери- фабрикантом Мюлле-46
потребовалась новая мебель и она, главным образом, сделана в дворцовых мастерских, а также Гамбсом и Туром. Живопись в залах-работа разных художников, так напр., в нынешних залах: 1) ван-Дейка-8 гениев и герб на потолке, 2) в зале серебра-9 исторических фигур да стенах и
11 около дверей в нише и 3) в зале
Зал русской живописи (с акварели Гау 1856 г.).
греческих ваз-13 исторических картин-исполнены академиком Шамшиным; живопись в куполе галлереи истории древней живописи раб. акад. Дуси; в др. залах по росписи работали художники Вундерлих, Соловьев,
_____________
ром; цветные двери-Бобковым; позолотные работы-мастерами Алексеевским и Тарасовым: бронзовые украшения-фабрикантами Гизе, Линдрус и Шопеном; дверные приборы-фабрикантом Шрейбером.
47
Дроллингер, Додонов
31). Все почти работы произведены в России и из русских материалов, за исключением нескольких мраморных полов, выписанных из Италии; за границей исполнены также картины, вделанные в стену галлереи “истории древней живописи”, (где ныне статуи Гудона и Кановы). Архитектор Кленце 32), “желая превзойти” устроенную в мюнхенском музее галлерею “истории новой живописи”, предложил исполнить для Эрмитажа серию картин, иллюстрирующих древнюю живопись, “ибо история, начинаясь в древности, оканчивает свое блистательное поприще в Константинополе, возрождается там же в форме христианства и вместе с ним проникает в Россию”, и потому серия картин оканчивается сюжетом “умерщвления живописца Гиллариона вандалами в Константинополе”. Работа была поручена в 1844 г. мюнхенскому художнику Гиттенспергеру по 12 червонцев за каждую из 86 картин, написанных на досках накладной бронзы; 2 картины были забракованы Николаем I и отосланы по его распоряжению обратно “для переписания с большей правильностью в рисунке”.Для отбора картин в “Новый Эрмитаж” была образована комиссия под председательством профессора Бруни
33), в состав которой был включен Николаем I прапорщик л.-гв. Семеновского полка Ляхницкий. Комиссия осмотрела не только эрмитажные собрания, но и_________________
31
) Додонов и Дроллингер много работали при возобновлении Зимнего дворца после пожара в нем в 1837 г.32
) За постройку Кленце получил несколько подарков, орденов и 30.000 р. сер.33
) Заведывал картинной галлереей Эрмитажа с 1849 г.48
картины в загородных дворцах; все осмотренное было разделено на 3 категории: 1) 1600 картин отобрано для картинной галлереи музея, 2) картины второстепенного значения назначены были для дворцов и 3) остальные решено было продать, о чем сказано выше. Николай I “ежедневно приходил в Эрмитаж и от 1 до 2 дня, вместе с Бруни и другими, лазал в подвалы, вытаскивал оттуда картины, разбирал, рассматривал, определял и развешивал их” и "если раз он определил, что картина такой то школы, его уже мудрено было переубедить”
34).С 1851 г. начались работы под руководством любимого Николаем I архитектора Штакеншнейдера, по переустройству “Старого Эрмитажа” (т.-е. Фельтеновского здания) и “Малого Эрмитажа” (Ламотова павильона на Неву). В первом здании был уничтожен овальный зал (по плану № 14) и на его месте устроена нынешняя “советская лестница” (от наименования государственного совета, заседания которого происходили со времени Александра I в 1 этаже); после уборки картин из Фельтеновского здания, оно получило наименование “VII запасная половина Зимнего дворца” и в начале 60-х годов бель-этаж этой половины, т.-е. екатерининские помещения, был заново отделан для наследника Александра II - Николая. В Ламотовом павильоне был совершенно переделан зал бель-этажа на Неву, и увеличен за счет зимнего сада, который был выдвинут в сторону открытого сада. Галлереи Ламотова павильона (вдоль висячего сада) были приспособлены
_______________
34
) Врангель “Искусство и имп. Николай I” (Старые годы, 1913 г.)49
в конце 40-х годов, после переноса из них картин в “Новый Эрмитаж”, одна для портретов дома Романовых (3-а, 3-в) и другая (12-а, 12-в)-для “кабинета Петра Великого”, переданного в Эрмитаж из кунсткамеры при Академии Наук, и для “драгоценных вещей”. К тому же времени относится устройство галлереи видов старого Петербурга, помещенных в коридоре вдоль висячего сада.
После постройки нового здания, Эрмитаж
, оставаясь частью дворца, получил вместе с тем официальное признание его музеем; открыт он был для публики, зимой от 10 до 2-х, летом с 8 до 4-х, но посетителя могли оставаться летом до 6, а зимой до сумерек. Публика допускалась каждый раз по билетам, при чем Николай I, заметив однажды посетителей в сюртуках и “найдя сие неприличным”, приказал допускать в Эрмитаж военных-в мундирах, а гражданских-во фраках, и только купцы могли приходить в сюртуках. Для внутреннего управления было выработано в 1853 г. новое положение, и Эрмитаж был подчинен, как и при Александре I, обер-гофмаршалу. Музей был разделен на 2 отделения: I-медали, монеты, резные камни, библиотека, гравюры и предметы древности; II-картины, рисунки, скульптура, фарфор, стекло, кость и пр.; в заведывании II отделения находились также все картины императорских дворцов С.-Петербурга и его окрестностей.
При Александре II лучшие покупки были сделаны первым директором Эрмитажа Гедеоновым (1863-
50
1878) 35
), а именно в 1861 г. куплено 78 предметов из галлереи антиков маркиза Кампана в Риме (в том числе “Кумская ваза”), в 1865 г. картина Л. да Винчи “Мадонна Литта” (за 100.000 фр.), у маркиза Кампана фрески школы Рафаэля, находившиеся в двух римских виллах; в 1871 г. “Мадонна Конестабиле” Рафаэля (за 100.000 р.); кроме покупок, в Эрмитаж поступили
Зимний дворец и Эрмитаж со стороны Невы.
в 60-х годах замечательные археологические находки: среди них в 1862 г. “Никопольская ваза” из Чертомлыцкого кургана Екатеринославской губернии и в 1869 г.- терракотовые расписные вазы, найденные в Фанагории, на Таманском полуострове. В 1861-1862 гг. в Эрмитаж был приглашен из Германии известный историк искусства и знаток картин Вааген, для определения, какому
_________________
35
) До 1863 г. должности директора не было.51
художнику следует приписывать ту или иную картину Эрмитажа; сделанные им ценные указания до сих пор считаются авторитетными.
При Александре III, в 1882 г. приобретена фреска Беато Анжелико (за 46.000 ит. лир); в 1884 г. куплена в Париже за 5.500.000 фр. замечательная коллекция Базилевского; она состояла из серии великолепных по подбору памятников прикладного искусства, начиная с ранних времен христианства и до конца эпохи возрождения; это приобретение послужило основанием для создания нового “отделения средних веков и эпохи возрождения”. Новое отделение, куда вошли также превосходные собрания царскосельского арсенала, размещено было в 1885 г. в 1 этаже Фельтеновского здания, в комнатах, занятых со времени Александра I и до 1885 г. государственным советом и комитетом министров; для публики отделение открыто в 1888 г.
При Николае II, в 1898 г., все картины русских художников (72 картины) были переданы во вновь устроенный “Русский музей Александра
III”; в 1910 г. “кабинет Петра Великого” был передан из Эрмитажа снова в Академию Наук, а в помещении, где он находился (в нынешней галлерее отд. Востока, пл. № 12-а, 12-в), были устроены в 1910-1911 гг. галлереи фарфора и серебра из предметов, переданных Эрмитажу из Зимнего Дворца, где с 1885 г. был устроен Д. В. Григоровичем музей фарфора и серебра. Из приобретений следует указать: на большую коллекцию картин голландской школы живописи, купленную в 1910 г. за52
250.000 р. у П. П. Семенова-Тян-Шанского и на покупку в 1913 г. за 150.000 р. картины Л. да Винчи “Мадонна”, принадлежавшей семье Бенуа. В том же году поступил и замечательный в археологическом отношении клад, найденный в с. Перещепине, Полтавской губ.
С 1917 г. в жизни Эрмитажа наступил новый период. Нахождение у власти временного правительства было ознаменовано для Эрмитажа лишь одним и довольно рискованным в музейном отношении актом, а именно: осенью 1917 г., из опасения прихода немецких войск, лучшие эрмитажные сокровища были вывезены в Москву. В течение трех лет вещи лежали в ящиках в Б. Кремлевском дворце, Оружейной Палате и в Историческом музее, т. к. политические события не позволяли приступить к обратной перевозке, а только 19 ноября 1920 г. они вернулись в музей, в полной сохранности. Для перевозки художественного имущества (около 1000 ящиков) были предоставлены специальные поезда и особая воинская охрана. Эта весьма ответственная и трудная задача была исполнена под руководством эрмитажных служащих красноармейскими частями при ближайшем участии начальника военных сообщений т. Аржанова. 28 ноября был восстановлен зал картин Рембрандта, а 2 января 1921 г., открыта была и вся картинная галлерея. Возвращение эрмитажных собраний является выдающимся событием в
летописи музея.Еще не время окончательно подвести итоги исключительной девятилетней жизни музея со времени
53
Октябрьской Революции и не в этом очерке можно дать полную картину широко развернувшейся деятельности Эрмитажа. Это задача для специального труда, а потому мы остановимся лишь на главных моментах жизни музея за этот интересный период времени.
Близость Эрмитажа к Зимнему дворцу-этой последней цитадели временного правительства-представляла серьезную угрозу в октябрьские дни для целости как самого здания, так и его собраний, но, к счастью, Эрмитаж вовсе не пострадал. Единственным инцидентом в эти дни было требование какого то воинского отряда “украинцев” выдать ему из музея “украинские реликвии”, но, получив ответ, что выдача каких-либо предметов может последовать только по законодательному акту центральной правительственной власти, отряд удалился.
Возвращение вещей из Москвы и поступившие за это время многочисленные художественные собрания из дворцов и частных собраний, прежде всего, требовали расширения помещений для музея, в чем он нуждался уже давно. Интересно отметить, что увеличения эрмитажных коллекций в XVIII-XIX в. и в наше время вызывали продвижение музея в обратных направлениях. При Екатерине и Николае I, как мы видели, были сделаны постройки для коллекций вне Зимнего дворца, а ныне музейные помещения расширились именно за счет дворца. Так, уже в 1918 г. были переданы Эрмитажу бель-этаж VII запасной половины дворца (т.-е. часть Фельтеновского здания), Ламотов павильон и Аполлонов зал (переход к Тронному залу), т.-е. бывшие эрмитажные помещения ека-
54
терининского времени; в 1920 г. Эрмитаж получил остальную часть VII запасной половины-3-й этаж и часть 1-го этажа, где ныне канцелярия музея. Затем уже в течение 1922 г. Эрмитаж занял 1 и 2 зап. половины дворца (бель-этаж на площадь с бывшими комнатами Екатерины) и парадные залы дворца: большой Фельдмаршальский, Петровский, Гербовый, Тронный, Пикетный и Александровский; с 1 декабря 1922 г. все здание дворца (2 и 3 этажи), с “историческими комнатами” Николая I, Александра II и Николая II перешли к Эрмитажу. Но на этом рост Эрмитажа не останавливается, и в 1923 г. к нему переходят два музея-один бывш. придворного конюшенного ведомства, и другой Штиглица, богатый предметами прикладного искусства, с прекрасной библиотекой и, наконец, в 1925 г.-Строгановский дом-музей становится отделением Эрмитажа.
Новые условия жизни поставили для Эрмитажа и новые задачи: с 1918 г. он становится не только музеем, но и научно-исследовательским и культурно-просветительным учреждением. Весь 1918 г. является периодом коренного переустройства внутренней организации музея. Эрмитаж был разделен на четыре крупных отдела: 1) древностей, 2) художественно-исторический, 3) картинная галлерея и 4) нумузматики (монеты) и глиптики (резные камни). Для занятия научных должностей во вновь сконструированных отделениях были произведены в 1918-1919 гг. выборы при участии представителей от научных учреждений-Академии Наук, Университета, Археологической комиссии и др. В 1918 г. был образован из хранителей музея
55
и приглашенных из научно-художественного мира лиц Совет Эрмитажа для руководства научно-художественной работой музея, организован исполнительный комитет служащих для решения хозяйственных и финансовых вопросов и комитет младших служащих. В 1919 г. научным персоналом была произведена большая работа по организации и устройству дворцов-музеев Юсупова и Строганова, а в Эрмитаже устроена выставка гравюр XV-XVIII в. В том же 1919 г., после 70-ти летнего перерыва, Эрмитаж снова разместил свои коллекции в б. екатерининских комнатах бель-этажа VII зап. половины, где устроил “1-ю Эрмитажную выставку” из предметов, хранившихся в кладовых и в запасных залах музея, из того, что поступило со времени переворота из дворцов, из того, что было приобретено советом музея и из вещей, переданных в Эрмитаж на хранение. По закрытии выставки в 1921 г. в том же помещении было развернуто отделение средних веков и эпохи возрождения и размещен русский и иностранный фарфор. Несмотря на неблагоприятные жизненные условия в 1919-1922 гг., музеем была проделана большая работа по перепланировке всего 1 этажа (коллекции отдела древностей). В 1922 г. в залах бель-этажа Зимнего дворца, на площадь (
II зап. половина, где были личные комнаты Екатерины), была устроена выставка французского искусства XVII и XVIII вв. и открыта галлерея серебра. В том же 1922 г. открылась выставка церковной старины в екатерининских комнатах 3 этажа Фельтеновского здания (VII зап. пол.), а в 1 этаже того же здания-выставка сассанидских древностей. За 1923 г. было открыто в залах56
музея шесть выставок: 1) вееров XVIII века, 2) оружия-в Александровском и Пикетном залах, 3) античных резных камней, 4) французских литографий 1-й половины XIX в., 5) картин итальянской живописи (в залах 1 зап. пол.), и 6) выставка кружев, табакерок, часов, зеркал и пр. предметов прикладного искусства в зале Ламотова павильона. В 1923 г. был открыт для публики большой и превосходный по подбору вещей прикладного искусства б. музей Штиглица. После размещения оружия в Александровском и Пикетном залах дворца, дальнейшее развертывание богатых собраний арсенала было намечено произвести в парадных залах дворца-б. Тронном и Гербовом. В 1924 г. в первом зале были размещены доспехи XV-XVII вв., а во втором - восточное оружие. В 1924 г. состоялось в б. музее Штиглица (1 филиал Эрмитажа) открытие выставки памятников Дальнего Востока, мусульманского мира, майолики и французского фаянса XVI- XVIII века, в зале
“фресок Рафаэля” была открыта выставка резной кости, а в зале Рембрандта выставка его офортов. В 1925 г. в фойе перед Эрмитажным театром устроена выставка часов, а в зале отдела нумизматики показательная выставка монет и медалей, включая и образцы денежных знаков, выпущенных с 1917 г. разными правительствами, находившимися на территории СССР. Переданный Эрмитажу Конюшенный музей с его интересными придворными экипажами XVIII в. и золочеными коронационными каретами был заново восстановлен и открыт также в 1925 г. Обе галлереи вдоль висячего сада и Аполлонов зал дворца были предоставлены отделению Кав-57
каза, Ирана и Средней Азии и в них в 1925г. размещены собрания мусульманского Востока, поступившие главным образом из 6. музея Штиглица. В течение 1925 г. были сделаны перевески картин Рубенса и ван-Дейка и для них специально отведены залы, где раньше были картины французской школы, которые размещены ныне в залах I и II зап. половин дворца (в 1924 г. были заново размещены картины голландской школы живописи). Наконец в 1926 г. открыты были, после перевески картин, залы итальянской школы живописи, в зале “фресок Рафаэля” устроена выставка итальянской скульптуры, в лоджиях Рафаэля-выставки миниатюр XVI-XIX в. и резных камней XVIII и XIX в., в зале гравюр-выставка рисунков старых мастеров итальянской, французской и нидерландской школ XV-XVIII в.