ФРАГМЕНТЫ 12
Человек и его картина (из статьи «Три режиссера») Сергей Эйзенштейн

После того как с успехом прошел мой первый фильм и я стал знакомиться с так называемыми серьезными людьми от искусства, один из них долго глядел на меня и сказал: «Гляжу я на вас и думаю — талантливее вы своей картины или не?..»

Не вдаваясь в разбор ответа на подобный вопрос, я лишь отмечу общее затронутое в нем положение.

Действительно, есть режиссеры более талантливые, чем их фильмы, но есть и фильмы более талантливые, чем их создатели. Глядишь на такого создателя и думаешь: «Как он это сделал?»

Есть режиссеры более умные, чем их картины, но есть и картины более умные, чем их авторы. Есть картины счастливые, но есть режиссеры еще более счастливые, чем их картины. Но есть картины гораздо более популярные, чем их авторы. И автор подчас гонится за успехом собственного фильма, стараясь, как в трамвай на ходу заскочить на подножку. Впрочем, есть и авторы, которые кажутся запряженными парою со своим фильмом и безмятежно бегут рядом с ним по тропинке своей умеренной слав?.. Всякое бывае?..

Интересно, что это бывает заслуженно, но иногда и вовсе не заслуженно!

Ряд обстоятельств может сложиться так, что индивидуальность режиссера задавливает его собственное произведение. Но бывает и так, что какие-то черты картины совершенно необоснованно заслоняют собою ее создателей.

Иногда картина кажется столь органичной, что спрашиваешь себя: да причем же тут какой-то режиссер — картина говорит сама за себя.

В других случаях режиссер так тактично дает говорить за себя картине, что забываешь о том, что и у него, по-видимому, есть собственный голос.

Достоинство это или недостаток?

Люди «режиссерского почерка» думают по-одному, люди «режиссерского такта» — по-другому.

1941, № 5

Предыдущие 5 материалов:

Карта Птолемея Герц Франк
Пешком на Луну Вернер Херцог
Крутой путь «Восхождения» Лариса Шепитько
Послесловие к фильму Василий Шукшин
Догнать и перегнать Сергей Эйзенштейн

Следующие 5 материалов:

В кино и театре Анатолий Эфрос
Беседы о режиссерском мастерстве Сергей Юткевич
Режиссер и художник в кино Сергей Юткевич
Режиссура — ее проблемы и трудности Сергей Юткевич
Время крупным планом В.Пудовкин

Оглавление номера Главная страница
Copyright © 1999—2002 Искусство Кино
E-mail: kino@kinoart.ru