Назад | Далее Оглавление Каталог библиотеки |
1896
Родился 5 (18) ноября в белорусском городке Орше в семье банковского служащего и страхового агента Семена Львовича Выготского и готовившейся стать учительницей, но всю жизнь посвятившей воспитанию своих восьми детей, Цецилии Моисеевны Выготской.
1897
Переезд всей семьей в Гомель.
1911
Поступает сразу в IV класс мужской гимназии. Первоначальное образование получил в домашних условиях. По всем предметам проявляет незаурядные способности. Изучает немецкий, французский, латинский языки, дома, кроме того, английский, древнегреческий.
1913
Заканчивает гимназию с высшей наградой - золотой медалью. поступает в Московский университет. занимается литературоведением, историей, политэкономией, немецкой классической философией, а также философией марксизма.
1914
Параллельно обучается на историко-философском факультете университета Шанявского.
1915
Представляет в качестве диплома двенадцать тетрадей, озаглавленных "Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира".
1917
Заканчивает оба университета, получив солидное, главным образом, гуманитарное образование.
Возвращается в Гомель, где преподает литературу в советской трудовой школе, в педагогическом училище, в вечерних школах для взрослых рабочих курсах подготовки педагогов, на рабфаке; читает лекции по эстетике, истории искусств, логике и психологии в различных учебных заведениях, на курсах; заведует театральным отделом Гомельского отдела народного образования, ведет театральный отдел в местной газете, участвует в создании литературной газеты "Вереск".
Многообразная педагогическая деятельность Л.С. Выготского в гомельский период жизни во многом определила его дальнейшие интересы в области педагогики и психологии.
1920
Организовывает психологическую лабораторию при педагогическом училище.
1922
Доклад "О методах преподавания литературы в школе".
1924
Доклад "методика рефлексологического и психологического исследования" на Всероссийском съезде по психоневрологии (1982, т. 1). Своим докладом включается в дискуссию по центральному вопросу - о возможности объективного исследования психики, а следовательно, о возможности существования психологии, как самостоятельной науки. По данному вопросу он занимает совершенно определенную позицию, отстаивая не только необходимость существования особой науки психологии, но и возможности объективного исследования ее предмета.
Переезд в Москву. Начало работы в Институте психологии. Создание группы с молодыми психологами А.Н. Леонтьевым и А.Р. Лурия.
Статья под редакцией Л.С. Выготского "Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей."
1925
Защита диссертации. книга "Психология искусства" стала его диссертацией. (Не была опубликована при жизни. впервые вышла в свет в 1965 году). В связи с обострением болезни от публичной защиты его освобождают.
Делегирован на Международную конференцию по обучению глухонемых в качестве представителя советской дефектологии в Лондон. После доклада на конференции посещает Германию, Голландию, Францию, где знакомится с работой психологических и дефектологических организаций.
1926
Статья "исторический смысл психологического кризиса" (В настоящее время опубликована в собрании сочинений, 1982, т. 1).
Книга "Педагогическая психология". Статья "Сознание как проблема психологии поведения". Работа "Исторический смысл психологического анализа. методологическое исследование". В ней изложены результаты анализа состояния мировой психологии.
1927
Начало разработки культурно-исторической теории. Статьи: "Проблема культурного развития ребенка", "Развитие высших форм внимания", "Орудия и знак". Книга "История развития высших психических функций. Последние две работы не опубликованы при жизни автора.
1928
Книга "Педология школьного возраста".
1930
Книга "Педология подростка". Этюды по истории поведения. (Совместно с А.Р. Лурия).
1931-1934
Работает в Украинской психоневрологической академии в Харькове, читает лекции в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена. Поступает в московский Медицинский институт.
1932
Монография "Мышление и речь".
1933
Лекция "Роль игры в психическом развитии ребенка". Впервые говорит об игре, именно как о ведущем типе деятельности в дошкольном возрасте, и раскрывает ее значение для развития.
1934
Доклад на Всероссийской конференции по дошкольному воспитанию "Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте".
В апреле - обострение болезни.
Далее... | Назад Оглавление Каталог библиотеки |