Назад | Далее Оглавление Каталог библиотеки |
Лозинга в Кемерово, стажировки можно пройти в школах, ставшими научными центрами - "Универс" в Красноярске и "Эврика - Развитие" в Томске. В Томске печатаются учебники и учебные пособия для этих школ.
Можно спорить о достоинстве и недостатках метода переподготовки этих разных групп. О том, чем развивающее обучение по Эльконину - Давыдову отличается от развивающего обучения по Занкову или по Гальперину. Это важные и в теоретическом плане необходимые споры.
Но бесспорно, что культурно-историческая концепция Л.С. Выготского стала реально изменять образование в России. Древо Выготского стало приносить не только научные плоды, но появились в России "дети Выготского".
В самый драматический период развития России возникает незамеченное официальным педагогическим истеблишментом направление альтернативного образования. Это направление не укладывается в простую и доступную чиновничьему пониманию схему: альтернативное - значит частное, не государственное. Это образование альтернативно по своей сути, по своему содержанию, по целям и методу. Это педагогика развития, не заучивания сведений и тренировки навыков. Это педагогика, в которой ребенок учится не отвечать правильные ответы, но учится учиться. Ценностью такая педагогика считает не правильный ответ, а любую версию, которую можно обсуждать. Обсуждение, спор, дискуссия, диалог - высшая ценность этой педагогики. А раз так - необходимо обсуждать и внутренние противоречия этой педагогики, те проблемы, которые уже возникли и еще только могут возникнуть.
Для этого Свободный университет "эврика" предложил провести 10-14 января 1994 года Первую международную конференцию "Л.С. Выготский и школа". среди организаторов конференции: Университет штата Вашингтон (США), Центр "Eureka - International" (Великобритания), Голландский центр "Эврика".
Конференция "Л.С. Выготский и Школа" отнюдь не академический сбор теоретиков. Это не съезд психологов школы Выготского. Для такой цели есть специальные конференции и семинары. Раз в год - в июле - Свободный университет проводит такие семинары. Но эта конференция - особая. Она для ученых, связанных со школой, для учителей, связанных с наукой.
Конференция состоит из трех важных блоков: базовые доклады, работа секций и модельные уроки слушателей и преподавателей Свободного Университета "Эврика".
Первый базовый доклад сделает известнейший наш психолог Василий Васильевич Давыдов. Тема его доклада - "Л.С. Выготский и реформирование российской школы".
Второй базовый доклад - философский. С ним будет выступать один из самых крупных советских философов, который вместе с М. Мамардашвили, Э. Ильенковым, А. Зиновьевым, Г. Щедровицким в начале 50-х годов создавали новую философскую школу - Феликс Трофимович Михайлов. тема доклада: "Л.С. Выготский: в поисках kausa sui психического".
Третий базовый доклад: "Идеальная форма опосредования", его автор - психолог божьей волей, выготчанин по наследству - Борис Данилович Эльконин.
...Почти десять лет тому назад состоялось последнее выступление Даниила Борисовича Эльконина, на торжественном, юбилейном, посвященном его 80-летию, заседании ученого совета НИИ Общей и Педагогической Психологии АПН СССР, того самого Челпановского, в котором работал Л.С. Выготский. Вот маленький фрагмент из того, что говорил Данииил Борисович 6 марта 1984 года.
У меня было все время ощущение, что я в каком-то громадном долгу перед моим учителем. Вы знаете, кто был мой учитель. Это был Лев Семенович Выготский. Собственно все, что я сделал, смог сделать, это только потому, что за моей спиной стоял он - не только как ученый, но и как научный работник, который воспитал во мне некоторые, как мне кажется, важные качества.
...Все становится пониманием только тогда, когда оно взято исторически, т.е. как что-то возникшее и обязательно уходящее, до тех пор вы ничего, особенно в такой науке, как наша, не поймете. И, собственно, то, что я сделал, и то, чему я научился у Льва Семеновича, - это не та системность, которая сейчас очень модна. Не может быть никакой системности вне исторического рассмотрения явлений. Никакой! Это болтовня!.. Если развитие в каждый данный момент представляет собой известную систему, то в нем обязательно должны быть ведущие компоненты, которые уходят, а на их место приходят какие-то другие... Она живет, эта система!" И сказано как будто о теории Выготского, которая тоже жива.
..На конференции будет три секции: философы, психологи и педагоги из России, Украины, США, Великобритании, Южно-Африканской Республики, Бразилии, Израиля, Голландии.
Среди них: А. Аронов, А. Асмолов, В. Бакштаковский, Ю. Бархаев, В. Васильев, Н. Веракса, О. Дьяченко, А. Дусавицкий, Т. Ковалева, В. Слободчиков, Е. Смирнова, В. Собкин, А. Тубельский, И. Фрумин, П. Щедровицкий.
Одно из заседаний психологической секции будет посвящено проблемам подготовки психолога для школы развивающего обучения.
Среди докладов есть и посвященные сравнению школ Л.С. Выготского и Л.Н. Толстого, развивающего обучения и школы диалога культур...
...Модельные уроки - уроки, которые специально проектируются учителями, чтобы показать с помощью взрослых "учеников" основные принципы содержания развивающего обучения. Это не вырезанные из программы кучки, а уроки-модели, с помощью которых можно обсуждать проблемы не только абстрактно-теоретически, но и на учительском языке. Это будут уроки по всей начальной школе - первый, второй и третий классы, уроки среднего звена - пятый, шестой и седьмой классы. Уроки будут давать преподаватели Свободного Университета, а также учителя - выпускники и слушатели "Эврики", работающие на Сахалине, в Харькове, Екатеринбурге, Томске, Красноярске, Москве, Ростове, Мирном, Новосибирске. Будут и экспериментальные занятия - для дошкольников - по естествознанию.
Конференция приурочена к 60-летней годовщине смерти Л.С. Выготского, который скончался в Москве 11 июня 1934 г. И мы надеемся, что она станет новым ростком древа Выготского.
ЕКогда мы приземлились, Владимир Петрович Зинченко, закончив рисовать древо Выготского, вспомнил слова Б. Пастернака, грустно улыбаясь: "талантов много - духа нет!"
Может быть, талантам надо чаще собираться вместе, чтобы становиться сильнее духом...
Далее... | Назад Оглавление Каталог библиотеки |