Назад     Далее     Оглавление     Каталог библиотеки

1896


Родился 5 (18) ноября в белорусском городке Орше в семье банковского служащего и страхового агента Семена Львовича Выготского и готовившейся стать учительницей, но всю жизнь посвятившей воспитанию своих восьми детей, Цецилии Моисеевны Выготской.


1897


Переезд всей семьей в Гомель.


1911


Поступает сразу в IV класс мужской гимназии. Первоначальное образование получил в домашних условиях. По всем предметам проявляет незаурядные способности. Изучает немецкий, французский, латинский языки, дома, кроме того, английский, древнегреческий.


1913


Заканчивает гимназию с высшей наградой - золотой медалью. поступает в Московский университет. занимается литературоведением, историей, политэкономией, немецкой классической философией, а также философией марксизма.


1914


Параллельно обучается на историко-философском факультете университета Шанявского.


1915


Представляет в качестве диплома двенадцать тетрадей, озаглавленных "Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира".


1917


Заканчивает оба университета, получив солидное, главным образом, гуманитарное образование.


Возвращается в Гомель, где преподает литературу в советской трудовой школе, в педагогическом училище, в вечерних школах для взрослых рабочих курсах подготовки педагогов, на рабфаке; читает лекции по эстетике, истории искусств, логике и психологии в различных учебных заведениях, на курсах; заведует театральным отделом Гомельского отдела народного образования, ведет театральный отдел в местной газете, участвует в создании литературной газеты "Вереск".


Многообразная педагогическая деятельность Л.С. Выготского в гомельский период жизни во многом определила его дальнейшие интересы в области педагогики и психологии.


1920


Организовывает психологическую лабораторию при педагогическом училище.


1922


Доклад "О методах преподавания литературы в школе".


1924


Доклад "методика рефлексологического и психологического исследования" на Всероссийском съезде по психоневрологии (1982, т. 1). Своим докладом включается в дискуссию по центральному вопросу - о возможности объективного исследования психики, а следовательно, о возможности существования психологии, как самостоятельной науки. По данному вопросу он занимает совершенно определенную позицию, отстаивая не только необходимость существования особой науки психологии, но и возможности объективного исследования ее предмета.


Переезд в Москву. Начало работы в Институте психологии. Создание группы с молодыми психологами А.Н. Леонтьевым и А.Р. Лурия.


Статья под редакцией Л.С. Выготского "Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей."


1925


Защита диссертации. книга "Психология искусства" стала его диссертацией. (Не была опубликована при жизни. впервые вышла в свет в 1965 году). В связи с обострением болезни от публичной защиты его освобождают.


Делегирован на Международную конференцию по обучению глухонемых в качестве представителя советской дефектологии в Лондон. После доклада на конференции посещает Германию, Голландию, Францию, где знакомится с работой психологических и дефектологических организаций.


1926


Статья "исторический смысл психологического кризиса" (В настоящее время опубликована в собрании сочинений, 1982, т. 1).


Книга "Педагогическая психология". Статья "Сознание как проблема психологии поведения". Работа "Исторический смысл психологического анализа. методологическое исследование". В ней изложены результаты анализа состояния мировой психологии.


1927


Начало разработки культурно-исторической теории. Статьи: "Проблема культурного развития ребенка", "Развитие высших форм внимания", "Орудия и знак". Книга "История развития высших психических функций. Последние две работы не опубликованы при жизни автора.


1928


Книга "Педология школьного возраста".


1930


Книга "Педология подростка". Этюды по истории поведения. (Совместно с А.Р. Лурия).


1931-1934


Работает в Украинской психоневрологической академии в Харькове, читает лекции в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена. Поступает в московский Медицинский институт.


1932


Монография "Мышление и речь".


1933


Лекция "Роль игры в психическом развитии ребенка". Впервые говорит об игре, именно как о ведущем типе деятельности в дошкольном возрасте, и раскрывает ее значение для развития.


1934


Доклад на Всероссийской конференции по дошкольному воспитанию "Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте".


В апреле - обострение болезни.



Далее...Назад     Оглавление     Каталог библиотеки