Александр Адамский
ректор Свободного Университета "Эврика",
председатель оргкомитета
Первой Международной конференции
"Л.С. Выготский и Школа".
В начале сентября этого года мне сильно повезло: я оказался в самолете вместе с выдающимся российским психологом Владимиром Петровичем Зинченко. Мы вместе летели в Берлин на конференции. Он - на психологическую, я - на педагогическую. В. Зинченко - сын знаменитого Петра Ивановича Зинченко, прямого ученика Л.С. Выготского, современника и друга всей золотой плеяды второго поколения выготчан.
Мы стали рисовать древо Выготского.
Вначале - параллельные корни: Бехтерев, Ухтомский, Потебня, Штерн, Пиаже, Кофка, Келлер, Фрейд, Леви-Брюль. Под влиянием этих авторов развивалась культурно-историческая концепция Выготского, формировались идеи Льва Семеновича о развитии человека, о формировании мышления.
Затем - соратники и друзья по психологическому институту Челпанова, ученики Выготского, несмотря на то, что были сверстниками, или не намного младше своего учителя: А. Запорожец (работы в области развития и деятельности), П. Зинченко (исследование развития памяти, высших психических функций), А. Леонтьев (сознание, деятельность), Д. Эльконин (закономерности развития ребенка, игра, возрастная периодизация), А. Лурия (развитие высших корковых функций, основоположник нейропсихологии), П. Гальперин (методологические проблемы психологии, теория поэтапного формирования умственных действий), Л. Божович (проблемы развития личности), Л. Занков.
Продолжатели древа Выготского второй волны: В. Давыдов, В. Зинченко, Л. Венгер, Д. Фельдштейн, В. Репкин, М. Лисина, Т. Репина, А. Дусавицкий, - строительство, на основании культурно-исторической концепции Л.С. Выготского теории учебной деятельности, разработка системы развивающего обучения, проведение более чем 30-летнего формирующего эксперимента. Результат эксперимента: в младшем школьном возрасте возможно формирование теоретического мышления.
В середине 80-х годов начинается возрождение развивающего обучения, возрождение школьной и дошкольной практики, реализации идей Выготского.
Впервые о такой экспериментальной реализации стали говорить в конце 50-х. В 1959 г. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов начали эксперимент в 91-й московской школе. Были разработаны программы по математике (В. Давыдов), русскому языку.
Еще раньше работы по анализу восприятия ребенка в дошкольном возрасте начал Л. Венгер.
Почти через двадцать лет, в 1977 г. по заказу министерства просвещения СССР, лаборатория В.В. Давыдова выполнила обработку программ и план-конспектов уроков по развивающему обучению для начальной школы. К тому времени уже были программы по математике, русскому языку, трудовому обучению, чтению, музыке, изобразительному искусству.
Уже в ходе экспериментальной работы появляется третья волна выготчан: Б. Эльконин, В. Слободчиков, Г. Цукерман, А. Подольский (умственное развитие ребенка в контексте поэтапного формирования понятия), О. Дьяченко (проблема способностей), Н. Веракса (диалектическое мышление).
Эксперимент успешно продолжался до 1983 года.
Затем все рухнуло. В.В. Давыдов вызвал гнев и немилость правящих кругов. До сих пор эта история остается одной из самых таинственных в истории советской науки. То ли на Всесоюзном съезде психологов (1983 год) победила группа психологов представляющих другую научную школу - не выготчане, не деятельностники, и стала круто разбираться с противниками. То ли лично В. Давыдов "наехал" на ставленников ЦК КПСС в Академии педнаук, то ли действительно кто-то понял, что формирование теоретического мышления у граждан нашей Родины, выращивание рефлексии, способности к анализу, оценке своих действий, субъективности - все это довольно опасно для тоталитарного режима.
Скорее всего - все вместе, все наложилось и сработало, как пружина - В. Давыдова сняли с должности директора института общей и педагогической психологии, закрыли лабораторию в Харькове, остановили экспериментальную работу в школах.
Все исчезло, как будто и не было. Сегодня уже никто не помнит имена этих людей, заставивших остановиться развитие и школу, и отчасти, науку и замахнувшихся на то, чтобы приказом изменить движение культуры.
В 1986 году на волне реформаторской волны в образовании, во многом из-за матвеевской "Учительской газеты", теория Выготского стала возвращаться в школу. Для общественно-педагогического движения "Эврика" культурно-историческая концепция стала теоретическим основанием деятельности. А для развивающего обучения это было знаком перехода из стадии формирующего эксперимента в массовую практику.
В 1990 году группа ученых и педагогов, среди которых были Б. Эльконин, В. Слободчиков, В. Репкин, С. Горбов, А. Аронов, И. Фрумин, В. Васильев, Э. Шепель, Т. Ковалева, начали образовательный проект "Свободный университет "Эврика". Это образовательная программа переподготовки учителей в "развивающее обучение" (Давыдов - Эльконин), но не столько через освоение методик, сколько через освоение философских оснований этой концепции, через освоение психологической теории, теории учебной деятельности, а потом уже - методики и программы.
После выхода в России закона "Об образовании" университет стал официальным негосударственным образовательным учреждением по дополнительному послевузовскому образованию. многое изменилось с тех пор, в круг интересов "Эврики" вошли и другие образовательные системы, не только РО, открылся управленческий факультет... Но самое главное - не изменился способ образования: через философские основания и психологическую концепцию - к методике и программам. Это сложный путь, он направлен на развитие учителя, на раскрытие его внутреннего потенциала, "Эврика" использует РО скорее как средство развития учителя, а не как цель подготовки.
Теперь древо Выготского - это не только научные коллективы и выдающиеся ученые. Теперь древо Выготского - это и школы для детей. Учителей для этих школ переподготавливают не только в "Эврике", есть несколько групп ученых, среди которых группы В. Репкина и А. Дусавицкого в Харькове, группа В.
Далее... | Оглавление Каталог библиотеки |