Статьи |Книги |Диссертации |Образование |Гранты |Мероприятия |Ссылки
Возрастная психология
Теории развития
Перинатальная психология
Ранний возраст
Дошкольники
Младшие школьники
Подростки
Отрасли психологии
Нейропсихология
Клиническая психология
Специальная психология
Педагогическая психология
Психодиагностика
Психологическая служба
Информационное обеспечение
Нормат-правовое обеспечение
Психологические центры
Кто есть кто в психологии
Книжные новинки
Периодические издания
Психологические организации
Психологические ассоциации
Психологическое образование

Продолжается набор на программу Второе высшее образование на факультете
Психология образования МГППУ

Обсуждаем проблему реформы дошкольного образования

Проводится набор на курс повышения квалификации по специальности

Конкурс проводится с 1 сентября 2005 года по 30 сентября 2006 года

Проводится набор на курс повышения квалификации по специальности «Домашнее  воспитание и развитие ребёнка»

Подбор персонала для работы в семьях

Главная ›› Ранний возраст ›› Статьи ››
Раздел «Ранний возраст» посвящен психологии детей от рождения до 3 лет. Этот возраст является наиболее сензитивным для становления фундаментальных психологический образований. В первые три года жизни складываются основы самосознания, личности, деятельности, ребёнка.. Именно в этот период закладываются отношение ребенка к миру, к другим людям и к себе, основные формы общения со взрослыми и сверстниками. Подробнее...


Статьи
Психологические особенности современных детей дошкольного возраста
Автор(ы): Смирнова А.Е.
Тезисы доклада на Международной юбилейной научной конференции «Наука о детстве и современное образование», посвященной 100-летию со дня рождения А.В. Запорожца, которая сосотоится 6-8 декабря 2005 года.
Полный текст
Полный текст

В первой части выступления формулируются следующие основные положения культурно исторической концепции Л.С. Выготского.
 
  1. В основе культурного развития ребёнка лежит специфический процесс присвоения  достижений предшествующих поколений, в результате которого происходит воспроизведение индивидуумом исторически сформировавшихся человеческих способностей и функций.
  1. Воспроизведение или присвоение ребёнком родовых  человеческих способностей предполагает, что он должен осуществить по отношению к ним такую практическую или познавательную деятельность, которая адекватна  ( хотя разумеется не тождественна) воплощённой в них человеческой деятельности (В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев).
  2. Осуществление такой деятельности оказывается возможным благодаря совместной жизни и общения со взрослым.  Ребёнок может освоить новые типы деятельности только в сотрудничестве со взрослым (ЗБР).  Подражание в широком смысле слова – это и есть основной путь по воспроизведению и присвоению ребёнком человеческих способностей (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов).
  3. Обучение и воспитание достигает своего развивающего эффекта только при полноценном её формировании собственной деятельности ребёнка. «Всякая попытка воспитателя-учителя «внести» в ребёнка познавательные и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребёнка по овладению ими, подрывает самые основы нормального умственного и нравственного развития ребёнка» (Рубинштейн, Давыдов, Леонтьев и др.)
Фактическая, эмпирическая часть выступления показывает, что в современной социо-культурной ситуации данные условия  нормального развития ребёнка оказываются нарушенными. Это, в частности, выражается в следующем:
·        В последнее время наблюдается всё большее отчуждение детей от взрослых, что нарушает идеальную представленность жизни взрослых для детей и лишает их возможности подражания и присвоения человеческих способностей.
·        В связи с широким внедрением  телекоммуникации в повседневную жизнь детей их активная деятельность всё более подменяется потреблением информации, исходящей с экрана. Возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребёнка.
·        Повышение ценности «раннего развития» приводит к экспансии прямого обучения, которое понимается как усвоение готовых знаний и умений, без формирования адекватной им деятельности ребёнка.
·        Редукция игровой деятельности в дошкольном возрасте приводит к недоразвитию мотивационно- потребностной сферы ребёнка, а также воли и произвольности,  что в свою очередь ведён к нарушениям в развитии личности – не формируются личностные механизмы поведения, к концу дошкольного возраста дети остаются зависимыми от ситуации и от внешних требований взрослого.

© 2004-2005 Московский Городской Психолого-Педагогический Университет
© 2004-2005 Факультет "Психология образования" (095) 923-11-35 info@fpo.ru
Правила по использованию материалов с сайта www.childpsy.ru
Контакты

online dating
HotLog
Яндекс