Автор(ы): Смирнова А.Е.
Тезисы доклада на Международной юбилейной научной конференции «Наука о детстве и современное образование», посвященной 100-летию со дня рождения А.В. Запорожца, которая сосотоится 6-8 декабря 2005 года.
Полный текст
Полный текст |
 |
В первой части выступления формулируются следующие основные положения культурно исторической концепции Л.С. Выготского.
1. В основе культурного развития ребёнка лежит специфический процесс присвоения достижений предшествующих поколений, в результате которого происходит воспроизведение индивидуумом исторически сформировавшихся человеческих способностей и функций.
- Воспроизведение или присвоение ребёнком родовых человеческих способностей предполагает, что он должен осуществить по отношению к ним такую практическую или познавательную деятельность, которая адекватна ( хотя разумеется не тождественна) воплощённой в них человеческой деятельности (В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев).
- Осуществление такой деятельности оказывается возможным благодаря совместной жизни и общения со взрослым. Ребёнок может освоить новые типы деятельности только в сотрудничестве со взрослым (ЗБР). Подражание в широком смысле слова – это и есть основной путь по воспроизведению и присвоению ребёнком человеческих способностей (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов).
- Обучение и воспитание достигает своего развивающего эффекта только при полноценном её формировании собственной деятельности ребёнка. «Всякая попытка воспитателя-учителя «внести» в ребёнка познавательные и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребёнка по овладению ими, подрывает самые основы нормального умственного и нравственного развития ребёнка» (Рубинштейн, Давыдов, Леонтьев и др.)
Фактическая, эмпирическая часть выступления показывает, что в современной социо-культурной ситуации данные условия нормального развития ребёнка оказываются нарушенными. Это, в частности, выражается в следующем:
· В последнее время наблюдается всё большее отчуждение детей от взрослых, что нарушает идеальную представленность жизни взрослых для детей и лишает их возможности подражания и присвоения человеческих способностей.
· В связи с широким внедрением телекоммуникации в повседневную жизнь детей их активная деятельность всё более подменяется потреблением информации, исходящей с экрана. Возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребёнка.
· Повышение ценности «раннего развития» приводит к экспансии прямого обучения, которое понимается как усвоение готовых знаний и умений, без формирования адекватной им деятельности ребёнка.
· Редукция игровой деятельности в дошкольном возрасте приводит к недоразвитию мотивационно- потребностной сферы ребёнка, а также воли и произвольности, что в свою очередь ведён к нарушениям в развитии личности – не формируются личностные механизмы поведения, к концу дошкольного возраста дети остаются зависимыми от ситуации и от внешних требований взрослого.
|