Айседора Дункан и русская революция
[О.Горобчик]
«Чем темнее ночь, тем ярче звезды»
Антуан де Сент-Экзюпери
«Весной 1921 года я получила следующую телеграмму от Советского
правительства: «Русское правительство единственное, которое может понять
вас. Приезжайте к нам. Мы создадим вашу школу». Откуда пришло это
обращение? Из ада? Нет – но из ближайшего места, которое для Европы
заменяло собою ад, – от Советского правительства, из Москвы. Я ответила
«Да, я приеду в Россию и стану обучать ваших детей при единственном
условии, что вы предоставите мне студию и все, что необходимо для работы».
Я получила утвердительный ответ...По дороге в Россию у меня было чувство,
словно душа, отделившись после смерти, совершает свой путь в новый мир. Со
всей энергией своего существа, разочаровавшегося в попытках достигнуть
чего-либо в Европе, я была готова вступить в государство коммунизма. Я не
везла с собою никаких платьев. Я представляла себе, что проведу остаток
жизни в красной фланелевой блузе среди товарищей, одетых с такой же
простотой и исполненных братской любви. Пока пароход уходил на север, я
оглядывалась с презреньем и жалостью на все старые условности и обычаи
буржуазной Европы, которые покидала. Отныне я буду лишь товарищем среди
товарищей и выработаю обширный план работы для этого поколения
человечества. Прощай, неравенство, несправедливость и животная грубость
старого мира, сделавшие мою школу несбыточной! Когда пароход наконец
прибыл, мое сердце затрепетало от великой радости. Вот он, новый мир,
который уже создан! Вот он, мир товарищей: мечта, которая служила конечной
надеждой всех великих артистов, мечта, которую Ленин великим чародейством
превратил в действительность. Я была охвачена надеждой, что мое творчество
и моя жизнь станут частицей ее прекрасного будущего. Прощай, Старый Мир!
Привет Новому Миру!».
Так оканчивались мемуары знаменитой американской танцовщицы Айседоры
Дункан, изданные в 1927 году. Второй том воспоминаний, который она начала
писать в сентябре 1927 года, за два дня до своей трагической гибели, должен
был охватить период ее пребывания в Советской России.
Незадолго до ее смерти в Ницце один из бесчисленных интервьюеров
задал ей вопрос:
– Какой период вашей жизни вы считаете величайшим и наиболее
счастливым?
– Россия, Россия, только Россия! – ответила Айседора . – Мои три
года в России, со всеми их страданиями, стоили всего остального в моей
жизни, взятого вместе! Там я достигла величайшей реализации своего
существования. Нет ничего невозможного в этой великой стране, куда я скоро
поеду опять и где проведу остаток своей жизни.
Впереди ее ждал один маленький шаг в бессмертие, позади были годы
движения к главной цели своей жизни–созданию школы массового свободного
танца, который исполняют свободные, гармонически развитые люди. «Да, она
придет, будущая танцовщица, - писала Дункан в 1906 году в статье «Танец
будущего. Подготовим же ей путь. Я бы создала храм, который бы ждал ее.
Может быть, она еще не родилась, может быть, она ребенок, и может быть – о
счастье! – моей святой задачей станет направлять ее первые шаги и наблюдать
день за днем развитие ее движений, пока она не превзойдет своего скромного
учителя! Ее движения будут подобны движениям природы: они отразят колебания
волн и стремления ветров, рост живых существ и полет птиц, плывущие облака
и, наконец, мысли человека, мысли его о Вселенной, в которой он живет...Она
придет в образе свободного духа свободной женщины будущего...Великолепием
своим она затмит всех женщин, которые когда-либо существовали. Ее знак –
возвышеннейший дух в безгранично свободном теле!»
Айседора родилась в 1878 году в Сан-Франциско, и ее первые понятия
о движении, о танце были вызваны «ритмом волн». Ее мать говорила ей: «Нет
бога. Лишь твой собственный разум может помочь тебе», а по вечерам , забыв
обо всем на свете, играла детям Бетховена, Шумана, Шуберта, Моцарта, Шопена
и читала вслух Шекспира или Бернса. «Эти часы очаровывали нас», - напишет
великая артистка Дункан в книге «Моя жизнь». Маленькая Айседора, в силу
нехватки в семье средств, никогда не знала гувернанток и прислуги в доме,
что сохранило в ней непосредственность и развило самостоятельность. После
того, как она покинула родной город и стала путешествовать с театральными
труппами, она узнала, что такое голод, нищета и одиночество. В это же время
она, приспосабливаясь к стесненным условиям и спрятав честолюбие,
самостоятельно изучает историю и философию и учится сценическому искусству
у своих коллег. Разлад между идеалами и финансовой стороной дела заставил
ее выбрать первое, чтобы спасти свой талант, и она некоторое время танцует
в богатых салонах, в том числе у миллионеров, но заработанных ею денег,
несмотря на все полученные похвалы, хватило на столько, чтобы на судне для
перевозки скота выехать вместе с семьей в Лондон и не умереть там первое
время от голода. Она полагала, что Старый Свет оценит ее. Но пройдет еще
несколько лет, когда наступит день, о котором Айседора потом напишет в
своих воспоминаниях: «Впервые в своей жизни я была сыта». Старый Свет
приоткрыл для нее сокровища великой европейской культуры, обогатил ее
личным знакомством с выдающимися людьми современности–скульптором Роденом,
автором «Истории вселенной» Геккелем, величайшим иконоборцем со времен
Дарвина, известными артистами и художниками. Насколько развивались ее ум и
чувства, настолько богаче становились движения в ее пластическом танце.
Впервые ею была сделана попытка хореографического прочтения сонат
Бетховена, прелюдий Шопена, сочинений Моцарта, Глюка, Шумана, и если перед
началом ее концертов раздавались возмущенные возгласы: «Как она смеет
танцевать Бетховена? Пусть она делает что хочет, но не прикасается к
святым», то в конце представлений каждый раз она выходила победительницей,
очаровывая пристрастных зрителей своей грацией. Чем, если можно так
сказать, прочнее становилось ее финансовое положение, тем серьезнее она
смотрела на свою давнюю мечту о создании школы своего танца. И однажды им с
сестрой удалось добиться того, что ряд высокопоставленных женщин,
аристократок Берлина, стали патронессами такой школы. Но, узнав о
гражданском браке Айседоры с одним из выдающихся режиссеров того времени,
заявили, что они, члены приличного буржуазного общества, не могут
оставаться попечительницами школы, «руководительница которой имеет такие
смутные понятия о морали». «Я убедилась, что символ веры этих дам
заключался в том, что все хорошо, если вы об этом не рассказываете. Эти
женщины возбудили во мне такое негодование, что я наняла зал и прочла
лекцию о танце как об искусстве освобождения, закончив беседой о праве
женщины любить и рожать детей, как ей нравится». Постоянные заботы о своих
маленьких воспитанницах, среди которых со временем оказалась и ее дочурка, снова
заставили ее выступать в роли просительницы, но теперь уже не ради спасения
своего таланта, а ради общего, как она полагала, блага. Теперь она
целенаправленно предпринимала турне, но уже со своей подрастающей
очаровательной труппой, тем не менее, не всегда имела желаемую финансовую
поддержку. Ее гражданский брак с миллионером также не принес ей финансовой
стабильности: в приступе ревности он неоднократно неожиданно покидал ее.
Когда же началась первая мировая кровавая бойня цивилизованных хищников, часть
будущих танцовщиц Девятой Симфонии Бетховена ей пришлось вернуть родителям,
часть – укрыть на время в США. «В ночь русской революции я танцевала с
дикой, неистовой радостью. Сердце мое рвалось в груди за тех, кто сейчас
дождался освобождения, а раньше подвергался страданиям и пыткам и умирал за
дело человечества», – напишет эта американка об одном из своих концертов в
«Метрополитен-опера» в 1917 году, – «Тот день, когда пришла весть о
революции в России, наполнил всех любителей свободы надеждой и радостью, и
я протанцевала «Марсельезу» в подлинно революционном настроении духа, а
вслед за ней свою интерпретацию «Славянского марша». Ту часть, когда в нем
раздается царский гимн, я представила в виде угнетенного крепостного под
ударами бича...Эта антитеза и диссонанс танца с музыкой вызвали бурю среди
зрителей. Странно, что в течении всей моей артистической деятельности эти
движения отчаяния и восстания привлекали меня сильнее сего. В своей красной
тунике я постоянно танцевала революцию и призыв угнетенных к оружию».
А 24 февраля 1921 года в Москву от полпреда Советской России в
Лондоне была направлена следующая телеграмма: «Чичерину Москва...Копия
Наркомпрос наркому Луначарскому. Известная Айседора Дункан просится в
Россию при условии, чтобы ей была дана готовность обучения детей в большом
масштабе. Для начала просит тысячу детей Вознаграждения не просит...».
Согласно докладу Подвойского в декабре 1945 года на Первой всесоюзной
конференции по художественной гимнастике для женщин, когда в 1921 году по
докладу Л.Б.Красина обсуждался вопрос, приглашать ли Дункан в такие тяжелые
для страны годы, Владимир Ильич Ленин настоял на том, чтобы вопрос был
решен положительно. А.В.Луначарский писал об Айседоре: «Она очень хорошо
мирилась с запущенностью и бедностью нашей тогдашней жизни...Я боялся, что
она будет обескуражена, что у нее руки опустятся...Личную свою жизнь она
вела исключительно на привезенные доллары и никогда ни одной копейки от
партии и правительства в этом отношении не получала». Вот свидетельство
современника: “Как ни покажется это парадоксальным, но именно в эти
голодные, суровые годы в Москве проявился исключительный интерес к
хореографии. Несметное количество девушек и юношей с чемоданчиками в руках
устремились в танцевальные школы и студии…”. А несколько лет спустя
Айседора во время путешествия по США в присутствии десяти тысяч человек,
собравшихся на ее концерт в Бостоне, крикнула со сцены: «I am red! Red!» (Я
- красная! Красная! - прим. ред.). Публика с галерки, прослышавшая о том,
что на предыдущих концертах Дункан танцевала под музыку «Интернационала»,
хлынула в партер, требуя исполнения этого номера. Тут произошел
единственный в истории театра случай: распахнулись двери огромного
павильона, в партер въехала конная полиция и начала разгонять публику. Речи
Айседоры в США, газетный шум привели к тому, что Дункан была лишена
американского гражданства – «за красную пропаганду». Покидая Америку, она
заявила журналистам: «Каждый художник должен быть революционером, чтобы
оставить свой след в мире...».Вскоре, вернувшись в Москву, она обратится с
просьбой предоставить ей гражданство Советского Союза.
Школы же в отличие от сорняков растут медленно. «Я не хочу
создавать танцовщиц и танцоров, из которых кучка «вундеркиндов» попадет на
сцену и будет за плату тешить публику, - говорила она,- Я хочу, чтобы все
освобожденные дети России приходили в огромные, светлые залы, учились бы
здесь красиво жить: красиво работать, ходить, глядеть...Не приобщать их к
красоте, а связать их с ней органически...».Едва приехав в Москву, она
забрасывает наркома Луначарского нетерпеливыми вопросами: «Когда у вас
будет праздник в смысле движения масс, в смысле хореографических действий,
объединяющий в смысле звуков, наполняющих город, -праздник, в котором народ
чувствовал бы, что он живет как народ, а не Иван и Павел, не мешок
картофелин, которые друг друга толкают,–настоящий организованный праздник?»
Такие праздники сопутствовали революции, пока она шла вперед.
В сентябре 1925 года нарком Луначарский подвел итог совместной
работы: «Государственная студия Дункан, ведущая важные занятия с сотнями
детей московских рабочих, является одним из ценных и интереснейших
художественно-воспитательных учреждений СССР». В 1922 году подвела итог
газета «Правда»: «Выступления студии Дункан всегда доставляют зрителю
радость». Сама Айседора говорила так: «Моим ученицам, людям нового мира, я,
человек старого мира, могу указывать только пути, по которым они сами
придут к цели».
Буржуазия Запада использовала идеи искусства Дункан как средство
своего развлечения. Пролетариат применит их как одно из средств
преобразования жизни на началах свободы и правды.
|