СТРАСТИ-МОРДАСТИ
по Христу и по
евреям
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Самый сенсационный кинофильм
2. Эволюция христианства от кондового семитизма
до религиозного антисемитизма.
3. Страсти по Христу и по евреям
4. Пилат – святой христианской церкви
Уже несколько месяцев в центре общественного мнения англоязычного мира находится кинофильм голливудского режиссера Мела Гибсона (Mel Gibson) «Страсти Христа» (The Passion of the Christ). С одной стороны его объявляют пятым евангелием Нового завета, а режиссера Гибсона – апостолом и очевидцем мучений и смерти Христа, с другой – объявляют еретическим и самым зловредным повествованием о последних 12 часах земной жизни Спасителя. И чем больше его хвалят/ругают, тем больше враги и недруги идеи фильма ломятся в кинозалы, которые круглосуточно демонстрируют «Passion of the Christ». Кинофильм Гибсона уже побил все рекорды доходов голливудского кинопроката.
Христианские фундаменталисты объявляют кинофильм Гибсона самой достоверным изображением страданий Христа во имя спасения рода человеческого от греха, проклятия и смерти. Если исходить из фундаментализма, это, возможно и справедливо. Скрупулезные богословы обвиняют режиссера в вольном обращении с евангельскими сказаниями. И это справедливо. Протестанты - в католическом редактировании, добавлении/исключении, свидетельств священного писания. И это справедливо. Католики – в нарушении снятия нынешним папой Иоанном Павлом Вторым библейского обвинения евреев в распятии Христа. И это справедливо. Либеральные богословы – в излишестве садизма в страданиях Христа. И это справедливо. Психологи – в неприличной танатофобии[1] Христа, который «на то родился и на то пришел в мир» (Иоанна, 18:37). Искусствоведы – в отсутствии художественной достоверности и художественного вкуса[2]. И это справедливо. Верующие иудеи, а заодно и все этнические евреи – в разжигании антисемитизма. И это справедливо… Остановимся на последнем, поскольку в рамках сайта проанализировать кинофильм с конфессиональной, научной, богословской и художественной точек зрения нет никакой возможности. К тому же, кинофильму больше всего достается за его антисемитскую направленность. Не говоря уже о - опять справедливых - возмущениях евреев. Практически нет ни одного публичного отзыва на кинофильм, в котором бы так или иначе не затрагивалась проблема антисемитизма лично режиссера Гибсона, – а это, уж совсем несправедливо, - и антисемитизма всего христианства (что – справедливо).
Первые христианские общины появились в среде иудаизма, исключительно среди евреев. В конце 60-х годов нашей эры, как свидетельствует самая ранняя христианская книга Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова), христианами, ожидающего пришествия Христа, были исключительно евреи. Это к ним, богоизбранным евреям, должен прийти Мессия (Мошиах – Помазанник, по-гречески: Христос), уничтожить Римскую империю, спасти евреев от унижения и уничтожения, организовать им тысячелетнее царство. (Смотри прилагаемую статью: «666 как число Апокалипсического зверя»). В этом царстве, в Небесном Иерусалиме, будут только евреи от всех их 12 колен/племен. Не евреям в тысячелетнем царстве, по свидетельству Апокалипсиса, места нет.
После подавления иудейского восстания войсками римских полководцев Веспассиана и Тита, разрушения Иерусалима, евреи, вместе с их, еврейскими, сектантами-христианами были рассеяны по всей Римской империи, главным образом, - по ее восточным окраинам. Войдя в соприкосновение с местным населением, разбежавшиеся иудеи волей-неволей знакомили гоев (не евреев) с содержанием своих верований, в том числе со своими христианскими чаяниями. Поскольку с точки зрения ортодоксального иудаизма христианские евреи были сектантами, еретиками, то их, христиан, евреи изгнали со своих общин. В силу этого еврейские христиане были ввергнуты в языческий мир и стали в нем своеобразными дрожжами. От них языческий мир Римской империи забродил иудействующим христианством.
В начале второго века появляются первые, замешанные на иудаизме и язычестве, христианские общины. Естественно, что доминирующее место в них, в христианских общинах, занимали все-таки евреи. Об этом свидетельствуют написанные в начале второго столетия послания апостольские, которые говорят о якобы уже совершившемся пришествии Христа, это, во-первых, а во-вторых, что в христианизованных синагогах (экклесиях, церквях) доминирующее место и по количеству, и по качеству занимали евреи. Во всяком случае, все новозаветные апостольские послания писались исключительно апостолами из евреев. В первоначальных, наиболее давних, посланиях утверждалось, что перед лицом Бога и Христа евреи занимают первенствующее место по сравнению с христианами из язычников. Язычникам, принимающих христианство, навязывали иудейские обычаи: обрезали, заставляли праздновать субботу, не кушать запрещенной Библией пищу и так далее по иудейским религиозным обычаям. Принимая христианство, язычники как бы сами становились иудеями и евреями.
В меру пополнения христианских общин иноверцами и инородцами, евреи уравниваются с не евреями… К середине второго столетия количественное доминирование не евреев в христианских общинах приводит к качественному превосходству не евреев в христианских общинах. Христиане из евреев в это время подвергаются двойному пренебрежению: со стороны единокровных – за предательство иудейской веры, а со стороны язычников – за упорство в иудаизме. Евреи в глазах иудаизма становятся отверженными, а в глазах христианских общин - чужеродным телом.
В евангелиях, которые начали писаться уже с участием христиан из не евреев, евреи воспринимаются неодобрительно… На волне исторического развития и трансформации созданное христианство становится враждебным по отношению к иудаизму и по отношению к евреем. Кульминацией этого были самые поздние вставки в текст евангелия от Матфея, в котором с римских властей снимаются обвинения в убийстве Иисуса Христа и в то же время вина возлагается на евреев. Там написано так:
11. Иисус же
стал перед правителем. И спросил Его правитель: «Ты – Царь Иудейский?» Иисус
сказал ему: «Ты говоришь»[3].
12. И когда
обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал.
13. Тогда говорит Ему Пилат: «[Ты разве] не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?»
14. И не отвечал ему ни одним словом, так что правитель
весьма дивился.
15. На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать
одного узника, которого хотели.[4]
16. Был тогда у них известный узник Варавва.
17. Итак, когда собрались они, сказал им Пилат: «Кого
хотите. Чтобы я отпустил вам: Варавву или Иисуса, называемого Христом?»
18. Ибо знал, что предали Его из зависти.
19. Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.
20. Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить
Варавву, а Иисуса погубить.
21.Тогда правитель спросил их: «Кого из двух вы хотите, чтобы я отпустил Вам?» Они сказали: «Варавву».
Пилат говорит им: «что же я сделаю Иисусу, называемому
Христом?» Говорят ему все: «Да будет распят».
23. Правитель говорит им: «какое же зло сделал Он?» Но они еще сильнее кричали: «Да будет распят!»
24.Пилат, видя, что ничего не помогает, но смятение
увеличивается, взял воды, перед народом умыл руки, и сказал: «Не виновен я в
крови Праведника Сего. Смотрите вы»[5]
25. И, отвечая, весь народ сказал: «Кровь его на нас и
на детях наших».
26. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, избив, предал на
распятие.
(Евангелие от Матфея, глава 27)
На протяжении столетий эти евангельские слова были и остаются основным религиозным импульсом и оправданием преследования евреев. «Кровь Его на нас и на детях наших», - высказало христианство осуждение евреям словами самих евреев.
Центральным пунктом дискуссий вокруг кинофильма стал вопрос о его антисемитизме. Верующие иудеи вместе с этническими евреями справедливо увидели в кинофильме попытку разжечь средневековый антисемитизм. Начались публичные протесты и выступления. Нашлось немало ученых и политологов со стороны, которые до сих пор доказывают антисемитскую суть творения Мела Гибсона. Нашлось и до сих пор находятся христианские богословы, которые отрицают наличие антисемитизма в кинофильме, говоря, что именно такие страсти и крестную смерть Иисусу Христу предусмотрел Господь Бог, осуждать волю которого является, по меньшей мере, богохульством.
Вскоре представители общественности обратились к папе римскому Иоанну Павлу II как к третейскому судье. Последний просмотрел картину и изрек: «Именно так все и было». Эти слова папы вызвали взвизг радости и возмущения. Острота ситуации дополнительно усиливалась еще и тем, что сам папа Иоанн Павел II почти два десятилетия тому назад публично заявил, что евреи не повинны в страданиях и смерти Иисуса Христа. Вслед за папой патриарх Московский и Всея Руси Алексий во время пребывания в Нью-Йорке и встречи там с верующими иудеями тоже заявил, что евреи не повинны в смерти Иисуса Христа и от имени русского народа попросил у евреев прощения за антисемитские погромы в царской России.
После подобных заявлений светские и христианские библеисты указали обоим верховным иерархам, что у них с точки зрения христианского вероучения нет полномочий изменять текст священного писания, написанного под руководством Святого духа, который продиктовал евангелистам, что именно на евреях и на их детях лежит вина за страдания и смерть Иисуса Христа. В ответ на это Московская патриархия дезавуировала извинение перед евреями своего Предстоятеля. Папа римский величественно промолчал и до сих пор молчит, ставя себя выше Святого Духа. Услышав отзыв папы о кинофильме Гибсона, журналисты напомнили его снятие вины с евреев и в то же время одобрение им антисемитского содержания кинофильма «Страсти Христа». Папа величественно хранит молчание и в этом случае. А его ближайших помощник и личный секретарь архиепископ Станислав Дзивиш (Stanislaw Dziwisz) вынужден был дезавуировать своего патрона и заявить: «Папа, действительно, просмотрел кинофильм «Страсти Христа», но он ничего о нем не сказал. Молча просмотрел – и все!»
Публичные страсти вокруг «Страстей Христа» вынудили Мела Гибсона внести редакторские правки в уже вышедший на экраны кинофильм. Так, был опущен наиболее удачно и, скажу от себя, кощунственно отснятый эпизод, где у креста на Голгофе иудейский первосвященник дирижирует хором толпы евреев, которые орут: «Кровь Иисуса Христа на нас и на детях наших!»[6]. По евангелию от Матфея (см. выше), первосвященник не дирижировал толпой евреев, а евреи принимали вину за распятие Иисуса Христа не перед крестом на Голгофе, а на площади перед судилищем Пилата…
И в заключение несколько слов о Понтии Пилате.
По свидетельству исторически достоверных данных это был непоколебимый бюрократ и один из жесточайших римских правителей в Иудее. (Смотри прилагаемые на этом же сайте статьи о Пилате). Но под влиянием евангельских рассказов он и его жена Клавдия Прокула провозглашены православной и католической церковью святыми. Эфиопская (Абиссинская) церковь до сих пор 25 июня отмечает день памяти святых Понтия Пилата и его жены Клавдии Прокулы. Католическая и Православная церкви в 12-м столетии исключили из числа святых Понтия Пилата, но 27-ое октября у них до сих пор является праздником святой Клавдии Прокулы, жены Понтия Пилата.
* *
*
Страсти по Христу и по евреях продолжаются.
О содержании кинофильма «The Passion of the Christ», рецензиях на него, ежедневных страстях вокруг него и публикациях в мировой прессе постоянно сообщается в Интернете, например, по адресу:
< http://www.atheism.about.com/
>
6 апреля 2004 года
[1] «Танатофобия» - дословно «боязнь смерти». Так в медицине называется психическое заболевание, безумный страх, который охватывает некоторых людей перед лицом смерти. В кинофильме Иисуса Христос, действительно, показан обезумевшим от страха перед предстоящими ему муками и смертью.
[2] Фильм – натуралистичен, скучен и жутковат. Он может удовлетворить художественные вкусы разве что беспросветных религиозных фанатиков, для которых художественные вкусы – зло и грех.
[3] Иисус подтверждает, что Он – Царь Иудейский.
[4] Пунктуальный и жестокий римский прокуратор Пилат, как свидетельствуют исторические исследователи, не заводил обычая отпускать на праздник Пасху по желанию иудейского народа какого-то одного преступника. Да и не мог римский служака в провинции заводить на свой вкус свои, а не государственные, обычаи. У иудеев тоже не было ни обычая/традиции, ни желания, ни возможности просить отпускать на праздник Пасхи какого-то своего преступника.
[5] «Умыв руки» и таким образом сняв с себя судебную (юридическую, правовую) и моральную ответственность, Пилат объявил: «Теперь вы решайте сами и берите ответственность на себя».
[6] Именно в таком отредактированном и «усеченном» варианте кинофильм «Страсти Христа» распространяется на компакт дисках в русском переводе. Кстати, в оригинале, римляне говорят по-латыни, евреи – по-арамейски, Иисус Христос – на галилейском диалекте арамейского языка, а английский перевод излагается в титрах.