Бернардино ди Бетто ди Бьяджо, прозванный Пинтуриккио (другое прозвище - Сордиккио), - перуджинский живописец; родился в Перудже в 1454 г. (?) , умер в Сиене в 1513 г. Учился у Бенедетто Капорали (может быть, и искусству миниатюры - ему приписывается страница молитвенника с "Распятием" в Ватиканской библиотеке); работал в боттеге Фьоренцо ди Лоренцо; был помощником и сотрудником П. Перуджино в Сикстинской капелле в Ватикане (1481 - 1483), работал в Перудже (после 1494 г.), Риме (1493-1494 и 1508), Орвието (1492), Сполето (1497), Спелло (1500-1501), Сиене (с 1502 г.).
Сохранившиеся фрески: в Риме - в Сикстинской капелле и в апартаментах Борджа в Ватикане; в Сайта Мариа ин Арачели, Сайта Чечилиа и Сайта Мариа дель Пополо; остатки фресок в палаццо Колонна и Пенитенциери, в замке св. Ангела и в ватиканском Бельведере; в Орвието - остатки фресок в соборе, в Перудже - "Мадонна с ангелами" в люнете зала дель Консильо в здании муниципалитета; в Сполето - роспись в соборе (1497); в Спелло - в Сайта Мариа Маджоре; работы в Сиене: фрески в соборе (1504), в библиотеке Пикколомини (1503 - 1508) и остатки фресок из палаццо Петруччи (Маньифико) на темы из "Одиссеи" (теперь в Лондонской Национальной галерее - "Возвращение Одиссея").Другие работы: "Св. Августин с донаторами" (1500) и полиптих с Мадонной (1495) - в пинакотеке Перуджи; "Успение" - в Национальном музее г. Неаполя; Мадонны - в Риме (Ватикан), Спелло (Сайта Мариа Маджоре), Сан Северино (собор), Валенсии (Академия), Бостоне (музей Гарднер), Кембридже (музей Фогта), Милане (Амброзиана), Оксфорде (Ашмолеанский музей), Париже (Лувр), Лондоне (Национальная галерея); портреты мальчиков и юношей - в галереях Дрездена, Оксфорда и Нью-Йорка; картон "Фортуна" для пола Сиенского собора. Последние работы: "Успение" (в музее г. Сан Джиминьяно) и "Христос, несущий крест" (в миланском собрании Борромео).
1) В росписи библиотеки Пикколомини Рафаэль не участвовал.
2) "Пий III, сиенец, племянник Пия II, избранный открытым голосованием 21 сентября 1503 года, был коронован 8 октября".
3) От росписей в римских дворцах сохранились незначительные остатки.
4) "Богоматерь" из собора св. Петра не сохранилась; в Сайта Мариа дель Пополо сохранилось "Рождество" в капелле делла Ровере (заказчиком Пинтуриккио был Лоренцо, а не Иннокентий Чибо).
5) В ватиканском дворце были расписаны так называемые апартаменты Борджа; руку Пинтуриккио усматривают в двух из пяти, в так называемых "Золотых залах".
6) От фресок в замке св. Ангела сохранились незначительные остатки.
7) "Успение" из Монте Оливето находится теперь в Национальном музее Неаполя.
8) Названные росписи в римских церквах Сайта Мариа ин Арачели ("Житие св. Бернардина" - в капелле Буфалини) и в Сайта Мариа дель Пополо сохранились.
9) Буонфильо (Бонфильи) Бенедетто упоминается впервые в 1445 г., умер в 1496 г. Его фрески в капелле Синьории в палаццо Пубблико сохранились. Работы для Сан Доменико и Сан Бернардино - теперь в Перуджинской пинакотеке. О работах в Риме сведений нет.
10) Джерино д'Антонио Джерини из Пистойи упоминается в документах с 1509 до 1529 г. Фрески, упоминаемые Вазари, частично сохранились. Другие приписываемые ему работы подтверждают оценку Вазари.
11) Имеется в виду Никколо ди Либераторе (Мариани Джакомо ди Мариано Никколо) из Фолиньо (ок. 1430-1502) (Вазари неправильно прочитал подпись на пределле Рождества Христова из Сайт Агостино в Фолиньо, находящейся теперь в Лувре). В Ассизи сохранились хоругвь (теперь в музее) и образ для главного алтаря (триптих "Мадонна со святыми") в соборе.