Микеланджело Буонарроти (или Микеланьоло, как он сам всегда писал свое имя) - скульптор, живописец, архитектор и поэт, родился 6 марта 1475 г. в Капрезе округа Казентино, умер 18 февраля 1564 г. в Риме. Второй сын (из шести) Лодовико ди Лионарди Симони, занимавшего должность подесты в Капрезе и Когози (родство с графами Каносса документами не подтверждается). Был отдан отцом в латинскую школу Франческе да Урбино во Флоренции, но после знакомства с Франческо Граначчи поступил в апреле 1488 г. в мастерскую Доменико и Давида Гирландайо, где обучался живописи в течение года. Весной 1489 г. перешел в школу при садах Медичи, где руководителем был скульптор Бертольдо, в 1490-1492 гг. был принят при дворе Медичи. После смерти Лоренцо Великолепного уехал в Болонью (в октябре 1494 г.), где познакомился с творчеством Якопо делла Кверча и побывал также в Венеции. В 1495 г. возвратился во Флоренцию, а в 1496 г. отправился в Рим с рекомендательным письмом Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, адресованным кардиналу-меценату Рафаэлю Риарио. 1501-1505 гг. - снова во Флоренции (годы работы над "Давидом", "Мадонной", находящейся теперь в Брюгге, и несохранившимся картоном "Битва при Кашине"). С марта 1505 г. - в Риме по приглашению папы Юлия II. Апрель - ноябрь 1506 г. из-за ссоры с папой провел во Флоренции, примирение состоялось в Болонье в ноябре того же года, где был получен заказ на несохранившуюся бронзовую статую папы. В 1508 г. возвратился в Рим, где получил заказ на роспись потолка Сикстинской капеллы. В 1510-е и 1520-е гг. работал над гробницей Юлия II; составление проектов фасада флорентийской церкви Сан Лоренцо, архитектурные и скульптурные работы в Новой сакристии (капелла Медичи) той же церкви, составление проекта библиотеки Лауренциана во Флоренции, поездки в Каррару и Пьетросанту за мрамором для папской гробницы и фасада Сан Лоренцо. В октябре 1528 г. - начало фортификационных работ во Флоренции. В апреле 1529 г. - назначение начальником всех крепостных работ, поездка в Феррару для изучения укреплений города и бегство из Феррары в Венецию с намерением переселиться во Францию. В сентябре 1529 г. был объявлен Синьорией мятежником, но уже в конце ноября, получив помилование, возвратился во Флоренцию и принимал участие в защите города во время его осады. После капитуляции 12 августа 1530 г. скрывался, был помилован папой в августе того же года и возвратился в Рим. К 1530-м гг. относится работа над "Страшным судом" в Сикстинской капелле и знакомство и дружба с Томмазо Кавальери (с 1532 г.) и Витторией Колонна, вдовой маркиза Пескара (с 1538 г.), которым посвящены лучшие поэтические сонеты. В 1540-1560-е гг. в Риме Микеланджело производились крупные архитектурные работы (строительство собора св. Петра, создание целостного капитолийского ансамбля, проектирование церкви Сан Джованни деи Фьорентини, перестройка древних терм Диоклетиана в церковь Санта Мариа дельи Анджели, начало постройки городских ворот Порта Пиа). Тогда же были созданы две последние скульптурные работы ("Пьета" во Флорентийском соборе и "Пьета Ронданини").
Сохранившиеся работы: скульптура - "Мадонна делла Скала" и "Битва лапифов с кентаврами" (рельефы первого флорентийского периода, находятся в Доме Буонарроти во Флоренции); три небольшие статуи в церкви Сан Доменико в Болонье ("Ангел со светильником", "Св. Прокл" и "Св. Петроний"); "Вакх" (1497-1498) в Барджелло и "Оплакивание" ("Пьета" 1501 г.) в соборе св. Петра в Риме; статуя св. Иакова на алтаре Пикколомини в Сиене (по договору 1501 г.); мраморный "Давид" для площади Синьории во Флоренции (договор - август 1501 г., завершение - апрель 1504 г.);
"Мадонна Брюгге" (1503-1504 гг., в Брюгге); гробница папы Юлия II (первый договор - 1504 г., второй - 1513 г., третий - 1516 г., переработка проекта - 1525 г., четвертый договор - 1532 г., пятый - 1542 г., завершение работ - февраль 1545 г.) во флорентийской церкви Винколи; два тондо с изображением Мадонны - в Барджелло (1505-1506) и в Лондонской Королевской академии (ок. 1506 г.); статуя св. Матфея (ок. 1506 г.) во Флорентийской академии; "Пленники" в Лувре (1513); "Моисей" в римской церкви Сан Пьетро ин Винколи (1515-1516); "Христос" в римской церкви Санта Мариа сопра Минерва (1519-1526). Работы в Новой сакристии Сан Лоренцо (1520-1534): "Лоренцо Медичи" и "Вечер" - в 1525 г., "Ночь", "День" и "Мадонна" - в 1526 г., "Джулиано Медичи" - в 1531 г. (для той же капеллы, по-видимому, предназначались и "Давид", находящийся в Барджелло, "Мальчик" из Эрмитажа и модель статуи речного бога, хранящаяся во Флорентийской академии);
"Пленники" (четыре фигуры во Флорентийской академии 1532-1534 гг.); "Брут" (1537-1538) в Национальном музее во Флоренции; два поздних "Оплакивания" - во Флорентийском соборе (1550-1555) и в миланском Кастелло Сфорцеско ("Пьета Ронданини", 1555-1564).
Живопись: "Тритон" - рисунок углем на стене загородного дома Буонарроти (виллы Микеланджело) в Сеттиньяно и рисунки пером (фигуры фресок Джотто и Мазаччо) - первые из сохранившихся работ; "Мадонна Дони" в Уффици (1503-1504) - единственная станковая картина Микеланджело; росписи потолка Сикстинской капеллы (заказ получен в 1508 г.); "Страшный суд" в Сикстинской капелле (заказ получен в 1533-1534 гг.); роспись капеллы Паолина (заказ получен в 1541 г.); рисунки и наброски проектов в разных собраниях.
Архитектура: проекты фасада флорентийской церкви Сан Лоренцо (с 1516 г.); окна первого этажа палаццо Медичи во Флоренции (1513-1514); библиотека Лауренциана во Флоренции (план - 1523-1524 гг., лестница закончена в 1555-1568 гг.); крепостные работы во Флоренции (с 1528 г.); строительство собора св. Петра в Риме (с 1546 г.); строительство палаццо Фарнезе в Риме (с 1546 г.); капитолийский ансамбль (с 1537 г.); проектирование церкви Сан Джованни деи Фьорентини в Риме (с 1550 г.); сооружение Порта Пиа в Риме (договор заключен в 1561 г., ворота достраивались после смерти Микеланджело); перестройка терм Диоклетиана в церковь Санта Мариа дельи Анджели (1563-1566).
1) См. биографию Граначчи в т. III "Жизнеописаний" (Граначчи был на шесть лет старше Микеланджело).
2) Микеланджело начал учиться у Гирландайо 1 апреля 1488 г., когда ему было тринадцать лет (оригинал договора не сохранился) и проходил обучение около одного года. Сохранившиеся четырнадцать писем, адресованные Вазари, относятся к 1550- 1558 гг. Говоря о другом биографе Микеланджело, Вазари имеет в виду Кондиви, жизнеописание которого вышло в свет в 1553 г.
3) Лист с рисунком Микеланджело не сохранился.
4) О работах Гирландайо в церкви Санта Мариа Новелла см. его биографию в т. II "Жизнеописаний". Копия Микеланджело с гравюры Мартина Шонгауэра не сохранилась. Из воспроизведений работ старых мастеров сохранились две фигуры с фрески Джотто в капелле Перуцци в Санта Кроче (хранятся в Лувре) и Петр с фрески Мазаччо в церкви дель Кармине (в Мюнхенском кабинете рисунков и гравюр).
5) В своем саду Лоренцо Медичи Великолепный устроил в 1488 г. нечто вроде музея античной скульптуры, которым ведал Бертольдо (см. о нем биографию Донателло в т. II "Жизнеописаний"). Микеланджело учился и работал там в 1490-1492 гг., там он встретился и с Торриджано, биографию которого см. в т. III "Жизнеописаний". Несохранившаяся "Голова фавна" ошибочно идентифицируется с "Головой фавна" и "Головой циклопа", хранящимися в Барджелло. Не сохранились и глиняные скульптуры М икеланджело.
6) Выполненная по совету поэта и гуманиста Анджело Полициано (1454-1494), ближайшего друга Лоренцо Великолепного, около 1492 г. скульптурная группа (ее точное название "Битва кентавров с лапифами") находится теперь во флорентийском музее Буонарроти; там же и "Богоматерь", выполненная несколько раньше, известная под названием "Мадонна делла Скала".
8) См. биографию Торриджано.
9) "Геркулес" не сохранился (он изображен на гравюре Израэля Сильвестра "Двор замка Фонтенбло"). Снежная фигура была выполнена 20 января 1494 г.
10) Несохранившееся "Распятие" ошибочно идентифицируется с двумя другими "Распятиями" в хоре и ризнице церкви Санто Спирито.
11) Пьеро Медичи был изгнан из Флоренции в ноябре 1494 г. Микеланджело жил в Болонье до весны 1495 г., о пребывании его в Венеции точные сведения отсутствуют; о раке св. Доменика см. биографии Джованни и Никколо Пизано в т. I "Жизнеописаний" и Якопо делла Кверча в т. II; работы Микеланджело ("Ангел" и фигуры святых Петрония, а также Прокла) на старом месте.
l2) Микеланджело возвратился во Флоренцию в конце 1495 г.; обе названные Вазари работы не сохранились ("Св. Иоанн" ошибочно идентифицируется со статуями в Берлине и в собрании Морган в Нью-Йорке, а "Купидон" с путтами в туринском музее и в академии Внрджилиана в Мантуе).
13) Картон со св. Франциском и мраморный "Купидон" не сохранились ("Купидон" ошибочно идентифицируется с находящимся в лондонском Музее Виктории и Альберта); "Вакх", выполненный в 1497-1498 гг., находится теперь в Барджелло.
14) "Оплакивание" находится и ныне в соборе св. Петра, в первой капелле справа; заказ на него был получен 26 августа 1498 г.; закончена группа около 1500 г. после смерти кардинала, умершего в 1498 г. Миланец Гоббо - скульптор Кристофоро Солари, о котором см. биографию Гарофало в т. IV "Жизнеописаний". Стихи Джован Баттисты Строцци Старшего (о нем см. биографию Аристотеле в т. IV "Жизнеописаний").
15) Речь идет о мраморе, над которым начал работать скульптор Агостино ди Дуччо, подрядившийся в 1464 г. высечь статую для хора Флорентийского собора; Микеланджело взял на себя обязательство 16 августа 1501 г. закончить работу в течение двух лет. Восковая и глиняная модели "Давида" хранятся во Флорентийском музее Буонарроти.
16) Статуя "Давида" была поставлена на площади Синьории 8 сентября 1504 г.; в 1873 г. она была заменена на площади мраморной копией и находится теперь во Флорентийской академии. Помощниками Сангалло при устройстве приспособлений для передвижения статуи были Баччо д'Аньоло и Кронака (о дальнейшей судьбе "Давида" см. также выше биографию Сальвиати); рисунок, о котором пишет Вазари, не сохранился. Вазари сравнивает "Давида" с наиболее известными античными статуями, находившимися тогда в Риме: речной бог "Марфорий" теперь в Капитолийском музее, "Нил" - в Ватиканских музеях, "гиганты с Монтекавалло" ("Диоскуры") на Квиринальской площади, "Тибр" - в Лувре.
17) Отосланный во Флоренцию бронзовый "Давид" не сохранился (в Амстердамском музее хранится фрагментарная бронзовая копия, в Лувре - подготовительный эскиз); тондо Таддеи теперь в Лондонской Королевской академии; "Мадонна Питти" (датируется 1513-1514 гг.) - в Барджелло; "Апостол Матфей", заказанный вместе с остальными одиннадцатью апостолами шерстяным цехом в 1503 г., хранится в незаконченном виде во Флорентийской академии (датируется 1506 г.).
18) Речь идет о мраморной "Мадонне Брюгге", законченной в 1504 г. и находящейся в церкви Нотр Дам в Брюгге. Тондо Дони, находящееся теперь в Уффици, написано, по всей вероятности, по случаю женитьбы Анджело Дони на Магдалине Строцци в конце 1503 или в начале 1504 г.
19) См. об этом также биографию Леонардо да Винчи в т. III "Жизнеописаний". Эпизод из пизанской войны ("Битва при Кашине") был заказан Микеланджело 29 июля 1504 г. Законченный в 1505 г. картон не сохранился, фреска не была написана; о работе дают представление только многочисленные гравюры и копии картона (в частности, выполненная Аристотеле да Сангалло, о чем см. его биографию), а также подготовительные рисунки, хранящиеся в Уффици и в Доме Буонарроти во Флоренции, в Лувре, Британском музее, оксфордском Ашмолеанском музее и венской Альбертине. Об Алонсо Берругете см. биографию Филиппино Липпи в т. II "Жизнеописаний", остальным перечисленным художникам Вазари посвящает биографии.
20) См. об этом биографию Бандинелли в т. IV "Жизнеописаний". В настоящее время от картона Микеланджело не сохранилось ничего.
21) Микеланджело был приглашен в Рим в марте 1505 г. О начале строительства нового собора св. Петра рассказано в биографии Джулиано да Сангалло в т. III "Жизнеописаний".
22) Микеланджело жил в Карраре с апреля по ноябрь 1505 г.
23) Рисунков Микеланджело, изображающих весь первый проект гробницы Юлия II (1505), не сохранилось. Наброски проекта 1513 г., нижняя часть которого повторяет, по-видимому, нижнюю часть первого проекта, хранятся в Уффици и Берлине. В Доме Буонарроти во Флоренции находится набросок проекта 1516 г., в Британском музее - рисунок с проектом 1526 г. Рисунки с отдельными частями гробницы хранятся в Уффици, в Доме Буонарроти, в Лувре, в Британском музее, виндзорском собрании и оксфордском Ашмолеанском музее. Работа над гробницей была прервана в 1506 г. в связи с поездкой Микеланджело в Каррару и возобновлена в 1508 г. Два "Пленника", отправленные во Францию, находятся теперь в Лувре, четыре - во Флоренции в академии; "Победа" - в Палаццо Веккьо, "Моисей" - в церкви Сан Пьетро ин Винколи (где архитектурные части обрамления внизу выполнил в 1513-1514 гг. Антонио дель Понте да Сьеве, наверху - в 1544 г. Пьетро Урбано).
24) Микеланджело уехал из Рима 17 апреля 1506 г. Работы по первому проекту 1505 г. подвигались вперед медленно с 1508 по 1513 г. В мае 1513 г. был утвержден второй проект, в июле 1516 г. третий проект, в апреле 1532 г. был заключен четвертый договор, в котором было указано местоположение гробницы в церкви Сан Пьетро ин Винколи и отмечено участие Монторсоли в работах; в пятом договоре, заключенном 20 августа 1542 г., участие Микеланджело ограничивалось одним "Моисеем".
25) О картоне см. прим. 19. Микеланджело приехал в Болонью в конце ноября 1506 г.
26) Статуя папы Юлия II была закончена летом 1507 г. и поставлена над дверьми церкви Сан Петронио в феврале 1508 г., в декабре же 1511 г. она была уничтожена во время народного восстания против правителей Болоньи Бентивольо.
27) Достоверность рассказанных Вазари анекдотов сомнительна.
28) Юлий II одобрил модель статуи 29 января 1507 г. (не сохранилась и голова статуи).
29) Об интригах Браманте говорится также в письме Доменико Росселли от 10 мая 1506 г.
30) Микеланджело возвратился в Рим в апреле 1508 г. и начал работы в Сикстинской капелле 10 мая того же года.
31) Картоны не сохранились, подготовительные рисунки к росписям капеллы хранятся в Уффици, Доме Буонарроти, Британском музее, оксфордском Ашмолеанском музее, собрании Тэйлер в Гаарлеме, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке и в музее Кливленда.
32) Первая половина потолка капеллы была раскрыта для обозрения, по свидетельству Кондиви, 1 ноября 1509 г., вторая половина (кроме пандусов и люнет) - 10 августа 1511 г., в октябре 1512 г. роспись была завершена полностью; работы продолжались около тридцати трех месяцев (в течение года с августа 1510 г. по август 1511 г. они не производились). Позднее две люнеты вместе с фреской Перуджино были уничтожены при расчистке стены под "Страшный суд" Микеланджело. О работах Рафаэля см. его биографию в т. Ill "Жизнеописаний".
33) См. ниже автобиографию Вазари (речь идет об апартаментах Льва X).
34) В точное описание Вазари можно внести лишь две поправки: композиция состоит по сторонам не из шести, а из пяти распалубков, первую сивиллу он ошибочно называет Эритрейской.
35) Юлий 11 умер 21 февраля 1513 гг.. Лев Х Медичи вступил на папский престол 11 марта того же года. Достроить фасад церкви Сан Лоренцо он решил во время своего пребывания во Флоренции в 1515 г. Составить проект фасада было в первый раз поручено в 1516 г. Микеланджело и Баччо д'Аньоло (см. его биографию в т. III "Жизнеописаний"). 19 января 1518 г. заказ вторично получил один Микеланджело. Рисунки его проектов сохранились в Уффици и в Доме Буонарроти, где хранится также деревянная модель фасада. Существуют также проекты фасадов Сан Лоренцо, принадлежащие Джулиано да Сангалло (в Уффици и флорентийской Национальной библиотеке), Баттисте Сангалло (в музее Викар в Лилле) и Якопо Сансовино (см. ниже его биографию). Все эти проекты были папой отвергнуты (Рафаэль в составлении проектов фасадов не участвовал). Микеланджело часто бывал в Карраре с ноября 1518 г. по апрель 1519 г. Фундамент фасада Сан Лоренцо был заложен в 1517 г., но 20 марта 1520 г. договор на сооружение фасада был расторгнут и работы более не возобновлялись.
36) В 1517 г. Микеланджело заложил открытую угловую лоджию флорентийского палаццо Медичи, выстроенного архитектором Микелоццо, придумав особую форму окон с консолями под подоконниками, получившую название "коленопреклоненных" ("ginnocchiati") и применявшуюся часто и позднее архитекторами позднего Ренессанса и маньеризма. Отделка внутренних помещений дворца Джованни да Удине и ставни Пилото (о котором см. биографию Бандинелли) не сохранились.
37) Война в Ломбардии между королем Франциском I и императором Карлом V продолжалась десять лет (1515-1525).
38) Лев X умер в конце 1521 г.. Адриан VI был папой полтора года (1522-1523). Климент VII Медичи - одиннадцать лет (1523-1534). Новая сакристия церкви Сан Лоренцо начала строиться по проекту Микеланджело в 1520 г. (архитектурные работы были закончены в 1534 г.). Вазари рассказывает в своей автобиографии, что он приехал во Флоренцию не в 1525, а в 1524 г.
39) Купол Новой сакристии был закончен в 1523 г., фонарь купола - в 1524 г.
40) Были осуществлены лишь две гробницы: Джулиано, герцога Немурского (умер в 1516 г.), и Лоренцо, герцога Урбинского (брата и племянника папы Льва X). Окончательный проект был утвержден 21 февраля 1521 г., работы начались в августе того же года и были приостановлены в 1526 г. В 1531 г. были готовы статуя Джулиано, "Аврора", "Сумерки" и "Ночь"; в 1534 г. Микеланджело уехал в Рим (вся скульптура сакристии заняла свои места лишь в 1559 г.). Проект библиотеки (Лауренцианы) был закончен в 1524 г., и в том же году началось строительство, которое было почти закончено в 1526 г., когда оно временно было прекращено. В 1530 г. строительные работы были возобновлены (лестницу, строившуюся в 1533-1534 гг., Амманати кончил в 1558- 1559 гг.), торжественное открытие библиотеки состоялось в 1571 г.
41) Пьетро Урбано из Пистойи был помощником Микеланджело с 1506 г. до, примерно, 1520 г. "Христос, несущий крест", заказанный 15 июня 1514 г. каноником собора св. Петра Бернардо Ченчи, был начат Микеланджело в 1520 г. и закончен в том же году Пьетро Урбано (находится на прежнем месте в римской церкви Санта Мариа сопра Минерва). Микеланджело был назначен главным комиссаром крепостных работ 6 апреля 1520 г., но работал фактически с ноября 1528 г. Остатки укреплений Флоренции сохранились у ворот Порта Сан Никколо, план укреплений хранится в Доме Буонарроти. В Ферраре Микеланджело был в августе 1529 г.; от несохранившегося оригинала "Леды" остались копии в Лондонской Национальной галерее и рисунки в Уффици и в Доме Буонарроти.
42) Статуя "Богоматерь с младенцем" была начата в 1521 г. и поставлена в Новой сакристии, где находится и теперь, в 1531 г.
43) Автор стихотворения - Джован Баттиста Строцци Старший (ответ Микеланджело дан в переводе Ф. И. Тютчева).
44) Осада Флоренции продолжалась с 24 октября 1529 г. до 12 августа 1530 г., Микеланджело уехал из Флоренции 21 сентября 1529 г. в сопровождении учеников Антонио Мини (умер в 1533 г., работал с Микеланджело в 1523-1531 гг.) и золотых дел мастера Пилото (о котором см. прим. 36). В одном из писем Микеланджело пишет, что привез с собой в Феррару не 12 тысяч, а 3 тысячи скудо; тициановский портрет феррарского герцога не сохранился (см. ниже биографию Тициана).
45) Конкурс проектов моста Риальто происходил в 1514 г. (см. биографию фра Джокондо и других веронцев в т. III "Жизнеописаний").
46) О колокольне Сан Миньято см. биографию Баччо д'Аньоло.
47) Модель "Геркулеса", сделанная в соревновании с Бандинелли, не сохранилась (см. биографию Бандинелли) - от нее остались лишь рисунки в Британском музее и оксфордском Ашмолеанском музее. "Давид" (а не "Аполлон") находится в Барджелло.
49) Все упомянутые Вазари работы (включая картоны для Сикстинской капеллы) пропали.
50) Две статуи, заказанные Триболо (см. его биографию в т. IV "Жизнеописаний"), остались незаконченными; Баччо (а не Рафаэль) да Монтелупо (см. его биографию в т. III "Жизнеописаний") сделал "Св. Дамиана", а Джованни Аньоло Монторсоли (см. выше его биографию) - "Св. Косьму". Обе последние статуи находятся в Новой сакристии Сан Лоренцо с 1559 г., модели Микеланджело не сохранились. О Кароте (Антонио ди Марко ди Джано) см. также биографию Перино дель Ваги и Понтормо в т. IV "Жизнеописаний"; о Баттисте дель Тассо см. биографии Триболо, Перино дель Ваги и автобиографию Вазари; о Баттисте дель Чинкве (который идентифицируется с Баттистой Боттичелли) см. биографию Триболо; о Чапино другие сведения отсутствуют. Работы Джованни да Удине (см. выше его биографию) не сохранились.
51) Микеланджело работал уже в 1535 г. (согласно документам) над "Страшным судом", который был открыт в первый день Рождества 1541 г. (подготовительные рисунки хранятся в Доме Буонарроти, в Ватикане и в Британском музее); фреска в церкви Санта Тринита не сохранилась; о каком сицилийском художнике упоминает Вазари - неизвестно.
52) Климент VII умер 25 сентября 1534 г., Павел III был избран папой 13 октября того же года.
53) О Томмазо Босколи из Фьезоле см. биографию Андреа Сансовино в т. III "Жизнеописаний" (статуя Юлия II - на старом месте); о Сандро Фачелли, прозванном Скерино, другие сведения отсутствуют; "Богоматерь с сыном на руках" была закончена скульптором Рафаэлем да Монтелупо (см. его биографию в т. III "Жизнеописаний"), которому принадлежат также "Пророк" и "Сивилла". Рисунки Микеланджело к этим работам хранятся в Британском музее и оксфордском Ашмолеанском музее. "Лия" и "Рахиль" в церкви Сан Пьетро ин Винколи были начаты самим Микеланджело и закончены его помощниками.
54) "Страшный суд" Микеланджело изображен на гравюре Беатризе Гизи и Мартино Роты из Шибеника (см. биографию Маркантонио Раймонди в т. IV "Жизнеописаний").
55) См. биографию Антонио да Сангалло Младшего в т. IV "Жизнеописаний". Росписи капеллы Паолина сохранились; "Распятие св. Петра" было закончено 12 июля 1545 г., "Обращение св. Павла" начато в марте 1546 г. и закончено в 1550 г.
56) Отделку капеллы Паолина выполняли Федериго Дзуккеро и Лоренцо Сабатини.
57) Укрепления Борго возводили по плану Микеланджело после 1546 г. Якопо Фаусто Кастриотто и Якопо Мелигини (см. также биографии Перуцци в т. Ill и Антонио да Сангалло Младшего в т. IV "Жизнеописаний", во второй биографии говорится и о воротах Санто Спирите).
58) "Оплакивание" (поздняя работа - 1550-1555 гг.) находится теперь во Флорентийском соборе.
59) Микеланджело был назначен главным архитектором строительства собора св. Петра 1 января 1547 г. и сохранил эту должность до конца жизни.
60) В своем проекте собора св. Петра Микеланджело возвратился к идее Браманте (см. его биографию в т. III "Жизнеописаний"), взяв за основу плана форму равностороннего ("греческого") креста. Однако в первоначальный проект Браманте им были внесены изменения: к самым существенным относятся укрепления подкупольных столбов и форма купола, деревянная модель которого сохранилась в музее собора. Строившие собор позднее архитекторы Виньола и Джакомо делла Порта несколько изменили полусферическую форму купола Микеланджело. Сохранилась и деревянная модель собора, сделанная согласно проекту Антонио да Сангалло, отвергнутому Микеланджело. Относящиеся к проекту собора св. Петра рисунки Микеланджело хранятся в Уффици.
61) Работы Микеланджело на Капитолии начались в 1537 г., полный проект ансамбля составлен около 1546 г. (он изображен на гравюре Дю Перика 1569 г., позднее в него были внесены некоторые изменения). Дворец Сенаторов был, в общем, выстроен при жизни Микеланджело, дворец Консерваторов достраивали архитекторы Томмазо Кавальери и Просперо Боккадополи, Капитолийский музей - архитектор Джироламо Рийнальди. Скульптурные аллегории рек были поставлены на площади в 1549 г. (вместо "Юпитера" там теперь "Минерва"), статуя Марка Аврелия перенесена на Капитолий в 1538 г.
62) В конкурсе карниза для палаццо Фарнезе кроме Микеланджело принимали участие Вазари, Перино дель Вага, Себастьяно дель Пьомбо. Карниз Микеланджело был осуществлен им в 1546-1547 гг. Весь дворец достраивал Джакомо делла Порта (мост выстроен не был). Скульптурная группа, получившая название "Фарнезский бык", была обнаружена в термах Каракаллы в 1546 г.; в настоящее время она находится в Неаполитанском Национальном музее.
63) О Себастьяно дель Пьомбо (Венециано) см. его биографию в т. IV "Жизнеописаний"; о Гульельмо делла Порта см. выше биографию Леони.
64) Павел III умер 10 ноября 1549 г., его гробница работы Гульельмо делла Порта - на прежнем месте.
65) Гробницы на прежнем месте (см. также автобиографию Вазари); рисунки, о которых далее идет речь, утрачены.
66) Диалог не сохранился.
67) Папа Юлий III подтвердил указ Павла III 23 января 1553 г. О "Бельведере" см. биографию Браманте.
68) Сонет 40.
69) Модель не сохранилась.
70) Письмо написано в апреле 1554 г.
71) Триболо был отправлен в Рим в конце 1549 г.
72) Письмо написано в сентябре 1558 г.
73) Марцелл II занимал папский престол всего три недели (с 1 по 23 мая 1555 г.), а Павел IV - четыре года (1555-1559).
74) Точная дата письма - 31 мая 1557 г.
75) О "приведении в порядок" "Страшного суда" см. выше биографию Даниэле Вольтерра.
76) Дата письма - 23 февраля 1556 г.; Урбано (точнее Франческо ди Бернардино Амадора из Кастель Дуранте), помощник Микеланджело с 1530 г., умер 3 декабря 1555 г.
77) О Саллустио Перуцци см. биографию Бальдассаре Перуцци. Микеланджело был в горах Сполето с сентября 1556 г. по сентябрь 1557 г.
78) Точная дата письма - 28 декабря 1556 г.
79) Речь идет о скульптурной группе "Оплакивание" (см. прим. 58); "Оплакивание целительницы лихорадки" находится в капелле Богоматери-целительницы лихорадки собора св. Петра; флорентийский гигант - "Давид"; Христос из Минервы - "Христос, несущий крест" в римской церкви Санта Мариа сопра Минерва. Франческо Бандини (умер в 1564 г.) - флорентийский скульптор и архитектор, близкий друг Микеланджело; Тиберио Кальканьи (1532-1565) - флорентийский скульптор и архитектор; Донато Джаннотти (1494-1563) - флорентийский историк.
80) Речь идет об "Оплакивании", известном под названием "Пьета Ронданини".
81) Пирро Лигорио (умер в 1583 г.) был в Риме в 1542 г., а в 1564 г. занимал должность главного архитектора собора св. Петра в Риме вместе с Джакомо Бароцци (Виньолой).
82) Дата письма - 19 сентября 1554 г.
83) Сонет 44.
84) Письмо написано 8 мая 1557 г.
85) Модель свода и рисунки не сохранились; письмо (недатированное) написано, по-видимому, 17 августа 1557 г.
86) О модели купола см. прим. 60; о Джованни Францезе другие сведения отсутствуют.
87) Колонн и пилястров не тридцать шесть, а тридцать две.
88) Причиной землетрясений считали подземные ветры, для выпуска которых в фундаментах зданий устраивались отдушины.
89) Павел IV умер 18 августа 1559 г.; Пий IV вступил на папский престол 25 декабря 1559 г.; Казино Пия IV было выстроено архитектором Пирро Лигорио в 1556-1562 гг. Гробница маркиза Мариньяно (Джован Джакомо Медичи) стоит в Миланском соборе (см. биографию Леоне Леони), медаль Леоне Леони также сохранилась, надпись на ней гласит: "Слепым укажу пути твои, и нечестивцы к тебе обратятся". "Геркулес, душащий Антея" не сохранился.
90) Портрет Микеланджело работы Буджардини не сохранился (существуют лишь копии в Доме Буонарроти и в Лувре); портрет Якопо дель Конте находится в парижском собрании Ше д'Эст-Анж; бронзовые рельефы - в Доме Буонарроти и в Лувре (см. также биографию Вольтерры).
91) Джованни Медичи приехал с Вазари в Рим в 1560 г. О работах Вазари в Палаццо Веккьо во Флоренции см. его автобиографию. Еще более подробно описаны они в его "Рассуждениях", которые он называет "Диалогом" и которые были изданы его сыном в 1588 г.
92) О работах Вазари в Большом зале Палаццо Веккьо см. его автобиографию, а также биографию Бандинелли. "Теоретическое вступление" см. в т. I "Жизнеописаний" ("Введение к трем искусствам рисунка"); упоминаемое Вазари письмо не сохранилось.
93) Ворота Порта Пиа достраивались в 1565 г. по рисункам Микеланджело 1561 г. Пьерлуиджи Гаэта и Джироламо Вальперча (один из рисунков хранится в собрании Тэйлер в Гаарлеме, рисунки других ворот не сохранились). Церковь Санта Мариа дельи Анджели строилась по проекту Микеланджело в 1563-1568 гг. (была перестроена в XVIII в. архитектором Ванвителли). Бронзовая дарохранительница находится в Неаполитанском Национальном музее (ее рисунок - в Доме Буонарроти); Якопо дель Дука, умерший в Палермо ок. 1601 г., был в Риме в 1542 г.
94) Церковь Сан Джованни деи Фьорентини начали строить Якопо Сансовино и Антонио да Сангалло Младший. Микеланджело составлял ее проекты в 1559 и 1560 гг. (рисунки в Доме Буонарроти и в Уффици).
95) О Тиберио Кальканьи и мраморном "Оплакивании" см. прим. 79. "Брут" находится в Барджелло, корниола не сохранилась.
96) Проекты и модели не сохранились (кроме рисунков, о которых см. прим. 94).
97) Строительство капеллы, начатое в 1564 г., закончено было в 1574 г., после смерти Тиберио.
98) О Пьерлуиджи Гаэта (см. прим. 93) и Чезаре Баттини из Кастель Дуранте другие сведения отсутствуют. Нанни ди Баччо Биджи (см. о нем биографию Леоне Леони) был назначен главным архитектором собора св. Петра в 1563 г.; Вазари был в Риме в 1566 г.; Пий IV занимал папский престол в 1559-1565 гг. Пий V - в 1556-1572 гг.
99) Микеланджело заболел 16 февраля, скончался 18 февраля 1564 г.
100) О работах Микеланджело для римских пап см. выше; турецкий султан Баязет обратился в 1506 г. к Микеланджело составить проект моста через Босфор; султан Селим I собирался в 1519 г. заказать ему живописные работы для Адрианополя; король Франциск I приглашал его во Францию. О сожженных работах Микеланджело говорилось в несохранившемся письме Даниэле да Вольтерра от 3 июня 1564 г., адресованном Вазари, и письме Даниэле брату Микеланджело от 11 июня того же года. "Книга рисунков" Вазари не сохранилась.
101) Картон, подаренный Альтовити, и портрет Томмазо Кавальери не сохранились; рисунки черным и красным карандашом хранятся в королевском собрании Виндзорского замка. Предполагается, что Себастьяно дель Пьомбо (см. также его биографию) писал по эскизам Микеланджело следующие картины: "Оплакивание" (теперь в Эрмитаже), "Воскрешение Лазаря" (в Лондонской Национальной галерее), "Бичевание Христа" (в римской церкви Сан Пьетро ин Монторио). Из двух упомянутых "Благовещений" первое не сохранилось, второе - на старом месте в сакристии церкви Сан Джованни ин Латерано; подготовительный рисунок Микеланджело для него хранится в Британском музее. О Марчелло Венусти см. биографию Перино дель Ваги, в собрании Корсини в Риме есть его "Благовещение", эскиз Микеланджело к которому также находится в Британском музее. Копия картона "Христос в Гефсиманском саду" - в Уффици, подготовленный к нему рисунок - в оксфордском Ашмолеанском музее; статуя "Победы" - теперь в Палаццо Веккьо, "Пленники" - во Флорентийской академии.
102) О Пьетро Урбано см. прим. 41, об Антонио Мини - прим. 44. Асканио из Рипы Трансоне - Асканио Кондиви, биограф Микеланджело (см. прим. 2).
103) Витториа Колонна (1490-1547) - ко времени знакомства с Микеланджело вдова Фердинанде Франческо Авалоса, маркиза Пескары, умершего в 1525 г. Поэтесса, автор сонетов, близких к Петрарке по форме, религиозных по содержанию.
104) Судьба упомянутых Вазари работ неизвестна.
105) "Венера с Купидоном" и "Noli me tangere" ("He тронь меня") не сохранились (картина Понтормо на первый сюжет - в Уффици, подготовительный рисунок Микеланджело ко второй работе - в кембриджском музее Фицвильям). Об Антонио Бечирелли (1499-1565) см. биографию Гарофало.
106) О Доменико Менигелли другие сведения отсутствуют. Упомянутые Вазари рисунки Микеланджело не сохранились.
107) Тополино (Доменико ди Джованни ди Бертино Фанчелли) родился в 1464 г.. последние о нем известия относятся к 1518 г. (из Перуджи). Упомянутые работы не сохранились.
108) Погребение происходило 19 февраля 1564 г.
109) Лионардо Буонарроти приехал в Рим 21 февраля 1564 г.
110) Дата письма Боргини - 2 марта 1564 г. Бюст Джотто работы Бенедетто да Майано (см. его биографию в т. II "Жизнеописаний") находится во Флорентийском соборе, гробница Филиппе Липпи - в соборе г. Сполето.
111) Бернардино Грацциани - по-видимому, Антон Франческо Грацциани (прозванный Ласка), основатель Академии делла Круска (1582).
112) О Дзаноби Ластрикати см. ниже "Об академиках рисунка".
113) О Джованни дель Опера и Баттисте ди Бенедетто см. "Об академиках рисунка".
114) О Мирабелло и Джироламо см. "Об академиках рисунка".
115) О Федериго Сустрис см. "Об академиках рисунка".
116) Приведенные Вазари латинский текст эпитафии и ее перевод не совсем идентичны.
117) О Лоренцо Шорини см. "Об академиках рисунка".
118) О Валерио Чоли см. "Об академиках рисунка", о Ладзаро Каламек других сведений нет.
119) Об Андреа Каламек см. "Об академиках рисунка".
120) О Пьеро Франча (Пьер Франческо ди Якопо ди Доменико Тоски) см. биографии Андреа дель Сарто в т. III "Жизнеописаний" и Монторсоли - выше; о Джованни ди Бенедетто дель Опера см. прим. 113.
121) О Микеле ди Ридольфо см. выше биографию Ридольфо, Давида и Бенедетто Гирландайо; о Баттисте дель Кавальери см. "Об академиках рисунка".
122) Надпись на дощечке гласит: "Подобных себе в статуях создает". Об Андреа дель Минга см. "Об академиках рисунка", об Антонио ди Джино Лоренци "Об академиках рисунка", а также биографию Триболо.
123) О Джованмариа Буттери и Поджини см. "Об академиках рисунка".
124) "Септизоний Севера" - памятник древнеримской архитектуры, до наших дней не сохранившийся; "Новый Рим" - по-видимому, реконструкции памятников Рима архитектора Пирро Лигорио, выпущенные в свет в 1552 г. О Санти Бульони см. биографии Триболо в т. IV и Верроккьо в т. II "Жизнеописаний".
125) О портрете Данте см. биографию Гадди в т. I "Жизнеописаний"; фра Джован'Аньоло - Монторсоли; стихотворная строка взята из "Божественной комедии" Данте (Ад, песнь IV); об Аллори см. "Об академиках рисунка".
126) О Баттисте Нальдини см. биографию Понтормо и "Об академиках рисунка".
127) "Ты наш учитель-отец, а в искусстве творец и наставник. Все указанья твои помнить мы будем всегда".
128) О Якопо Дзукки см. "Об академиках рисунка".
129) О Джованни Страда см. "Об академиках рисунка".
130) О Санти Тито см. "Об академиках рисунка".
131) О Буонталенти см. "Об академиках рисунка".
132) "С нами он жил на земле, но с небес снизошла к нему Благость".
133) "Встать не старайся! Лежи под ногами, проклятая Зависть!"
134) "Так он учил нас всегда красотой попирать безобразье".
135) "Вот мы пришли, Арно, печальные реки, Мучимые твоей раной, чтобы оплакать Славу, вырванную от мира".
136) О Томмазо Маццуоли из Сан Фриано см. "Об академиках рисунка".
137) О Стефано Пьери см. "Об академиках рисунка".
138) "Принуждает жестокая необходимость".
139) "Побеждает высокая доблесть".
140) "Трижды достоин он славы".
141) Надгробие Микеланджело находится во второй капелле правого нефа флорентийской церкви Санта Кроче, рисунки Вазари для надгробия были готовы в 1564 г. (от них сохранился набросок в оксфордском Крайст-колледже). Баттиста дель Кавальери (см. прим. 121) выполнил скульптурный портрет Микеланджело и фигуру; живописец Баттиста Нальдини написал фреской Христа (в 1578 г.). Работы в Санта Кроче производились в 1568-1573 гг.