Примечания
к "Жизнеописанию Мазаччо
из Сан Джованни ди Вальдарно, живописца"

Джорджо Вазари.

Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей, и зодчих.

    Томмазо (Мазо) ди сер Джованни ди Моне (Симоне) Кассаи, по прозванию Мазаччо, - флорентинский живописец; родился в местечке Сан Джованни ди Вальдарно 21 декабря 1401 г., умер в Риме в 1428 г. С 1422 г. - в цехе врачей и аптекарей, с 1424 г. - в сообществе живописцев св. Луки. В 1426 г. пишет полиптих в Пизе для церкви Кармине. В 1427 г. - во Флоренции, в 1428 г. уезжает в Рим, откуда в 1429 г. приходит известие о его смерти.

    Главная работа: фрески в капелле Бранкаччи флорентинской церкви Кармине (между 1424 и 1428 гг. с перерывом).

    Другие работы: части полиптиха церкви Кармине в Пизе: "Мадонна с ангелами" в Лондонской Национальной галерее, "Распятие" в Неаполитанском Национальном музее, "Св. Павел" в музее г. Пизы, "Св. Андрей" в собрании Ланцкоронского в Вене, "Поклонение волхвов" в Берлинском музее, "Святые Августин и Иероним" там же; "Мученичество святых Петра и Иоанна" там же, "Св. Юлиан и св. Николай" там же; "Св. Анна с Богоматерью и младенцем" в Уффици (может быть, в сотрудничестве с Мазолино); фреска "Троица с донаторами" в церкви Санта Мариа Новелла во Флоренции; "Мужской портрет" в музее Гарднера, Бостон, США.

    1) В Сан Джованни ди Вальдарно работ Мазаччо не сохранилось.

    2) "Мазаччо" в буквальном переводе значит "мазила".

    3) О работах Мазолино в капелле Бранкаччи см. его биографию; о работах Мазаччо там же см. ниже, прим. 17.

    4) Биографию художника Ридольфо Гирландайо см. в ч. III "Жизнеописаний". Находившуюся в его доме работу Мазаччо идентифицируют с "Исцелением бесноватого" в собрании Джонсон в Филадельфии (США).

    5) "Св. Анна" находится теперь в Уффици. После последней реставрации сотрудничество Мазолино признано еще более вероятным (ему приписывается сама Анна и ангелы по обеим сторонам).

    6) Работа из церкви Сан Никколо идентифицируется с "Благовещением" Мазолино в собр. Гольдман в Нью-Йорке.

    7) Фрески не сохранились.

    8) "Троица" в Санта Мариа Новелла сохранилась. При недавней реставрации расчищена нижняя часть фрески с гробницей, на которой лежит скелет Адама.

    9) Из работ в Санта Мариа Маджоре не сохранились "Св. Юлиан" (в Уффици) и часть пределлы (в музее Энгра в Монтобане).

    10) Пизанский полиптих Мазаччо сохранился; отдельные части его находятся теперь в разных местах: в Лондоне, Неаполе, Пизе, Вене, Берлине. В работе над полиптихом принимал участие ученик Мазаччо Андреа ди Джусто. Фреска возле дверей не сохранилась.

    11) Доска из дома Ручеллаи не сохранилась.

    12) Фрески в римской церкви Сан Клементе приписываются в настоящее время Мазолино. Вопрос об участии Мазаччо может быть решен окончательно лишь после того, как фрески будут целиком очищены от более поздних записей (возможно, что Мазаччо, чья рука усматривается в некоторых частях фресок, дописывал их после Мазолино).

    13) "Закладка церкви Санта Мариа Маджоре" находится теперь в Неаполитанской пинакотеке, 4 святых - в собр. Джонсон в Филадельфии.

    14) Биографии Джентиле да Фабриано и Пизанелло см. в ч. III "Жизнеописаний"; церковь Санто Янни - базилика Сан Джованни ин Латерано.

    15) Причина приглашения Мазаччо, по-видимому, была другая; "Св. Павел" Мазаччо не сохранился (как и "Св. Петр" Мазолино).

    16) Фреска "Освящение церкви Кармине" уничтожена; сохранились лишь копии XVI века.

    17) В работах по росписи капеллы Бранкаччи (Бранкаччи звали не Антонио, как говорит Вазари, а Феличе) во флорентинской церкви Кармине принимали участие в хронологической последовательности: Мазолино, Мазаччо и Филиппино Липпи. Разделение работы первых двух вызывает известные трудности. Судя по некоторым чертам, Мазаччо заканчивал после Мазолино фрески "Исцеление калеки" и "Воскресение Тавифы" и принимал участие в работе над фресками "Воскрешение царского сына" и "Петр в Аyтиохии", законченными Филиппино Липпи,

    Бесспорные шедевры Мазаччо, ставшие этапом в развитии итальянской живописи, - "Изгнание из рая" и "Взимание статира", а также фрески с изображением апостола Петра (крестящего, исцеляющего и оделяющего милостыней). Во "Взимании статира" один из апостолов (Фома) - портрет не Мазаччо, а, предполагают, заказчика Феличе Бранкаччи (которому тогда было 43 года); автопортрет же Мазаччо усматривается в фигуре безбородого юноши в красной одежде с фрески "Проповедь Петра с кафедры".

    18) Всем перечисленным художникам в частях II и III "Жизнеописаний" посвящены отдельные биографии (кроме Тото дель Нунциата, ученика Р. Гирландайо, и испанца Алонзо, как, по-видимому, назван учившийся и работавший в Риме и Флоренции Алонсо Берругете).

    19) Догадка Вазари об отравлении Мазаччо никаких оснований не имеет.

    20)

"Лахезис, о для чего ты, завистница, знамением черным

Срезала юный цветок нежный нещадным перстом?

Так, поразив одного, Апеллес поразил неисчетных:

Живопись лепость свою с этим одним погребла

Так, лишь солнце погаснет, все звезды на небе,

С этим погибшим, увы! Гибнет прекрасное все."

 

Перевод Ю. Н. Верховского

В начало