БиблиотекаАвторы
Новости
О нас
Журнал
Где найти
Библиотека
Ссылки
English
Гостевая книга
Библиотека


Рецензии

Без чувства племенного эгоизма



Лисова К.Л.
Народоведение: Учебное пособие для учащихся 9 кл. общеобразовательной школы.
– М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 286 с.: ил.

После прочтения пособия К.Л.Лисовой становится ясно, что на последней странице школьных дневников – там, где раньше была графа «Поведение», видимо, необходимо завести новую графу: «Любовь к Отечеству». И будут там красоваться «двойки» с «тройками» и «четверки» с «пятерками»…
Представляемое читателю пособие, как написано в его аннотации, предназначено «для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, факультативно изучающих этнографию. Цель пособия – познакомить учащихся с историей, культурой и бытом русского народа». Идея внедрения курса народоведения в московские школы зародилась в рамках программы возрождения национального или этно-культурного образования в столице, как это явствует по крайней мере из документов сайта правительства Москвы. А сама автор К.Л.Лисова, рассказывая о появлении замысла книги, пишет, что идея пособия возникла «в связи с насущной потребностью понять и почувствовать наше прошлое, проникнуть к глубинным корням, питающим сегодняшнее сознание и душу русского человека»
(с. 4.).
Первое, что бросается в глаза при чтении книги, – это чувство любви автора, конечно, искреннее и вполне понятное, ко всему, что связано для него с историей и культурой русского народа. Пособие написано в эмоциональном и пафосном стиле, и просто нельзя с некоторой тревогой не остановить взгляд на авторском посвящении: «Сыновьям с глубокой верой в то, что Отечество наше останется навсегда их главной любовью».
И соответственно главной целью книги оказывается вовсе не знакомство с нравами и бытом народа, что и предполагает отчасти курс этнографии. Нет, цель книги заключается в том, чтобы «помочь учителю воспитать у школьников любовь к Отечеству, его истории и нашим предкам, научить соблюдать нашу веру и наши обычаи, понимать смысл собственного бытия и нашего общего долга перед Родиной» (с. 6.). Цель благородная, но собственно к этнографии имеющая отношение, мягко говоря, опосредованное.
Итак, какими же средствами предлагается в пособии К.Л.Лисовой воспитывать любовь к Отечеству у подрастающих поколений? Главное средство, которое использовано в пособии, – неточное изложение материала.
В главе «Отечество» К.Л.Лисова рассматривает вопросы о происхождении восточных славян и Древнерусского государства и отмечает, что «древнерусская народность» возникла в IX–X веках в результате смешивания со славянами финно-угров, балтов и других племен и благодаря «особенностям мировоззрения славян – у них не было, по мнению историков, чувства племенного эгоизма и была «распахнутость» к другим языкам и народам» (с. 14.). Какие историки говорили о «распахнутости» славян, автор не поясняет. Автор затем не раз обращается к теме исключительных нравственных качеств русского народа, приводя при этом более чем сомнительные аргументы и факты. Так, говоря об основных признаках характера русского человека, К.Л.Лисова пишет: «Русский народ, создав самое большое в мире государство, не унизил ни один из встретившихся на его пути народов, даже самых малых, всех принял как братьев» (с. 284). О вечной проблеме России и Северного Кавказа, покорении малых народов Сибири и Чукотки предлагается не вспоминать.
Довольно много места занимает тема семейной жизни и домашнего быта русских людей. Начинается соответствующая глава с рассказа о ведении хозяйства и о положении женщин в русской семье. Положение женщин рисуется, что и правильно, довольно незавидное. Но затем в качестве образца поведения для лучшей половины человечества дается огромная цитата из раздела «Домостроя» «Похвала женам» (с. 70–71). Есть там и такие слова (привожу в неадаптированном виде): «...препоясавше крепко чресла своя утвердит мышца своя на дело и чада своя поучает, тако же и раб, и не угасает светилник ея всю нощь руце свои простирает на полезная». В результате обильного цитирования «Домостроя» создается впечатление, что все население допетровской Руси жило по его предписаниям. Между тем, «Домострой» возник в среде богатого боярства и купечества и служил нравственным кодексом правящему классу.
Далее речь заходит и о детском воспитании по «Домострою», но уже в параграфе «Народная педагогика» приводится опять огромная цитата из раздела «Как детям почитать и беречь отца и мать и повиноваться им и утешать их во всем» (с. 80). Но самое интересное так и осталось за страницами книги. Нельзя удержаться, чтобы
не процитировать первоисточник: «Казни сына своего от юности его и покоит тя на старость твою и даст красоту души твоеи и не ослабляи бия младенца, аще бо жезлом биеши его не умрет но здравие будет ты бо бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти… любя же сына своего учащаи ему раны да последи о нем возвеселишися казни сына своего измлада и порадуешися о нем в мужестве». В пособии о любви к Отечеству такое не напишешь.
Стоит обратить внимание на упомянутый параграф «Народная педагогика», способный вызвать не прилив чувств к Отечеству, а лишь волну недоумения. Со ссылкой на К.Ушинского там говорится, что «народная педагогика в основе своей содержит фольклорный… материал, в котором формулируется народный, русский национальный идеал. Этот идеал и является целью воспитания основной массы русского населения» (с. 77). Далее приводится пространная цитата из «Повести о разорении Рязани Батыем» с целью продемонстрировать, какими качествами обладали «славные мужи земли русской». На половине страницы мелким шрифтом, начиная со слов «Были они родом христолюбивы, братолюбивы, лицом прекрасны» и заканчивая словами «и милостыню неоскудную давали и ласкою своею многих… к себе привлекали, и к вере истинной обращали», через запятую перечисляются эти качества. А затем предлагается задуматься и ответить на вопрос: «Какие черты «из рода Владимира Святославича” можно считать признаками характера русского человека?» (с. 77–78).
Затем, очевидно, в развитие темы воспитания «основной массы русского населения» автор с умилением рассказывает о распространении детского труда «в патриархальной среде города и села»: «Уже малые дети работали много…» Вместе с взрослыми «дети шли в лес за дровами («Отец, слышишь, рубит, а я отвожу»)… А с семи-восьми лет труд становится основным занятием крестьянского ребенка. И, наверное, не случайно, что почти во всех колыбельных песнях звучит пожелание здоровья, силы и красоты. Это было важно, ведь выживали здоровые, сильные и выносливые… Крепли в раннем труде…» (с. 78).
Еще один занимательный момент. В книге о культуре русского народа при всем обилии фактического материала нет ни одной иллюстрации. Из пособия можно понять, что где-то существует комплект из 24 слайдов к этому замечательному курсу 2001 года издания, но вместе с пособием он не продается. Там же, где должны быть иллюстрации, читаем, например: «Заглянуть в мир старой Руси помогают живописные полотна…» (с. 36). И далее следует авторское описание одной из картин художника А.Рябушкина. Пусть даже и хорошее описание (вообще описания быта и жизни русских людей К.Л.Лисовой действительно удаются), но визуальный ряд все же необходим.
К сожалению, помимо иллюстраций в книге отсутствует многое из того, что могло бы стать ее содержанием. Ничего не сказано о проблеме двоеверия русского народа. О фольклоре всего несколько страничек. О суевериях, приметах, заговорах, вообще о народном мировоззрении – о чем написаны тома и что как раз составляет характер русского народа – с точки зрения этнографии нет почти ничего.
Глава с названием «Годовой цикл труда, развлечений и праздников» построена вовсе анекдотично. «Многие апрельские и майские праздники, обряды и обычаи связаны с пробуждающейся и расцветающей природой», пишет автор на стр.106. Хорошо. Но не 9 же мая. «С этим днем связан прилет ласточек, начинают прислушиваться к голосу кукушки. Можно приметить, в каком ухе кукует: в левом – к добру, в правом – к неудачам» (с. 107). То есть 9 мая – это праздник земледельческий. Интересно, что об этом думают те, кто брал Берлин?
Не знаю уж, что в этой главе понимается под развлечениями. Кроме описания русской свадьбы и «погребально-поминальных обрядов», там больше ни о чем не говорится. Где-то в другом месте упоминаются кулачные бои, говорится и о детских играх – игре в «бабки», катании пасхальных яиц, городках, о куклах, в общем, об игрушках. Ничего не сказано о других, не менее распространенных играх (очевидно, как слишком подвижных и азартных) – об игре «ножом в тычку», которую все мальчишки знают с детства, о чехарде, об игре в кости, шахматах, шашках, такой старинной русской забаве, как катание на качелях, в конце концов, о картах. Хоть царь Алексей Михайлович в карты играть запрещал, но почему бы об этом не рассказать?
На странице 285 К.Л.Лисова продолжает: «В нашей этнической культуре идеалом является личность, умеющая страдать». То есть терпение – это основа русского характера. Но, во-первых, личность, «умеющая страдать» – это скорее идеал общей религиозной христианской культуры, во-вторых, какое отношение к страданию имеют пословицы, такие как «Терпение и труд все перетрут», приводимые автором в подтверждение своего тезиса? Неужели все это из любви к своей истории?
2005 г.

Александр Аверюшкин

Подписка на новости сайта


Все права на материалы сайта принадлежат редакции журнала "Скепсис". Копирование публикаций приветствуется при наличии ссылки на Scepsis.ru, коммерческое использование возможно только после согласования с редакцией.
Rambler's Top100
Разработка сайта: Rust2D и Atheism.Ru