Назад     Далее     Оглавление     Каталог библиотеки

деятельности дошкольников.


Рисование в воздухе кистями и пальцами рук. Смысл этого задания явствует из его названия. Главной областью применения задания служат занятия по изобразительной деятельности и конструированию. Ограничимся только одним замечанием. Поскольку ребенок не сталкивается с необходимостью отчетливо фиксировать свой образ на бумаге со всеми вытекающими отсюда проблемами и трудностями, перед ним могут ставятся более сложные, чем в обычных условиях, "изобразительные" задачи. Можно предлагать детям "рисовать" целые "картины". В любом случае это будет способствовать расширению их творческих изобразительных возможностей. Целесообразно выполнение данного задания под музыкальное сопровождение, передающее характер искомого образа (образов). Наряду с этим детям можно предложить "порисовать" в воздухе носом, головой, плечом, локтем, ногами и т.д.


Упражнение "Радужныеаа брызги". Встряхиваниеарасслабленных кистей в различном ритме, имитирующее разбрызгивание капель воды. При этом дети пытаются "обрызгивать" друг друга. Далее им предлагается представить то, как капли воды разлетаются в разные стороны, переливаясь на солнце всеми цветами радуги. Детям задаютсяа вопросы: "Куда летят брызги?"; "Какого они цвета?". Затем детей просят "построить" радугу из водяных капелек, любуясь их цветом и блеском.


Это упражнение развивает воображение детей, способствуют формированию культуры эмоционального переживания, повышает общий физиологический тонус ребенка. Оно предназначено для использования прежде всего на занятиях по изобразительной деятельности, музыке, ритмике.


Лепим умелую и уверенную руку. Ребенку предлагается побывать в роли скульптора, который воплощает в материале свои представления о таких человеческих качествах, как умелость и уверенность. "Материалом" же является рука самого ребенка (правая или левая - соответственно для правшей и левшей). Другая рука выполняет "ваятельские" функции. "Ваятель" разминает глину, добиваясь пластичности "материала" (руки). Затем, работая с каждым пальцем (разминая, разглаживая его), он придает ему особый "характер". Большой палец должен быть сильным, добрым, выступающим основой и опорой для всех остальных (это - "папа"). Указательный палец - строгий, следящий за порядком, контролирующий (это - "мама"). Средний палец - главный помощник родителей - "старший брат". Безымянный палец - кроткая, немногословная, но очень трудолюбивая "сестричка". Мизинец - маленький помощник всех остальных членов семьи, хотя иногда довольно непослушный (это - "младший братик"). Только такая крепкая семья может решать сложные задачи, уверенно преодолевать возникающие при этом трудности. После того, как "скульптор" поработал с пальчиками, он оценивает свое "творение" в целом (ощупывает, поглаживает не только пальцы, но и ладошку, тыльную сторону руки и др.).


Данное упражнение способствует развитию воображения, уверенности в себе в ходе решения каких-либо новых задач, созданию положительного эмоционального настроя, активизации биологически активных точек кожи, расположенных на руке. Его рекомендуется применять на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, при обучении игре на музыкальных инструментах, овладении элементарными навыками письма - преимущественно в тех случаях, когда детям для усвоения предлагается новый материал.


Старшая и подготовительная группа, первый класс


"Прикосновение". Упражнение, способствующее повышению успешности в выполнении изобразительных действий. Дети производят движения кистями рук под стихотворное сопровождение:


Мы так долго рисовали -
Наши пальчики устали,
Мы немного отдохнем,
Снова рисовать начнем.


(Встряхиваем кисти рук.)


Что за странное явленье?
Появилась вдруг стена -
Очень прочная она.


а(С усиленным напряжением давим на воображаемую стену.)


Это дверь или окно? -
Нама проверить суждено...


(Разглаживая воображаемуюа поверхность,а рисуем ладошками формуапрямоугольника, квадрата.)


Когда же "проверка" завершена:


Это все-таки окно,
Только грязное оно!
Ну, друзья, помоем стекла -
Станет в комнате светло.


(Круговые движенияаа поа воображаемомуа стеклу,а движения вверх-вниз, из стороны в сторону.)


Дело сделано на славу!
Время отдохнуть пришло.


(Встряхивая кисти,аа расслабленноа манипулируема пальцами рук.) 


После некоторой паузы дети приступают к выполнению изобразительной деятельности.


Лепим добрую и нежную руку. Ребенку предлагается "вылепить" из собственной руки (путем ее разглаживания, разминания, похлопования и т.д.) добрую и нежную руку близкого человека - мамы, папы, бабушки, дедушки и др. Затем он должен оценить свою "работу", попытавшись прислушаться к вновь возникшим телесным ощущениям. Для этого ребенку могут быть заданы вопросы типа: "Какой стала твоя рука?", "На чью руку она похожа?", "Как ты об этом догадалася?" и т.д. В целях развития эмоционального воображения,а эмпатии, чувства психологическойа защищенности и уверенности в своих силах это задание используется на всех занятиях и уроках,а связанных са организацией продуктивной и трудовой деятельности, при формировании первоначальных умений письма.


II. ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКИХ МЫШЦ ЛИЦА И МИМИКИ


К сожалению, в традиционной практике занятий в дошкольных учреждениях развитию мелких мышц лица и мимики уделяется более чем скромное место. В итоге даже при выполнении тех


Далее...Назад     Оглавление     Каталог библиотеки