УЧЕНИЕ: ДВИЖЕНИЕ, ФАНТАЗИЯ, ЗДОРОВЬЕ
(двигательно-оздоровительные моменты на занятиях в дошкольном учреждении и уроках в начальной школе)
Предлагаемый материал подготовлен на основе текста рекомендаций по организации двигательно-оздоровительных моментов на нефизкультурных занаятиях дошкольников в группе (см.: Кудрявцев В.Т., Нестерюк Т.В. Организация двигательно-оздоровительных моментов на занятиях дошкольников в группе. М., 1998). аЭти рекомендации разработаны в русле образовательного проекта "Рекорд - Старт" (подробнее см.: Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание.1997 - 199, а также: Кудрявцев В.Т. лРекорд-Старт». Программа дошкольной ступени в системе гимназического образования. М., 1998; Он же. Программа двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет. М., 1998).
Рекомендации могут быть использованы на занятиях по по изобразительной деятельности, развитию речи, элементарных математических представлений и др. Некоторые из предлагаемых упражнений, заданий и игр допустимо использовать при проведении разных видов занятий, т.к. по своим целям они носят многофункциональный характер, а также на уроках в начальной школе (особенно - в первом классе).а
На дошкольных занятиях и школьных уроках традиционно применяются так называемые "физкультминутки" (вспомним знакомое с детства: "Мы писали, мы писали...."). Ничуть не оспаривая значимости этой формы работы, отметим, что ее собственно развивающе-воспитательный, равно как и оздоровительный, эффект чаще всего невелик. Правда, в целом она и не рассчитана на получение подобных эффектов. Ее задачи - иные: способствовать снятию психического (интеллектуального и эмоционального) перенапряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой, повышению общей работоспособности и т.д.
Раскрываемые в данных рекомендациях нетрадиционные формы работы наряду са решением этих задач служат достижению и более широких воспитательно-оздоровительных целей.а Среди последних следует особо выделить:
развитие осмысленности, эмоциональной регуляции и произвольности тех движений и действий ребенка, формирование которых осуществляется на данном занятии;
обогащение творческого потенциала детей, прежде всего - возможностей их воображения;
создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности;
культивирование у детей ценностного отношения к своим и чужим психическим и физическим возможностям, формирование осознания их значимости и уникальности.
Таким образом, эффективность двигательно-оздоровительных моментов определяется тем, насколько они способны внести свой вклад в общее физическое и психическое развитие ребенка.
Среди конкретных форм работы в рекомендациях представлены материалы по развитию мелких мышц руки и лица, мимики, элементы психогимнастики, физкультминутки. Ниже приводятся варианты каждой из них. В разработке материалов принимала участие Т.В.Нестерюк.
I. УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКИХ МЫШЦ РУКИ
Среди разнообразных двигательно-оздоровительных моментов особое место принадлежит тем из них, которые связаны с развитием мелкой моторики руки. Развитие этой моторики имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. Оно неоднократно подчеркивалось психологами, педагогами, физиологами, медиками. В частности, уровень сформированности мелкой моторики во многома определяета успешностьа освоения изобразительных, музыкально-исполнительских,аа конструктивныхаа и трудовых умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и др.
Однако этот развивающий потенциал может быть реализован лишь в том случае, если движения рук ребенка будут носить осмысленный характер, а сами руки станут своеобразными орудиями детского воображения. Активно участвуя в порождении и передаче образов воображения, движущиеся руки способны в буквальном смысле слова приоткрыть дверь в завтрашний день ребенка и очень многому научить его голову. Впрочем, по словам великого немецкого мыслителя И.Канта, рука является как бы вышедшим наружу головным мозгом. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать, что именно мелкие мышцы руки подобны высшим отделам коры мозга, обеспечивающим работу мысли и функции речи.
Из этого мы исходим, рекомендуя педагогу нижеследующие упражнения и задания. Добавим лишь одно. Желательно, чтобы ребенок не только создавал и воплощал посредством движений собственных рук те или иные образы, но и еще и эмоционально вживался в них, больше того, входил в целостное психосоматическое состояние, задаваемое образом, прислушивался к своим телесным ощущениям.
Средняя группа
Мытье рук. Попробуем вместе с детьми проимитировать процедуру мытья рук под струей воды с разным напором. Итак: напор - нормальный. Движения рук - широкие, неспешные, плавные... Но вдруг напор уменьшается. Движения становятся более сосредоточенными и немного напряженными - воду приходится специально растирать по поверхности рук,а следя,а чтобыа был промыт каждый участочек этой поверхности. И вот уже струйка совсем "отощала". Мы с силой втираем воду в кожу, напряженно смыкая поверхности обеих рук; возможно, начинаем торопиться (а вдруг вообще выключат воду?). Но неожиджанно напор вновь становится нормальным и мы опять моем руки привычным способом. Задание повторяется. Здесь важно вызвать у детей ощущение контраста. Задание может быть включено в занятия, так или иначе связанные с организацией продуктивной и музыкальной (музыкально-ритмической)
Далее... | Оглавление Каталог библиотеки |