ОЛИМПИЕВА Елена Вячеславовна
ТЕАТР КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Специальность 09.00.04.- эстетика
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата философских наук
Екатеринбург 1999
Работа
выполнена на кафедре истории философии
философского факультета Уральского
государственного университета им. А.М.Горького.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Уральского государственного университета им. А.М.Горького.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Данная диссертация представляет собой попытку анализа взаимосвязей теоретического театрального наследия Серебряного века и художественно-философских исканий эпохи.
Актуальность предпринятого исследования определяется, прежде всего, тем, что богатейшее теоретико-практическое театральное наследие Серебряного века, оказавшее влияние на множество ярчайших явлений в истории отечественного и мирового искусства и повлиявшее на русскую художественную культуру последующих периодов, до сих пор остается вне должного внимания исследователей, как важная составная часть духовной жизни России.
Театр Серебряного века современниками и исследователями всегда воспринимался как явление, выходящее за рамки истории собственно театрального искусства. Практически все процессы, происходящие в русской культуре рубежа веков, находят отражение в театральной жизни. Так вопрос о сохранении и разрушении традиций, о поиске новых путей в искусстве существует в театре не менее остро, чем в других искусствах и с той же широкой палитрой проблем: от фундаментального вопроса "что есть театральное искусство и каковы его цели и задачи?" до поиска новых средств сценической выразительности. Театр рассматривается, как модель художественных, философских, социальных преобразований. Формирующийся новаторский театр зачастую служит источником такого рода экспериментов.
Театр, начиная с основоположника современной европейской науки о театре Макса Германа, рассматривается не только как искусство, но как совокупность эстетических, художественных, социальных экономических и прочих ипостасей и функций. Определенные этапы развития театра более явственно выявляют эту комплексность театра. Насущная потребность театра реагировать на изменения художественных пристрастий, на политические, экономические, социальные процессы, происходящие в обществе, позволяет через призму театра рассматривать как общекультурную ситуацию той или
иной эпохи, так и выявить закономерности взаимовлияния различных элементов культуры на обобщающем теоретическом уровне.
Возрождающийся в последние годы интерес к национальной культуре и к восстановлению целостной картины духовной жизни страны в первые десятилетия XX века во всем ее многообразии и противоречивости диктует необходимость введения в научный оборот идей, положений, поисков, связанных с театром, и не получивших достаточного освещения, а также переосмысления роли и места тех театральных исканий, которые, казалось бы, достаточно хорошо изучены.
Одним из таких малоизученных аспектов в наследии театрального искусства Серебряного века является взаимосвязь театральной новаторской практики и художествен но -философских исканий русских младосим вол истов, выразившаяся в театральных теориях Вяч.Иванова и А.Белого. Эти теории традиционно рассматриваются лишь как часть философского наследия их авторов и остаются до сих пор вне должного внимания историков театра и историков культуры.
Обращение к художественно-философскому наследию Серебряного века обосновано с точки зрения потребностей современной эстетики, театральной теории и практики. Многие идеи, возникшие на новаторской почве Серебряного века, позже получили развитие в общественно-политической, философской мысли. А в театральной теории и практике усматриваются параллели с такими направлениями сценического искусства XX века как театр Абсурда, Театр Психодрамы, театр Постмодерна, не говоря об общепризнанном влиянии на развитие отечественного театра и драматургии. Таким образом, закономерно рассматривать обращение к театральному наследию Серебряного века, как восстановление непрерывности диалога прошлого и современности, являющегося непременным условием единства духовной жизни. Кроме того, рассмотрение эстетических идей театра Серебряного века представляется актуальным и при рассмотрении возможных параллелей с современной театральной эстетикой.
Степень изученности и теоретическая база исследования. Опыт рассмотрения театральной проблематики Серебря-
4
ного века, как части единого потока русской культуры рубежа веков, в большей степени характерен для исследований последних лет. Это вызвано значительным расширением источ-никовой базы в последнее время, а так же стремлением восстановить сложную и многообразную духовную жизнь России начала века во всей полноте и взаимосвязи явлений. Лишь последние 5-10 лет театр стал рассматриваться как явление не только искусства, но духовной, общественной жизни своего •* времени, в тесной взаимосвязи не только с другими искусствами, но и с экономикой, политикой, эстетикой, психологией, а философией начала XX века. Автор считает необходимым от-^-метить труды театроведов - современников рассматриваемого ** периода, прежде всего работы А.Р.Кугеля, Н.Е.Эфроса и '^ Л.Я.Гуревич. -т
Среди исследователей 1930-80-х годов необходимо J упомянуть П.А.Маркова, Н.Г.Зографа, М.Н.Строевой, "•-Т.К.Шах-Азизовой, И.Виноградской. Необходимо отметить^-! монографии Г.Ю.Стернина "Художественная жизнь России '" 1900-1910-х годов", К.Л.Рудницкого. "Русское режиссерское искусство, 1898-1917г.", М.Н.Пожарской "Русское театрально-декорационное искусство конца XIX - начала XX веков", статьи Т.М.Родиной и А.Тамарченко.
В свете темы настоящей работы стало необходимым изучение круга литературы, посвященной, помимо истории театрального искусства и театроведению, вопросам филосо- •> фии культуры и искусства, эстетики, психологии искусства, '• игрового начала в культуре, взаимоотношений театра и публики, социологии театра. Это работы М.М.Бахтина, А.Ф.Лосева, ! Й.Хейзинги, Г.Шпета, а также П.М.Ершова, Л.С.Выготского, А.И.Мазаева, Е.Б.Муриной, Г.Г.Гадамера, Я.Мукаржовского, М.С.Кагана, В.Дильтея, П.Козловски, Н.С.Гуревич и других.
Рассмотрение театральных исканий в соотнесении с философскими исканиями эпохи определило обращение к трудам Н.А.Бердяева, В.С.Соловьева, В.И.Иванова, А.Белого, Д.В.Философова, Д.С.Мережковского, А.А.Блока, Р.Вагнера. Проблема воссоздания атмосферы театральной жизни эпохи и рассмотрение театра в тесной связи с другими искусствами обусловили обоашение к тоулам. посвященным пазличным
аспектам художественной жизни, а также взаимоотношениям театра с другими искусствами. В частности, к работам А.Н.Бенуа, С.Зноско-Боровского, М.В.Давыдовой, М.Н.Пожарской, Л.А.Рапацкой.
Основными источниками при написании диссертации послужили теоретические работы ведущих деятелей театра Серебряного века, таких как К.С.Станиславский, В.Э.Мейерхольд, Н.Н.Евреинов, А.Я.Таиров.
Реконструкции атмосферы театральной жизни Серебряного века во многом способствует обращение к таким источникам, как воспоминания и материалы периодической печати. В диссертации, в силу специфики работы, была использована незначительная часть опубликованных мемуаров деятелей театра начала века. Это воспоминания К.С.Станиславского, В.И.Немировича-Данченко, А.Н.Бенуа, А.Я.Головина, А.Г.Коонен. Из использованных в работе материалов периодической печати, прежде всего, следует отметить еженедельник "Театр и искусство", выходивший под редакцией А.Р.Кугеля, а также такие издания, посвященные театру, как "Обозрение театров", "Театральная газета", "Актер", а кроме того общехудожественные издания: "Мир искусства", "Аполлон", "Весы", "Золотое руно".
Цель и задачи исследования. Основной целью предпринятого исследования является изучение эстетической проблематики феномена драматического театра Серебряного века, в связи с исканиями русской художественно-философской мысли того времени. Общая цель исследования конкретизируется в поставленных задачах:
• Определить место театра в художественно-' философских и эстетических исканиях Серебряного века.
• Раскрыть важнейшие тенденции сотрудничества театра и философии Серебряного века.
• Рассмотреть теоретические и практические искания театрального новаторства в контексте поливариантности понимания роли и места театра.
• Исследовать понимание концепции "театральности" в различных театральных моделях ведущих режиссеров драматического театра.
6 ' ^
Методологической основой работы, способствовавшей реализации целей и конкретных задач исследования, послужил сравнительно-исторический подход в сочетании с использованием элементов искусствоведческого, театроведческого, источниковедческого анализа.
Новизна научного исследования. Данная диссертация представляет собой опыт рассмотрения театральных экспериментов Серебряного века, как составляющей части художественно-философских и эстетических исканий эпохи, что конкретизируется следующими аспектами:
1. Работы, посвященные театральному искусству, носят описательный, эмоциональный характер, что связано со спецификой театра как эмоционального, зрелищного, сиюминутного искусства, воздействующего не столько на рациональное начало в человеке, сколько на чувственно-эмоциональную сферу, что и вызывает основные сложности при анализе явлений театра. Автор в своем исследовании стремится найти в чувственной сфере рациональное начало, через рассмотрение художественно-философских теорий, что дает возможность провести теоретический анализ проблем театрального искусства Серебряного века и проследить взаимосвязь философии и театра в системе духовной культуры эпохи.
2. Стремление Серебряного века к целостности, органичности, как некому эстетическому и философскому идеалу рассматривается как одна из наиболее значимых характеристик времени большинством исследователей. Особое тяготение искусств друг к другу, стремление к созданию синтетического произведения искусства и роль в этом процессе театра также отмечается исследователями-театроведами. В настоящем исследовании предпринимается попытка рассмотрения более глубоких, философских оснований театрального синтеза, через сравнение театральных концепций символизма и конкретных театральных воплощений, представляющих целостную эстетическую концепцию.
3. Особое внимание автор в своем исследовании уделяет концепции театральности, которая обычно искус-
7
ствоведами рассматривается с точки зрения влияния театра на другие искусства. Автор включает театральность в круг философско-художественной проблематики театра, а также рассматривает различные варианты понимания театральности ведущими режиссерами Серебряного века и судьбы этих идей в истории эстетики.
Результаты, заключающие в себе научную новизну, могут быть сформулированы в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Театр становится одной из важнейших составляющих художественно-философских концепций, прежде всего концепций Вяч.Иванова и А.Белого, благодаря возможности воплощения в театре жизнетворческих идей.
2. Рассмотрение взаимосвязи театрального новаторства и художественно-философских исканий возможно в следующих направлениях:
- театр, как формообразующая составляющая некоторых художественно-философских концепций символизма (концепции Вяч. Иванова и А.Белого)
- обращение к театру, как к возможности воплощения синтетических исканий
- стремление вывести театр за пределы искусства, которое прослеживается в концепциях театральных деятелей рассматриваемого периода, а наиболее ярко выражается в концепции театральности Н.Евреинова.
3. Автор считает, что поливариантность театральных теорий находится в тесной взаимосвязи с поливариантностью художественно-философских идей, включающих театр в свою орбиту, что оказывает влияние на многообразие и разноплановость задач, стоящих перед новаторской театральной практикой.
\. Переосмысление понятия «театральности» находится в непосредственной связи с переосмыслением места и роли зрителя в театре, который воспринимается как важная составляющая театрального творчества. Многовариантность трактовок понятия «театральности» ведущими режиссерами драматического театра связана с теми моделями театра, которые разрабатывают эти режиссеры.
5. Автор считает, что наиболее ярким проявлением философского потенциала театра Серебряного века, как на
уровне театральных концепций, так и на уровне театральной практики, решающей конкретные творческие задачи, является идея театральности Н.Евреинова. Понимание Ев-реиновым театральности как качества, изначально присущего человеку и реализация им идеи «театра для себя» следует рассматривать как одну из попыток реализации жизнетворческих возможностей театра.
Практическая значимость диссертации. Результаты диссертационного исследования позволяют более высоко оценить феномен театра и проблему театральности в контексте русской художественно-философской и эстетической мысли конца XIX - начала XX века. Материалы и теоретические выводы, сделанные в работе могут быть использованы в научных исследованиях по эстетике, теории и истории культуры, театроведческих дисциплинах, исследованиях по истории русской философии, а также при разработке спецкурсов и лекций по данной проблематике.
Апробация работы. Материалы диссертации легли в основу докладов, которые были прочитаны на научно-практической конференции "Проблемы образования одаренных учащихся (Екатеринбург, 1995 г), городских педагогических чтениях "Педагогика развития в образовательной практике. Психолого-педагогические условия раскрытия и развития возможностей ребенка и школьника" (Екатеринбург, 1997 г.). результаты диссертационного исследования были опубликованы в виде статей в сборнике "Культура XX века: персоналии и проблемы" (Уральский госуниверситет, 1997 г.) и в журнале "Гуманитарный вектор" (Чита, изд-во Забайкальского гос.пед.ун-та, № 2, 1997 г.).
Материалы диссертации были использованы автором в проведении слецсеминара "Материалы государственных архивов как источник по истории театра Серебряного века" на историческом факультете Уральского госуниверситета. Диссертационная работа обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры этики, эстетики, теории и истории культуры философского факультета Уральского госуниверситета.
Объем и структура диссертации. Структура диссертации определяется целями, поставленными задачами исследо-
9
вания. Диссертация изложена на страницах машинописного текста, включающего введение, 2 главы, заключение и список литературы и источников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении определяется предмет, избранный для рассмотрения в данной диссертации, формулируются цели и задачи исследования, рассматривается научная разработанность темы, дается литературно-библиографический обзор проблемы.
Глава 1. - "Место драматического театра в художественно-философских исканиях Серебряного века" -посвящена изложению и анализу специфики театрального новаторства и его взаимосвязи с театральными концепциями символизма. Автор представляет к рассмотрению наиболее целостные театральные концепции символизма, разработанные А.Белым и Вяч.Ивановым. Данные концепции рассматриваются автором в контексте основных тенденций развития новаторского театра и теоретике-практических поисков ведущих театральных режиссеров эпохи.
Как и для всей культуры России Серебряного века для театра выход из кризисного состояния конца XIX века был связан с новыми подходами к казавшимся ранее незыблемыми основам. Театр перестает быть вторичным по отношению к литературе, призванным "реализовывать литературный образ, стремящейся к натуральности"1. Автор отмечает, что стремление театра вернуться к своему изначальному предназначению и стать зрелищем находится в тесной связи с восприятием театра как особой формы культурной коммуникации. Эта особенность нового театра вполне осознавалась современниками: "Театр - самая могущественная кафедра для общения с целыми толпами людей одновременно"2.
1 Шпет Г. Театр как искусство //Вопросы философии, 1987, №И,с.82)
2 Станиславский К.С. Собр. Соч. Т.5, с.517
10
К проблемам, требующим переосмысления в театральном искусстве, относятся проблемы демократизма и элитарности, традиций и новаторства в культуре, В решении этих проблем театр явно тяготеет не к противостоянию, а к поиску компромисса, чем и обуславливается сохранение и развитие русских театральных традиций в новом театре.
Благодаря новаторскому характеру развивающейся режиссуры и революции в драматургии театр занял одно из ведущих мест в художественной жизни рубежа веков. Переосмысление понятия художественной реальности в театральном искусстве, стремление расширить объем действительности, подлежащей сценическому изображению, попытки дать некую новую мировоззренческую модель, новое понимание условности сценического творчества - все эти особенности определили место театра в интеллектуальной жизни эпохи.
Принятое для европейского театра рубежа веков, противопоставление натуралистических и символистских концепций для русского театра очень условно. Автор подчеркивает, что в силу национальной специфики натуралистические и символистские театральные концепции, теоретически взаимоисключающие друг друга, имели и общие точки соприкосновения.
Одной из наиболее значимых позиций, фактически определяющих принадлежность театральной концепции к тому или иному "лагерю" было понимание театральной реальности. Проблема художественной реальности в театре выступает, как одна из основных проблем из числа тех, которые предстояло решать новому театру. Для театрального искусства понятие "художественная реальность" гораздо конкретнее, чем в других искусствах воспринимается как обозначение особого мира, создаваемого театром. Этот театральный мир - своего рода "вторая реальность"', существующая по своим, до некоторой степени, самостоятельным законам.
Именно разное понимание театральной реальности определяет В.Брюсов как основное противоречие натуралистического и символистского театров. Брюсов видит явное преиму-
См.Демидова А. Вторая реальность. М.7 1980.
11
щество символистской театральной школы в том, что символизм создает художественную реальность, а не "отраженную действительность"1.
Понимание художественной реальности театральными концепциями символизма оказало влияние не только на символистский театр, но в большей или меньшей степени, на все новаторские школы. Символистские театральные концепции уделяли пониманию художественной реальности и определению границ сценической условности особое значение в виду того, что выводили создаваемую театром художественную реальность за пределы сцены.
Потребность театра в разработке новых форм сценического выражения обусловило становление режиссерского театра. Укрупнение фигуры театрального режиссера привело к восприятию его как демиурга, что вполне соответствует требованиям синтетичности и универсальности, выдвигаемым временем и привлекает к театру философов-символистов.
Наиболее последовательными художественно-философскими концепциями, уделяющими театру значительное место автор считает концепции Вяч.Иванова и А.Белого.
Рассматривая эти концепции, автор диссертации особое внимание уделяет идее мистерии, являющейся одним из важнейших аспектов театральной теории символизма. Идея мистерии для Вяч.Иванова воплощается в "соборном театре", а для А.Белого через театральное действо, объединяющее приобщенных к ней людей только художественными средствами и не несущее ярко выраженной религиозности.
В отличие от театральных пророчеств Вяч.Иванова и А.Белого, театральная практика символизма не стремилась искать новые формы театрального искусства, опираясь на концепцию мистериального театра. В.Мейерхольду, мечтающему поставить настоящую мистерию, и несколько раз воплощающему на сцене эту мечту, мешало то, что импровизационные возможности мистерии, благодаря которым и могла осуществиться театральная "соборность", значительно ограничены в
1 Брюсов В.Я. О искусстве //Собр.соч. Худ.литер., 1987, Т.2,с.45.
12
в 2-х т. М.
силу самой сути мистерии, ее изначальной масштабности и достаточно четко формулируемой направленности, обусловленной единением театрального праздника с ритуалом или культом, необходимым мистерии.
Автор отмечает, что жизнетворческие возможности театра в символистских концепциях в значительной мере явились продолжением идеи тотального театра Р.Вагнера, основанной на расширенном толковании театрального синтеза. Создавая свой Театр Будущего, символистские театральные концепции в значительно меньшей степени, чем Р.Вагнер исходили из реалий конкретной театральной действительности.
Обращение к театральному искусству, как к возможности воплощения идеи "творчества самой жизни" было не только оправданием новаторских исканий теории и практики театра, но и делало театр одной из важнейших составляющих многих художественно-философских концепций, прежде всего, исканий символизма. Обращение к театральному искусству художественно-философской мысли эпохи, несомненно, оказало влияние на новые решения теоретических и практических задач театра.
Автор диссертации указывает на то, что хотя мнение символистов о том, что, как писал В.Мейерхольд: "Театр - искусство, и в тоже время, быть может, что-то большее, чем Искусство", разделялось далеко не всеми, символистская тенденция в репертуарной политике и отдельных постановочных решениях проявлялась и в традиционном театре, но как новый прием, направленный на решение конкретных художественных задач, а не воплощение философских исканий.
Место театра в духовной жизни определялось мощным новаторским потенциалом, который сосредоточил в себе театр: революция в драматургии, развитие режиссерского театра, переосмысление понятий художественной реальности и сценической целостности, стремление со сцены дать новую мировоззренческую модель.
Стремление философии Серебряного века найти через творчество путь к восстановлению человека в единстве его материального и духовного существования именно в театре могло быть достижимо, ибо в театральном искусстве момент
13
творчества и контакта с публикой совпадает и спектакль рождается в результате совместного творчества сцены и зала. В силу этой специфики театр оказался способен облекать духовные устремления эпохи в простые зримые формы.
Глава 2 - "Синтез в театральной теории и практике Серебряного века'' - посвящена анализу синтетических исканий в театральной теории и их преломлению в, переосмысленных новым театром, взаимоотношениях со зрительным залом. Здесь также в тесной связи с синтетическими устремлениями театра раскрывается идея театральности, наиболее ярко выразившаяся в экспериментах Н.Евреинова.
В диссертационном исследовании предпринята попытка проанализировать проблему театрального синтеза в его временной обусловленности.
В эпоху Серебряного века с особой силой проявилась направленность на целостность мира и человека, объединяющая философию и искусство. Для театра этого времени целостность воспринималась в равной степени и театральной практикой, и театрально-философскими концепциями: для театральной новаторской практики целостность сценического зрелища была потребностью, вызванной внутренней логикой театрального искусства, а для театрально-философских концепций синтетичность в театре стала проблемой философского характера и вышла за пределы сцены.
Новая органичность, к которой стремился Серебряный век, понималась, с одной стороны, как качественно новый синтез отдельных видов искусств, дающий им новые возможности развития и по-новому понимающий взаимодействие и взаимовлияние искусств. С другой стороны, эстетика Серебряного века воспринимала идею синтеза как идею органической целостности искусства, культуры и нехудожественных сфер общественной деятельности, как возможность "слияния всего".
Автор диссертационной работы рассматривает театральные синтетические искания как наиболее полное отражение синтетических устремлений времени, что определяется синтетическим характером театрального искусства. Для теат-
14
рального искусства проблемы ансамблевости, синкретизма присутствовали всегда, как в теоретических исканиях, так и в театральной практике.
Понимание целостности театром Серебряного века складывалось из насущных потребностей театральной практики, однако, помимо этого, оно полностью согласовывалось с пониманием целостности русской философией этого периода.
Осознание театрального синтеза как сотворчества личностей, а не просто коллективного творчества представителей разных художественных специальностей (драматурга, актера, художника, композитора и т.д.), преследующих узко специальные цели, было необходимым условием достижения синтеза более высокого порядка, а также важной предпосылкой для вывода проблематики театрального синтеза за рамки искусства, т.к. усиливало коллективное, преобразующее начало в театре.
Автор диссертационной работы анализирует идею ge-samtkunstwerk'a Рихарда Вагнера, воспринятую и обработанную русской театральной эстетикой, в свете влияния синтетических идей Р.Вагнера на театрально-художественные концепции символизма. Отмечая, что вагнеровский вариант тотального театра, в большей степени был эстетическим идеалом, чем конкретным достижением в истории театрального искусства, автор подчеркивает, что благодаря Вагнеру, в России идеи тотального театра прочно вошли в театральный мир, как реальный, так и существующий в виде театральных теорий.
В театральной практике достижение вершин тотального театра было осложнено конкретными театральными реалиями. Театры проблему тотального театра связывали с созданием особых отношений со зрительным залом и изменением театральных приемов воздействия на публику. Впрочем, эти поиски велись театром Серебряного века не столько из стремления воплотить идею совершенного произведения искусства, сколько для решения конкретных творческих задач.
Что касается влияния синтетических идей Вагнера на театральные концепции символизма, то следует отметить, что, в отличие от Вагнеоа. тяготевшего к синтезу искусств на осно-
15
ве музыкального театра, символисты понимали синтез более широко, выводя его в область жизнетворчества. Но символистская идея ''мистерии", как одновременно и художественного, и мистического священнодействия находила свое воплощение в попытках создания некоего мистериального театра, в которых синтез искусств был необходимым условием,
В диссертации рассматриваются варианты достижения театрального синтеза в концепциях Вяч. Иванова и А.Белого. В театральной концепции Вяч.Иванова синтез присутствует в двух вариантах: во-первых , синтез искусств, как необходимое условие "соборного действа"; во-вторых, гармоничный и осмысленный синтез возможен только в присутствии религиозного события, как это было в античных дионисиях или средневековой мистерии.
Театр у Иванова, развиваясь в область с верх художественного, переставал быть театром как искусством, а мистерия, как духовная перспектива становилась понятием общекультурным и социальным, утрачивая специфически театральные черты.
В концепции театрального синтеза Андрея Белого мистерия как цель и как способ достижения театрального синтеза более тесно связана с реалиями искусства. В значительной степени это связано с тем, что Белый не видел в современном театре возможностей постановки настоящей символистской драмы, считая, что воспитание актера, способного изображать психологию героя с "преображаемым духом и плотью", невозможно. Эта же проблема восприятия новой драматургии существует, по мнению Белого, и в отношениях театра и зрителя. Автор считает, что понимание А.Белым специфики театральной синтетичности позволяет рассматривать концепцию Белого, как более приближенную к проблематике реального театра, чем концепцию Вяч.Иванова, рассматривающего театр, как в большей степени социальную модель, нежели модель эстетическую.
Театральные концепции символизма с большей остротой поставили вопрос о новой организации отношений сцены и зрителей. Идея тотального синтеза в театре, к воплощению
16
которой стремился символистский театра, в той или иной мере задела все "театры исканий" Серебряного века. Театральное новаторство стремилось к театральному действу, как единому гармоничному целому, которым оно может стать лишь в единении со зрительным залом и задача актеров, режиссера, представителей других искусств, участвующих в постановке - помочь этому единению. Для символистского театра такой синтез являлся одной из ступеней к воплощению идеи мистери-ального театра, для остальных новаторских театров - осознанием новых возможностей театра и новых подходов к решению тех или иных творческих задач.
В целом, театральная практика Серебряного века рассматривает проблему театра и зрителя значительно шире, чем это делалось в традиционном "старом" театре: зритель перестал рассматриваться как противостоящий сцене, существующий "по ту сторону рампы", зритель стал рассматриваться как необходимый элемент театрального творчества. Театральная практика предлагает различные варианты решения проблемы "театр - зритель", являющиеся органичным элементом тех или иных режиссерских концепций развития театра.
Автор указывает на то, что переосмысление условий взаимодействия зала и сцены в каждом отдельном театре происходило в неразрывной связи с общей театральной концепцией данного театра и, по сути, являлось составляющей частью этой концепции. В связи с рассмотрением идеи синтеза, понимаемой через взаимоотношения театра и зрителя, диссертант считает необходимым проанализировать детальную разработку этой проблемы ведущими театральными режиссерами того времени. Это "сопереживание зрителя" у К.С.Станиславского, вовлечение зрителя в театральное действие в спектаклях В.Э.Мейерхольда, влияние на зрителя через эстетическое восприятие у А.Я.Таирова, "инстинкт театральности" Н.Н.Евреинова.
Особое место в своем исследовании автор отводит театральности, как составляющей синтетических исканий театра. Специфика мировосприятия Серебряного века, стремящегося к универсалиям, определила изменение смысла понятия теат-
17
ральности, до этого понимаемой лишь как специфическое художественное достоинство, присущее произведению театрального искусства.
Переосмысление социального и художественного значения театра в жизни общества, теоретическая разработка новых театральных концепций, творческая переработка всех средств театральной выразительности и т.д. привели к значительно более широкой трактовке понятия театральности. Кроме того, театральная практика столкнулась с необходимостью вместе с решением задач коренного преобразования театра сохранять зрелищность театрального искусства, без которой театр невозможен. Любое понимание театральности деятелями театра непременно учитывало зрелищность как сущностный элемент театра.
В диссертации отмечается, что восстановление открыто игрового момента в театральном искусстве, произошедшее в начале века способствовало возникновению споров среди деятелей театра о праве на существование ярко выраженной театральности, о ее специфике возможностях и роли в развитии театрального искусства. Проблема театральности к 1910-м годам стала столь же обсуждаемой, как и прочие вопросы, связанные с новаторством в театре.
По сути, именно театр первых десятилетий XX века, европейский и русский, положил начало пониманию культуры как игры (эксперименты европейского театра Г.Крега, Б.Брехта). Насыщенность русской театральной жизни Серебряного века позволяет говорить о практически ведущей роли русского театра в новаторском развитии игрового момента в театре и о его теоретическом осмыслении.
Автор диссертации заостряет внимание на том, что определение термина "театральность" обуславливало принадлежность к одному из двух направлений театра: театру перевоплощения или театру показа (представления), которые впервые именно в период театральных исканий рубежа веков заняли практически равное положение на профессиональной драматической сцене. Фактически, эти два направления соответствуют понятиям театра "реалистического" и театра "условного". Упомянутые названия этих напоавлений были введены
18
К.С.Станиславским, который активно критиковал театр представления, как устаревший и не отвечающий современным требованиям.
Анализируя понимание театральности в различных театральных моделях ведущих режиссеров, автор указывает, что четкого определения понятия "театральности" в теоретических работах театральных деятелей практически нет. Так Станиславский понимает театральность двояко: во-первых, подразумевая под ней сценический штамп, скрывающий низкий профессионализм; а во-вторых, любое стремление театра значительную часть смысловой нагрузки перевести в зрелищную форму, что, по мнению Станиславского, необходимо изживать в театре. Станиславский не допускает существования в театре элементов гротеска и балагана в том виде, в каком их понимает Мейерхольд, в конечном счете, не допуская существования театра Показа, как альтернативной модели театра.
Стремление возродить ярко выраженную театральность балагана, более значительное внимание уделить зрелищной стороне театрального искусства было одним из важнейших элементов театров Показа, каковыми являлось значительное число экспериментальных театров Серебряного века. Автор диссертации рассматривает театральную теорию Мейерхольда и несколько более позднюю - Таирова, которые имели значительное число различий, однако сходились в своем стремлении создать новую реальность на сцене с ярко выраженным культом театральности, решительно отвергающую стремление театра к жизнеподобию.
Автор диссертации обращается к, наиболее последовательно рассматриваемой проблеме театральности, "идее театральности" Н.Евреинова. Евреинов не связывает театральность лишь с искусством, считая, что театральность свойственна каждому человеку и является важным элементом жизни, как отдельного человека, так и общества. Театральность рассматривается Евреиновым с точки зрения философии, психологии, социологии, физиологии и других наук, однако, прежде всего, театральность - важнейший элемент создания сценического, до и вообще художественного произведения. Сущностным компонентом театральности
19
Евреинов называет зрелищность, без которой произведение искусства, особенно в театре, практически перестает быть искусством. Это позволяет с полным правом рассматривать теоретические искания Евреинова в ряду с исканиями ведущих режисеров-новаторе в Серебряного века, так как Евреинов, будучи театральным режиссером, стремился любое новаторское решение соизмерять с необходимостью сохранения театра как искусства и искусства, прежде всего, зрелищного.
Рассуждая о сути театральности, в таких своих работах как "Театр как таковой", ''Введение в монодраму" и прочих Евреинов приводит несколько определений театральности. Автор диссертации отмечает, что все они носят описательный характер.
Перенося принципы театральности в жизнь, и говоря об "инстинкте театральности'', свойственном человечеству на протяжении всей его истории, Евреинов говорит об игровом принципе в культуре, во многом предвосхищая рассмотрение его театроведением, литературоведением, философскими науками, ставшее популярным в XX веке. Автор подчеркивает, что призыв Евреинова "отеатралить жизнь" вполне соотносится с учением об игровом элементе в культуре И.Хейзинги и даже предвосхищает его. Работа Евреинова "Театр как таковой", где он анализирует проявления "инстинкта театральности" на разных исторических этапах и разными культурами, вышла в 1913 г., а Й.Хейзинга опубликовал свой труд "Homo Ludens"B 1938г.
Анализируя концепцию театральности Н.Евреинова, автор отмечает, что театральность имеет то же стремление к преображению, что и театр, как сценическое искусство. Преображение это осуществляется через те же основные функции театра: психотерапевтическую и религиозную.
В ходе диссертационного исследования выявилось, что концепция театральности Евреинова может быть рассмотрена как наиболее полное изложение специфики театральности Серебряного века.
В заключении подводятся общие итоги исследования, намечаются его дальнейшие перспективы, которые автор свя-
20
зывает, прежде всего, с продолжением анализа и теоретического осмысления богатейшего и разнообразного в идейном отношении театрального теоретического наследия первых десятилетий XX века. Значительный потенциал видится в исследовании влияния театральных исканий на театральную теорию и практику 1920-х годов.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
1. Демократизм или аристократизм? (о двух тенденциях развития русской культуры рубежа XIX - XX веков) //Проблемы образования одаренных учащихся: тезисы научно-практической конференции 16-18 мая 1995 г., Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 1995. - СУНЦ УрГУ. - с.69-71.
2. Изучение истории русского театра Серебряного века в рамках курсов мировой художественной культуры, истории и литературы. //Педагогика развития в образовательной практике. Психолого-педагогические условия раскрытия и развития возможностей ребенка и школьника: тезисы городских педагогических чтений 14 октября - 4 ноября 1997 г., Екатеринбург: Дом учителя, 1997. - Управление образования администрации Екатеринбурга. - Вып. 15. -Ч.1.-С.78-80.
3. Уроки театра //Гуманитарный вектор, № 2, Чита, 1997, с.114-И 7
4. Театральные синтетические искания Серебряного века //Культура XX века: персоналии и проблемы: Сб.научных трудов //Екатеринбург: Урал.ун-т, 1997. 56 с. (рукопись депонирована в ИНИОН 24.07.97. №52862, сс.23-27).