ОЛИМПИЕВА Елена Вячеславовна

ТЕАТР КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Специальность 09.00.04.- эстетика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Екатеринбург 1999

Работа выполнена на кафедре истории философии философского факультета Уральского государственного университета им. А.М.Горького.

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в научной биб­лиотеке Уральского государственного университета им. А.М.Горького.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Данная диссертация представляет собой попытку ана­лиза взаимосвязей теоретического театрального наследия Се­ребряного века и художественно-философских исканий эпохи.

Актуальность предпринятого исследования определя­ется, прежде всего, тем, что богатейшее теоретико-практическое театральное наследие Серебряного века, оказав­шее влияние на множество ярчайших явлений в истории оте­чественного и мирового искусства и повлиявшее на русскую художественную культуру последующих периодов, до сих пор остается вне должного внимания исследователей, как важная составная часть духовной жизни России.

Театр Серебряного века современниками и исследова­телями всегда воспринимался как явление, выходящее за рам­ки истории собственно театрального искусства. Практически все процессы, происходящие в русской культуре рубежа веков, находят отражение в театральной жизни. Так вопрос о сохра­нении и разрушении традиций, о поиске новых путей в искус­стве существует в театре не менее остро, чем в других искус­ствах и с той же широкой палитрой проблем: от фундамен­тального вопроса "что есть театральное искусство и каковы его цели и задачи?" до поиска новых средств сценической вы­разительности. Театр рассматривается, как модель художест­венных, философских, социальных преобразований. Форми­рующийся новаторский театр зачастую служит источником такого рода экспериментов.

Театр, начиная с основоположника современной евро­пейской науки о театре Макса Германа, рассматривается не только как искусство, но как совокупность эстетических, ху­дожественных, социальных экономических и прочих ипоста­сей и функций. Определенные этапы развития театра более явственно выявляют эту комплексность театра. Насущная по­требность театра реагировать на изменения художественных пристрастий, на политические, экономические, социальные процессы, происходящие в обществе, позволяет через призму театра рассматривать как общекультурную ситуацию той или

иной эпохи, так и выявить закономерности взаимовлияния различных элементов культуры на обобщающем теоретиче­ском уровне.

Возрождающийся в последние годы интерес к нацио­нальной культуре и к восстановлению целостной картины ду­ховной жизни страны в первые десятилетия XX века во всем ее многообразии и противоречивости диктует необходимость введения в научный оборот идей, положений, поисков, связан­ных с театром, и не получивших достаточного освещения, а также переосмысления роли и места тех театральных исканий, которые, казалось бы, достаточно хорошо изучены.

Одним из таких малоизученных аспектов в наследии театрального искусства Серебряного века является взаимо­связь театральной новаторской практики и художествен но -философских исканий русских младосим вол истов, выразив­шаяся в театральных теориях Вяч.Иванова и А.Белого. Эти теории традиционно рассматриваются лишь как часть фило­софского наследия их авторов и остаются до сих пор вне должного внимания историков театра и историков культуры.

Обращение к художественно-философскому наследию Серебряного века обосновано с точки зрения потребностей современной эстетики, театральной теории и практики. Мно­гие идеи, возникшие на новаторской почве Серебряного века, позже получили развитие в общественно-политической, фило­софской мысли. А в театральной теории и практике усматри­ваются параллели с такими направлениями сценического ис­кусства XX века как театр Абсурда, Театр Психодрамы, театр Постмодерна, не говоря об общепризнанном влиянии на раз­витие отечественного театра и драматургии. Таким образом, закономерно рассматривать обращение к театральному насле­дию Серебряного века, как восстановление непрерывности диалога прошлого и современности, являющегося непремен­ным условием единства духовной жизни. Кроме того, рас­смотрение эстетических идей театра Серебряного века пред­ставляется актуальным и при рассмотрении возможных парал­лелей с современной театральной эстетикой.

Степень изученности и теоретическая база исследова­ния. Опыт рассмотрения театральной проблематики Серебря-

4

ного века, как части единого потока русской культуры рубежа веков, в большей степени характерен для исследований по­следних лет. Это вызвано значительным расширением источ-никовой базы в последнее время, а так же стремлением вос­становить сложную и многообразную духовную жизнь России начала века во всей полноте и взаимосвязи явлений. Лишь по­следние 5-10 лет театр стал рассматриваться как явление не только искусства, но духовной, общественной жизни своего •* времени, в тесной взаимосвязи не только с другими искусст­вами, но и с экономикой, политикой, эстетикой, психологией, а философией начала XX века. Автор считает необходимым от-^-метить труды театроведов - современников рассматриваемого ** периода, прежде всего работы А.Р.Кугеля, Н.Е.Эфроса и '^ Л.Я.Гуревич. -т

Среди исследователей 1930-80-х годов необходимо J упомянуть П.А.Маркова, Н.Г.Зографа, М.Н.Строевой, "•-Т.К.Шах-Азизовой, И.Виноградской. Необходимо отметить^-! монографии Г.Ю.Стернина "Художественная жизнь России '" 1900-1910-х годов", К.Л.Рудницкого. "Русское режиссерское искусство, 1898-1917г.", М.Н.Пожарской "Русское театрально-декорационное искусство конца XIX - начала XX веков", ста­тьи Т.М.Родиной и А.Тамарченко.

В свете темы настоящей работы стало необходимым изучение круга литературы, посвященной, помимо истории театрального искусства и театроведению, вопросам филосо- •> фии культуры и искусства, эстетики, психологии искусства, '• игрового начала в культуре, взаимоотношений театра и публи­ки, социологии театра. Это работы М.М.Бахтина, А.Ф.Лосева, ! Й.Хейзинги, Г.Шпета, а также П.М.Ершова, Л.С.Выготского, А.И.Мазаева, Е.Б.Муриной, Г.Г.Гадамера, Я.Мукаржовского, М.С.Кагана, В.Дильтея, П.Козловски, Н.С.Гуревич и других.

Рассмотрение театральных исканий в соотнесении с философскими исканиями эпохи определило обращение к тру­дам Н.А.Бердяева, В.С.Соловьева, В.И.Иванова, А.Белого, Д.В.Философова, Д.С.Мережковского, А.А.Блока, Р.Вагнера. Проблема воссоздания атмосферы театральной жизни эпохи и рассмотрение театра в тесной связи с другими искусствами обусловили обоашение к тоулам. посвященным пазличным

аспектам художественной жизни, а также взаимоотношениям театра с другими искусствами. В частности, к работам А.Н.Бенуа, С.Зноско-Боровского, М.В.Давыдовой, М.Н.Пожарской, Л.А.Рапацкой.

Основными источниками при написании диссертации послужили теоретические работы ведущих деятелей театра Серебряного века, таких как К.С.Станиславский, В.Э.Мейерхольд, Н.Н.Евреинов, А.Я.Таиров.

Реконструкции атмосферы театральной жизни Сереб­ряного века во многом способствует обращение к таким ис­точникам, как воспоминания и материалы периодической пе­чати. В диссертации, в силу специфики работы, была исполь­зована незначительная часть опубликованных мемуаров дея­телей театра начала века. Это воспоминания К.С.Станиславского, В.И.Немировича-Данченко, А.Н.Бенуа, А.Я.Головина, А.Г.Коонен. Из использованных в работе мате­риалов периодической печати, прежде всего, следует отметить еженедельник "Театр и искусство", выходивший под редакци­ей А.Р.Кугеля, а также такие издания, посвященные театру, как "Обозрение театров", "Театральная газета", "Актер", а кроме того общехудожественные издания: "Мир искусства", "Аполлон", "Весы", "Золотое руно".

Цель и задачи исследования. Основной целью пред­принятого исследования является изучение эстетической про­блематики феномена драматического театра Серебряного века, в связи с исканиями русской художественно-философской мысли того времени. Общая цель исследования конкретизиру­ется в поставленных задачах:

• Определить место театра в художественно-' философских и эстетических исканиях Серебряного века.

• Раскрыть важнейшие тенденции сотрудничества театра и философии Серебряного века.

• Рассмотреть теоретические и практические ис­кания театрального новаторства в контексте поливариант­ности понимания роли и места театра.

• Исследовать понимание концепции "театраль­ности" в различных театральных моделях ведущих режис­серов драматического театра.

6 ' ^

Методологической основой работы, способствовав­шей реализации целей и конкретных задач исследования, по­служил сравнительно-исторический подход в сочетании с ис­пользованием элементов искусствоведческого, театроведче­ского, источниковедческого анализа.

Новизна научного исследования. Данная диссертация представляет собой опыт рассмотрения театральных экспери­ментов Серебряного века, как составляющей части художест­венно-философских и эстетических исканий эпохи, что кон­кретизируется следующими аспектами:

1. Работы, посвященные театральному искусству, носят описательный, эмоциональный характер, что связано со спецификой театра как эмоционального, зрелищного, сиюминутного искусства, воздействующего не столько на рациональное начало в человеке, сколько на чувственно-эмоциональную сферу, что и вызывает основные сложно­сти при анализе явлений театра. Автор в своем исследова­нии стремится найти в чувственной сфере рациональное начало, через рассмотрение художественно-философских теорий, что дает возможность провести теоретический анализ проблем театрального искусства Серебряного века и проследить взаимосвязь философии и театра в системе духовной культуры эпохи.

2. Стремление Серебряного века к целостности, органичности, как некому эстетическому и философскому идеалу рассматривается как одна из наиболее значимых характеристик времени большинством исследователей. Особое тяготение искусств друг к другу, стремление к соз­данию синтетического произведения искусства и роль в этом процессе театра также отмечается исследователями-театроведами. В настоящем исследовании предпринимает­ся попытка рассмотрения более глубоких, философских оснований театрального синтеза, через сравнение теат­ральных концепций символизма и конкретных театраль­ных воплощений, представляющих целостную эстетиче­скую концепцию.

3. Особое внимание автор в своем исследовании уделяет концепции театральности, которая обычно искус-

7

ствоведами рассматривается с точки зрения влияния теат­ра на другие искусства. Автор включает театральность в круг философско-художественной проблематики театра, а также рассматривает различные варианты понимания теат­ральности ведущими режиссерами Серебряного века и судьбы этих идей в истории эстетики.

Результаты, заключающие в себе научную новизну, могут быть сформулированы в следующих положениях, выно­симых на защиту:

1. Театр становится одной из важнейших составляющих художественно-философских концепций, прежде всего концепций Вяч.Иванова и А.Белого, благодаря возможно­сти воплощения в театре жизнетворческих идей.

2. Рассмотрение взаимосвязи театрального новаторства и художественно-философских исканий возможно в сле­дующих направлениях:

- театр, как формообразующая составляющая некоторых художественно-философских концепций символизма (кон­цепции Вяч. Иванова и А.Белого)

- обращение к театру, как к возможности воплощения синтетических исканий

- стремление вывести театр за пределы искусства, которое прослеживается в концепциях театральных деятелей рас­сматриваемого периода, а наиболее ярко выражается в кон­цепции театральности Н.Евреинова.

3. Автор считает, что поливариантность театральных тео­рий находится в тесной взаимосвязи с поливариантностью художественно-философских идей, включающих театр в свою орбиту, что оказывает влияние на многообразие и разноплановость задач, стоящих перед новаторской теат­ральной практикой.

\. Переосмысление понятия «театральности» находится в непосредственной связи с переосмыслением места и роли зрителя в театре, который воспринимается как важная со­ставляющая театрального творчества. Многовариантность трактовок понятия «театральности» ведущими режиссера­ми драматического театра связана с теми моделями театра, которые разрабатывают эти режиссеры.

5. Автор считает, что наиболее ярким проявлением философского потенциала театра Серебряного века, как на

уровне театральных концепций, так и на уровне театраль­ной практики, решающей конкретные творческие задачи, является идея театральности Н.Евреинова. Понимание Ев-реиновым театральности как качества, изначально прису­щего человеку и реализация им идеи «театра для себя» следует рассматривать как одну из попыток реализации жизнетворческих возможностей театра.

Практическая значимость диссертации. Результаты диссертационного исследования позволяют более высоко оце­нить феномен театра и проблему театральности в контексте русской художественно-философской и эстетической мысли конца XIX - начала XX века. Материалы и теоретические вы­воды, сделанные в работе могут быть использованы в научных исследованиях по эстетике, теории и истории культуры, теат­роведческих дисциплинах, исследованиях по истории русской философии, а также при разработке спецкурсов и лекций по данной проблематике.

Апробация работы. Материалы диссертации легли в основу докладов, которые были прочитаны на научно-практической конференции "Проблемы образования одарен­ных учащихся (Екатеринбург, 1995 г), городских педагогиче­ских чтениях "Педагогика развития в образовательной практи­ке. Психолого-педагогические условия раскрытия и развития возможностей ребенка и школьника" (Екатеринбург, 1997 г.). результаты диссертационного исследования были опублико­ваны в виде статей в сборнике "Культура XX века: персоналии и проблемы" (Уральский госуниверситет, 1997 г.) и в журнале "Гуманитарный вектор" (Чита, изд-во Забайкальского гос.пед.ун-та, № 2, 1997 г.).

Материалы диссертации были использованы автором в проведении слецсеминара "Материалы государственных архи­вов как источник по истории театра Серебряного века" на ис­торическом факультете Уральского госуниверситета. Диссер­тационная работа обсуждена и рекомендована к защите на за­седании кафедры этики, эстетики, теории и истории культуры философского факультета Уральского госуниверситета.

Объем и структура диссертации. Структура диссерта­ции определяется целями, поставленными задачами исследо-

9

вания. Диссертация изложена на страницах машинописного текста, включающего введение, 2 главы, заключение и список литературы и источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении определяется предмет, избранный для рассмотрения в данной диссертации, формулируются цели и задачи исследования, рассматривается научная разработан­ность темы, дается литературно-библиографический обзор проблемы.

Глава 1. - "Место драматического театра в художественно-философских исканиях Серебряного века" -посвящена изложению и анализу специфики театрального новаторства и его взаимосвязи с театральными концепциями символизма. Автор представляет к рассмотрению наиболее целостные театральные концепции символизма, разрабо­танные А.Белым и Вяч.Ивановым. Данные концепции рассматриваются автором в контексте основных тенденций развития новаторского театра и теоретике-практических поисков ведущих театральных режиссеров эпохи.

Как и для всей культуры России Серебряного века для театра выход из кризисного состояния конца XIX века был связан с новыми подходами к казавшимся ранее незыблемыми основам. Театр перестает быть вторичным по отношению к литературе, призванным "реализовывать литературный образ, стремящейся к натуральности"1. Автор отмечает, что стремле­ние театра вернуться к своему изначальному предназначению и стать зрелищем находится в тесной связи с восприятием те­атра как особой формы культурной коммуникации. Эта осо­бенность нового театра вполне осознавалась современниками: "Театр - самая могущественная кафедра для общения с целы­ми толпами людей одновременно"2.

1 Шпет Г. Театр как искусство //Вопросы философии, 1987, №И,с.82)

2 Станиславский К.С. Собр. Соч. Т.5, с.517

10

К проблемам, требующим переосмысления в теат­ральном искусстве, относятся проблемы демократизма и эли­тарности, традиций и новаторства в культуре, В решении этих проблем театр явно тяготеет не к противостоянию, а к поиску компромисса, чем и обуславливается сохранение и развитие русских театральных традиций в новом театре.

Благодаря новаторскому характеру развивающейся ре­жиссуры и революции в драматургии театр занял одно из ве­дущих мест в художественной жизни рубежа веков. Переос­мысление понятия художественной реальности в театральном искусстве, стремление расширить объем действительности, подлежащей сценическому изображению, попытки дать некую новую мировоззренческую модель, новое понимание условно­сти сценического творчества - все эти особенности определи­ли место театра в интеллектуальной жизни эпохи.

Принятое для европейского театра рубежа веков, про­тивопоставление натуралистических и символистских концеп­ций для русского театра очень условно. Автор подчеркивает, что в силу национальной специфики натуралистические и символистские театральные концепции, теоретически взаимо­исключающие друг друга, имели и общие точки соприкосно­вения.

Одной из наиболее значимых позиций, фактически оп­ределяющих принадлежность театральной концепции к тому или иному "лагерю" было понимание театральной реальности. Проблема художественной реальности в театре выступает, как одна из основных проблем из числа тех, которые предстояло решать новому театру. Для театрального искусства понятие "художественная реальность" гораздо конкретнее, чем в дру­гих искусствах воспринимается как обозначение особого мира, создаваемого театром. Этот театральный мир - своего рода "вторая реальность"', существующая по своим, до некоторой степени, самостоятельным законам.

Именно разное понимание театральной реальности оп­ределяет В.Брюсов как основное противоречие натуралистиче­ского и символистского театров. Брюсов видит явное преиму-

См.Демидова А. Вторая реальность. М.7 1980.

11

щество символистской театральной школы в том, что симво­лизм создает художественную реальность, а не "отраженную действительность"1.

Понимание художественной реальности театральными концепциями символизма оказало влияние не только на сим­волистский театр, но в большей или меньшей степени, на все новаторские школы. Символистские театральные концепции уделяли пониманию художественной реальности и определе­нию границ сценической условности особое значение в виду того, что выводили создаваемую театром художественную ре­альность за пределы сцены.

Потребность театра в разработке новых форм сцениче­ского выражения обусловило становление режиссерского те­атра. Укрупнение фигуры театрального режиссера привело к восприятию его как демиурга, что вполне соответствует тре­бованиям синтетичности и универсальности, выдвигаемым временем и привлекает к театру философов-символистов.

Наиболее последовательными художественно-философскими концепциями, уделяющими театру значитель­ное место автор считает концепции Вяч.Иванова и А.Белого.

Рассматривая эти концепции, автор диссертации особое внимание уделяет идее мистерии, являющейся одним из важ­нейших аспектов театральной теории символизма. Идея мис­терии для Вяч.Иванова воплощается в "соборном театре", а для А.Белого через театральное действо, объединяющее при­общенных к ней людей только художественными средствами и не несущее ярко выраженной религиозности.

В отличие от театральных пророчеств Вяч.Иванова и А.Белого, театральная практика символизма не стремилась ис­кать новые формы театрального искусства, опираясь на кон­цепцию мистериального театра. В.Мейерхольду, мечтающему поставить настоящую мистерию, и несколько раз воплощаю­щему на сцене эту мечту, мешало то, что импровизационные возможности мистерии, благодаря которым и могла осущест­виться театральная "соборность", значительно ограничены в

1 Брюсов В.Я. О искусстве //Собр.соч. Худ.литер., 1987, Т.2,с.45.

12

в 2-х т. М.

силу самой сути мистерии, ее изначальной масштабности и достаточно четко формулируемой направленности, обуслов­ленной единением театрального праздника с ритуалом или культом, необходимым мистерии.

Автор отмечает, что жизнетворческие возможности те­атра в символистских концепциях в значительной мере яви­лись продолжением идеи тотального театра Р.Вагнера, осно­ванной на расширенном толковании театрального синтеза. Создавая свой Театр Будущего, символистские театральные концепции в значительно меньшей степени, чем Р.Вагнер ис­ходили из реалий конкретной театральной действительности.

Обращение к театральному искусству, как к возможно­сти воплощения идеи "творчества самой жизни" было не толь­ко оправданием новаторских исканий теории и практики теат­ра, но и делало театр одной из важнейших составляющих мно­гих художественно-философских концепций, прежде всего, исканий символизма. Обращение к театральному искусству художественно-философской мысли эпохи, несомненно, ока­зало влияние на новые решения теоретических и практических задач театра.

Автор диссертации указывает на то, что хотя мнение символистов о том, что, как писал В.Мейерхольд: "Театр - ис­кусство, и в тоже время, быть может, что-то большее, чем Ис­кусство", разделялось далеко не всеми, символистская тенден­ция в репертуарной политике и отдельных постановочных ре­шениях проявлялась и в традиционном театре, но как новый прием, направленный на решение конкретных художествен­ных задач, а не воплощение философских исканий.

Место театра в духовной жизни определялось мощным новаторским потенциалом, который сосредоточил в себе те­атр: революция в драматургии, развитие режиссерского театра, переосмысление понятий художественной реальности и сце­нической целостности, стремление со сцены дать новую миро­воззренческую модель.

Стремление философии Серебряного века найти через творчество путь к восстановлению человека в единстве его материального и духовного существования именно в театре могло быть достижимо, ибо в театральном искусстве момент

13

творчества и контакта с публикой совпадает и спектакль рож­дается в результате совместного творчества сцены и зала. В силу этой специфики театр оказался способен облекать духов­ные устремления эпохи в простые зримые формы.

Глава 2 - "Синтез в театральной теории и практике Серебряного века'' - посвящена анализу синтетических иска­ний в театральной теории и их преломлению в, переосмыслен­ных новым театром, взаимоотношениях со зрительным залом. Здесь также в тесной связи с синтетическими устремлениями театра раскрывается идея театральности, наиболее ярко выра­зившаяся в экспериментах Н.Евреинова.

В диссертационном исследовании предпринята попыт­ка проанализировать проблему театрального синтеза в его временной обусловленности.

В эпоху Серебряного века с особой силой проявилась направленность на целостность мира и человека, объединяю­щая философию и искусство. Для театра этого времени цело­стность воспринималась в равной степени и театральной прак­тикой, и театрально-философскими концепциями: для теат­ральной новаторской практики целостность сценического зре­лища была потребностью, вызванной внутренней логикой те­атрального искусства, а для театрально-философских концеп­ций синтетичность в театре стала проблемой философского характера и вышла за пределы сцены.

Новая органичность, к которой стремился Серебряный век, понималась, с одной стороны, как качественно новый син­тез отдельных видов искусств, дающий им новые возможности развития и по-новому понимающий взаимодействие и взаимо­влияние искусств. С другой стороны, эстетика Серебряного века воспринимала идею синтеза как идею органической цело­стности искусства, культуры и нехудожественных сфер обще­ственной деятельности, как возможность "слияния всего".

Автор диссертационной работы рассматривает теат­ральные синтетические искания как наиболее полное отраже­ние синтетических устремлений времени, что определяется синтетическим характером театрального искусства. Для теат-

14

рального искусства проблемы ансамблевости, синкретизма присутствовали всегда, как в теоретических исканиях, так и в театральной практике.

Понимание целостности театром Серебряного века складывалось из насущных потребностей театральной практи­ки, однако, помимо этого, оно полностью согласовывалось с пониманием целостности русской философией этого периода.

Осознание театрального синтеза как сотворчества лич­ностей, а не просто коллективного творчества представителей разных художественных специальностей (драматурга, актера, художника, композитора и т.д.), преследующих узко специ­альные цели, было необходимым условием достижения синте­за более высокого порядка, а также важной предпосылкой для вывода проблематики театрального синтеза за рамки искусст­ва, т.к. усиливало коллективное, преобразующее начало в те­атре.

Автор диссертационной работы анализирует идею ge-samtkunstwerk'a Рихарда Вагнера, воспринятую и обработан­ную русской театральной эстетикой, в свете влияния синтети­ческих идей Р.Вагнера на театрально-художественные кон­цепции символизма. Отмечая, что вагнеровский вариант то­тального театра, в большей степени был эстетическим идеа­лом, чем конкретным достижением в истории театрального искусства, автор подчеркивает, что благодаря Вагнеру, в Рос­сии идеи тотального театра прочно вошли в театральный мир, как реальный, так и существующий в виде театральных тео­рий.

В театральной практике достижение вершин тотально­го театра было осложнено конкретными театральными реа­лиями. Театры проблему тотального театра связывали с созда­нием особых отношений со зрительным залом и изменением театральных приемов воздействия на публику. Впрочем, эти поиски велись театром Серебряного века не столько из стрем­ления воплотить идею совершенного произведения искусства, сколько для решения конкретных творческих задач.

Что касается влияния синтетических идей Вагнера на театральные концепции символизма, то следует отметить, что, в отличие от Вагнеоа. тяготевшего к синтезу искусств на осно-

15

ве музыкального театра, символисты понимали синтез более широко, выводя его в область жизнетворчества. Но символи­стская идея ''мистерии", как одновременно и художественного, и мистического священнодействия находила свое воплощение в попытках создания некоего мистериального театра, в кото­рых синтез искусств был необходимым условием,

В диссертации рассматриваются варианты достижения театрального синтеза в концепциях Вяч. Иванова и А.Белого. В театральной концепции Вяч.Иванова синтез присутствует в двух вариантах: во-первых , синтез искусств, как необходимое условие "соборного действа"; во-вторых, гармоничный и ос­мысленный синтез возможен только в присутствии религиоз­ного события, как это было в античных дионисиях или средне­вековой мистерии.

Театр у Иванова, развиваясь в область с верх художест­венного, переставал быть театром как искусством, а мистерия, как духовная перспектива становилась понятием общекуль­турным и социальным, утрачивая специфически театральные черты.

В концепции театрального синтеза Андрея Белого мис­терия как цель и как способ достижения театрального синтеза более тесно связана с реалиями искусства. В значительной степени это связано с тем, что Белый не видел в современном театре возможностей постановки настоящей символистской драмы, считая, что воспитание актера, способного изображать психологию героя с "преображаемым духом и плотью", не­возможно. Эта же проблема восприятия новой драматургии существует, по мнению Белого, и в отношениях театра и зри­теля. Автор считает, что понимание А.Белым специфики теат­ральной синтетичности позволяет рассматривать концепцию Белого, как более приближенную к проблематике реального театра, чем концепцию Вяч.Иванова, рассматривающего театр, как в большей степени социальную модель, нежели модель эстетическую.

Театральные концепции символизма с большей остро­той поставили вопрос о новой организации отношений сцены и зрителей. Идея тотального синтеза в театре, к воплощению

16

которой стремился символистский театра, в той или иной ме­ре задела все "театры исканий" Серебряного века. Театральное новаторство стремилось к театральному действу, как единому гармоничному целому, которым оно может стать лишь в еди­нении со зрительным залом и задача актеров, режиссера, пред­ставителей других искусств, участвующих в постановке - по­мочь этому единению. Для символистского театра такой син­тез являлся одной из ступеней к воплощению идеи мистери-ального театра, для остальных новаторских театров - осозна­нием новых возможностей театра и новых подходов к реше­нию тех или иных творческих задач.

В целом, театральная практика Серебряного века рас­сматривает проблему театра и зрителя значительно шире, чем это делалось в традиционном "старом" театре: зритель пере­стал рассматриваться как противостоящий сцене, существую­щий "по ту сторону рампы", зритель стал рассматриваться как необходимый элемент театрального творчества. Театральная практика предлагает различные варианты решения проблемы "театр - зритель", являющиеся органичным элементом тех или иных режиссерских концепций развития театра.

Автор указывает на то, что переосмысление условий взаимодействия зала и сцены в каждом отдельном театре про­исходило в неразрывной связи с общей театральной концепци­ей данного театра и, по сути, являлось составляющей частью этой концепции. В связи с рассмотрением идеи синтеза, пони­маемой через взаимоотношения театра и зрителя, диссертант считает необходимым проанализировать детальную разработ­ку этой проблемы ведущими театральными режиссерами того времени. Это "сопереживание зрителя" у К.С.Станиславского, вовлечение зрителя в театральное действие в спектаклях В.Э.Мейерхольда, влияние на зрителя через эстетическое вос­приятие у А.Я.Таирова, "инстинкт театральности" Н.Н.Евреинова.

Особое место в своем исследовании автор отводит те­атральности, как составляющей синтетических исканий театра. Специфика мировосприятия Серебряного века, стремящегося к универсалиям, определила изменение смысла понятия теат-

17

ральности, до этого понимаемой лишь как специфическое ху­дожественное достоинство, присущее произведению театраль­ного искусства.

Переосмысление социального и художественного зна­чения театра в жизни общества, теоретическая разработка но­вых театральных концепций, творческая переработка всех средств театральной выразительности и т.д. привели к значи­тельно более широкой трактовке понятия театральности. Кро­ме того, театральная практика столкнулась с необходимостью вместе с решением задач коренного преобразования театра со­хранять зрелищность театрального искусства, без которой те­атр невозможен. Любое понимание театральности деятелями театра непременно учитывало зрелищность как сущностный элемент театра.

В диссертации отмечается, что восстановление открыто игрового момента в театральном искусстве, произошедшее в начале века способствовало возникновению споров среди дея­телей театра о праве на существование ярко выраженной теат­ральности, о ее специфике возможностях и роли в развитии театрального искусства. Проблема театральности к 1910-м го­дам стала столь же обсуждаемой, как и прочие вопросы, свя­занные с новаторством в театре.

По сути, именно театр первых десятилетий XX века, европейский и русский, положил начало пониманию культуры как игры (эксперименты европейского театра Г.Крега, Б.Брехта). Насыщенность русской театральной жизни Сереб­ряного века позволяет говорить о практически ведущей роли русского театра в новаторском развитии игрового момента в театре и о его теоретическом осмыслении.

Автор диссертации заостряет внимание на том, что оп­ределение термина "театральность" обуславливало принад­лежность к одному из двух направлений театра: театру пере­воплощения или театру показа (представления), которые впер­вые именно в период театральных исканий рубежа веков заня­ли практически равное положение на профессиональной дра­матической сцене. Фактически, эти два направления соответ­ствуют понятиям театра "реалистического" и театра "услов­ного". Упомянутые названия этих напоавлений были введены

18

К.С.Станиславским, который активно критиковал театр пред­ставления, как устаревший и не отвечающий современным требованиям.

Анализируя понимание театральности в различных те­атральных моделях ведущих режиссеров, автор указывает, что четкого определения понятия "театральности" в теоретических работах театральных деятелей практически нет. Так Стани­славский понимает театральность двояко: во-первых, подразу­мевая под ней сценический штамп, скрывающий низкий про­фессионализм; а во-вторых, любое стремление театра значи­тельную часть смысловой нагрузки перевести в зрелищную форму, что, по мнению Станиславского, необходимо изживать в театре. Станиславский не допускает существования в театре элементов гротеска и балагана в том виде, в каком их понима­ет Мейерхольд, в конечном счете, не допуская существования театра Показа, как альтернативной модели театра.

Стремление возродить ярко выраженную театральность балагана, более значительное внимание уделить зрелищной стороне театрального искусства было одним из важнейших элементов театров Показа, каковыми являлось значительное число экспериментальных театров Серебряного века. Автор диссертации рассматривает театральную теорию Мейерхольда и несколько более позднюю - Таирова, которые имели значи­тельное число различий, однако сходились в своем стремлении создать новую реальность на сцене с ярко выраженным куль­том театральности, решительно отвергающую стремление те­атра к жизнеподобию.

Автор диссертации обращается к, наиболее последова­тельно рассматриваемой проблеме театральности, "идее теат­ральности" Н.Евреинова. Евреинов не связывает театральность лишь с искусством, считая, что театральность свойственна ка­ждому человеку и является важным элементом жизни, как от­дельного человека, так и общества. Театральность рассматри­вается Евреиновым с точки зрения философии, психологии, социологии, физиологии и других наук, однако, прежде всего, театральность - важнейший элемент создания сценического, до и вообще художественного произведения. Сущностным компонентом театральности

19

Евреинов называет зрелищность, без которой произведение искусства, особенно в театре, практически перестает быть ис­кусством. Это позволяет с полным правом рассматривать тео­ретические искания Евреинова в ряду с исканиями ведущих режисеров-новаторе в Серебряного века, так как Евреинов, бу­дучи театральным режиссером, стремился любое новаторское решение соизмерять с необходимостью сохранения театра как искусства и искусства, прежде всего, зрелищного.

Рассуждая о сути театральности, в таких своих работах как "Театр как таковой", ''Введение в монодраму" и прочих Евреинов приводит несколько определений театральности. Автор диссертации отмечает, что все они носят описательный характер.

Перенося принципы театральности в жизнь, и говоря об "инстинкте театральности'', свойственном человечеству на протяжении всей его истории, Евреинов говорит об игровом принципе в культуре, во многом предвосхищая рассмотрение его театроведением, литературоведением, философскими нау­ками, ставшее популярным в XX веке. Автор подчеркивает, что призыв Евреинова "отеатралить жизнь" вполне соотносит­ся с учением об игровом элементе в культуре И.Хейзинги и даже предвосхищает его. Работа Евреинова "Театр как тако­вой", где он анализирует проявления "инстинкта театрально­сти" на разных исторических этапах и разными культурами, вышла в 1913 г., а Й.Хейзинга опубликовал свой труд "Homo Ludens"B 1938г.

Анализируя концепцию театральности Н.Евреинова, автор отмечает, что театральность имеет то же стремление к преображению, что и театр, как сценическое искусство. Пре­ображение это осуществляется через те же основные функции театра: психотерапевтическую и религиозную.

В ходе диссертационного исследования выявилось, что концепция театральности Евреинова может быть рассмотрена как наиболее полное изложение специфики театральности Се­ребряного века.

В заключении подводятся общие итоги исследования, намечаются его дальнейшие перспективы, которые автор свя-

20

зывает, прежде всего, с продолжением анализа и теоретиче­ского осмысления богатейшего и разнообразного в идейном отношении театрального теоретического наследия первых де­сятилетий XX века. Значительный потенциал видится в иссле­довании влияния театральных исканий на театральную теорию и практику 1920-х годов.

Основное содержание диссертации отражено в сле­дующих публикациях автора:

1. Демократизм или аристократизм? (о двух тен­денциях развития русской культуры рубежа XIX - XX ве­ков) //Проблемы образования одаренных учащихся: тезисы научно-практической конференции 16-18 мая 1995 г., Ека­теринбург: Изд-во Урал.ун-та, 1995. - СУНЦ УрГУ. - с.69-71.

2. Изучение истории русского театра Серебряного века в рамках курсов мировой художественной культуры, истории и литературы. //Педагогика развития в образова­тельной практике. Психолого-педагогические условия рас­крытия и развития возможностей ребенка и школьника: те­зисы городских педагогических чтений 14 октября - 4 но­ября 1997 г., Екатеринбург: Дом учителя, 1997. - Управле­ние образования администрации Екатеринбурга. - Вып. 15. -Ч.1.-С.78-80.

3. Уроки театра //Гуманитарный вектор, 2, Чи­та, 1997, с.114-И 7

4. Театральные синтетические искания Серебря­ного века //Культура XX века: персоналии и проблемы: Сб.научных трудов //Екатеринбург: Урал.ун-т, 1997. 56 с. (рукопись депонирована в ИНИОН 24.07.97. №52862, сс.23-27).