Всеукраинский Союз Рабочих

 Свежий номер
Содержание номера
Архив
Культура и искусство

Рихард Вагнер:
Музыка грядущейсоциальной революции

[И.Музыка]
29.12.2003

В уходящем году исполнилось 190 лет со дня рождения и 120 лет со дня смерти великого немецкого композитора Рихарда Вагнера. Увы, в Украине это событие не вышло за узкие рамки театрального бомонда. И не трудно догадаться почему – личность и творчество Вагнера представляет настоящий вызов торгашескому и пошлому буржуазному миру.
Идеалом Вагнера, несмотря ни на какие жизненные коллизии, всегда оставалось «свободное объединенное человечество», неподвластное «индустрии и капиталу», разрушающим искусство. «Наши современные фабрики являют нам жалкую картину самой глубокой деградации человека: труд беспрерывный, убивающий душу и тело, без любви, без радости, часто даже почти без цели», – писал Вагнер в 1949 г. своей статье «Искусство и революция. Он считал современное буржуазное общество миром «организованного убийства и грабежа, узаконенных ложью, обманом и лицемерием». Он мечтал о «будущих великих социальных революциях», путь к которым указывает подлинное искусство. И эти свои идеи он реализовывал в своем музыкальном творчестве, которое еще не скоро станет музейным экспонатом.
Обыкновенно искусствоведы по профессии представляют Вагнера как автора ярких, блистательно оркестрованных симфонических эпизодов – полёта валькирий, заклинания огня, шороха леса и тому подобных поражающе красочных картин. Это представление складывается совершенно естественно также у всякого, кто знакомится с творчеством Вагнера по концертам или по радиопередачам. Но это представление и связанные с ним музыковедческие рассуждения имеют очень мало общего с действительным Вагнером, с сущностью его искусства и со всем тем, что он на самом деле сделал в практике и теории музыки.
Музыкальное творчество этого композитора неразрывно связано с грядущей социальной революцией. Именно о Вагнере писал в свое время Александр Блок: «Вагнер все так же жив и все так же нов; когда начинает звучать в воздухе Революция, звучит ответно и Искусство Вагнера; его творения все равно рано или поздно услышат и поймут; творения эти пойдут не на развлечение, а на пользу людям»
Такой иронический ум, как Б. Шоу, без всякой иронии, на полном серьёзе, ставил Вагнера рядом с Марксом – по всемирно-историческому смыслу и значению его творчества. Он говорил, что Вагнер в качестве художника доказал человечеству то же самое, что сделал Маркс в качестве теоретика, а именно ни больше ни меньше, чем закономерность крушения цивилизации, основанной на власти золота, на базе товарно-денежных отношений. Он показал абсолютную неизбежность ее внутреннего разложения, логику этого разложения, однако не с помощью строгих понятий, а с помощью столь же строгих по своей необходимости чувственно-эмоциональных образов, их движением, их эволюцией, их развитием, совершающимся через столкновения, как внешние, так и внутренние – психологические.
Ставить или не ставить Вагнера рядом с Марксом по его действительному историческому вкладу – решение этого вопроса можно оставить на совести английского драматурга. Но, видимо, Б.Шоу был прав, указывая на действительный ключ к пониманию всего его творчества. Музыка Рихарда Вагнера еще зазвучит как похоронный марш по уходящему в историческое небытие миру капитала.

Статьи по теме:


система публикаций: Sanitarium WebLoG