Вступительная статья
Идея издания основных трудов А.Р. Лурии
по проблемам нейропсихологии, общей и
исторической психологии, дефектологии,
детской психологии, психофизиологии,
нейролингвистики, восстановления высших
психических функций вынашивалась давно,
но лишь в настоящее время появилась
возможность для ее реализации.
Книги А. Р. Лурии стали раритетом. Многих
известных монографий нет в библиотеках
даже крупных городов России, не говоря уже
о профессиональных частных собраниях.
Потребность в переиздании этих работ
очень велика, и авторы проекта
рассчитывают на большой читательский
спрос.
Александр Романович Лурия (1902—1977) —
крупнейший ученый с мировым именем,
создатель нейропсихологии нового типа, не
имеющей аналогов за рубежом. Ауриевская
нейропсихология как одна из нейронаук
последовательно разрабатывает проблему «мозг
и психика», распространяя естественно-научный
подход не только на элементарные
психические явления, но и на высшие
психические функции, понимаемые как
сложные сознательные формы психической
деятельности.
Первой в ряду других монографий
публикуется книга А.Р. Лурии «Высшие
корковые функции человека и их нарушения
при локальных поражениях мозга». Это одна
из основных работ ученого, получивших
широкую международную известность. На
русском языке она была опубликована в 1962
году (1-е издание) и переиздана в 1969 году (2-е,
дополненное издание). Эта монография была
переведена на многие иностранные языки:
английский, французский, испанский и др. На
английском языке (в США) она выдержала
несколько изданий. Книга «Высшие корковые
функции человека...» популярна как у
относительно узких специалистов в области
нейронаук, так и у более широкого круга
читателей — невропатологов, физиологов,
психиатров, педагогов и других.
Монография «Высшие корковые функции
человека и их нарушения при локальных
поражениях мозга» — основной труд А.Р.
Лурии по нейропсихологии — новой научной
дисциплине, сложившейся на стыке
психологии, медицины, (неврологии,
нейрохирургии) и физиологии. В этой работе
впервые в систематическом виде изложены
основные положения нейропсихологии,
показана историческая преемственность
нейропсихологии как науки о мозговых
основах психики, определены основные
нейропсихо-логические понятия (психическаяфункция,
синдром, симптом, фактор и др.), дано новое
понимание высших психических функций как
единиц нейро-психологического анализа
последствий локальных поражений мозга,
сформулирована теория системной
динамической локализации высших
психических функций и описаны
нейропсихологические методы их
исследования. В этой монографии А.Р. Лурия
впервые продемонстрировал синдромный (факторный)
подход к изучению последствий локальных
поражений головного мозга и дал
характеристику основных неиропсихологи-ческих
синдромов, возникающих при поражении
различных корковых мозговых структур и «ближайшей
подкорки». Иными словами, именно в этой
работе А.Р. Лурия обозначил круг проблем,
которыми занимаются клиническая и
экспериментальная нейропсихология.
Со времени публикации книги прошло уже
более 35 лет. Это солидный срок для любой
научной работы, особенно посвященной
такой быстро развивающейся области знания,
как нейропсихология. Однако прошедшие
годы не только не умалили значения этой
работы, но, напротив, еще более отчетливо
показали ее принципиальную важность для
нейропсихологии.
Как известно, современная
нейропсихология развивается разными
путями. Тот путь, который предложил А.Р.
Лурия, принципиально отличается от всех
остальных. Это отличие состоит прежде
всего в том, что луриевская
нейропсихология по своей теоретической
основе непосредственно связана с
психологическими воззрениями школы Л.С.
Выготского. В соответствии с концепцией
этой школы высшие психические функции
рассматриваются как сложные системные
образования, состоящие из многих звеньев и
объединенные едиными законами
формирования и функционирования. Они
формируются прижизненно, постепенно; по
мере формирования их психологическая
структура изменяется, что связано прежде
всего с овладением ребенком речью и
другими знаковыми системами. В разные
возрастные периоды высшие психические
функции различны по своей структуре, т. е.
по составу входящих в них звеньев. В силу
этого и закономерности их реализации (т. е.
системные закономерности их
осуществления) различны.
Нейропсихологическая трактовка подобного
рода понимания психологических
механизмов высших психических функций
означает, что и мозговые механизмы,
реализующие высшие психические функции,
имеют системный характер и что эти
механизмы изменчивы, динамичны. Иными
словами, в разные возрастные периоды
высшие психические функции реализуются с
помощью разных мозговых механизмов.
Системные и динамические законы
локализации (мозговой организации) высших
психических функций проявляются и при
компенсации дефектов, возникающих
вследствие тех или иных поражений
головного мозга. Восстановление
нарушенных функций происходит за счет
перестройки их первоначальной системной
организации, т. е. за счет перестройки
участвующих в их реализации мозговых
механизмов. Однако и на разных этапах
онтогенеза, и при разных периодах
восстановления мозговые механизмы,
обеспечивающие осуществление любой
высшей психической функции, представляют
собой сложные системные образования, в
которых — на разных ролях — участвуют
различные мозговые структуры,
расположенные на разных уровнях ЦНС (коры
и подкорковых образований). Нет единых
мозговых «центров», ответственных за
осуществление той или иной функции.
Таким образом, нейропсихологические
представления А.Р. Лурии о локализации (или
мозговой организации) высших психических
функций базируются на
общепсихологических представлениях школы
Л.С. Выготского о системном строении,
изменчивости, опосредованности (речью и
другими знаковыми системами) психических
функций, их формировании под влиянием
определенных культурно-исторических
условий. В других нейропсихологических
школах нет подобного альянса
общепсихологических идей с
нейропсихологи-ческими, т. е. с идеями,
объясняющими соотношение мозга и психики.
Вторым весьма важным отличием
луриевской нейропсихологи-ческой школы от
других направлений в нейронауках о
мозговых механизмах психических
процессов являются представления А.Р.
Лурии о высших психических функциях как о
сложных формах психической деятельности.
Это означает, что любая психическая
функция (например, произвольное
запоминание) реализуется по законам
психической деятельности, т. е. включает в
свой состав ряд этапов: этап мотивации,
этап программирования деятельности, этап
ее осуществления (с помощью
соответствующих «умственных действий»
или операций) и этап контроля за
полученными результатами. Подобная
психологическая структура психической
деятельности с точки зрения
нейропсихологии предполагает участие в ее
реализации не только собственно
исполнительных (операциональных) мозговых
механизмов, но и тех, которые ответственны
за мотивационные, программирующие и
контролирующие аспекты психической
деятельности. Ни одна из западных школ не
учитывает подобного сложного
психологического состава высших
психических функций и, соответственно, не
включает эти соображения в свои
теоретические представления о мозговых
основах психических процессов. Между тем
именно эти представления объясняют
существование различных форм нарушения
одной и той же высшей психической функции
при разных по локализации поражениях
мозга и наличие нарушений многих функций
при поражении одного участка мозга.
Существует и третье, не менее
существенное отличие луриевской
нейропсихологии от других
нейропсихологических школ. Это идея о том,
что с мозгом следует соотносить не функцию
в целом и не отдельные «блоки» психической
деятельности, а отдельные ее параметры,
аспекты, такие, как динамический,
регуляторный, операциональный, и другие.
Именно за такие параметры, аспекты
ответственны определенные структурно-функциональные
единицы работы мозга —
нейропсихологические факторы, поражение
которых (вследствие патологического
процесса) ведет к появлению целостного
нейропсихологического синдрома. Поиск
нарушений подобных радикалов, лежащих в
основе нейропсихологического синдрома (т.
е. поиск пораженного фактора), и составляет
сущность синдромного анализа — того
оригинального, луриевского подхода к
анализу последствий локальных поражений
головного мозга, который предопределяет
высокую точность ней-ропсихологической
топической диагностики. Фактор — новое
понятие, введенное А.Р. Лурией в
нейропсихологию. Это та морфо-физиологическая
единица, которая отвечает за реализацию
того или иного аспекта функции. Факторный (или
синдромный) анализ нарушений высших
психических функций — третье из наиболее
существенных отличий луриевской
нейропсихологии от других
нейропсихологических школ.
Итак, идеи о системности и
опосредованности высших психических
функций, деятельностный подход к
пониманию их сущности, представление о них
как о сложных психологических системах,
обладающих множеством психологических
параметров, аспектов, за которые отвечают
различные по своей морфо-функциональной
природе факторы, составляют наиболее
существенные достижения луриевской
нейропсихологии.
Как известно, хорошая теория всегда
практична, что постоянно демонстрирует и
луриевская нейропсихологическая теория.
Ее практические достижения в области
диагностики состояния различных мозговых
структур и восстановления высших
психических функций широко известны. В
настоящее время сфера практического
применения луриевского понимания
мозговой организации психических функций
существенно расширилась. Происходит
успешное внедрение луриевских идей в
практику диагностики детской
неуспеваемости, трудностей обучения
различным предметам, готовности к
обучению в целом. Нейропсихологические
методы анализа состояния различных высших
психических функций находят применение (помимо
нейрохирургии) и в других областях
медицинской практики — для оценки
успешности фармаколечения, лечебного
голодания, психотерапевтического
воздействия и пр. С успехом используется
луриевский нейропсихологичес-кий подход и
для оценки воздействия различных
экологически вредных факторов на психику
человека. Безусловно, со временем появятся
и другие области практического приложения
нейропсихологических знаний.
По многим областям психологической
науки работы А.Р. Лурии сейчас актуальны
как никогда. Их публикация отвечает и
острой потребности психологов различного
профиля, студентов университетов,
медицинских и психологических вузов
ознакомиться с работами ученого по
первоисточникам, а не через их изложение в
статьях и руководствах.
Монография «Высшие корковые функции
человека и их нарушения при локальных
поражениях мозга» входит в золотой фонд
отечественной психологической науки. И
редколлегия рада, что появилась
возможность ее переиздания.
Профессор Е. Хамская
|