РК №26 (273) июль 2005 г.

 

 

 

Хроника экономической войны мирового империализма против СССР и других социалистических  стран

[А.Арсеенко]

Внешнеполитические доктрины всех президентов США после второй мировой войны –  от Г.Трумэна до Дж.Буша-ст. – были направлены на экономическое ослабление и подрыв плановой системы СССР и других стран социалистического содружества. Для достижения этой цели мировой империализм не гнушался никакими методами и использовал обширный арсенал подрывных действий, вплоть до тотальной экономической войны. Что представляет собой этот вид борьбы? “Экономическая война – это концентрированное и целенаправленное взаимоуничтожение экономик преимущественно экономическими средствами насилия ради реализации политических целей личностей и государств”, – отмечает российский исследователь Ю.С.Курочкин.

США сделали ставку именно на такую войну с учетом огромного ущерба, нанесенного народному хозяйству СССР в годы Великой Отечественной войны, и исходя из усиления своего экономического потенциала в период войны. Американский империализм не мог согласиться с победой социалистических революций в Албании, Болгарии, Венгрии, ДРВ, ГДР, Китае, КНДР, Польше, Румынии, Чехословакии и Югославии, в результате которых из оков буржуазного мира было вырвано 11 государств.  Борьба США за установление своей гегемонии была тесно связана с интенсификацией экономического давления на Советское государство, чтобы, во-первых, не допустить укрепления могущества и авторитета СССР после войны, во-вторых, доказать “экономическую неэффективность” социализма, в-третьих, ослабить влияние СССР в мире. По замыслу США, это должно было привести к реставрации капитализма в СССР.

Особое место в решении этой задачи с первых дней мира отводилось препятствованию  восстановления экономики СССР и его союзников. Реализация этой цели началась Трумэном в день капитуляции фашистской Германии – 8 мая 1945 г., когда президент США подписал приказ о резком сокращении американских поставок по ленд-лизу накануне вступления СССР в войну с милитаристской Японией. 18 августа 1945 г., когда советские войска еще вели боевые действия против Японии, США полностью прекратили поставки по ленд-лизу в СССР.  За этим последовали еще более жесткие экономические меры. В рамках осуществления доктрины “сдерживания коммунизма” СССР в 1947 г. были предъявлены дискриминационные претензии в связи с расчетами по ленд-лизу.

В 1947 г. военная администрация США развернула саботаж поставок оборудования, подлежащего демонтажу на военных предприятиях Германии, в СССР. В том же году США расторгли в одностороннем порядке советско-американское соглашение от 15 октября 1945 г. о поставках американских товаров в кредит. В марте 1948 г. США ввели экспортные лицензии, которые запрещали вывоз большинства американских товаров в СССР. В 1951 г. в США была принята “поправка Бэттла”, запрещавшая предоставлять американские кредиты и оказывать помощь государствам, продающим стратегические товары СССР и странам народной демократии. В результате этих и подобных им мер советско-американская торговля в 1951 г. была почти полностью прекращена.

Однако ставка правящих кругов США и Англии на то, что посредством экономической блокады им удастся сорвать восстановление народного хозяйства СССР, провалилась. В 1947 г. промышленное производство СССР достигло довоенного уровня, а в 1948 г. превысило его на 18%. Четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР (1945-1950 гг.) был выполнен досрочно. Это позволило нашей стране   ликвидировать тяжелые последствия фашистского нашествия, оказать братскую помощь в восстановлении экономики народам Восточной Европы и сорвать экономический бойкот братских стран со стороны империалистического Запада. 

Чтобы понять, к какому  экономическому нажиму  прибегал  империализм в этих странах, достаточно привести такие примеры. Для давления на народно-демократические правительство Польши в банках Англии и США были заморожены все польские активы. Увеличение поставок Администрации помощи и восстановления при ООН Польше было связано с избранием  премьером Польши Миколайчика. В течение многих месяцев США задерживали возвращение Чехословакии, Венгрии и Югославии около 700 судов. В ответ на победу КПЧ на выборах в учредительное Национальное собрание и национализацию основных отраслей промышленности и банков в Чехословакии США в 1946 г. прекратили переговоры о займе. В 1947 г. США отказали ей в помощи поставками зерна в связи с засухой и неурожаем. После отклонения СССР и странами народной демократии “плана Маршалла” США прибегли к торговой блокаде социалистических стран, аннулировали все торговые соглашения с Болгарией, Венгрией, Румынией и Чехословакией.

1 января 1950 г. на Западе начал действовать Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ) – международная организация стран НАТО (без Исландии), Японии и Австралии. Он осуществлял контроль над экспортом в СССР и другие социалистические страны, чтобы препятствовать развитию  торгово-экономических связей между западными странами и странами социализма. Показательно, что статус КОКОМ не был оформлен  официальным договором, он действовал на основе “джентльменского соглашения”. В него вошли США, Англия, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург. В начале 1950 г. к ним присоединились Норвегия, Дания, Канада и ФРГ, в 1952 г. – Португалия, в 1953 г. – Япония, Греция и Турция, в 1989 г. – Австралия.

Основная задача КОКОМ сводилась к составлению списков КОКОМ. В них вносился и периодически обновлялся перечень технологий и техники, которые контролировались или не подлежали экспорту в социалистические страны. Как правило, это были вооружения, новейшее оборудование и материалы, связанные с использованием ядерной энергии, а также оборудование “двойного назначения”. КОКОМ занимался рассмотрением заявок на поставку таких товаров в порядке исключения и осуществлял почти тотальный надзор за реализацией таких сделок в каждом отдельном случае, с тем чтобы ограничить доступ СССР и его союзников к участию в международной торговле. 

В функции КОКОМ также входило консультирование государств-членов НАТО с целью более полного учета рекомендаций КОКОМ в национальных правилах лицензирования и контроля над экспортом. США всемерно использовали КОКОМ для организации научно-технологической блокады СССР и других социалистических стран  путем распространения запрета на экспорт широкого круга наукоемкой продукции и технологии под предлогом ее  “двойного назначения”, т.е. в гражданских и военных целях. Ссылки на “двойное назначение” таких изделий служили оправданием  экономической войны США и других стран НАТО против государств-членов ОВД.

В секретные запретительные списки КОКОМ постоянно включалось примерно 300 тыс. наименований. На июньской сессии КОКОМ в 1988 г. эти списки были обновлены за счет изъятия устаревших и включения новейших технологий и товаров. На заседании Исполкома КОКОМ в апреле 1989 г. США удалось сохранить в прежнем объеме предыдущие списки товаров, запрещенных для экспорта в социалистические страны. Своей дискриминационной политикой КОКОМ препятствовал объективному развитию международного разделения труда и расширению экономического сотрудничества. Введение понятия “технологии двойного назначения” служило прикрытием для запрета приобретения новых машин и оборудования в развитых капиталистических странах для нужд народного хозяйства государств-членов СЭВ. 

США активно использовали КОКОМ для  подрыва концепции “общеевропейского дома” и стремились к вовлечению в сферу его действия государств, не являющихся членами КОКОМ, например, Австрии, Швейцарии, Швеции. Американская реакция до последних дней существования мировой системы социализма проводила курс на расширение круга его участников и ужесточение действующих правил. В этом контексте надежды команды Горбачева-Яковлева-Шеварнадзе на возможность ослабления экономической войны США и других капиталистических стран против СССР в результате множества односторонних политических и экономических уступок в пользу империализма выглядят, по крайней мере, наивными. 

В разгар перестроечной эйфории в СССР в 1988 г. бывший старший директор отдела международных экономических отношений Совета национальной безопасности США (СНБ)  Р.У.Робинсон-мл. писал: “КОКОМ доказал свою полезность как препятствие на пути потока стратегических технологий в страны Варшавского пакта. Тем не менее, ежегодный бюджет и институциональный потенциал КОКОМ являются прискорбно неадекватными … Администрация и конгресс должны убедить наших союзников существенно увеличить его бюджет и потенциал, а также договориться о заключении соглашений об эффективном экспортном контроле со странами-членами КОКОМ”. 

Это еще раз напоминает о том, что байки о торжестве “нового мышления” во всем мире, распространявшиеся в смутное время горбачевской перестройки ее “архитекторами”, были сильно преувеличены. Как свидетельствует П.Швейцер в своей книге “Победа: Роль тайной стратегии администрации США в распаде Советского Союза и социалистического лагеря”, все было наоборот. “Запрет относительно экспорта технологии советскому блоку, – пишет он, – остался практически неизменен до самого развала Советского Союза в 1991 году. Низкие цены на энергоносители и уменьшение доходов в твердой валюте пугают Москву и по сей день … Параметры гонки сверхдержав в области стратегии и ресурсов, установленные в начале срока полномочий Рейгана, не изменились и до самого развала СССР”.

На протяжении всего послевоенного периода социалистические страны были объектом  торговых войн, санкций, блокад, эмбарго, которые приняли особенно жесткий характер в период президентства Рейгана. На следующий день после выступления в ООН 18 июня 1982 г., когда Рейган отверг мирное сосуществование двух систем, он принял решение об усилении экономической войны против СССР. Поводом для этого явилась готовность ряда западноевропейских стран заключить соглашение с СССР о поставках им газа при условии их содействия в строительстве газопровода Уренгой – Запад. Но перспективы расширения сотрудничества СССР с Западной Европой противоречили планам США, т.к. они отражали ее стремление к “самостоятельному диалогу с Востоком”, с чем не хотел согласиться Рейган, взявший курс на экономическую войну против СССР. 

С этой целью СНБ США еще в июле 1981 г. принял решение подорвать торговлю СССР с Западом. В конце 1981 г. США ввели экономические санкции против СССР и Польши в связи с решительными мерами, принятыми в ПНР против контрреволюционных сил. Но попытки США заставить страны Западной Европы присоединиться к ним не увенчались успехом. На встрече “семерки” в июле 1982 г. США приложили максимум усилий, чтобы убедить в необходимости этого шага своих союзников, но не встретили “понимания” с их стороны по этому вопросу. Нажим США на дочерние фирмы своих ТНК на территории западноевропейских стран, чтобы они отказались от торговли с СССР, также потерпел фиаско. В ответ США объявили о запрете западноевропейским фирмам, производящим оборудование по американским лицензиям, торговать с СССР и пригрозили им применением санкций.

Однако экономический шантаж США встретил отпор министров иностранных дел стран “Общего рынка”. В своем совместном документе 24 июня, а затем и в своем официальном представлении Вашингтону 12 августа они заявили, что действия США “противоречат международному праву” и что они не намерены им подчиняться. При этом правительства Франции, ФРГ, Великобритании и Италии подчеркнули, что не намерены отказываться от выгодного сотрудничества с СССР. В итоге 13 ноября 1982 г. США были вынуждены объявить об отмене своих санкций в отношении западноевропейских компаний. Не возымел действия американский шантаж и на СССР. Как известно, названный газопровод был построен и введен в эксплуатацию на полгода раньше запланированного срока.

В сломе экономической составляющей антикоммунистического “крестового похода” Рейгана на первом этапе важная роль принадлежит Советскому руководству и советской дипломатии, которые последовательно проводили курс на мирное сосуществование. Но это не охладило воинственный пыл “ястребов” в Вашингтоне, которые вплоть до развала СССР стремились экономически измотать его, чтобы расчистить путь “американскому господству”. С каждым днем после прихода к власти Рейгана все больше раскручивался маховик экономической войны против СССР, стратегия и цели которой были изложены в президентской директиве “NSDD-75”.

Один из инициаторов “NSDD-75” гарвардский профессор Р.Пайпс так  характеризовал содержание этого документа: “Директива “NSDD-75” означала разрыв с прошлым. Это первый документ, утверждавший, что дело не только в поведении Советского Союза, но и в самой советской системе. Директива четко формулировала, что нашей следующей целью является уже не сосуществование с СССР, а изменение советской системы. В основе директивы лежала убежденность, что изменение советской системы с помощью внешнего нажима вполне в наших силах”.

По словам Швейцера, в “NSDD-75” указывалось, что политика администрации Рейгана будет направлена на усугубление экономических проблем СССР в надежде вызвать кризис во всей советской  системе. Это стало альфой и омегой стратегии США в последующие годы. В рамках газетной статьи невозможно даже схематически отразить все этапы войны на уничтожение экономики СССР, когда, по словам Швейцера, “рейгановская администрация затягивала петлю на экспорте технологий, делая тем самым модернизацию советского общества невыполнимой, ограничивала экспорт советских энергоносителей и нагнетала гонку вооружений”.

В новой книге Швейцера “Война Рейгана: Эпическая история его 40-летней войны и окончательной победы над коммунизмом” приводится множество цифр советских потерь в итоге экономической войны во второй срок правления Рейгана. Вынужденный отказ от строительства второй нитки трубопровода для транспортировки природного газа в Европу ежегодно лишал СССР выручки в размере 7-8 млрд. долл. Потерянный доход в результате спровоцированного США падения цен на нефть на мировом рынке составлял 5-6 млрд. долл. в год. Стоимость “контрповстанческих операций” советских войск против поддерживаемых и вооружаемых администрацией Рейгана моджахедов в Афганистане достигала 8 млрд. в год. Военные расходы СССР в ответ на новый виток гонки вооружений и программу “звездных войн” Рейгана возросли на 15-20 млрд. долл. ежегодно.

Этим не исчерпывается перечень и суммарная цена наших потерь в результате подрыва экономики СССР империализмом США и другими странами НАТО, что, вне всякого сомнения, сыграло немаловажную роль в развале Советского Союза. Но не это было главной причиной поражения социализма в Стране Советов. Корневая система  реставрации капитализма в СССР уходит в более отдаленное прошлое, когда после смерти И.В.Сталина началось постепенное сползание советской плановой экономики в русло товарно-денежных отношений. Именно их ввод в практику социалистического хозяйствования в ходе экономических реформ, начиная с 1950-х гг., привел к реанимации частной собственности и трагической гибели социализма.

В подтверждение этого уместно сослаться на недавно вышедшую в США книгу “Наблюдение за медведем: Очерки аналитики ЦРУ по Советскому Союзу”, которая была подготовлена на основании 3600 рассекреченных документов ЦРУ. В одном из них,  датированном ноябрем 1956 г. и посвященном анализу советского социалистического предприятия, черным по белому написано, что “сильные стороны советской системы централизованного управления предприятиями, кажется, перевешивают ее слабости”. Когда же увеличение ВНП в СССР в результате хрущевских экспериментов замедлилось и составило в 1963 г., по данным ЦРУ, только 2,5%, тревога по поводу советской угрозы догнать Америку пошла на спад в США. В связи с этим президент США Л.Джонсон даже послал свою делегацию в западноевропейские столицы, чтобы поведать своим союзникам по НАТО об этом радостном известии.

“Советское экономическое чудо” прекратило свое существование не в результате засилья “командно-административной системы”, как убеждал советский народ продажный Горби, одним из наставников которого был “друг Рони”, т.е. организатор экономической войны против СССР Рейган. Оно стало жертвой разгрома Н.Хрущевым Госплана СССР в 1957 г. в ответ на его решительное противодействие политике “стимулирования” советской промышленности и сельского хозяйства посредством увеличения цен в 1953 г. Тем самым было покончено с политикой снижения народнохозяйственных издержек, о которой многие современники знают только со слов В.Высоцкого: “Было время, и цены снижали”.

Реанимированный через семь лет Госплан СССР никогда больше не выполнял той роли, которую он сыграл в становлении и развитии советской экономики в годы войны и мира до нанесения сокрушительного удара по нему Н.Хрущевым. Последнюю точку в его истории поставила предательская клика Горбачева, упразднившая одним махом Госплан и Госснаб СССР – несущие опоры единого народнохозяйственного комплекса Советского Союза. За этим последовало внедрение известной программы “500 дней”, согласованной эмиссарами Горби с Белым домом. Потуги соединить генетически несовместимые плановый механизм социализма и рыночный механизм капитализма привели, в конечном итоге, к развалу СССР и стали величайшей трагедией не только для нашего народа, но и для всего мира. 

 

Версия для печати Обсудить на форуме