едавно
мы с мужем гостили в Лондоне у наших друзей, известных британских
палеоантропологов, профессоров Сони и Срболюба Живановичей. Вечерами,
сидя у камина, обсуждали разные научные проблемы, волнующие современный
мир. Много говорили о филологии и древних языках: в это
время мы изучали арамейский язык и сакральные тайнописи. Естественно,
зашла речь и о Древнем Египте. Наши друзья поведали о раскопках,
которые ведутся сейчас международными археологическими экспедициями
на территории современного Египта, в долинах царей и цариц,
где хоронили фараонов и их жен. Рассказы были захватывающими, и нам
захотелось окунуться в первоисточники по египтологии.
Как известно, Британский музей в Лондоне - их
главное хранилище. Поработав в Британском музее, мы поехали в Египет с твердой уверенностью, что
нужно писать новую книгу, несмотря на то, что современная литература по Древнему Египту необозрима.
В Египте нам повезло: представитель туристической фирмы «Eagle Travel» Адель Мохамади,
помогавший нам с гостиницей и транспортом, оказался филологом, получившим образование в Москве и
Париже. Его хобби был Древний Египет.
Сейчас, вернувшись в Москву, мы обрабатываем обширный материал,
привезенный из Лондона и Египта. Готовим книгу, которая будет
называться «Жрецы и фараоны». Отрывок из нее предлагаем
читателям «Учительской газеты».
...Аменхотеп IV вступил на трон в последних лучах заходящего
солнца славы великих городов-государств Ханаана, Шумера, Аккада, минойцев-критян
и микенцев. Тогдашняя письменность была представлена рисунками предметов
и животных, окружавших человека. Тайнопись - толкованием рисунков,
появляющихся на поверхности верблюжьих лопаток, черепаховых панцирей
или просто глиняных дощечек, трескавшихся при нагревании (прототип «невидимых
чернил»). Современников Аменхотепа - по отношению к письменам
- можно условно поделить на «грамотных», «неграмотных»,
то есть умеющих или не умеющих читать, и «посвященных»,
то есть умеющих толковать тайнопись. Жрецы были грамотными и посвященными.
Фараоны - грамотными. Ближайшее окружение фараонов представляли неграмотные
и грамотные.
Солнце Египта, когда восходил на трон Аменхотеп IV, находилось
в зените: в результате завоеваний XVIII династии Египет
стал мировой державой, в состав которой входили: на юге - Нубия,
на севере - Ханаан, Сирия и часть шумеро-аккадской территории.
Великая египетская империя развалилась при Эхнатоне. После него наступил
период смуты и военная диктатура полководца Хоремхеба. XVIII династия
выродилась. Тутанхамон, неизвестно, чей сын, - Эхнатона или его приближенного
Семнехкара и одной из младших дочерей - жен Эхнатона, взошел
на трон в 8 лет при регентстве военачальника Хоремхеба,
умер загадочной смертью в 17 лет.
Эхнатон - первый правитель в мировой истории, о котором с уверенностью
можно сказать, что он поклонялся единому Богу. Больше того, в результате
своей религиозной реформы он сделал монотеизм государственной религией,
в результате чего Египет должен был стать тоталитарной державой.
Таким образом он, видимо, старался удержать завоеванные его предшественниками
земли под единым началом. В Древнем Египте было свыше 2000 богов
и богинь. Половина из них были боги универсальные, которым поклонялись
во всем Египте, а не только в одной или нескольких
областях-номах. Все боги так или иначе были порождением или ипостасью
главного бога - Солнца Ра. И Атон, и Амон - в сущности
разные лица Ра, и сами по себе они, таким образом, не конфликтовали.
В особом положении находился бог мертвых Осирис, имея собственную
сферу правления - подземное царство. До того, как Аменхотеп IV провозгласил
Атона единственным Богом - для всех, этим богом - для всех был Осирис.
До Аменхотепа IV отношение к богам, собственно, было не религиозное,
а культовое. Для того чтобы отношение к Атону стало религиозным,
то есть духовным (Атон в отличие от Ра, Гора - не солнечный
диск с лучами, тем более не сокол или жук, а животворящая сущность
солнца. Старое название «бог» - Нут предполагало множественные
числа; Бог-Атон только в единственном числе), Аменхотеп IV сам
написал два гимна в честь Атона, в которых неистово утверждалось,
что только Атон - Бог, других богов нет. Любопытно, что Атон до Аменхотепа IV
был солнцем заходящим (солнцем Запада); восходящее солнце (солнце Востока)
олицетворял навозный жук скарабей. Боги земные и небесные до Аменхотепа IV
только присутствовали на земле и на небе и как бы
покровительствовали людям. Правил только Осирис.
Основные источники сведений о богах - «Тексты пирамид»
- заупокойные ритуалы царей, вырезанные на стенах внутренних помещений
пирамид, «тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах,
и «Книга мертвых» - опять же сборники заупокойных
текстов. В подземном царстве не было каких-то особых богов -
там все те же небесные и земные боги. Древнего египтянина готовили
(да и сам он готовился) к смерти с рождения: фараон начинал
строить пирамиду, как только объявлялся царем. Аменхотеп IV не воевал
с Осирисом, просто «забыл» о нем и приказал забыть
своим подданным. Он ушел из Фив - столицы Египта, где властвовал
Амон, и основал новую столицу Ахетатон - горизонт Атона. В этой
столице не было ни слова, сказанного об Осирисе или подземном царстве.
Преследуя Амона, вытравив его имя из своего (вместо Аменхотепа фараон
стал Эхнатоном), разрушив храмы Амона и сбивая его изображения с каменных
стен, вместе с тем этот фараон никак не изображал своего Бога:
«подлинного Бога нельзя видеть, он не имеет форм» - это
убеждение он пронес через всю жизнь.
Но точно так же, по Эхнатону, нельзя было видеть и смерть,
ибо загробной жизни нет. Нужно сказать, древние египтяне имели далеко
не отвлеченное представление об уходе из земной жизни. Судя по росписям
стен гробниц в Долине царей (Рамсеса IX, Рамсеса VI, Аменофиса II,
Рамсеса II, Тутмоса III, Сети I, Тутанхамона и др.
фараонов), отражающим тексты «Книги мертвых», «Молитв Солнцу»
и «Книги Дуаты», им были хорошо известны и классифицированы
феномены жизни после жизни, вновь открытые реаниматологами и психопатологами
во второй половине нашего века: черный длинный туннель, этапы движения
по нему с огромной скоростью (в ладье, как полагали египтяне) в сопровождении
с «уплывающим» его охраняющей тени - огромного черного
жука скарабея. Свет в конце туннеля - ослепительно яркое солнце.
Им было известно и состояние умирающего, переживающего эти видения,
- что-то вроде предэкзаменационного. Экзамен нужно было держать на страшном
суде перед лицом самого Осириса, перед которым происходит психостазия
- взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной Маат
(грешника пожирало и медленно переваривало страшное чудовище Амт - лев
с головой крокодила; праведника ожидало оживление для счастливой
жизни на полях иару).
Эхнатон обо всем этом «забыл» : ничего не хотел слышать
о загробной жизни. Осириса нет в памятниках Телль-эль-Амарны (так
называются ныне развалины Ахетатона). Фараон ничего не хотел знать
о преисподней и запретил мистические, магические и колдовские
ритуалы, то есть всякую деятельность жрецов Амона. Нужно сказать, колдуны,
маги и прорицатели Древнего Египта обслуживали одного бога - Осириса,
хотя назывались служителями Амона или других богов. Задача этих жрецов
была одна - помочь человеку умирать и выдержать суд Осириса. Они
помогали умирающему преодолеть все пороги на реке смерти. Целительством
египетские маги и колдуны не занимались. Лечили человеческие
душевные и телесные недуги другие - жрецы храмов Тота, Сохмета, Исиды
и Имхотепа, покровители медицины и здоровья, которые были профессиональными
докторами по образованию. Докторам Эхнатона было запрещено упоминать
своих богов.
Эхнатон, особенно в конце своей жизни, жестоко преследовал магов, прорицателей, гадателей и
колдунов. А доктором считался лишь тот, кто мог оперировать, принимать тяжелые роды или лечить
лекарствами - фармацевтика как отрасль медицины сформировалась при этом фараоне. Жизнь египтян
как бы упростилась - все таинственное и всякие таинства исчезли. Такой период, судя по записям,
длился недолго - около пяти лет. Так как загадочное как таковое из жизни не пропало - не все можно
было обьяснить и не всем можно было управлять, Эхнатон вынужден был мистическое и магическое
отнести к своему Богу: служение Атону стало обрастать магическими ритуалами. В это время Эхнатону
пришлось выступить не только главным заклинателем Атона, но и его адвокатом: Бога ведь никто не
видел, а верить в него предписывалось. Отсюда фараон вынужден был неистово подчеркивать, что Бога
видеть нельзя. (До Эхнатона все боги были зримы и осязаемы и понятны).
В этот момент человеческой истории произошло знаменательное событие:
запретив поклоняться богам Атона-Осириса, Эхнатон запретил изображать
их в письменности, то есть запретил в письме пользоваться рисунками
животных и птиц. Запрет был гениальным толчком к возникновению
невиданного миром письма - словесного. Появился первый алфавит. Финикийцы
- самый практичный народ - быстро подхватили новую идею и распространили,
торгуя, на севере материка и пограничных землях письмо, получившее
название финикийского. Вместе с ним появились первые летописцы, правда,
века через три после смерти Эхнатона. Финикийское письмо - предок арамейского,
квадратного и греческого письма - вытеснило не только иероглифику
Древнего Египта, но и находившееся в развитии так называемое
линейное письмо минойцев-критян, письмо геометрических фигур и знаков
(ветвь этого письма коротка: Крит-Кипр, возраст 3 тысячи лет до н. э.
- II век до н. э.), вероятно, линейное письмо. А также
письмо ханаан. Религиозная реформа Эхнатона обернулась глобальной перестройкой
здания человеческой культуры: в слове знак отделился от значения.
Тайнопись также радикально изменилась (трескающиеся на жиру лопатки
и панцири было запрещено толковать - магическое ушло в слово, которое
стало мистифицироваться, пока не было написано: Вначале было Слово.
И Слово был Бог и Бог был Слово. Эхнатон правил 17 лет. Ровно
столько господствовал в Древнем Египте монотеизм. После смерти фараон
был обьявлен еретиком. Его религию запретили, последователи подверглись
преследованию. Маленький Тутанхатон вынужден стать Тутанхамоном: Амон
победил Атона. В Египте началась смута. На земном шаре вслед
за смертью Эхнатона произошли важнейшие события, предопределившие
ход человеческой истории: ИСХОД евреев из Египта. СОЮЗ их в Мребат-Кадеше,
Закон, по которому они начали жить. Начался библейский период. На землях
минойцев-микенцев стал господствовать ЭПОС.
В Каирском национальном музее находится каменный колосс Эхнатона - мужчины
с женскими животом и бедрами. В Египте в наши дни на каждом
углу можно купить голову Эхнатона - огромный череп за счет непомерно
больших теменных костей. Сохранившиеся изображения Эхнатона представляют
его с крупными губами, носом и ушами. Если учесть, что скульпторы
и художники Древнего Египта были крайне щепетильны в изображении
тел своих фараонов (там же, в Каирском музее, есть каменный колосс
фараона Рамсеса II. Скульптура отображает болезнь вен левой голени
фараона, что подтвердилось при изучении его мумии), то Эхнатон страдал
двумя серьезными врожденными болезнями: черепа, получившей название «череп
штеттинского ткача», и желез внутренней секреции, в результате
которой недоразвиты яички (отсюда женоподобность). Огромный череп Эхнатона
выходит далеко за пределы искусственно деформированного (фараоны-новорожденные
подвергались, как и вожаки, например, инков, направленной деформации
черепа за счет сдавливания височных костей новорожденного деревянными
дощечками). Психология и психопатология «штеттинского ткача»
хорошо изучена: в силу своего уродства он не мог смотреть
вверх и вынужден был смотреть постоянно себе под ноги. Он даже
не мог смотреть в глаза собеседнику. Эти больные обладают мрачным,
замкнутым характером, постоянно испытывают различные страхи и прежде
всего страх смерти, неспособны к умственному напряженному труду;
бывают слабоумными, всегда слабодушны, волевое усилие им также неведомо.
Вдобавок фараон не мог иметь детей. Тем не менее фараон оказывается
инициатором и исполнителем грандиозной реформы. К тому же у него
было восемь дочерей и, возможно, сын. Сие предстает весьма загадочным,
если не принять во внимание особую роль, которая отводилась
жене фараона - Нефертити и его «серому кардиналу» Семнехкару.
Некоторые исследователи полагают, что Нефертити - родная сестра Эхнатона.
Благо, есть изображения, на которых они похожи чуть ли не как близнецы.
Царица принимала активное участие в общественной и политической
деятельности супруга. Достаточно сказать, что именно благодаря Нефертити
фараон изменил «царскую» форму общения с подданными на «демократическую»
- выходил в народ под руку с царицей и гулял по улицам
Ахетатона как простой смертный. Даже изображать себя велел в позах
«демократических» - в обьятиях жены, на руках с ребенком,
за обеденным столом, целующимся, играющим и т. п. Возможно,
страной правил не безвольный, больной и пугливый фараон, а его
блистательная красавица Нефертити. Не случайно он даровал ей
свой титул фараона - Нефернефруатон! В отношении женщины это было
недопустимо. Палеоантропологи и палеопсихологи полагают, что Нефертити
обладала особыми чертами - отсюда ее божественная красота, - не характерными
для древних египтян и народов, тесно общающихся с египтянами.
Компьютерный сравнительный анализ облика Нефертити приводит к заключению,
что ее образ является как бы архетипом идеала красоты европейцев в последующие
тысячелетия, вплоть до современности. Короче, женщина для европейца
прекрасна и желанна настолько, насколько она похожа на Нефертити.
Только Леонардо да Винчи в своей «Джоконде» отступил от этого,
используя мужской прототип. Красота женская и впредь будет развиваться
в сторону Нефертити. Воистину в имени Нефертити: красавица грядет!
А теперь о Семнехкаре. На политической арене он появился
в разгар реформ Эхнатона. Его изображения никому не известны.
Некоторые исследователи полагают, что Семнехкар - сама Нефертити, правящая
страной и мужем. Но Семнехкар также получает титул Нефернефруатон
(как и Нефертити), но спустя почти десять лет после того, как
этот титул получила царица. Спрашивается: зачем фараону дважды одним и
тем же титулом награждать одного человека? Семнехкар был чрезвычайно близок
Эхнатону. Скорее всего именно он был архитектором реформ, а не больной
и безвольный фараон. Возможно, Семнехкар действовал вместе с Нефертити.
Не он ли был и отцом детей Эхнатона? Возможно, с этой
фигурой связана и еще одна тайна. В настоящее время существует
три образа великого Моисея - законодателя и просветителя: библейский
образ, запечатленный Микеланджело в камне, и Моисей Зигмунда
Фрейда. Все три отличаются друг от друга. Совпадают они лишь в деянии.
Фрейд, предполагая, что Моисей - египтянин (об этом - отдельный разговор),
искал ему место среди приближенных Эхнатона: «...возможно, принца,
жреца, высокопоставленного сановника...» (Зигмунд Фрейд "Человек
по имени Моисей и монотеистическая религия".М. «Наука»,
1993, стр. 16). Он не знал ничего о Семнехкаре (в
источниках по египтологии, которые Фрейд цитирует, имя Семнехкара
отсутствует). Возникает проблема идентификации Семнехкара и фрейдовского
Моисея. Но это уже другая история.
Семнехкару принадлежат слова: «Все боится времени. Время боится
пирамид». Самым красивым цветом Семнехкар считал зеленый, любимый
цвет Осириса.
Марина Черносвитова,
историк культуры
|