Египетские звездочеты
М. Э.
Матье
два
только заходило солнце и желтизна гор,
окаймлявших горизонт Нильской долины
на востоке и на западе, начинала синеть
и превращаться сначала в лиловую
лазурь, а затем в темные массы
причудливых очертаний - на плоские
кровли египетских храмов поднимались
молчаливые жрецы. В строго определенном
порядке рассаживались они попарно,
один против другого, и начинали свои
наблюдения над звездами.
Представим себе ночь в Фивах и юного
ученика, сидящего рядом с опытным
жрецом-астрономом на одной из крыш
главного храма всего Египта -
Карнакского храма царя богов Амона-Ра.
Спит расположенный на восточном
берегу Нила огромный город,
великолепная столица самого
могущественного государства мира в XV в.
до н.э.
Широкой серебряной лентой вьется Нил.
А дальше за ним, на пустынном скалистом
западном берегу - город мертвых,
обширное фиванское кладбище. Ближе к
Нилу виднеются громады вытянувшихся в
ряд заупокойных царских храмов. Справа
этот ряд начинается белеющими в
темноте террасами колоннад храма
царицы Хатшепсуг, слева он
заканчивается храмом Аменхотепа III,
перед пилонами которого возвышаются
гигантскими стражами две колоссальные
статуи этого царя. От храмов спускаются
вниз, к пристаням на Ниле, длинные аллеи
сфинксов.
А напротив этих пристаней, на
восточном берегу, - две другие пристани,
и от них новые аллеи сфинксов
поднимаются к воротам главных святилищ
Фив - Карнакскому храму Амона-Ра и к
Луксорскому храму, силуэты гигантских
колонн которого поднимают к темному
небу огромные каменные цветы своих
капителей.
Около храмов темнеют деревья
священных рощ и сверкает гладь озер.
Тишина изредка нарушается лаем собак
и воем шакалов в горах западного берега.
Кое-где мелькают огни факелов. Во
дворе храма горят светильники. Легкий
ветер колеблет их пламя и заставляет
трепетать флаги на высоких кедровых
мачтах у храмовых ворот.
Учитель ведет наблюдение. Он сидит
лицом к северу. В руке у него два
незамысловатых "инструмента": простой
отвес и дощечка с расщепом.
Против наблюдателя, лицом к нему,
сидит его помощник, который тоже держит
отвес. Его фигура четко вырисовывается
на фоне звездного неба. Одна звезда
видна у его плеча, другая - у локтя,
третья - над головой.
Учитель наблюдает за расположением
звезд, глядя через расщеп дощечки так,
чтобы от его глаза можно было бы
провести воображаемую линию через
расщеп дощечки и оба отвеса - его
собственный и помощника - к Полярной
звезде. Эта линия является, в сущности,
меридианом местности, пользуясь
которым и определяли положение
различных звезд. Разумеется, этот
меридиан не имеет ничего общего с тем,
которым пользуются в современной
астрономии или географии: египетский
меридиан - это полуденная линия.
Рядом с учителем лежит разграфленный
папирус, на котором в центре нарисована
фигура сидящего человека,
соответствующая фигуре помощника. И
вот вокруг этой фигуры учитель и рисует
звезды так, как он их видит в определенный
час вокруг фигуры помощника, отмечая в
соответствующей строке папируса час
наблюдения и название звезды.
Постепенно у него получается
своеобразная звездная карта. Такие
карты чертились для каждого часа
каждой ночи в году. Некоторые из них
дошли до нас, и, изучив их, египтологи и
астрономы смогли выяснить ряд
интересных данных относительно
познаний египтян в астрономии.

Схема для наблюдения за
звездами (Новое царство)
Названия звезд на этих картах
показали, что египетские астрономы
соединяли звезды в созвездия, которые
представлялись им в виде различных
священных животных или богов. Дошли до
нас и изображения подобных созвездий.
Среди них чаще всего встречается
созвездие, которое мы называем Малой
Медведицей, в него входит Полярная
звезда. Оно изображалось египтянами то
в виде бедра быка, то в виде животного с
головой быка. Известны были им и
некоторые планеты: Меркурий, Венера,
Марс, Юпитер и Сатурн, но, разумеется,
египетские астрономы называли их иначе.
Для того чтобы иметь возможность
вести наблюдение над звездами и
отмечать эти наблюдения на звездных
картах, жрец-наблюдатель должен был
всегда точно знать время,
следовательно, - иметь при себе часы. И
действительно, около учителя мы и
увидели бы также древнеегипетские "часы".
Это каменный сосуд в форме усеченного
конуса, обращенного узким концом книзу.
В сосуд налита вода, внизу же имеется
маленькое отверстие, через которое
вода вытекает по каплям.
На внутренних стенках такого сосуда
имеются небольшие точки-выемки. Они
расположены в 12 вертикальных столбцах,
каждый из которых имеет по 12 таких
точек. Каждый столбец соответствует
одному из месяцев года, а точки в
пределах столбцов - часу. То
обстоятельство, что точки, отмечавшие
время в различных столбцах, находятся
на одном уровне, связано с тем, что
учитывалась различная
продолжительность ночи в разные
периоды года.
По счастливой случайности известно
имя человека, изобретшего такие
водяные часы. Это был некий египтянин
по имени Аменемхет, живший в XV в. до н.э.
Вот что он рассказывает о своем
изобретении: "Я нашел, что ночь времени
наводнения длиной в 14 часов, в то время
как ночь времени жатвы в 12 часов... я нашел
возрастание продолжительности ночи от
месяца к месяцу и уменьшение от месяца
к месяцу... Я сделал "мерхит"'
рассчитанный на год. Он был приятнее
для царя Верхнего и Нижнего Египта
Аменхотепа I Правогласного, чем все
другие. Он был правилен для каждого дня
года. Никогда не делалось ничего
подобного в предыдущие времена...
Каждый час наступал в свое время. Вода
вытекала из одного отверстия".
Задолго до этого египтяне изобрели
солнечные часы. Они были основаны на
том, что тень, падающая от какого-либо
предмета, в течение дня меняет
положение. Такие часы представляли
собой дощечку с загнутым концом. От
этого конца на дощечку падала тень, и в
зависимости от того, на какое место
дощечки приходился конец тени,
определялось время. В первую половину
дня дощечку ставили так, чтобы загнутый
конец был обращен к востоку, а в полдень
дощечку поворачивали загнутым концом к
западу. На самой дощечке наносили 5
отметок; таким образом она делилась на 6
частей, по количеству часов в четверти
суток. Позже были изобретены часы в
виде двусторонней лестницы. Такие часы
не надо было поворачивать, и они давали
возможность устанавливать время с
большей точностью.
Естественно, что любые солнечные часы
годились только для вычисления времени
в течение дня, после же захода солнца
высчитывать время надо было уже каким-то
иным способом. Вот для ночного-то
времени и были изобретены водяные часы.
Изучая ночью движение звезд,
египетский школьник постепенно
привыкал к самостоятельным
наблюдениям. Днем же он заучивал
остальные сведения по астрономии.
Однако ему приходилось заучивать не
только данные, основанные на фактах,
полученных при наблюдениях. Дело в том,
что, несмотря на всю значительность
сведений, которыми располагала
египетская астрономия, наблюдения над
звездами были в Египте неразрывно
связаны с астрологией, т. е. с верой в
тесную связь земных событий, судеб
отдельных людей и целых народов с
движением звезд.
Египтяне верили, что по звездам можно
заранее предвидеть будущее. Жрецы
составляли особые календари, где были
указаны "счастливые" и "несчастливые"
дни и даже части дня. Бывали и такие,
когда нельзя было начинать никакого
дела, нельзя было даже выходить из дому,
- иначе человеку грозило несчастье.
Подобные суеверные представления,
основанные на непонимании подлинной
связи явлений природы между собой,
продолжали существовать в Египте до
конца его истории и наряду с подлинно
научными сведениями были заимствованы
из Египта другими народами древности, а
затем и средневековья.
|