Содержание • «Военная литература» • Мемуары
30 июня 1990 года. Я с дочерью Наташей возвращался на Север из Кременца, где мы в очередной раз проведали могилы родных. Стояла жарища за тридцать. Народ маялся в ремонтируемом здании львовского аэровокзала и вокруг. Прохладительных напитков, как и было всегда принято в таких случаях, не хватало. Удивляла тишина: ни взлётов, ни посадок. И всё же регистрацию на наш рейс 8678, хоть и с опозданием, объявили. По расписанию прибытие в Ленинград предполагалось после двадцати трёх, едва успевали в метро и к друзьям на Петроградскую. Здесь было место встречи с нашей мамой, она летела где-то в это же время из Краснодара, там были свои могилы... Переночуем, и утром дальше, уже вместе. Домой.
Спецконтроль прошёл по-быстрому, но весь багаж оставили с пассажирами. Затем всех нас погрузили в поданные к перрону обычные городские автобусы и повезли куда-то в сторону от аэропорта и вообще за город. Наталия высказала предположение о появлении нового вида услуг аэрофлота: нас везут автобусами прямо в Ленинград. Ехали минут сорок, затем стали выгружаться у какого-то явно не гражданского аэродрома, получилась большая толпа с огромным количеством вещей: в это время года все везли с Юга что-нибудь вкусное. Не верилось, что всё это втиснется в один самолет. Но Ту-154 вместительный лайнер...
Вместо 21 часа вылетели в 22.30. Ночлег у друзей в Ленинграде из проблематичного превращался в крайне маловероятный. Трещала вся наша программа.
Так оно и выйдет. «Летайте самолётами Аэрофлота!»
В лайнере два салона. Наши места в первом. Включилась вентиляция, стало легче дышать. Впереди почти два часа полёта, можно наконец расслабиться. День был тяжёлый: расстроенное лицо Лиды теперь уже единственного обитателя отчего дома, трёхчасовая поездка в раскалённой жестянке автобуса, маята по Львову, неясность с вылетом...
Наташа дремала, я боролся со сном, опасаясь проворонить минералку, мучила жажда. Вскоре появилась с подносом улыбающаяся стюардесса. Затем, минут через двадцать снова. Это удивило: непривычные какие-то аэрофлотские щедроты. Стюардесса всё с той же улыбкой несколько раз проходила в пилотскую кабину, тут же возвращалась...
Летели уже примерно час. Я стал подрёмывать. Но щелкнуло, и женский голос произнёс спокойно:
Если на борту есть кто-нибудь, говорящий по-английски, просим подойти в помещение стюардесс. (Тамбур между салонами, они называют его кухней.) Я подождал немного, затем поглядел в проход: никто к стюардессам не шёл. Поднялся и отправился в тамбур. Наталия проводила понимающим взглядом: «Вечно ты, папа, приключений ищешь». Обе стюарессы были в тамбуре. И ещё кто-то из мужской части экипажа. Цепкий взгляд.
Вы говорите по-английски? Я кивнул. Вам надо пройти со мной в пилотскую кабину. Всё та же, с улыбкой.
Жизнь приучила лишние вопросы не задавать. Надо, так надо. Никогда не был в пилотской кабине. Тем более, в летящем авиалайнере. Проходя, снова встретил дочкин взгляд, слегка пожал плечами. Стюардесса постучалась, дверь открыли, мы вошли. Дверь за нами защёлкнулась. В кабине четверо мужчин, все в голубых форменных сорочках, рукава подвёрнуты, воротники расстёгнуты. Жуткое количество циферблатов. Массивные наушники, микрофоны...
Стюардесса сказала:
Вот, товарищ говорит по-английски.
Командир (тот, что в левом кресле, это мы знаем по кино) повернул голову, секунду изучал:
Вы в совершенстве владеете английским? Явный упор на «совершенство». Я бормотнул что-то интеллигентское насчет русского, что, мол, и им-то никто..., но командир прервал:
Хорошо. Вы уже знаете, что мы захвачены? И, не дожидаясь моего ответа, угонщик требует посадку в Стокгольме. Никто в экипаже английским не владеет. Сумеете обеспечить связь со шведскими службами? Перевод команд. Наших запросов. Их ответов.
Значит, так: если связь обеспечена, летим в Стокгольм. Если не обеспечена, «земля» не даёт добро на полёт за пределы страны, и... Видимо, «совершенство» требовалось для «земли». И для «чёрного ящика»?
Что тут оставалось?
Я стоял за спиной командира, видел впереди то, что видит пилот: земля, зелёная, яркая, вдали скрывающаяся в голубоватой дымке.
Люди в кабине абсолютно спокойны. Лаконично переговариваются. Делают свою работу. Оставалось подключиться.
Меня усадили на место бортрадиста, тут же, за спиной командира. Дали наушники, показали, как пользоваться микрофоном. Задача: отвечать на позывной «Аэрофлот эйт сикс севен эйт», переводить всё адресованное нам, дублировать по-английски всё, что командир будет предназначать земле.
Но пока в наушниках звучали русские голоса. А я на обороте листка штурманской карты судорожно записывал, выуживая из памяти, английские слова, всё, что было бы похоже на авиационную терминологию: высота, курс, эшелон, снижение, полоса... Как же по-английски полоса? Пилоты тоже не знали. Самое главное слово: как тут садиться незнамо куда? Командир произнёс меланхолично, адресуясь ко второму пилоту:
Говорил я тебе, Юра, учи английский... Юра сокрушённо признал вину и клялся, что, как только вернёмся, так сразу...
Но пока что мы не возвращались, мы, совсем наоборот, улетали...
Земля заботилась о нас. Вела нас, кажется, Рига. У Вентспилса предполагался поворот на Стокгольм. Вентспилс был знаком ещё с осени сорок четвёртого: мы где-то здесь воевали. Шли запросы о положении на борту, остатке горючего, о поведении угонщика, где сидит, чем вооружён, есть ли сообщники...Шла информация о дальнейшем курсе, метеоусловиях в районе Стокгольма. В какой-то момент последовал запрос министра гражданской авиации. Многие, кому полагалось бы отдыхать, не спали в ту ночь. Кто-то произнёс: «главное, не паникуйте». Это были лишние слова, люди в пилотской кабине работали спокойно, сосредоточенно и вместе с тем с едва заметным взаимным дружеским подшучиванием. Крепкие, надёжные мужики. Второй пилот, разоружившись, периодически отправлялся в хвостовой салон, вёл переговоры с угонщиком.
Юра, скажи, чтоб не дурил, летим в Стокгольм, напутствовал командир. Угонщик не верил, нервничал, угрожал гранатой, которую показывал из-под полы куртки. Утверждал, что сзади сидят три сообщника. «На эту куртку ещё при посадке обратить бы внимание», подумалось. «все-то были в майках да футболках».
Стюардесса принесла попить. Попросил её подойти к шестому ряду, место «г», успокоить дочку. Наташа в ответ передала валидол. «Доктор, едрёна вошь», подумалось с теплотой: не так давно был получен диплом.
Русский голос с земли сообщил: выходите из нашей зоны, на подлёте к их территории вас встретят два истребителя шведских ВВС. Затем, вполголоса: «ни пуха». Командир, так же негромко: «к чёрту».
Некоторое время в эфире была тишина. Привстав, я заглянул через голову командира. Впереди, внизу, навстречу нам выдвигались в золотистое море ломаные зубья и многоточия шведских шхер. Тех самых, где, по слухам, то и дело резвились чьи-то подводные лодки... Заполночь, но солнце ещё над горизонтом.
В наушниках чётко прозвучало:
Aeroflot eight six seven eight!
Отвечайте. Всё переводите, приказал командир. И я старался всё перевести. Повторял по-английски услышанное, чтобы исключить возможность ошибки. Доложил с разрешения командира, что не являюсь членом экипажа и не владею профессиональной терминологией, попросил говорить размеренно, чётко. Невидимый опекун ответил ободряющим «Окей!» . Произносились только самые необходимые слова как с нашей, так и с той стороны. И это был только наш диалог, все другие, кто был на той же частоте, замолкли. Только однажды прорвался чей-то вопрос: What is the matter with them? Что с ними? И краткий ответ: They are hijacked. Их угнали. И молчание. Казалось, я и двух десятков слов за время подлета, маневрирования и посадки не сказал.
Наш позывной, и очередная информация:
Вас примет аэропорт Арланда. Runway 01 is clear for you. Runway полоса! Полоса 01 свободна для нас. Runway! Теперь буду знать. На всю оставшуюся жизнь. Впрочем, как скоро выяснится, летать в оставшуюся жизнь придётся всё реже. Накладно окажется. Да и самолёт в небе станет редкостью, хоть снова, как в детстве, голову задирай...
На земле считают, вероятно, что экипаж русского лайнера располагает информацией об Арланде, её взлетно-посадочных полосах, их параметрах, ориентации. Например, всё это заложено в память бортового компьютера, и, получив указание о полосе 01, экипаж способен действовать дальше самостоятельно...Возможно, была в этом доля домысла, но мне показалось, что ни название аэропорта, ни номер полосы ничего пилотам не говорят. Штурман сидел над картой с логарифмической линейкой в руках. Архаизм? Или безотказный прибор? Я повторял, чтобы не переврать: «Арланда, рануэй оу уан». Полёт продолжался тем же курсом, на той же высоте. И тут включился более близкий голос (возможно пилота одного из обещанных истребителей, хотя мы их не видели: они могли не появляться в поле зрения без крайней необходимости, чтобы не отвлекать нашего пилота в сложной обстановке), прозвучал наш позывной, а за ним, после нашего ответа, последовала команда на поворот: курс два семь ноль, строго на запад. Линия горизонта тут же плавно, по часовой стрелке, встала торчком и вернулась в прежнее положение. «Ну и ну! Такая махина, а как лихо вильнула. Прямо боевой разворот». Затем курс триста, доворот в обратном направлении, к северу. Ещё один кивок линии горизонта. И спокойный доклад штурмана: «Вижу полосу». Полосу я тоже, привстав, разглядел далеко впереди и внизу, прямо по курсу. Нас хорошо довернул тот голос. Мне представляется, что именно этот момент был кульминационным в нашей эпопее: раз увидели, так уж сядем. Хотя такой мысли, что не сядем, и не было. Впрочем, выглядела полоса там впереди и далеко внизу неубедительно: коротенькая, сантиметров пять... Но когда по радио сообщили данные о ней ширину, длину, командир и штурман удовлетворённо хмыкнули.
Штурман запросил данные об атмосферном давлении в зоне аэропорта, получил ответ. Сообщение командира: «видим полосу», ободряющее «окей», команды на снижение. Когда на нас уже надвигалась полоса и пошли чёткие доклады штурмана об остающемся расстоянии, о высоте: пятьдесят... двадцать... десять... восемь... четыре... два... два... два... касание», я понял: пилот в момент посадки землю не видит, верить надо показаниям приборов, показания считывает штурман, самолет несётся над полосой впритирку. А мы, пассажиры, глядя в иллюминатор, думаем: «что это он никак не сядет, полоса того и гляди кончится, недолго так и в огороды какие-нибудь заехать..».
Сели, сразу торможение. Нет привычного постукивания колёс на стыках плит, не такая какая-то полоса. Рануэй, в общем. Команда следовать за жёлтой автомашиной. Забираемся куда-то в дальний закуток, к лесу. Лес как наш. Только наполнен машинами с синими мигалками. На полотне аэродрома, чуть поодаль, рослые фигуры с автоматами. По радио: связь с вами прекращаем, на связь выйдет полиция. Затем включается русский голос, представитель Аэрофлота, он будет дальше обеспечивать контакт с властями. Вопрос к командиру:
У вас есть допуск к полётам за границу?
Нет.
А как же вы?...
На борту мужик, в совершенстве владеет английским.
Большего комплимента в жизни не получал. Вот бы справочку такую, с гербовой печатью...
Ещё представитель Аэрофлота сказал:
Будем решать вопрос, полетите ли назад сами, или вызывать из Союза экипаж с допуском. Через полсуток станет ясно, что вопрос решился в пользу нашего экипажа.
Меня отпустили условно к дочке. Я сразу понял, что спокойствие было в пилотской кабине, но не в салонах. Окружили, стали расспрашивать. Всё, что знал, рассказал. На моём месте рядом с Наташей оказалась женщина из второго салона, её трясло крупной дрожью: она летела рядом с угонщиком... Наталия держалась молодцом, хотя доброхот-сосед успел нашептать ей в моё отсутствие, что летим не туда, внизу море, а её папу взяли в кабину заложником...Впрочем, один мужчина в нашем салоне проснулся уже после посадки, засобирался и разговоры о Стокгольме принял за розыгрыш. Только серьёзные фигуры с автоматами за иллюминатором убедили его, что это не Пулково.
Шли какие-то переговоры с угонщиком, со шведами. Последовало объявление от имени шведских властей: желающие просить в стране политическое убежище могут покинуть самолёт вместе с угонщиком... Мы переглянулись: как, мол? Желание не возникло. Хотелось домой, на Север. Какой-то брюнет вскочил со своего места и стал нервно ходить туда-сюда. Женщина хватала за руку, просила сесть... Стюардессы увещевали и по-доброму, и сердито занять места, соблюдать порядок. Были они, как и полагается, красивые. Одна высокая, с постоянной или, как определила Наталия, приклеенной (уж эти женщины!) улыбкой, вторая маленькая и строгая. Она-то на нас при необходимости и покрикивала. А необходимость возникала: то народ кидался к одному борту, чтобы разглядеть автоматчиков в чёрном «Ну, чистые фашисты!» то к другому, увидеть, как спускается по трапу угонщик , бросает что-то в подготовленную группой захвата массивную ёмкость, как его приказом укладывают на гладкий шведский бетон, и он лежит, прижавшись лицом к этому бетону, один-одинёшенек. Потом его увозят.
Поступила всё это без торопливости команда выходить по десять человек, со всеми вещами, сначала женщины и дети. Женщин и детей было много. Процесс выгрузки длился до утра.
Нас оставалось всё меньше. Пилоты были в кабине, дверь раскрыта. Мы все вместе были уже один коллектив. Очень хотелось пить.
Мы с Наташей выходили в числе последних, в самолёте оставался только экипаж. Уже светило солнце. Нас жестом задержали у трапа. За хвостом, невидмые из иллюминаторов, расположились плотным рядом машины с мигалками. Нас по одному, жестом, направляли туда. Рослые молодые спортивные мужчины в чёрных комбинезонах, начищенных ботинках, чёрных перчатках, вязаных шапочках. Автомат маленький, чёрный, игрушечный. Радиотелефон на груди. Совершенно бесстрастные лица. И явная полная мобилизованность. Было ясно: сделай неожиданное движение, и реакция будет мгновенная. Делать неожиданные движения не хотелось.
Мы стояли уже одни, рядышком, плечом к плечу. Тот, в трёх метрах, смотрел в упор, но казалось, смотрит сквозь. Я подумал: вот рядом со мной прелестная девушка, отреагируй, чёрт побери! Впрочем, Наташа тоже разглядывала его, как фигуру в паноптикуме. Зудел шведский комар, статью похлипче нашего кольского, но такой же настырный. Хотя своих, похоже, не ел. Намазались?
Молодая женщина в такой же форме, но без автомата, стоявшая у крайней машины, показала пальцем «один» и сделала очередной приглашающий жест. Я сказал: «Ну, давай!». Но Наташа решила быть замыкающей.
Направляясь, куда показали, я бросил взгляд назад: бетонное поле, опустевший самолет, у трапа девичья фигурка с чемоданчиком. Напротив неё, чуть расставив ноги, верзила с автоматом. Так и зафиксировалось в памяти. «Верзила» не потому, что внушал неприязнь. Он ничего не внушал. Верзила, потому что верзила. Такие вероятно и должны быть в группе захвата.
Поравнявшись с женщиной, я брякнул «morning!». Лицо дрогнуло полуулыбкой, последовало вежливое morning. Так мы со Швецией и поздоровались. За машинами были складные столы и шёл тщательный досмотр. Вежливый, профессиональный. Я лишний раз порадовался, что летим налегке. Дочкин стетоскоп вызвал дружелюбную реплику. У моего кармана запищало, я сказал «small knife» и вытащил складной ножик. Кивок: окей. Вспомнилось, как однажды этот же ножик в бейрутском аэропорту вызвал замешательство... После «сенк ю» нас жестом пригласили в гигантских размеров автобус, сияющий чистотой, с иголочки. Забегая вперёд, скажу: всё, что мы успели увидеть за часы пребывания на земле Швеции, отличалось чистотой, прибранностью, порядком. Всё казалось только что сделанным. Повстречай такое дома, решил бы показуха, но здесь такая гипотеза почему-то не возникла. Мы за прибранность постоянно боремся. У них она естественна. Да...
Автобус, сопровождаемый мотоциклистами, покатил к приземистым зданиям, видневшимся вдали. Там нас ждали в очень просторном помещении ресторанного вида: столики, стулья, банкетки, стойка. Пластик, металл. Здесь находились уже все, кого привезли до нас. Передвигались, сидели и спали, приткнувшись кто куда, странные фигуры в оранжевых тогах, вроде буддистских монахов. Утро прохладное, и тем, кто был легко одет, предложили утепление: большая стопка ворсистых покрывал была приготовлена у входа. В этом зале мы провели несколько часов. У дверей расположился в кресле человек с автоматом, импульс выйти подышать не возникал. Впрочем, в самом зале и примыкающих туалетных комнатах было достаточно комфортно (я привык с детства к слову «комфортабельно», однако оно вытеснено нынче своим сокращённым вариантом). Нас вкусно кормили две сияющие элегантностью и белозубыми улыбками дамы. Правда, бананы и прочее не достались тем, кто прибыл последними: шведский стол не был рассчитан на российский натиск. Поэтому на лицах дам угадывалась едва заметная озадаченность. В любом случае, апельсиновый сок, кофе, вкуснейший высококалорийный сэндвич достались всем, а потом, в самолёте, ещё и красиво упакованный «сухой паек», который все дружно запрятали в сумки в качестве сувенира. Там была даже консервная баночка со «Свежей родниковой водой одного из наиболее удалённых районов Норвегии». Храню эту банку: может, последняя чистая вода? Хотя упоминание наиболее удалённых районов Норвегии насторожило: это же где-то рядом с нашим Никелем. А там такое сотворили... Бывал, знаю. C норвежской стороны там что-то вроде смотровой площадки. Оттуда желающим демонстрируют ад.
Доктор, долговязый мужчина с табличкой на лацкане пиджака, любезно проводил меня в туалетную комнату, где удалось привести себя в порядок и даже побриться. Стало веселее. Встретив меня снова, доктор спросил:
Это было очень драматично? Тот же вопрос, в менее изысканной форме, приходилось слышать и потом, дома: поджилки, мол, тряслись? Я пытался разобраться в эмоциях, и получилось: было дело, его нужно было выполнить. Если точнее, его нельзя было не выполнить: в самолёте сто шестьдесят человек, в том числе моя дочка. Получается: когда занят вот таким нужным делом, уже не до эмоций. Это как тогда, на фронте.
В зал пришёл в полном составе экипаж, его встретили аплодисментами, и это было очень приятно. А потом, наскоро позавтракав, командир подошёл к нам и сказал:
Берите дочку, вещи, пошли в самолёт, будем работать.
Значит, летим. Самолёт за это время подкатили прямо к нашему ресторану. Я опять был в кабине. Пришёл представитель Аэрофлота, пожал руку, поблагодарил и предложил записать термины, необходимые при взлёте. Так что «взлетал я» уже почти профессионально.
Я сказал:
Командир, надо бы передать благодарность земле.
Наберём высоту, ляжем на курс, передадим.
Мы как-то быстро всё это проделали. Путь оттуда всегда кажется короче пути туда, замечали такой феномен? Командир приказал:
Передайте благодарность.
Я нажал нужную кнопку и сказал:
Аэрофлот эйт сикс севен эйт. Арланда, Стокгольм. Пассажиры и экипаж благодарят вас за помощь и гостеприимство. Большое спасибо. Гуд бай.
Стокгольм ответил несколькими добрыми словами, присовокупив:
You are welcome! в смысле, «добро пожаловать». Экипаж дружно хохотнул. Мы шли на точку «Алола», затем был доворот на точку «Таня», и вскоре в наушниках снова зазвучала русская речь.
Моя работа заканчивалась.
Командир спросил, кто я и откуда.
Я предъявил своё удостоверение участника Отечественной войны. Редкий случай, когда делать это было приятно. Не то, что где-нибудь в автобусе. Или в проклятущей очереди за билетами, где все дружно хорошо, если молча тебя за это удостоверение ненавидят. Нет. Здесь это было уместно.
Командир взял мой листок штурманской карты и на чистой его четвертинке написал следующее:
Ту-154 № 85334, рейс 8678 Львов-2 Лен-д.КВС Бухаров Алекс. Ник.
2П Резцов Юр. Влад.
Шт Головкин Сер. Викт.
Б/и Смирнов Ив. Ал.
Благодарим за помощь в экстремальных условиях.
И все в кабине поставили свои подписи под этим текстом. Были четыре крепких рукопожатия.
Не стану лицемерить: приятно иметь такой документ в своём семейном музее. Не поленюсь, рамочку закажу.
Командир, удобнее расположившись в кресле, с удовольствием произнёс:
Говорил я тебе, Юра, учи английский...
И Юра с готовностью откликнулся:
Как только, так сразу!
* * *
Вероятно, в аэропорту Пулково маялась, бегая из угла в угол, наша мама. Воспользовавшись «блатом», я попросил передать в Ленинград успокоительную информацию: была воспитанная десятилетиями уверенность, что люди, встречающие, ничего там не знают, «не положено»...Но времена начинали меняться, и вскоре в здании аэровокзала Пулково прозвучало:
Полежаеву Людмилу Ивановну, встечающую рейс восемь шесть семь восемь за тридцатое июня из Львова, просят подойти к справочному бюро.
К справочному бюро кинулись все, кто в тревоге ждал этот рейс. А Людмиле Ивановне дали трубку, и диспетчер аэропорта сказал ей слова, которые были необходимы всем встречающим.
... У выхода я сказал стюардессам:
Девочки, с вами летать одно удовольствие. Давайте, в следующий раз махнём куда-нибудь в Мадрид, Говорят, чудесный город. И заработал в ответ совсем не приклеенные улыбки. Старый пижон.
Было спецсобеседование в укромном зале аэропорта. На выходе стоял солдатик, и, наконец отпущенные, мы вручали ему листочки-пропуска. А он нанизывал их на примкнутый штык карабина. Ну, чистый Смольный в семнадцатом. В зал прибытия мы спустились с противоположной стороны. Там металась туда-сюда наша мама. Мы подошли, незамеченные, почти вплотную, и я сказал вполголоса:
Чего бегаешь?...
Самое удивительное, что после всех этих приключений мы успевали ещё и на значившийся в наших билетах рейс Ленинград Кировск: он был отложен на четыре часа «по погоде в Кировске» , где, как затем выяснилось, в тот день ярко сияло солнце при любезной моему сердцу температуре плюс девять. Неисповедимы были пути аэрофлотские! Жаль, теперь не полетаешь. А то бы в Мадрид...
Я сказал дочке:
Помнится, что-то было обещано в качестве награды в связи с блестящим окончанием медфака?
Было обещано зарубежное путешествие.
Вот видишь, я умею держать слово.
Я никогда в этом не сомневалась. А Стокгольм симпатичный город, правда?
Ещё бы! Особенно тот ресторан в аэропорту.
И тот молодой человек в кресле у выхода, с автоматиком...
А ну вас! сказала мама. Её чего-то всё время тянуло поплакать.
Итог
Итак, мне в жизни везло. И сейчас, под занавес, я склонен думать, что не обошлось здесь без вмешательства свыше: очень уж закономерным было это везение. Отличало его на протяжении всего моего ХХ века то, что очередной поворот в судьбе, воспринимавшийся первоначально как катастрофа, трагедия или, по меньшей мере, крупная неприятность, оказывался, некоторое время спустя, заботливо ниспосланным мне благом. Иногда, правда, для осознания этого факта требовались не мгновения, не дни, а десятилетия. И тем не менее тривиальная истина «что ни делается, всё к лучшему» в отношении лично меня срабатывала безотказно.
Когда осенью сорок четвертого в Прибалтике, у селения Вайньоде, во время немецкой артподготовки случилось прямое попадание в мою стрелковую ячейку, и снаряд, обильно присыпав меня глиной с бруствера, вошёл в противоположную стенку, оставив идеально круглое отверстие в полуметре от моих глаз, взрыв почему-то не последовал. Иначе числиться бы мне по сей день без вести пропавшим, пятная тем самым моих близких на пртяжении всей остававшейся им горькой жизни. Но этого не произошло. Хотя должно было: немецкое качество всё-таки...Осознанию вмешательства свыше тогда воспрепятствовал приобретённый атеизм. Типа СПИДа. Но излечимый. Посредством таких вот уроков.
Здесь уместно, надо думать, приостановиться на этой теме.
Работа на протяжении десятилетий в академическом учреждении предусматривала активную лекторскую деятельность, сотрудничество в обществе «Знание». И как-то так получалось, что во время этих лекций мне неоднократно задавали вопрос: «Верите ли Вы в Бога?». Постепенно выработался ответ, приемлемый для слушателей того времени и для меня самого. С учётом неизбежной самоцензуры выглядел он примерно так:
-Человечеством познана исчезающе малая доля окружающего мира, и, чем шире и глубже знание, тем масштабнее непознанное. Вера в непознанное и даже непознаваемое, реально существующее вокруг и внутри нас и, возможно, определяющее судьбу каждого, не противоречит материалистическому мировоззрению. Пространственно это можно представить себе, например, так: наш мир, тот, что доступен нашему познанию, это лишь частица, молекула некоего сверхмира, сверхорганизма, живущего по своим, не доступным нашему познанию законам. И если, грубо говоря, у этого сверхсущества «зачешется» там, где наш мир, где мы, где я, то... Таким образом, мой ответ на вопрос «веришь ли?» был уклончив, я не говорил «нет» и мог продолжать лекторскую деятельность с более или менее чистой совестью. Сегодня, положа руку на сердце, исходя из собственного жизненного опыта, скажу: вне (или внутри) нас существуют явления, имеющие к нам прямое отношение и необъяснимые в рамках известных нам законов природы. Как называть эти явления, в какую форму облекать попытки их объяснения, это уж дело каждого. Что же касается религиозности, то постепенно, с годами и десятилетиями, сформировался в сознании знак тождества между религией и идеологическим аппаратом, соблюдающим ритуал в соответствии с определёнными канонами. Такое представление нисколько не мешает впрочем воспринимать с детских лет, как нечто близкое и волнующее душу, песнопения и праздничную торжественность православного богослужения. Так же, как не мешает воспринимать добро как добро, независимо от того, какой религии придерживаются несущие его люди. Что же до веры, то, думаю, это касается только двоих. В данном случае меня и Его. Посредники излишни.
Продолжая тему вмешательства извне: когда в не столь уж далёком прошлом я, сорвавшись с черешни, падал с разворотом на спину и ближайшей перспективой сломать шею, я почему-то не зажмурился, успел ухватиться за пролетавшую мимо ветку, затормозил падение и в результате, до предела пригнув голову, лишь грохнулся лопатками, сломал два ребра, вывихнул редкий случай в травматологии! сразу обе ключицы, порвал связки предплечья и повредил мизинчик. И вместо того, чтобы, сломав шею, на том закончить путь земной, хожу по сей день гоголем и продолжаю получать истинное наслаждение от недоуменных вопросов «А что ты там на черешне забыл?» с явным намёком на возраст. Здесь осознание вмешательства свыше пришло мгновенно, вслед за ударом, вместе с возвращающимся дыханием.
Путешествие с дочкой в Стокгольм на угнанном Ту-154 оставило наиприятнейшие воспоминания... Да мало ли было в жизни всякого такого.
«Запятые» в биографии предопределили многое: потомственную беспартийность, в годы беспорочной военной службы в Германии отказ в присвоении офицерского звания (присвоили бы, так бы и трубил до отставки!), не такую уж блестящую карьеру (потолок завлаб в академическом институте, правда в течение тридцати трех (!) лет...). Лишь сегодня осознаю, каким всё это было великим благом, позволившим сохранить и развить в себе главное: внутреннюю свободу, способность смотреть на самого себя без излишней серьёзности.
И ещё мне в жизни везло с хорошими людьми. В октябре сорок девятого, при малопочётной отправке из Германии командир дал мне, уже сопровождаемому, конверт и велел вскрыть его на Родине. В конверте оказались оформленные по всем правилам рекомендации в партию. Это было наибольшее, что гвардии полковник Мурачёв и его заместитель майор Буштедт могли в этот момент для меня сделать. Рискуя притом: они расписались под собственным мнением, которое отличалось от установки. Храню этот документ как драгоценную реликвию. Полковник был ЧЕЛОВЕК. И майор был ЧЕЛОВЕК. При встрече, десятки лет спустя, он сказал мне, чокаясь: «А ведь ты, Рома, уже тогда был у нас диссидент..»., хотя я всего лишь жил по Марксу: подвергал всё сомнению.
Майор Буштедт... Во второй половине сороковых мы ехали с ним как-то в командировку в городской электричке из восточной части Берлина в Потсдам, где был вышестоящий штаб. Электричка пересекала все оккупационные секторы города советский, французский, американский, британский. На одной из остановок в купе вошли два американца. Уселись напротив. И стали угощаться пирожными из коробки, которую положили на столик. Затем один из них довольно грязными пальцами (возможно, шофёр был) достал из коробки пирожное и протянул Буштедту. Тот, секунду помедлив, принял подарок на ладонь, а затем влепил пирожное американцу в лоб. Мы все вскочили и стали хвататься за оружие. И тут второй американец, глядя на перемазанную физиономию приятеля, вдруг захохотал. И мы все стали хохотать. А то быть бы международному скандалу. Такой вот стоп-кадр. Сергей Викторович Буштедт был человек, способный принимать самостоятельные решения. ЧЕЛОВЕК...Между прочим, из той электрички можно было выйти на любой остановке и попросить какого-нибудь убежища. Но мысль такая не возникала. И, тем не менее, неизбежен был потом сборно-персыльный пункт... У тех, кто принимал по этому поводу решения, мысли, видимо, работали по-иному. Живого человека у них успешно заменяла анкета.
Чиновник в Енакиево, который, закрыв глаза на отсутствие документов, написал косо в левом верхнем углу моего заявления: «Разрешаю зачислить в 10-й класс с месячным испытательным сроком» и скрепил эти слова своей подписью, он был ЧЕЛОВЕК. Глубоко убеждён: тех, достойных звания ЧЕЛОВЕК, безусловное большинство, в любые времена, при любом строе. Как бы ни скалили зубы всякого рода «молодые волки», в большинстве будет ЧЕЛОВЕК.
Год рождения 1926-й. Год, попавший последним в мясорубку войны и измолотый в гигантских победоносных сражениях 1944-го и 1945-го. Я был на могилах моих сверстников в Варшаве, Праге, Берлине, на Зееловских высотах. Даты гибели апрель, май сорок пятого. Недели, дни, не дожитые до Победы. Мои сверстники истлели. А я живу, живу... Я в долгу перед ними. Где-то, когда-то они прикрыли меня собой. И пусть эта книга будет в память о них. От меня, которому везло.
Мне повезло, когда вместо киевской аспирантуры махнул со свженьким «красным» дипломом физика-экспериментатора на Крайний Север в страну сильных духом людей. Я здесь пятый десяток лет. Здесь я встретил надёжного и верного на всю жизнь спутника. Она, к тому же, корректор, редактор и бескомпромиссный критик этой книги. Уверен, и эти фразы попытается из текста удалить. Но я выстою.
Я здесь не защитил докторскую. Но и не заплыл жирком. Не заболел карьеризмом, жадностью или, упаси Господь, какой-нибудь формой нетерпимости идеологической, политической, религиозной. Расовой. Национальной, столь модной нынче на ставших независимыми окраинах, да и у нас дающей уже всходы. Укрепился в способности и склонности смотреть с улыбкой на самого себя. И на других. Многим не дано осознать, какое это БЛАГО.
Читатель! Ты не нашёл здесь ничего об атомной и водородной бомбе, о Юрии Гагарине и человеке на Луне, о воде на Луне находке, сулящей человечеству возможность эмиграции, о лазере и Эйнштейне, о клонировании и СПИДе, сулящем конец... Об Афганистане и Чечне... Всё это и многое-многое другое события, достижения и потери нашего ХХ века. Я же обещал писать о моём. Что и пытался сделать в этой книге в меру своего разумения. Я мог бы продолжить её, выуживая из памяти картинки прошлого. Но стоит ли? Всё равно, где-то придётся поставить точку. Как видим, львиную долю в моем ХХ веке заняло ТО время. Я не виноват: оказывается, размеренная и благополучная жизнь оставляет в памяти меньше зарубок.
Тут мне скажут: ну а самое главное, самое главное, что ли, не заметил?! Развал Союза!
Как не заметить. Это тоже наше общее. Такое уж получилось в нашем ХХ веке последнее десятилетие. Но это же не впервые в этом веке. Разве после Октября и, в особенности, после Брестского мира не последовал развал государства Российского? Когда отделились Финляндия, Польша, Прибалтика, Украина, Закавказье. Бушевала ещё долго Средняя Азия. Всё это было. И рассоединения. И воссоединения. Было и будет. Хотелось бы лишь без кровопролития. Столько крови, как наш народ в ХХ веке, никто не проливал. Никто, никогда и нигде. Может, хватит? Может, не надо жить, культивируя в себе ежечасно ненависть и образ врага... Лучше бы перестроиться.
Всякое бывало в судьбах наших. И тем не менее в будущем, уже, вероятно, не моём, отнюдь не во мраке видится Россия. Видится страна, где главным будет ЧЕЛОВЕК.
Мы расстаёмся, и мне грустно. Я привык, сидя за компьютером, вести эту беседу. Честно говоря, не хочется ставить точку. Но надо. Надо уметь кончать...
...И тут забулькал телефон. Знакомый голос. Они по всем континентам расползлись, знакомые голоса. Которая же это по счёту волна в ХХ веке из нашей распрекрасной страны?
Как там у нас в России? Слышимость сказочная. Не подумаешь, что вверх ногами они там. Вот, жена каблчками процокала, не иначе, в супермаркет собралась. Хотя нет, в такой обуви за рулём несподручно. Скорее, в гендер какой-нибудь, заседать, женские права качать. Вот, в щёчку чмокнула... Дитя хнычет. Уже не по-русски. Размышляю секунд пять (там ведь счётчик бьет, за океанами):
Как у нас в России? Да всё так же. Что-то не получается. Желающие тут же, о социальном взрыве толкуют. Накипит ещё, пойдут на рельсы. А то и крушить. У нас свой способ решать проблемы. Это у вас там строят, строят...Двести лет строят, триста. Зануды. Мы не такие. Не ладится ломай! В очередной раз. Чтоб в книгу рекордов Гиннесса.
И ножки Буша не помогли?
Ну, совсем от жизни отстал. Скорее уж бёдрышки Моники... Хотя, глядишь, Буш юниор что-нибудь придумает...
Так вырисовывается новый стоп-кадр.
Впрочем, опубликовав, даст Бог, эту книгу и передохнув, я вернусь к компьютеру. Открою нужный файл. И стану продолжать: перечитывать, дополнять, вычёркивать. Откапывать новые стоп-кадры... Книга будет, вероятнее всего, толстеть... А я мечтать о новом издании. Исправленном и дополненном. ЕБЖ если будем живы, как говорил один знакомый литератор. Цитируя кого-то из классиков. Правда, без ссылки. Ну да Бог с ним.
Вот такие получились мемуаразмы.