Положение о подготовительном к войне периоде. 1913г. и 1926г.

(сообщение)

 

         Мелия А.А.

 

 

 (Статья опубликована в журнале "Объединенный научный журнал"  №16  2002г. с.55-63)

 

20е годы прошлого века были для нашей страны временем ожидание новой войны, и руководство и огромные массы населения не только считали, что большая война с капиталистическим окружением неизбежна, но и ожидали ее начала в самое ближайшее время. X съезд РКП(б) принял резолюцию о «Грядущей империалистической войне»[1] Ожидание войны было особенно напряженным  осенью 1923 года, в связи с революционными событиями в Германии. Весной  1926 году в некоторых местностях СССР так же распространились слухи о близкой войне[2].

В таких условиях советскому руководству приходилось уделять значительное внимание проблемам подготовки страны к войне. При этом большое внимание уделялось начальному периоду войны, в течение которого в максимально короткие сроки армия, народное хозяйство, органы государственные власти должны были перейти на режим военного времени, то есть произвести мобилизацию.

Проведение мобилизации в СССР по сравнению с его потенциальными противниками (Польша, Румыния, страны Прибалтики и Финляндия) требовало больше времени, прежде всего, из больших расстояний, на которые должны были осуществляться воинские перевозки. При этом существовало угроза, что объявлении мобилизации до того, как это сделает потенциальный противник, может вызвать перерастание кризиса в войну, да же в том случае если еще оставалась возможность избежать войны. Объявление же мобилизации после того, как это сделает потенциальный противник, вело к тому, что противник опередит СССР в завершении мобилизации и сможет начать войну в более благоприятных условиях.

Таким образом, возникал вопрос, об особом, скрытом периоде мобилизации, позволявшем провести ряд мобилизационных мероприятий без широкой огласки.

Скрытый период мобилизации был введен в Российской Империи незадолго до первой мировой войны. 17 февраля 1913г. было Высочайше утверждено «Положение о подготовительном к войне периоде»[3].

Подготовительным периодом назывался предшествовавшей открытию военных действий период дипломатических осложнений, в течении которого должны быть приняты необходимые меры для подготовки и обеспечения успеха мобилизации.

Начало подготовительного периода определялось верховной властью и велось по указаниям военного ведомства, которое осуществляло общее руководство осуществлением  предусмотренных положением мероприятий.

К числу мер подготовительного периода относились:

1)  развитие полной производительности промышленных предприятий военного ведомства;

2) подготовка железных дорог к воинским перевозкам;

3) пополнение запасов войск и крепостей до норм военного времени;

4) снаряжение патронов для местных артиллерийских парков;

5) работы по подготовке к мобилизации в войсковых частях;

6)принятие мер по охране пограничной полосы;

7)возвращение частей из лагерей и командировок в места постоянного картирования и продвижение кавалерии и передовых пехотных частей, расположенных в пограничных районах, под видом маневров в намеченные для прикрытия мобилизации и сосредоточения пункты;

8) приостановка увольнения в запас командного состава;

9) в пограничных крепостях части гарнизона размещались в зависимости от боевых задач, и производилось снаряжение боевого комплекта огнестрельных припасов;

10) подготовлялось имущество, подлежащие вывозу;

Во вторую очередь, при условии дальнейшего ухудшения дипломатических отношений, применялись меры и более открытого характера:

1) выставлялась охрана железных дорог;

2) приводилось в исполнение передвижение запасов военного времени и пополнение их в районах сосредоточения армий и в крепостях;

3) призывались в учебные сборы нижние чины запаса и ратники ополчения;

 

стр. 55


 

 

4) отправлялись команды для разрушения предназначенных участков железных дорог;

5) устанавливались минные заграждения в приморских крепостях и производились важнейшие работы в сухопутных;

6) испытывались боевыми выстрелами установки орудий, и производилась пристрелка и прочие подобного рода мероприятия местного характера.[4]

Опыт Генерального Штаба российской Империи был использован Штабом Красной Армии. В результате в 1926 году было разработано новое «Положение о подготовительном к войне периоде».

Обосновывая необходимость введение в мобилизационное планирование особого скрытого периода Начальник Штаба РККА и председатель Междуведомственной мобилизационной комиссии при Штабе РККА М.Н. Тухачевский в июне 1926 года писал Председателю Реввоенсовета:

«Подготовка к быстрому и планомерному переходу страны и ее вооруженных сил от положения мирного к военному - составляет одну из самых сложных и ответственных задач руководящего аппарата страны и армии.

Та из воюющих сторон, которая с этой задачей справится лучше, приобретает огромные преимущества перед страной, в этом отношении отстающей. Этим и объясняется стремление генеральных штабов всех стран, по мере возможности, сократить сроки мобилизации и развертывания вооруженных сил в боевую готовность.»[5]

Далее М.Н. Тухачевский указывал, что «установление особого подготовительного  к войне периода по-прежнему является целесообразным. Для Союза ССР это мероприятие имеет особо важное значение: преимущества, которые имеют наши вероятные противники в отношении сроков боевой готовности, настоятельно требуют разгрузки периода фактической мобилизации от тех мероприятий, которые по своему характеру и степени важности могут быть проведены заблаговременно с возникновением угрозы войны.

Помимо всего этого, заблаговременное и постепенное проведение подготовительных к войне мероприятий облегчит сохранение секретности при осуществлении мобилизационных работ; при этом, плановое их проведение ни в какой степени не нарушит нормальной работы государственного аппарата; внезапный же переход к работам по подготовке к войне, кроме результатов сомнительного свойства, не оправдывающих затраченных средств и энергии, 

 

стр. 55


 

 

своей внезапностью дает вероятным противникам четкое представление о происходящем.

Не подлежит сомнению, что все сказанное распространяется не только на вооруженные силы, но и на всю страну в целом.»[6]

К письму прилагался утвержденный Междуведомственной мобилизационной комиссий краткий перечень мероприятий проводимых в подготовительный период.[7]

На основе предложений М.Н. Тухачевского Междуведомственным мобилизационным комитетом было разработано «Положение о подготовительном к войне периоде» утвержденное Советом Труда и Обороны 11 августа 1926г.[8]

Согласно новому Положению подготовительный период устанавливался в целях ускорения сроков готовности армии и страны к ведению войны. Подготовительный период делился на два подпериода:

Подготовительный подпериод №1: с момента осложнения международных отношений до момента выявления неизбежности столкновения.

Подготовительный подпериод №2: с момента выявления неизбежности столкновения до открытого объявления мобилизации.

Начало каждого подпериода должно было устанавливаться Президиумом ЦИКа СССР.[9]

К постановлению СТО прилагался перечень мероприятий проводимых ведомствами в подготовительный период.

 

Подготовительный подпериод №1 (до выявления неизбежности войны).

 

В течении первого подпериода все ведомства должны были провести:

·        проверку готовности к передаче НКВМ[10] специалистов, подлежащих выделению по моблану;

·        окончательное уточнение приспособление аппарата Наркоматов для работ в условиях войны;

·        окончательное составление и внесение изменений и дополнений в общий моблан;

·        окончательную разработку плана эвакуации прифронтовой полосы и частичную разгрузка 1-й зоны (по особому указанию Штаба РККА);

·        пересмотр очередности работ по действующей смете Наркоматов с точки зрения интересов обороны.[11]

Кроме перечисленных выше мероприятиях ведомства должны были осуществить специфические для каждого ведомства мероприятия.

ВСНХ[12]:

оформление мобячеек на предприятиях где они еще не организованы, но предусмотрены;

подготовка мероприятий по укомплектованию дополнительным персоналом заводов Военпрома, военных производств гражданской промышленности и гражданских производств, предназначенных в военное время к переходу на изготовление военных изделий;

 проверка высшего административно-технического персонала с точки зрения преданности их Советской власти (по соглашению с ОГПУ);

ускоренное выполнение гражданских заказов на производствах Военпрома, приостановка приема новых заказов; загрузка освободившихся мощностей военными заказами;

проверка готовности к приему дополнительного оборудования для выполнения военных заказов;

пополнение мобзапасов (топлива, сырья, полуфабрикатов);

 

 

стр. 57


 

 

приведение в порядок действующего и бездействующего оборудования, предназначенного к выполнению мобпрограмм;

окончание составление плана эвакуации и проведение мероприятий, обеспечивающих его осуществление;

проверка на местах готовности консервированных мощностей к мобразвертыванию и подготовка к развертыванию;

изменение условий кредитования промышленности с переносом центра тяжести на нужды мобилизуемых предприятий.[13]

НКФ[14]:

проверка плана развертывания военно-полевых касс;

проверка готовности развертывания полевого финансового контроля;

утверждение чрезвычайных смет и подготовка к открытию по ним кредитов;

проверка готовности к открытию мобфонда;

открытие кредитов Наркоматам для проведение мероприятий в первый подпериод;

подготовка к развертыванию производства Госзнака;

уточнение и окончательное внесение проектов законов о налогах и пошлинах во время войны;

уточнение проектов внутренних займов;

подготовка к проведению мероприятий по прорыву финансовой блокады;

принятие мер по организации нахождения денежных сумм за границей;

усиленное накопление золотого запаса и валюты;

уточнение плана эмиссии;

сокращение смет всего текущего бюджета;

уточнение плана кредитования частных фирм.[15]

 

НКПС:

проверка лояльности командного состава НКПС назначаемых на руководящие должности органов путей сообщения предполагаемого ТВД (по согласованию с ОГПУ);

обследование мобготовности районов предполагаемого ТВД;

приобретение за границей материалов и предметов необходимых для функционирования транспорта производство которых в СССР отсутствует или недостаточно;

проверка наличия мобзапасов;

усиление завоза на дороги минерального топлива и смазочных масел в счет нарядов будущих месяцев;

перемещение из 1-й и 2-й угрожаемой зоны, районов угрожаемой границы, подвижного состава железнодорожного, водного и местного транспорта и запасов материалов и инвентаря, за исключением необходимого по наличным размерам движения, с учетом потребности перевозок по эвакуации;

перемещение из 1-й и 2-й угрожаемой зоны всего больного подвижного состава, годного для восстановления и ремонта;

производство поверки вместимости и исправности складочных помещений и баз в пунктах выгрузки эвакуируемых предприятий, учреждений и ценного имущества НКПС;

частичное перемещение по плану перекомандировок подвижного состава железных дорог, имеющих подвижной состав в резерве, на дороги, нуждающиеся в усилении подвижного состава;

усиление работ по ремонту и строительству стратегических дорог;

составление плана перевозок (с НКВМ) к местам постоянной дислокации воинских частей из лагерных сборов и маневров;

оборудование выгрузочных, передаточных и базисных станций (по согласованию с НКВМ) и дополнительное устройство телефонной и телеграфной связи для нужд военного времени и приспособление железнодорожных узлов к противовоздушной обороне;

введение ограничений к приему и отправлению заграницу некоторых грузов в 

 

стр. 55


 

 

порядке конвенционных запрещений, а также введение ограничений при отправке морских судов в заграничное плавание.[16]

 

НКТорг[17]:

подготовка мероприятий по усилению заготовок предметов продфуражного довольствия и предметов, товаров, сырья и фабрикатов, входящих в план снабжения НКВМ, НКПС, НКПиТ и промышленности, работающей на оборону;

инструктирование торговых аппаратов за границей по закупкам заграницей сырья, фабрикатов, товаров и материалов по заранее ставленым Наркоматом планам;

закупка первоочередного имущества (вооружение, снаряжения, оборудования и пр.) необходимого для армии и ведомств, обслуживающих армию и промышленность, работающею на оборону (осуществляется по особому указанию);

подготовка к ликвидации торговых связей с вероятным противником и прекращение выдачи лицензий на вывоз предметов сырья и пр. имеющего отношение к обороне или усиливающих в каком либо отношении противника;

усиление торговли с вероятными нейтральными странами;

подготовку к реализации ценностей, находящихся на территории предполагаемого противника.[18]

 

НКПиТ[19]:

окончательная поверка и исправление мобилизационных планов формирование полевых почтовых учреждений и выделения личного состава специалистов для учреждений полевой почты;

проверка состояния имущества связи предназначено для передачи РККА (при участии представителя ОГПУ);

переброска стационарного и линейного имущества в пункты сосредоточения;

перегруппировка и усиление заказов, и новые заготовки на основное имущество связи;

увеличение вывоза из-за границы импортных товаров имущества связи, не изготовляемых на внутреннем рынке;

окончательная проверка готовности радиостанций к передаче в полное и совместное использование НКВМ и НКПиТ;

прекращение выдачи разрешений на установку радиолюбительских станций в пограничном районе (по согласованию с ОГПУ);

поверка и окончательное уточнение абонентов телефонной сети, подлежащих выключению с объявлением мобилизации в пунктах, согласно моблана (по согласованию с ОГПУ);

окончательное забронирование автомобильного транспорта, лошадей и повозок;

введение контроля и наблюдения за состоянием телеграфно-телефонных проводов в приграничном районе (по согласованию ОГПУ);

установление подлежащими органами частичного контроля над телеграфными, телефонными, радио и почтовыми сношениями.[20]

НКТруд[21]:

внесение корректив в постановление ЦИК СССР по изменению условий и оплаты труда на предприятиях, предположенных к работе на обороне страны;

частичное удовлетворение отдельных ведомств технической рабочей силой (по особому плану), путем перераспределения;

проверка готовности врачебно-контрольных комиссий к работе по обслуживанию военведа (при участии ОГПУ);

 

стр. 59


 

 

подготовка санаторий, выделяемых по особому плану, к функциях военных госпиталей и лазаретов[22].

 

НКЗем Союзных республик:

проверка готовности к передаче НКВМ  ветеринарных учреждений и ветеринарного имущества;

подготовка передачи тракторов НКВМ[23].

 

НКЗдрав Союзных республик:

подготовительные мероприятия к развертыванию сан учреждений;

частичное развертывание по согласованию с ВСНХ, заводов по усилению производства медикаментов, дизенфикционных средств, хирургических инструментов и перевязочных материалов;

поверка готовности путей сообщение в санитарном отношении - к массовым перевозкам (При участии представителей ОГПУ).

частичное усиление производства сывороток и вакцин;

поверка и уточнение плана по выделению гражданских коек для нужд армии, а также подготовка к развертыванию дополнительных коек, согласно особого плана, согласованного с ВСУ РККА[24].

 

НКВД Союзных республик:

поверка готовности к предоставлению нарочных на случай доставки телеграммы с оповещением о мобилизации;

подготовка населенных пунктов к расквартированию войск;

расширение деятельности Распределительных Комиссий в отношении разгрузки мест заключения, а в приграничной полосе, кроме того, и в отношении направления некоторых категорий заключенных из угрожаемых неприятелем районов в тыл;

поверка и обновление данных о наличии местных транспортных средств для доставки по грунтовым дорогам эвакуируемых по плану грузов к пунктам погрузки;

разработка мероприятий по проведению ударной компании по борьбе с преступностью, с одновременным уведомлением ОГПУ;

подготовка мер к освобождению от заключенных тех мест заключения, которые могут быть обращены лагеря для пленных;

поверка сведений по учету объектов охраны, имеющих государственное значение (Исполкомы, заводы, фабрики, водопровод, электростанции, телеграф, телефон, банки и сберкассы, театры, мосты  транзитного значения, газоубежища и проч.) по согласованию с органами ОГПУ и Начальниками гарнизонов);

поверка плана расширения агентурной сети и увеличения штатов уголовных розыскных учреждений в местных приграничных, а также прилагающих к путям вероятного движения войск;

поверка учета иностранных подданных, установление в отношение подданных враждебных стран места жительства и места нахождения их и особого надзора за ними, не допуская выезда без специального на то разрешения (по согласованию с ОГПУ и НКИД);

удаление в тыл подозрительного элемента из прифронтовой полосы[25].

 

Подготовительный подпериод №2 (от выявления неизбежности войны до открытого объявления мобилизации).

 

В течении этого периода все ведомства должны были провести:

·        Частичная передача специалистов НКВМ;

·        Осуществление эвакуации из первой угрожаемой  зоны[26].

 

Ведомства должны были в течении второго подпериода произвести следующие мероприятия:

 

стр. 60


 

 

ВСНХ:

Продолжается выполнение мероприятий по первому подпериоду, по второму подпериоду специальный перечень мероприятий отсутствовал, так как перестроить работу промышленности в течении нескольких дней не представлялось возможным.

 

НКФ:

развертывание полевых касс;

развертывание полевого финансового контроля;

развертывание производства Госзнака[27].

 

НКПС:

формирование главного управления путей сообщения на театре военных действий, управлений путями сообщения фронта, фронтовых и головных отделов железных дорог;

передача систематизированных материалов и мобилизационных планов органов НКПС назначенных руководителям этих органов;

пересмотр и окончательное выяснение потребности в материалах, инвентаре и оборудование путей сообщения, исчисление кредитов, заключение договоров на поставки и заказы, по особому плану снабжения;

сосредоточение воинских вагонных приспособлений в пунктах оборудования;

получение от НКФ кредитов на расходы по проведению мобилизации, распределение их по местным органам НКПС и подготовка перехода на систему финансирования НКВМ в военное время;

по указанию РВС СССР установление момента начала эвакуации 1-й зоны, разгрузки 2-й угрожаемых зон и эвакуации отдельных районов;

обеспечение порожним составом и паровозами районов с большим количеством подлежащих вывозу грузов;

усиление пропускной способности, на особо загруженных эвакуационными грузами участках (открытием дополнительных остановочных пунктов по воинскому графику);

увод в тыл вагонов с экспортными грузами находящимся в 1й и 2й зонах угрожаемого фронта;

осуществление плана эвакуации Наркоматов и 1й и 2й угрожаемых зон (по особым указаниям);

перевозка войск к местам постоянного картирования из лагерных сборов и маневров;

приостановление, в порядке конвекционных запрещений, прием к отправлению всех грузов, назначенных заграницу (по угрожаемому фронту). Прекращение выпуска заграницу грузов, вагонов, судов, предназначенных для передачи НКВМ;

прекращение отправления  судов в заграничное плавание (отправка особому заданию);

прекращение, в порядке конвенционных запрещений, приемка к отправлению в адрес 1й и 2й зон угрожаемого фронта грузов, подлежащих вывозу из угрожаемых местностей (за исключением грузов, последующих на основании особых распоряжений);

прекращение приема от частных лиц шифрованных и на условном языке телеграмм заграницу и внутри СССР;

приостановка капитальных работ, ненужных в условиях военного времени;

формирование отдельных санпоездов[28].

 

НКТорг:

перегруппировка и частичная передача бронированных мобфондов НКВМ и сосредоточение их в пунктах, предусмотренных мобпланом;

изъятие и передача НКВМ товаров, недостаток в которых может быть в РККА с начала войны;

приспособление товарного оборота к условиям военного времени;

подготовка к ликвидации торгпредств и торгорганов заграницей в странах вероятного противника;

усиленный импорт товаров, потребных в условиях военного времени;

ликвидация торговых связей с вероятным противником;

 

стр. 61


 

 

реализация союзных ценностей на территории вероятного противника[29].

 

НКПиТ:

частичное формирование учреждений полевой почты (по особым указаниям);

частичная передача Воеведу стационарного телеграфного имущества в пунктах стоянки соответсвующих штабов (по особым указаниям);

частичная передача линейного имущества на развертывание войск связи Красной армии (по особым указаниям);

ограничение выдачи разрешений на радиолюбительские установки во внутреннем районе, частичное изъятие приемных любительских радиостанций в приграничном районе;

ограничение международных телеграфных и телефонных сообщений;

прекращение приема частных телеграмм на условном и кодированном языке внутри СССР и за границу;

выключение абонентов телефонной связи по особому списку, предусмотренному мобпланом;

Введение военной цензуры по всем видам телеграфных, телефонных и радиосообщений[30].

 

НКТруд:

частичное удовлетворение ведомств технической рабочей силой (по особому плану);

передача сети врачебно-контрольных комиссий на работу по обслуживанию нужд НКВМ (по особому плану)[31].

 

НКЗем Союзных республик:

развертывание, согласно мобплана ветеринарных, учреждений в тылу страны;

Передача НКВМ тракторов, согласно мобплана[32].

 

НКЗдрав Союзных республик:

полное развертывание заводов по производству медикаментов, хирургических инструментов, перевязочных материалов, а также и оборудования по производству сывороток и вакцин;

выделение гражданских коек для нужд армии.[33]

 

НКВД Союзных республик:

прекращение отпусков лицам органов милиции и уголовного розыска;

подготовка жилого фонда для отвода под расквартирование войск;

частичный отвод жилого фонда для расквартирования войск;

частичная передача НКВМ помещений для размещения штабов, учреждений, заведений и войсковых частей;

приспособление бань, прачечных, хлебопекарен и мест заключения для использования их на нужды войны;

частичная эвакуация учреждений из угрожаемых районов в порядке разгрузки;

эвакуация заключенных из мест заключения, находящихся в приграничной полосе;

закрытие мест продажи спиртных напитков;

проведение ударной компании по борьбе с преступностью;

принятия под охрану важных объектов;

освобождения мест заключения обращение их в лагеря для пленных;

проведение мероприятий по усилению наблюдения органов милиции за всеми убывающими и пребывающими из приграничной полосы;

вывоз вглубь страны иностранцев - подданных враждебных стран (по согласованию с ОГПУ и НКИД);

установление особого надзора за деятельностью всех религиозных обществ и их руководителей[34].

 

 

стр. 62


 

 

 

Заключение

 

На примере «Положения о подготовительном к войне периоде» можно проследить явную преемственность мобилизационного планирования СССР и Российской Империи, что нашло свое отражение да же в полностью идентичном наименовании документа. При этом советское мобилизационное планирование учитывало опыт Мировой войны и достижения отечественной и зарубежной военной мысли.

Положение 1926г. отличается от Положения 1913г. прежде всего тем, что является частью системы по комплексной подготовке страны к войны[35], в то время как положение 1913 года охватывала Военное ведомство с подчиненными ему промышленными предприятиями, органы безопасности и пути сообщения.

По взглядам середины 20х годов в течении угрожаемого периода доложена была производится подготовка и частичное исполнение системы планов по переводу страны в режим существования в военного времени: плана мобилизации, сосредоточения и стратегического развертывания вооруженных сил[36], эвакуационного плана[37], мобилизационного плана народного хозяйства[38]. В Положении 1926г. учитываются уроки прошлой войны: подготовка к борьбе не только с внешним, но и с внутренним врагом, минимизация ущерба от разрыва торговых связей с зарубежными странами, невозможности вести войну основываясь только на запасах мирного времени и продукции военных заводов.

 

 

стр. 63


 

[1] Десятый съезд РКП(б). Март 1921 года. Стенографический отчет. М., 1963. С.613

[2] «Совершенно секретно»: Любянка – Сталину о положении в стране. М.,  2001. С. 205-206, 243.

[3] Греков Н.В. Русская контрразведка в 1905-1917гг.: Шпиономания и реальные проблемы. М., 2000.

[4] Зайончковский А.М. Подготовка России к империалистической войне. Очерки военной подготовки и первоначальных планов. По архивным документам. М., 1926. С. 120-121

[5] ГАРФ. Ф.8418 Оп.1 Д.111 Л.61

[6] ГАРФ. Ф.8418 Оп.1 Д.111 Л.62

[7] ГАРФ. Ф.8418 Оп.1 Д.111 Л.13

[8] ГАРФ. Ф.8418 Оп.1 Д.111 Л.57

[9] ГАРФ. Ф.8418 Оп.1 Д.111 Л.13

[10] НКВМ – Народный комиссариат по военным и морским делам СССР. Народные комиссары: Торцкий Л.Д. с 06.07.23г. по 25.01.25г.; Фрунзе М.В. с 25.01.25г. по 30.10.25г.; Ворошилов К.Е. с 01.11.25г.

[11] ГАРФ. Ф.8418 Оп.1 Д.111 Л.13

[12] ВСНХ – Высший совет народного хозяйства СССР. Народные комиссары А.И. Рыков с 06.07.23г. по 02.02.24г.; Ф.Э. Дзержинский с 02.02.24г. по 20.07.26г.; В.В. Куйбышев с 05.08.26г.

[13] ГАРФ. Ф.8418 Оп.1 Д.111 Л.14-16

[14] НКФ – Народный комиссариат финансов СССР. Народные комиссары: Сокольников Г.Я. с 06.07.23г. по 16.01.26г.; Брюханов Н.П. с 16.01.26г

[15] ГАРФ. Ф.8418 Оп.1 Д.111 Л.16-17

[16] ГАРФ. Ф.8418 Оп.1 Д.111 Л.19-22

[17] НКТорг- народный комиссариат внешней и внутренний торговли СССР. Народные комиссары: Цурюпа А.Д. с 18.11.25г. по 16.01.26г.; Каменев Л.Б. с 16.01.26г. по 14.08.26г.; Микоян А.Н. с 14.08.26г.

[18] ГАРФ. Ф.8418 Оп.1 Д.111 Л.23-24

[19] НКПиТ – Народный комиссариат почт и телеграфов СССР. Народные комиссары: Смирнов И.Н. с 06.07.23г.

[20] ГАРФ. Ф.8418 Оп.1 Д.111 Л.25-26

[21] НКТруд – Народный комиссариат труда СССР. Народные комиссар: Шмидт В.В. с 06.07.23г.

[22] ГАРФ. Ф.8418 Оп.1 Д.111 Л.27

[23] ГАРФ. Ф.8418 Оп.1 Д.111 Л.28

[24] ГАРФ. Ф.8418 Оп.1 Д.111 Л.29

[25] ГАРФ. Ф.8418 Оп.1 Д.111 Л.30-32

[26] ГАРФ. Ф.8418 Оп.1 Д.111 Л.13

[27] ГАРФ. Ф.8418 Оп.1 Д.111 Л.17

 

[28] ГАРФ. Ф.8418 Оп.1 Д.111 Л.19-22

[29] ГАРФ. Ф.8418 Оп.1 Д.111 Л.23-24

[30] ГАРФ. Ф.8418 Оп.1 Д.111 Л.25-26

[31] ГАРФ. Ф.8418 Оп.1 Д.111 Л.27

[32] ГАРФ. Ф.8418 Оп.1 Д.111 Л.28

[33] ГАРФ. Ф.8418 Оп.1 Д.111 Л.29

[34] ГАРФ. Ф.8418 Оп.1 Д.111 Л.30-32

[35] Положение 1926г. не включает в себя перечня мероприятий по Военному ведомству, хотя упоминание мероприятий гражданских ведомств по содействию армии в подготовительный к войне (угрожаемый период) говорит о наличии особого плана подготовительного периода для армии, в течении которого она осуществляет скрытую мобилизацию.

[36] В этой части, судя по всему, не было существенных изменений с 1913г.

[37] Утвержден весной 1926г. См. Мелия А.А. Становление эвакуационного планирования как элемента мобилизационной подготовки экономики (1921-1928гг.)//Экономика и финансы. №2. М., 2002. С.48.

[38] Был утвержден уже после Положения. См. Н.С. Симонов. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920-1950е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление. М., 1996. С.68.


|главная страница|