Содержание«Военная литература»Военная мысль


Примечания

{1} Приказ начальника развед. судов от 2 августа 1914 г.

{2} «Война на Северном море», т. I.

{3} Оперативный приказ № 1 начальника 1-й флотилии подлодок от 5 августа 1914 г.

{4} По английским данным, перископ подлодки видели суда Монарк, Айрон-Дьюк и Дредноут, находившиеся 8 августа к SO от острова Фэйр (Корбетт, Операции английского флота, т. I)

{5} «Война на Северном море», т. I.

{6} Из боевого приказа начальника 2-й флотилии подводных лодок 8 августа 1914 г. «Война на Северной море», т. I Приложение.

{7} Сопоставление с английскими источниками ставит под сомнение такое преследование, так как английские истребители не видели подлодки.

{8} «Война на Северном море», т. I, стр. 105.

{9} Из записки командующего германским Флотом открытого моря Ингеноля, «Война на Северном море», т I, стр. 134.

{10} Исключение составляет потопление английского линкора 6-й эскадры Формидэбля, шедшего концевым, причем эскадра шла без охранения.

{11} Непрерывное дежурство английских подлодок Е-3 и Е-9 у Гельголандской бухты давало ценные сведения о движениях и действиях германского флота Это наблюдение облегчалось тем, что бухта являлась единственной базой германского флота.

{12} Повидимому, англичане знали о положении дела с германскими подлодками по наблюдениям своей подлодки, дежурившей у Гельголанда.

{13} Корбетт, «Операции английского флота», т. I.

{14} Churchille, «The World's Crisis», v. 1.

{15} Корбетт, «Операции английского флота», т. I.

{16} Корбетт, «Операции английского флота», т. I.

Последнее утверждение неверно. В 1914 г. погибли 5 германских подлодок: две — 6.VIII — 9.VIII — U-13 и U-15, две в декабре в Канале — U-5 и U-11 — и одна — U-18 — у Скапа-Флау.

{17} «Война на Северном море», т. II.

{18} Корбетт, «Операции английского флота», т. I.

{19} За 3 дня перед этим U-27, находясь на позиции, прикрывающей подход с запада к Гельголандской бухте, после длительного преследования уничтожила английскую подлодку Е-3.

{20} Корбетт, «Операции английского флота,» т. I, гл. XVII.

{21} Первый случай был 10 сентября в Гельголандской бухте, когда U-27 намеревалась атаковать свой легкий крейсер.

{22} «Der Krieg zur See 1914–1918. Nordsee». См. Морской Сб., 1924 г., № 7 Библиография. Рецензия Е. Шведе.

{23} Корбетт, «Операции английского флота», т II, стр. 69.

{24} Корбетт, «Операции английского флота», т. II, гл. III.

{25} Причины неудач см. в работе А, Якимычева «Операции на фландрском побережье в кампанию 1914 г.».

{26} Михельсен, «Подводная война».

{27} В 1914 г. (август — декабрь) было потоплено подлодками 241 тыс. т британских судов и 70 тыс. т судов союзников.

{28} С августа 1915 г. дозорные районы в числе 21 получили новую организацию под названием «Вспомогательного патруля».

{29} Первая бомбардировка дарданельских фортов 19 февраля 1915 г. знаменовала начало Дарданельской операции.

{30} «Операции английского флота», т II, стр 281.

{31} В связи с Дарданельской операцией изготовленные части сети были отправлены для установки в базе на о. Мудрос. Вследствие этого установка сетей в Канале не могла начаться раньше апреля.

{32} Накануне выхода Лузитании из Нью-Йорка в американских газетах появилось сообщение от германского правительства, предупреждавшее пассажиров о грозящей опасности.

{33} Причина второго взрыва объясняется наличием на борту Лузитании груза в 5 тыс ящиков ружейных патронов, как это было доказано судебным следствием 3 года спустя после катастрофы.

{34} Малые подлодки: UB-8, UB-7, UB-1, UB-3, UB-14, UB-15, UC-12,UC-13, UC-14, UC-15, были посланы в Пола в разобранном виде и там были собраны германскими специалистами. Они образовали ядро германской флотилии в Адриатике и ко времени объявления Италией войны Австрии (23 мая 1915 г.) базировались на Каттаро.

{35} Гайер, «Германские подводные лодки в войну 1914–1918 гг.», стр. 36.

{36} Большие, но напрасные усилия, были направлены союзниками к отысканию центров снабжения германских подлодок в Средиземном море. Указывались различные пункты, где якобы существовали склады горючего (Корфу и др.). Англичане настаивали на учреждении специального наблюдения на Балеарских островах.

{37} Н-5 стояла у плавучего маяка Gross Sands, Н-10 и V-1 - на ONO от Smith Knoll, H-7 — у Haisbotoyghgat, Е-53 и Е-37 шли в это время из Гарвича. Такую диспозицию Корбетт объясняет неправильно понятыми лодками инструкциями Адмиралтейства.

{38} В число их входили E-55, E-29, E-22 и Е-4.

{39} Гайер, «Германские подводные лодки в войну 1914–1918 гг.».

{40} 16 мая вышли подлодки U-24, U-32, U-63, U-74; 17 мая — U-43, U-44 и U-52.

{41} Scheer, «Deutschlands Hochseeflotte ira Weltkriege».

{42} Корбетт, «Операции английского флота», т. III.

{43} Scheer, «Deutschlands Hochseeflotte im Weltkriege».

{44} Гайер, «Германские подводные лодки в войну 1914–1918 гг.».

{45} Опасаясь атак подлодок на Мальбро, Джеллико дал радио Тирвиту о высылке для охраны Мальбро дивизиона миноносцев, которые подошли около 2 ч., уже после атаки U-46.

{46} Адам, «Совместные действия подлодок с флотом». Морской Сб. №4, 1932 г. Перевод К. Т.

{47} См. перевод статьи Адама в Морском Сб. Ms 4, 1932 г.

{48} Около 1 ч. ночи Гамбург был значительно поврежден (имел сбитую антенну) и только к 5 ч. на нем удалось наладить радиоприем.

{49} Гайер, «Германские подводные лодки в войну 1914–1918 гг.»

{50} В предположении, что Большой флот в 6 ч. утра будет еще на якоре.

{51} О том, что Ноттингэм стал жертвой подлодок, Джеллико узнал 2 часа спустя.

{52} Ньюболт, «Операции английского флота в мировую воину», т. IV, стр. 41.

{53} Там же, стр. 44.

{54} Ньюболт, «Операции английского флота в мировую войну», т. IV, стр. 43.

{55} Ньюболт, «Операции английского флота в мировую войну», т. IV, стр. 46.

{56} В 19 ч. U-53 снова увидела те же силы, идущие на N; не будучи в состоянии атаковать их из-за дальности расстояния, она донесла о возвращении англичан.

{57} Ньюболт, «Операции английского флота в мировую войну», т. IV, стр. 53.

{58} Главная квартира все же считала, что неограниченную подводную войну надо отложить, пока обстановка на румынском фронте позволит перебросить войска для охраны голландской и датской границ.

{59} Гайер, «Подводная крейсерская война», U - Kieuzer-Krieg.

{60} Корбетт, «Операции английского, флота», т, IV, стр. 337.

{61} Впоследствии из этих двух миноносцев сделали один: Зубиен.

{62} Последние 4 похода в первый период неограниченной подводной войны в 1917 г. дали 148 тыс. (25 + 68 + 30 + 25) т.

{63} Ньюболт, «Операции английского флота», т. IV, стр. 343.

{64} Ньюболт, «Операции английского флота», т. IV, стр. 348.

{65} Ньюболт, «Операции английского флота», т. V.

{66} Ньюболт, «Операции английского флота», т. IV, стр. 367.

{67} Ньюболт, «Операции английского флота», т. IV, стр. 381.

{68} Sims, «A Victory at Sea».

{69} Ньюболт, «Операции английского флота», т. IV, стр. 376.

{70} Вопрос о конвоях впервые был поднят еще на совещании 2 ноября 1916 г., на котором Джеллико, будучи командующим Большим флотом, отнесся отрицательно к применению такой меры. Сделавшись первым морским лордом, он не изменил своего отношения к конвоям.

Однако, уже 7 февраля, по требованию французского правительства, опасавшегося остаться без угля для угольщиков, перевозивших уголь в северные порты Франции, была установлена система так называемых «охраняемых плаваний» (controller sailings).

Это явилось первым опытом применения конвоев.

В середине февраля Ллойд-Джордж, сразу понявший опасность, угрожавшую Англии, собрал совещание при участии первого лорда Адмиралтейства, первого морского лорда и адм. Деффа для обсуждения обстоятельной записки М. Ханкей, содержавшей доводы «за» и «против» конвоев.

На этом совещании ни премьер, ни Адмиралтейство не пришли к единству взглядов.

Наконец, 1 апреля 1917 г. в Лонгхоупе (Оркнейские острова) состоялось новое совещание по вопросу о мерах предотвращения потерь, имевших место на скандинавских торговых путях. Единодушное решение сводилось к установлению системы конвоев, но главные командиры портов Инвергордона, Розайта, Гримсби не разделяли этого мнения. Адмирал Битти, наоборот, считал целесообразной систему конвоев. В результате этого, после обсуждения Адмиралтейством материалов совещания, Джеллико приказал, в виде опыта, ввести систему конвоя на скандинавских путях. Однако, этот опыт не дал благоприятных результатов.

{71} Ньюболт, «Операции английского флота», т. V, стр. 39–41.

{72} U-155 вышла из Германии 24 мая и вернулась 4 сентября.

{73} Jеllicoe, «The Crisis of the War».

{74} Б. Старко, «Береговая оборона Фландрии в войну 1914–1918 гг.» (сокращенный перевод с шведского), Морской Сб. № 12, 1923 г., Якимычев, «Угроза базам флота по опыту войны 1914–1918 гг.», Морской Сб., № 3, 1932 г.

{75} В операции участвовало 165 кораблей различных классов. Для дымовых завес понадобилось 82 т хлоро-сульфоновой кислоты.

{76} Гроос, «Учение о морской войне в свете опыта мировой войны»

{77} За 2-ю половину 1917 г. было переброшено всего 193 тыс. чел, а за 1918 г. — 1895 тыс. человек.

{78} Пароход Юстиция потоплен 19 июня 1918 г. и пароход Отранто — в октябре 1918 г.

{79} Ньюболт, «Операции английского флота», т. V, приложение Д.

{80} A. Laurens, «Précis d'histoire de la guerre navale 1914–1918», стр. 227.

{81} К половине июля он дошел до 292 судов, в числе которых было 27 эсминцев, 12 подлодок, 36 американских истребителей подлодок, 40 моторных катеров, 52 траулера (часть с гидрофонами) и 107 дрифтеров.

{82} Михельсен, «Подводная война».

{83} Там же

{84} Морской Сб., № 3, 1930 г. Перевод ст. Шпиндлера «Совместные действия подлодок с флотом».

{85} Начальник Оперативного отдела германского морского генерального штаба.

{86} Михельсен, «Подводная война».

{87} Михельсен, «Подводная война».

{88} Gibson and Prendergast, «The german Submarine War 1914–1918». См. также А. П. Александров, «Операции подводных лодок».

{89} Gibson and Prendergast, «The german Submarine War 1914–1918». См. также А. П. Александров, «Операции подводных лодок».

{90} Подробно см. ст. Пышнова, «Подводная лодка в противолодочной борьбе». Морской Сб. № 12, 1934 г.

{91} А. П. Александров, «Военно-морские силы капиталистических держав», Морской Сб. № 2, 1934 г.

{92} А. П. Александров, «Операции подводных лодок».

{93} Там же.

{94} Французская программа подводного судостроения предусматривала постройку в первую очередь 6 лодок по 1100 т и 6 лодок по 600 т. Вторая часть программы включала 4 подводных крейсера по 2400 т и 30 лодок по 1100 т.

{95} Эти лодки называются «эскадренными» (Fleet Submarines).

{96} См. ст. Шведе, «Гонка морских вооружений». Морской Сб. № 11, 1933 г.

{97} Шведе, «Морские силы Германии», Морской Сб. № 6, 1935 г.

{98} В настоящее время только французский подводный крейсер Сюркуф снабжен 1 гидросамолетом.


Список иллюстраций