Электронная библиотека Портала «Археология России»
Рабинович М.Г., О древней Москве. Введение., очерки материальной культуры и быта горожан в XI-XVI вв., М., 1964, редактор: В. А. АлександровНастоящая работа воспроизводится на правах электронной публикации. Напоминаем Вам, что в соответствии с действующим Федеральным Законом "ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ" (1993), Вы можете свободно пользоваться, копировать, распечатывать эту публикацию лишь для собственных нужд. В случае, если Вы используете настоящую работу для электронной, бумажной или какой-либо иной републикации, Вы обязаны полностью указать авторские права и источник, из которого Вами получена работа. В равной мере Вы должны указать источник, из которого Вами получена публикация, если Вы ссылаетесь на нее в любой – электронной или печатной – форме. Для этого используйте следующий текст:
© М. Г. Рабинович, "Наука", 1964; Портал "Археология России", 2004
http://www.archeologia.ru/Library/book/f15a92afabbf
Для указания в ссылке конкретной страницы добавьте к http://www.archeologia.ru/Library/book/f15a92afabbf выражение /pageXXX, где ХХХ - это номер страницы, например: http://www.archeologia.ru/Library/book/f15a92afabbf/page12 .
Москва — один из самых интересных городов мира не только по тому огромному значению, которое он имеет для всего передового человечества в наши дни, но и по своей увлекательнейшей истории. Попав впервые на страницы летописей более восьмисот лет тому назад, она сама впоследствии вписала немало славных страниц в историю человечества. Маленький городок в земле вятичей сумел постепенно сплотить вокруг себя русские земли в сильное централизованное государство, а еще через несколько веков Москва стала столицей первого в мире социалистического государства. Всего этого Москва смогла достигнуть лишь в результате многовековой напряженной деятельности народных масс, своим трудом создавших материальную основу для расцвета государства и его столицы.
Истории Москвы посвящено множество статей, книг, многотомных изданий. Большинство их говорит о той огромной роли, которую сыграла Москва в различные периоды своего существования в политической жизни страны, в развитии русской культуры, науки и техники. Строятся они, как правило, на обильных письменных источниках.
Эта книга задумана несколько иначе. Она расскажет о таких сторонах жизни москвичей, о которых письменные источники (по крайней мере — в древний период) дают гораздо меньше сведений. Речь пойдет о повседневном труде москвичей, об их мастерских и лавках, об улицах, домах и хозяйственных постройках, об одежде, пище и утвари — одним словом, о многом из того, что в научной литературе принято называть материальной культурой.
В жизни Москвы проявлялись черты, характерные для городского быта всей древней Руси. И говоря о древней Москве, мы вплотную подходим к большой проблеме истории русского города и его роли в различных областях жизни страны. Изучение материальной культуры и некоторых других сторон быта москвичей поможет осветить недостаточно еще разработанную в нашей науке тему становления и развития феодальных городов, сложения русского городского населения с его своеобразными традициями, обстановкой, условиями жизни.
При изучении быта дореволюционные русские историки и этнографы уделяли основное внимание господствующим классам (о жизни которых много говорили письменные источники),1 а также крестьянству, считая только его носителем русской народной культуры. Быт широких слоев городского населения был известен гораздо хуже. Советская историческая школа исходит из того, что необходимо изучать народ-
ную жизнь всесторонне, учитывая, что и в период феодализма городское население играло большую роль в сложении русской нации с ее своеобразными культурой и бытом. С этой точки зрения можно лучше понять особенности развития русского города и в более поздние времена. Тем более важно воссоздать ту реальную обстановку, в которой протекала жизнь горожан в период феодализма.
Горожане сыграли большую роль не только в развитии ряда ремесленных производств и торговли, но и в сложении таких важных элементов русской народной культуры, как жилище, одежда, пища и ряд бытовых особенностей. В городах яснее всего выявляются те культурные связи и взаимные влияния различных племен и народов, сез которых не складывается ни одна нация.
В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что именно трудящаяся и эксплуатируемая масса в силу самих условий своей жизни является носителем элементов передовой культуры (хотя бы и неразвитых)2.
В производстве и быте простого народа и в период феодализма лучше всего отражаются складывающиеся национальные особенности, в то время как представители господствующих классов далеко не всегда являются носителями передовых элементов культуры своего народа.
Население Москвы, сыгравшее не последнюю роль в создании русской народности, и само испытало на себе мощное влияние этого сложного процесса, который сказывался в изменении многих сторон жизни.
Москва возникла и росла в тесной связи со своим сельским округом, который также постепенно менял свой облик уже под влиянием самого города. В начальный период истории Москвы даже там, где позднее выросли центральные районы города, были еще деревни. Нам предстоит поэтому не только проследить древние связи городской культуры с сельской, но выявить и те черты, которые стали в дальнейшем отличать материальную культуру и быт города от быта села.
При изучении жизни москвичей перед нами возникает целый ряд. вопросов, касающихся не только Москвы, но и русского феодального города вообще.
Как постепенно осваивали территорию города?
Как складывался его план в связи с древней топографией, которая была совсем не такой, как теперь?
Как строились и перестраивались городские стены и башни?
Как развивались основные занятия горожан — ремесла и торговля?
Отвечая на эти основные вопросы, мы будем стремиться выявить не только то общее, что характерно для многих русских городов, но и то особенное, что присуще городам данной географической зоны, и, наконец, только столице государства — Москве. Сведения о жизни рядовых горожан историк должен собирать буквально по крупицам. Но за последние годы в научный оборот введен обильный и весьма важный для
Устории Москвы археологический материал, полученный в результате раскопок важнейших районов города и систематических наблюдений за земляными работами почти на всей его территории.
История археологического изучения Москвы насчитывает уже почти полтораста лет 3. Но от того времени, когда московские археологические памятники впервые описал 3. Доленга-Ходаковский4, до первых специальных археологических раскопок древней Москвы прошло 125 лет. Весь этот период ученые исследовали преимущественна Подмосковье. Только после Великой Октябрьской революции, когда занятия археологией перестали быть уделом ученых «чудаков» и богатых меценатов, когда в этой работе приняли участие широкие круги советской интеллигенции, студенчества, рабочих, оказалось возможным организовать не только систематическое изучение подмосковных курганов, но и планомерные археологические наблюдения за земляными работами. Крупнейшими из них были изыскания на строительстве первой очереди метрополитена5. Наблюдения, продолжающиеся и в наши дни, охватили почти все районы города. Однако еще в первые послевоенные годы Москва была изучена археологами меньше, чем любой другой крупный русский город. Для сколько-нибудь полного археологического изучения Москвы необходимы были специальные раскопки. «Лопаты археологов,— писал А. В. Арциховский, — много сделали для истории собратьев Москвы, других мировых городов... К сожалению, в Москве раскопок почти не было. Восьмой век московской истории кончился, не выполнив необходимых работ по научному изучению родной страны. Он завещал их девятому» 6.
Первые специальные раскопки были проведены в 1946—1947 гг. на высоком холме в устье р. Яузы, где, по предположениям многих историков, можно было надеяться найти остатки древнейшей Москвы. Нельзя сказать, чтобы открытия в этом районе разочаровали археологов. В результате раскопок был открыт и исследован один из важнейших производственных центров средневековой Москвы — Гончарная слобода 7. Но древнейшего московского городища здесь все же не оказалось. Тогда поиски были перенесены ближе к современному центру Москвы. С 1947 года и (с небольшими перерывами) до настоящего времени ведутся археологические раскопки на берегу Москвы-реки, в Зарядье. Уже с первых лет раскопок стало ясно, что этот район еще в глубокой древности был окраиной городка Москвы. Центр же городка должен был находиться западнее, на месте современного Кремля. Раскопки, проведенные в Кремле в 1959 — 1960 гг., подтвердили это предположение. Здесь были открыты и остатки древнейших укреплений городка Москвы и северная часть московского посада.
Раскопки центральных районов Москвы в сочетании с археологическими наблюдениями на всей ее территории позволили изучить
наслоения, образовавшиеся здесь в результате деятельности людей с древнейших времен до наших дней. Эти отложения или, как называют их археологи, культурный слой города8, делятся на три основных горизонта. Древнейший из них (мы обозначали его цифрой III, т. к. он был самый нижний) встречен почти исключительно в центральных районах Москвы — Кремле и Зарядье. Он откладывался, по-видимому, с конца XI до начала XIV в. Эпохе позднего средневековья (XIV— XVII вв.) соответствует второй культурный слой, который хорошо сохранился на всей территории города в границах древнего Скородома (нынешнее кольцо Садовых улиц), а на местах древних подмосковных сел — и за его пределами. Наиболее мощные культурные напластования (I культурный слой) относятся, как и следовало ожидать, уже к новому и новейшему времени — со второй половины XVII в. до современности. Мощность культурного слоя в центральных районах Москвы колеблется в пределах 4 — 8 метров. Но на берегах оврагов и рек она превышает иногда и 20 м. На окраинах же города нередко можно обнаружить культурный слой толщиной всего 10 — 15 см, а в некоторых районах новой застройки он только начинает откладываться.
В результате исследования культурного слоя Москвы (в особенности, за последние 20 — 30 лет) собраны богатые коллекции, хранящиеся сейчас в московских музеях. Для нас особенно важна массовость московских археологических материалов. Десятки строений, сотни инструментов, тысячи бытовых вещей, сотни тысяч фрагментов керамических и кожаных изделий позволяют составить довольно полное представление о жизни простых людей в различные периоды истории Москвы. В ряде случаев удается связать археологические находки с известиями письменных источников, что позволяет и точнее определить даты вещей и сооружений, и с другой стороны, — расширить сведения летописей о характере города того времени. Еще большие результаты дает сопоставление материалов раскопок с этнографическими наблюдениями в различных областях, населенных русскими.
Не только такие крупные явления материальной культуры, как, например, жилище, но и мельчайшие бытовые предметы оказываются иногда очень устойчивыми по своей форме. Это позволяет зачастую сопоставить жизнь средневековых москвичей с гораздо более поздними чертами русского быта, подробно изученными этнографами. А такое сопоставление помогает выяснить не только ряд деталей хозяйства и условий жизни древних горожан, но и происхождение определенных традиций, доживших до наших дней, а иногда и древние связи и происхождение отдельных групп русских.
Роль археологических материалов в изучении поставленных в этой книге вопросов не одинакова для разных времен. Для древнейшего периода, почти не освещенного письменными источниками, они иногда
имеют решающее значение. Позднее все более важными становятся источники письменные и изобразительные (летописи, духовные и договорные грамоты, хозяйственные акты, переписные книги, записки путешественников и т. п.), к которым мы будем обращаться.
Изучение жизни москвичей мы начнем с XI в. (от которого до нас дошли древнейшие археологические материалы, связанные с Москвой) и доведем его по основным разделам до XVI в., когда Москва утвердилась уже в качестве столицы России, стала не только политическим, но и экономическим ее центром.
Дальнейшая история населения феодального города отмечена все большими темпами развития в нем элементов капиталистического уклада, зарождением пролетариата и буржуазии. Это — особая тема, требующая специального исследования. Лишь в отдельных случаях, когда это потребуется для более полного освещения того или иного вопроса, мы будем затрагивать XVII в. и даже начало XVIII в.
Территория Москвы огромна. Мы сможем рассмотреть более подробно лишь центральные районы города — междуречье Москвы-реки и р. Неглинной, Кремль и Великий посад,— а также Заяузье. Эти районы являются важнейшими в городе. И можно с полным основанием предположить, что отмеченные здесь явления были в основных чертах типичны и для города в целом.
Итак, мы располагаем сейчас огромным материалом, собранным несколькими поколениями ученых. И мы можем поэтому отправиться в своеобразное путешествие по древней Москве.
Начнем его с центра города. Познакомимся прежде всего с собственно «градом» (как называли в те времена крепостные стены) вернее — с «градами», ибо в Москве до мере того, как формировалась и укреплялась ее территория, возникло не одно укрепление. Затем выйдем за пределы «града» на Большой или Великий посад с его многочисленными мастерскими и лавками. Посмотрим, как работали московские ремесленники, каковы были торговые связи Москвы. Двинемся потом дальше за Яузу, в Гончарную слободу. Увидим высокое развитие ремесла и начатки мануфактуры. В заключение постараемся обрисовать характерные черты застройки древней Москвы, ее городского хозяйства, некоторые особенности быта москвичей.
Разумеется, эти очерки не могут еще быть исчерпывающе полными. Одни вопросы удастся выяснить, другие останутся еще спорными, а третьи будут только поставлены. Но ведь научное исследование истории Москвы продолжается. И автор будет вполне удовлетворен, если книга познакомит читателей с определенным этапом этой работы и даст материал для дальнейшей разработки нерешенных еще проблем истории нашего великого города.