ШАЙКИН
А.А.

Доктор филологических наук, профессор Орловского университета.


5. 2002

М Н Е Н И Е

А.А.Шайкин

БРАТ МОНОМАХА

Для правильного отображения этой статьи Вам необходимо установить шрифт, поддерживающий написание буквы "ять". К сожалению, адекватный просмотр возможен только с помощью IE.

Необходимый шрифт можно получить здесь: TrueType-шрифт Christoph'а Singer'а "XSerif Old Russian" кодировки 1251 и Unicode с некоторыми буквами для устаревшей орфографии.


В опубликованной в журнале «Родина» статье Татьяны Вилкул «Полезный утопленник»1 высказывается соображение о том, что у Владимира Мономаха в действительности не было брата Ростислава, который утонул в реке Стугне, спасаясь бегством после военной неудачи с половцами, о чём рассказано не только в «Повести временных лет» (далее — ПВЛ), но и в «Слове о полку Игореве» и в Киево-Печерском Патерике. Брата Ростислава Мономах себе выдумал, считает Т.Вилкул, ибо «смерть его мнимого брата ... становилась обвинительным актом против Святополка и укладывалась в схему совместного правления неудачливого киевского князя и мудрого Владимира». Утверждение смелое. Разумеется, исследователь имеет право пересматривать устоявшиеся репутации, выявлять неточности или прямые искажения фактов, содержащиеся в источниках. Но для подобных пересмотров должны быть достаточные основания. Рассмотрим аргументы Т.Вилкул.

Мог ли Мономах в принципе ввести в летопись придуманного в политических интересах брата? Т.Вилкул приводит сведения о количестве князей, современных Мономаху: не считая детей, их было около 20 (точность подсчёта не проверяем). Запутаться в такой цифре нельзя. Каждый знал всех князей и не только из родственного любопытства. В политическом и имущественном отношении они были взаимозависимы: смерть одного вызывала перемещения по всей цепочке княжений. «Протащить» через летопись2 не существующего князя было немыслимо. Мономаха тут же уличили бы во лжи. Но это соображения общего порядка. Что конкретно позволяет исследовательнице выстраивать свою гипотезу (для неё, впрочем, это — не гипотеза, а установленный ею факт)?

Т.Вилкул кажется подозрительным, что Святополку в его столкновениях с половцами в 1093 г. помогают не ближайшие родственники, а двоюродный брат Мономах. В этой ситуации она усматривает «первый тревожный звонок для внимательного читателя». Однако, из текста ПВЛ следует, что Святополка, в сущности, вынудили обратиться за помощью к Мономаху. Святополк намеревался со своими семьюстами отроками выступить против половцев, но «смыслении» (старшие дружинники) указали новому киевскому князю, что если бы он «пристроил и 8 тысячь, не лихо ти есть». Дружина твёрдо заявила: «послися к брату своему Володимеру, дабы ти помогл»3.

Автор статьи в журнале «Родина» обращает внимание на то, что в Новгородской первой летописи старшего извода (далее НПЛ) сообщается, что Святополк в 1093 г. потерпел у Треполя поражение от половцев вместе с «Мстиславом». В этом Мстиславе она видит старшего сына Святополка и тем самым «уличает» ПВЛ в неверном изложении событий. Однако, в Указателе личных имён в НПЛ Мстислав Святополкович (или Святополчич) не зафиксирован; издатели НПЛ считают, что во фразе (процитированной Т.Вилкул) «В то же лето побдиша Половчи Святопълка и Мьстислава на Трьполи», речь идёт о Мстиславе Владимировиче, сыне Мономаха4 . В ПВЛ упоминается Мстислав Святополкович, сын Святополка от наложницы, но упоминается он, начиная только с 1097 г., т.е. после событий рассматриваемого нами сюжета. Был, правда, ещё один Мстислав — старший брат Святополка, но он, по ПВЛ, умер в 1069 г. в Полоцке, т.е. раньше описываемых событий.

Основываясь на убеждении, что Мстислав НПЛ — сын Святополка, мысль Т.Вилкул смело идёт дальше: «Можно предполагать, что киевский князь (Святополк — А.Ш.) привлек и других своих сыновей, а возможно и племянников. Из этого вытекает, что Мономах и его брат (если таковой существовал) выступали в роли ординарных союзников, которых старший киевский князь вызвал в поход». Увы, ничего здесь не «вытекает»: Мстислав НПЛ не был сыном Святополка (во всяком случае, Т.Вилкул ничего не противопоставила мнению комментатора НПЛ). Святополку в 1093 году у Треполя, по имеющимся источникам, действительно помогали только Мономах и его родственники. Помощь «других сыновей и племянников» Святополка — ни на чём не основанный домысел Т.Вилкул.

Святополк, подчиняясь дружине, обратился к Владимиру. Мономах и сам выступил, и «посла по Ростислава (здесь и далее в цитатах выделено мной - А.Ш.), брата своего, Переяславлю, веля ему помагати Святополку» (ПВЛ. 143.). Об участии в событиях Мстислава, сына Мономаха, ПВЛ не упоминает, видимо, потому, что не считает его самостоятельной фигурой: он при отце. Опускаем не существенные для нашей темы споры между Святополком и Владимиром. Так или иначе, князья выступили: «Святополк же, и Володимер и Ростислав, исполчивше дружину, поидоша. И идяше на деснй сторон Святополк, на шюей Володимер, посреде же б Ростислав» (ПВЛ. 144.). Как видим, центральным полком командует брат Мономаха, по Т.Вилкул — фантом.

В начавшемся сражении половцы «взломиша» полк Святополка и «побже Святополк. Потомь наступиша на Володимера, и бысть брань люта; побже и Володимер с Ростиславом и вои его. И прибгоша к рц Стугн, и вбреде Володимер с Ростиславом, и нача утапати Ростислав пред очима Володимерима. И хот похватити брата своего и мало не утопе сам. И утопе Ростислав, сын Всеволожь. Володимер же пребред рку с малою дружиною... плакася по брат своемь... Си же ся злоба сключи в день Възнесенья Господа нашего Иисуса Христа, мсяца мая в 26 5. Ростислава же искавше обртоша в рц; и вземше принесоша и (его) Киеву, и плакася по немь мати его, и вси людье пожалиша си по немь повелику, уности его ради. И собрашася епископи и попове и черноризци, псни обычныя пвше, положиша и у церкви святыя Софья у отца своего» (ПВЛ. 144 — 145.).

Летописную сцену Т.Вилкул квалифицирует как «художественную деталь», сочинённую в угоду Мономаху («Понадобилось срочно6 подправить исторические события»). В том, что этот рассказ — вымысел, автора статьи в журнале «Родина» убеждает отсутствие упоминаний о гибели Ростислава в Поучении Мономаха. Аргумент весом. Однако Т.Вилкул хорошо известны обстоятельства, из-за которых Мономах действительно неохотно вспоминал об этом событии. В её статье приводится рассказ Киево-Печерского Патерика, из которого следует, что смерть Ростислава — расплата за надругательство над печерским старцем Григорием. Отроки Ростислава оскорбили монаха, Григорий предсказал им вместе с их князем скорую смерть «в воде», в ответ Ростислав приказал утопить старца. И всё же в Поучении Мономаха есть следы" этой истории, давно подмеченные исследователями. Так, Б.А.Романов считает, что слова Мономаха — "Ни права, ни крива не убивайте, не повелвайте убити его» (ПВЛ. 157.) — навеяны неразумным приказанием Ростислава утопить отца Григория7 . Может быть, память об обстоятельствах гибели Ростислава, где опасности подвергалась и жизнь самого Мономаха — «мало не утопе сам» — проявилась в следующей фразе «Поучения»: «Оже бо яз от рати, и от зври и от воды, от коня спадаяся, то никто же вас не можеть вредитися и убити, понеже не будет от Бога повелно» (ПВЛ. 163.)8 . Комментатор считает, что фраза Поучения — «...на Стугн бившеся с половци до вечера, бихом — у Халпа, и потом мир створихом с Тугорканом...» (ПВЛ. 160.) — связана с той битвой на Стугне, после которой утонул Ростислав9 . Называет своего брата Мономах и прямо: «И пакы на той же сторон у Красна половци побдихом; и потомь с Ростиславом же у Варина веж взяхом» (ПВЛ. 160.). Таким образом, утверждение Т.Вилкул об отсутствии в Поучении Мономаха упоминаний о смерти своего брата противоречит фактам и не находит опоры в существующей научной традиции. Полемики с приведёнными наблюдениями неё нет.

Т.Вилкул считает, что Ростислав редкий герой не только в Поучении, но и в самой ПВЛ: «А существовал ли вообще Ростислав Всеволодович, младший брат Мономаха? Единственное упоминание о нём содержит ПВЛ, а уж оттуда эта история перекочевала в написанные на её основе летописи». В действительности же, Ростислав трижды (1070, 1086, 1089 гг.) упоминается в ПВЛ до 1093 года, а в статье этого года является одним из основных героев и упоминается многократно. (Кстати, отметим несомненное противоречие между фактами и построениями Т.Вилкул. По мнению исследовательницы, Ростислав введён в летопись по воле Мономаха. Следовательно, Мономах заинтересован в том, чтобы чаще упоминать Ростислава. Почему же в таком случае он «замалчивает» «придуманного им брата» в собственном «Поучении»?).

Историю гибели Ростислава Мономах, по мнению исследовательницы, придумывает не на ровном месте. В том же 1093 году погиб ещё один Ростислав, сын старшего брата Святополка. Эту смерть, о которой в ПВЛ содержится обычное для второстепенных князей краткое сообщение, она называет «странной» и считает, что первоначальным героем истории об утоплении печерского старца Григория был этот Ростислав. «Так не произведен ли в "Повести временных лет" самый банальный подлог? "Раздвоение" князя Ростислава было очень выгодно Мономаху». Какие аргументы есть у Т.Вилкул? А никаких. Просто ей кажется, что это могло быть выгодно Мономаху. При этом она так запутывает собственное изложение, что уже не ясно, о каком из Ростиславов говорит: «Ростислав гибнет как самостоятельный князь, тонет "со всеми своими вои", попытка спасения Мономаха замалчивается, нет никакого сочувствия к погибшему "уноше"». По логике текста статьи здесь должна идти речь о втором Ростиславе, племяннике Святополка. Но нигде нет сведений о том, что и этот Ростислав тонет, тем белее «со всеми своими вои» (заковыченные Т.Вилкул слова имеют вид цитаты, но не ясно, откуда эта цитата: ни в ПВЛ, ни в НПЛ эти слова не применяются ни к одному из упомянутых Ростиславов), не ясно, почему Мономах должен был спасать его (мы вообще не знаем, где и как умер племянник Святополка) и почему попытка Мономаха спасти «замалчивается», о чьём сочувствии к Ростиславу Мстиславичу идёт речь? Всё это сбивает с толку. О смерти этого Ростислава (племянника Святополка) в ПВЛ говорится просто и ясно: «В се же лто преставися Ростислав, сын Мьстиславль, внук Изяславль, мсяца октямбря в 1 день; а погребен бысть ноямбря в 16, в церви святыя Богородиця Десятиньная» (ПВЛ. 147 — 148.). Вопрос может вызывать только полумесячный разрыв между датами смерти и захоронения, но столько времени тело Ростислава могли везти в Киев из какого-нибудь не близкого города. Более нам ничего не известно ни о его жизни, ни о его смерти, и соображения о том, что этот Ростислав велел утопить отца Григория — произвольный домысел, небезобидный для давно умершего человека.

На секунду допустим, что Мономах действительно «придумал» себе брата с тем, чтобы его трагической гибелью подчеркнуть преступную бездарность Святополка как князя и полководца. В этом случае Мономаху было бы выгодно идеализировать своего юного брата, а Мономах вместо этого, по Т.Вилкул, переносит на своего брата то гнусное преступление, которое якобы совершил другой Ростислав, родственник Святополка. Зачем это Мономаху? Можно ли в таком построении обнаружить согласие с элементарной логикой?

В рассматриваемой статье почти любое соображение - произвольно и легко опровергается, либо фактами, либо отсутствием фактической основы в его построениях. В качестве примера необязательности приведём одну из начальных фраз: «Но почему такой невыразительной персонаж стал признанным героем летописей?». Во-первых, почему «невыразительный»? Т.Вилкул знает, как проникновенно рассказано о гибели Ростислава и о скорби его матери в ПВЛ (см. выше). Знает она, что и автор «Слова о полку Игореве» возвёл эту смерть в поэтический перл: «Плачется мати Ростиславля по уноши князи Ростислав. Уныша цвты жалобою, и древо с тугою к земли прклонилося»10 . Да и рассказ Патерика, хотя он имеет противоположное оценочное значение, «невыразительным» не назовёшь. Во-вторых, о каких «летописях» идёт речь? Из летописей о смерти Ростислава сообщается только в ПВЛ и зависимых от неё летописях, но это один и тот же рассказ. Об этой же смерти рассказывается в Киево-Печерском патерике и в «Слове о полку Игореве» - но это не летописи. Если поэтический текст «Слова», возможно, зависим от ПВЛ (хотя нельзя исключить фольклорный источник), то рассказ Патерика - не зависим от ПВЛ. Так что Ростислав стал «признанным» героем одной летописи и двух внелетописных произведений совершенно иных жанров. Подобным образом можно проанализировать большинство фраз статьи Т.Вилкул «Полезный утопленник» и обнаружить их неточность или внутреннюю противоречивость.

Т.Вилкул и не скрывает своей антипатии к Мономаху. Ей кажется, что князь лжёт на каждом шагу («многие детали в биографии Мономаха попросту сомнительны»), и неизвестно для чего соврал, например, относительно даты своего рождения: «Неувязки и натяжки начинаются с даты его рождения. В ПВЛ указан 1053 год... Однако в том же "Поучении" первый поход Владимира, совершенный, по его словам, в 13 лет, датируется 1068 годом, что смещает дату рождения на два года». Между тем, Мономах говорит только то, что он начал свои «пути... и ловы с 13 лет» (оставим вопрос о том, что «с» здесь является конъектурой), но только при заведомо буквалистском чтении можно понять, что и первый большой переход он связывает с цифрой «13». 13 лет указаны потому, что в этом возрасте, обычно, совершался обряд посажения князя на коня. В 13 лет Владимир получил право самостоятельно ездить и охотиться. А затем он вспоминает первый запомнившийся переход к Ростову, да ещё сквозь земли вятичей (вятичи плохо интегрировались в составе древнерусского государства, так что поездка сквозь их земли — действительно была значительным и памятным событием). Переход этот пришёлся на 1068 год — год Киевского восстания и изгнания Изяслава. Может быть, Всеволод сам пошёл к Курску, а сына отослал в Ростов, но нет оснований привязывать его к 13 годам. Именно так понимает текст Мономаха совершенно непредвзятый читатель, француз А.Ваян: «Владимир Мономах перечисляет свои "пути" с 13-летнего возраста... Первое большое путешествие он совершил в 1068 г., в возрасте 15 лет...»11.

Не поддерживаем, но признаём право современного исследователя на негативное отношение к герою прошлого. Однако, если речь идёт о прославленном человеке, фигуре знаковой, почитаемой не только современниками, но и потомками, надо, при инкриминировании ему неблаговидных дел, исходить только из безупречных фактов. Подозрения оставим при себе.

В XIII веке, когда ещё гордились Мономахом его именем «половцы своих малых детей в колыбели пугали. А литовцы из болот своих на свет не показывались, а угры укрепляли каменные стены своих городов железными воротами, чтобы их великий Владимир не покорил, а немцы радовались, что они далеко — за Синим морем. Буртасы, черемисы, вяда и мордва бортничали на великого князя Владимира. А император царьградский Мануил от страха великие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьграда у него не взял»12.


Примечания



  1. Вилкул Т. Полезный утопленник // Родина. 1999. № 4. С. 42 — 44. Далее цитируем Т. Вилкул без дополнительных сносок.


  2. Текст, имеющий деловое назначение.


  3. Повесть временных лет. Ч. 1. Текст и перевод. Подготовка текста Д.С.Лихачёва и Б.А.Романова. Под ред. чл.-корр. АН СССР В.П.Адриановой-Перетц. М. — Л. 1950. С. 143. Далее сноски на это издание в тексте с указанием страниц в скобках.


  4. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов / Под ред. и с предисл. А.Н.Насонова. М. — Л. 1950. С. 585.


  5. Наверно, это важно, что Ростислав погиб в праздник Вознесения: может быть, это позволяло обойтись с телом утопленника по-христиански? Кроме того, смерть Ростислава можно было трактовать и как смерть в бою, он - не утопленник-самоубийца.


  6. Поразительна осведомлённость исследователя не только в самом факте, но и в его «срочности».


  7. Повесть временных лет. Ч. 2. Приложения. Статьи и комментарии Д.С.Лихачёва. Под ред. чл.-корр. АН СССР В.П.Адриановой-Перетц. М. — Л. 1950. С. 436. (Далее — ПВЛ. 2.).


  8. См.: ПВЛ. 2. 454. Связь упоминания «воды» с гибелью Ростислава не вызывает сомнений у А.Ваяна (Ваян А. Заметки о «Поучении» Владимира Мономаха // Проблемы современной филологии. Сб. ст. к семидесятилетию акад. В.В.Виноградова. М., 1965. С. 338.).


  9. См.: ПВЛ. 2. 446 — 447


  10. Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4. XII век. СПб., 1997. С. 266.


  11. Ваян А. Указ. соч. С. 336 — 337.; см.: ПВЛ 2. С. 440. Кстати, 15 лет было и Ростиславу, когда они с Владимиром «у Варина веже взяхом» — видимо, это первое воинское выступление Ростислава (См.: Ваян А. Указ. соч. С. 338.).


  12. Слово о погибели Русской земли // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5. XIII век. СПб., 1997. С. 91.


© Шайкин А.А.
© «Мир истории». 2000 — 2002, оформление.


[Главная | Новости | Анонсы | Ссылки | Архив | Редакция | E-mail]