|
Удивительное свойство души человеческой - помнить прошлое и хранить его ради
будущего. Память живет в людях, в документах, дневниках, фотографиях,
на газетных полосах...
Клуб "Поиск" при общественном объединении "Отан"
Республики Казахстан прикладывает свои усилия, чтобы сегодняшние
молодые помнили день вчерашний, свою историю, биографию своей отчизны.
Чтобы не было у нас человека, равнодушного к прошлому, живущего
все равно что "перекати-поле".
В Клуб "Поиск" постоянно идут письма с просьбой о помощи,
в них - горе и людская боль. Брат ищет брата, воевавшего в горячих
точках, мать - сына. Но одно письмо растревожило нас. Написала его
Ольга Павловна Екимова, ветеран труда, жительница города Алматы:
"Отец мой, Станов Павел Иванович, учась в Казанском университете,
был активным участником Студенческого социал-демократического кружка.
Его исключили с последнего курса медицинского факультета за участие
в студенческих "беспорядках" вместе с Лениным и многими
другими студентами. Царское правительство жестоко расправилось с
участниками студенческих волнений, они были осуждены и сосланы по
этапу в Сибирь. Отец, много лет перебиваясь случайными заработками,
жил под надзором полиции в городе Ачинске, здесь он создал семью,
и ему наконец разрешили переехать в город Усть-Каменогорск. Исключение
из университета, сибирская ссылка, несбыточные мечты юности как-то
сломили отца, но он до конца жизни остался верен своим демократическим
убеждениям.
Наша семья, все его дети, были воспитаны на идеях отца. Когда мой
брат Виктор в 1918 году был мобилизован в белогвардейскую армию,
он в первом бою перешел на сторону красных, стал у них пулеметчиком.
В июле 1919 года под селом Андреевкой разгорелся ожесточенный бой,
натиск численно превосходящих сил белогвардейского атамана Анненкова
заставил красногвардейцев оставить село. Виктор прикрывал пулеметным
огнем отступающий отряд, раненым попал в плен и вместе с другими
пленными красногвардейцами был расстрелян. О его гибели и названии
села, где был расстрелян Виктор, родители узнали из письма офицера
белой армии Паньшина моей матери. Это письмо и по сей день хранится
в нашей семье как последняя весть о моем брате. Родители всю жизнь
искали место гибели Виктора и не нашли, они завещали мне найти могилу
моего брата Виктора. Мне уже за 70 лет, и здоровье "шалит",
прошу Вас, очень прошу, помогите мне найти место гибели брата".
Прочитав письмо Ольги Павловны, мы на Совете Клуба решили помочь
ей, и поиск начался. В каждой области, в каждом районе нашего обширного
Казахстана есть села и деревни с таким названием, это затрудняло
поиск.
Прошло несколько лет. Наши ребята работают на территории Урджарского
района Семипалатинской области в небольшой деревеньке Ново-Андреевка.
На краю села стоит неухоженный памятник. Местные жители говорят,
что здесь похоронены участники боев за Советскую власть в гражданскую
войну, имена которых неизвестны.
Вид покореженного, покосившегося памятника бойцам гражданской войны
непригляден. Грустно смотреть на этот холмик, под которым покоятся
люди, верившие, что они сражаются за правое дело и светлое будущее
своих детей. С годами жители села стали забывать, кто здесь похоронен.
Предавалась забвению память.
Словом, восстановительных работ здесь оказалось предостаточно. Необходимо
было поставить металлическую оградку, очистить могилу от бурелома
и посадить цветы. Но самое главное, ребята понимали, - нужно привести
в порядок сам металлический обелиск. Трудно теперь было определить
его цвет: краска сплошь облупилась. Ребята осторожно стали снимать
верхний слой с металлической пластины специальным растворителем.
Появился другой, третий. Вот новый пласт, на котором вдруг стали
вырисовываться бледные буквы. Сомнений не было: фамилии на пластинке
закрашены некогда чьей-то небрежной рукой. Да нет, пожалуй, точнее
будет - небрежной совестью, черствым сердцем.
Несколько часов провели ребята у обелиска. Уже наступил вечер. Сгущались
сумерки. Когда поисковцы, отложив инструменты, сели на отдых, на
табличке можно было достаточно четко прочесть фамилии:
В. Станов
Г. Москаленко
Ф.Траченко
Я.Траченко
В.Фоменко
Е.Намныко
Г.Намныко
Было еще несколько имен, которые, к сожалению, время не пощадило. Несмотря
на все старания юных следопытов, восстановить их не удалось. Выходит, слишком
поздно пришла помощь членов историко-патриотического Клуба "Поиск".
Но в этом их нельзя упрекать. Добровольно взявшись за восстановление памяти
прошлого, они сделали все, что могли. Сделали, проехав сотни, тысячи километров
пути. А кто-то ходил, проезжал каждый день мимо заброшенного обелиска, но не
обращал внимания. Смотрел - и не видел.
По приезде в Алматы первым делом решил навестить Ольгу Павловну Екимову. Не
терпелось ее обрадовать. Представляете, какая радость - после пяти лет настойчивого
поиска нашлось место, где похоронен ее брат, священному праху которого можно
будет поклониться. Но тут сомнения как ножом по сердцу ударили меня. Вдруг ошибка,
однофамильцы, к примеру? Еду снова в Ново-Андреевку, опрашиваю местных жителей,
объезжаю все села этого района. Нет, не проживают здесь Становы. Возвращаюсь
в Алматы, решаю написать письмо в Казанский университет.
Вскоре получаю ответ от заведующего кафедры истории Рафика Измаиловича Нафигова:
"Уважаемый Виктор Иванович! Только что получил Ваше письмо. Спасибо за
неутомимый поиск. Благородная и нужная работа. Желаю Вам и Вашим воспитанникам
дальнейших успехов и открытий. Хочу внести и свою небольшую лепту. Павел Иванович
Станов учился в Казанском университете, был одним из организаторов студенческого
протеста. Вместе с Лениным был на сходке 4/16 декабря 1887 года, за что был
исключен из университета. Прошу Вас передать Ольге Павловне наши казанские приветствия
и поздравления с наступающим праздником. Прошу Вас, если это возможно, для нашего
музея прислать фотографию Павла Ивановича Станова. С пожеланием здоровья, счастья
и новых открытий - профессор Р.И.Нафигов".
Теперь решаюсь лично встретиться с Ольгой Павловной. Иду, сердце гулко стучит,
волнуюсь. Захожу в квартиру, меня приветливо встречает Ольга Павловна. Рассказываю
ей о нашей находке, о письме из Казани. Глаза ее - наполняются слезами, губы
дрожат, ее волнение передается мне. Стараюсь успокоить разволновавшуюся женщину.
Она говорит, что завтра поедет в Ново-Андреевку, посидит рядом с могилой брата
и поплачет: "Как я долго ждала этой встречи". Успокоившись, Ольга
Павловна рассказала о династии семьи Становых. Эти судьбы представляются мне
не только любопытными, но и достойными памяти потомков.
Илья (старший) и Павел (младший) Становы родились в обедневшей дворянской семье
в начале 60-х годов XIX века. Жили они тогда в Бийске. О Павле Ивановиче говорилось
в начале этой статьи, теперь подробнее расскажу об Илье Ивановиче. Старший из
Становых, с отличием закончив Томскую гимназию, поступает в Петербургскую академию.
Как специалист хирург с похвальными отзывами получает приглашение начать свою
работу при академии. Но семья испытывает трудности, больна мать, нужно помочь
встать на ноги младшему брату Павлу. Илья Иванович отказывается от заманчивой
карьеры и едет работать в родной Бийск.
Через некоторое время его переводят в Змеиногорск, здесь он встречается с Ольгой
Георгиевной Заниной, дочерью богатого золотопромышленника. Поженившись, молодая
семья переезжает в Семипалатинск, снимает квартиру по улице Казачий переулок,
дом № 3. Илья Иванович был специалистом высочайшего класса, он все время находился
в поиске новых эффективных методов лечения. Работая в первой городской больнице,
имел большую частную практику.
Жители Семипалатинска, окрестных сел, аулов, деревень шли к Илье Ивановичу днем
и ночью. Они твердо знали, что доктор не откажет им в помощи в любое время суток.
Популярность И.И.Станова в бескрайних казахских степях была поистине огромной.
Хорошо его знали чуть ли не в каждой казахской семье и ласково называли "наш
Ильяс". Достаточно сказать, что Илья Иванович был знаком и поддерживал
добрые, дружеские отношения с великим просветителем - поэтом Абаем Кунанбаевым.
И.И.Станов лечил тяжело заболевшего любимого сына Абая - Магаша. Об этом, в
частности, говорится и в романе Мухтара Ауэзова "Путь Абая".
"Сегодня в полдень, сидя в гостиной Магаша, Абай с волнением ждет врача,
строго соблюдавший день и час визита, он должен вот-вот приехать, вместе с ним
обещал быть и Павлов. Вот Федор Иванович уже входит вместе с человеком средних
лет, небольшого роста, с приятным пышущим здоровьем лицом, обрамленным окладистой
и кудрявой русой бородой. Открытый взгляд, высокий, умный лоб, уверенные, неторопливые
движения доктора - все располагает Абая к доверию. Вежливо поздоровавшись, Станов,
не ожидая особого приглашения, уходит в спальню Магаша, и Павлов и Абай остаются
вдвоем и, присев у письменного стола, тревожно думают каждый о своем.
На этот раз доктор надолго задерживается в спальне. Он особенно внимательно
выслушивал Магаша и внушал ему, как тщательно нужно беречься, как строго следить
за собой и неукоснительно выполнять советы врача. Станов категорически запретил
Магашу появляться на городских сборах, утомляться, предписывая отдых и тишину:
больше лежать в хорошо проветренной комнате, меньше встречаться с людьми, соблюдать
диету". (Т. 2, стр. 724.)
"Пусть Абай от времени до времени сообщает Станову о ходе болезни, он будет
посылать лекарства, а весной, когда будет потеплей и наладится путь, Станов
сам готов, невзирая на дальность расстояния, приезжать в степь к больному, которого
искренне полюбил". (Т.2, стр. 728.)
Приведенные выше отрывки из романа "Путь Абая" Мухтара Ауэзова раскрывают
чисто человеческие черты, характер доктора Станова. Часто бывая в степях, среди
кочевого народа, Илья Иванович страстно увлекся лошадьми и хорошо в них разбирался.
Очень много занимался верховой ездой. Эту страсть к животным унаследовала от
отца и старшая дочь Станова - Лидия. Разносторонне одаренная девочка, помимо
главной своей увлеченности - музыки, весьма неплохо проявляла себя в живописи.
Илья Иванович Станов был очень добрым и образованнейшим человеком своего времени.
Он много работал над лечением страшной болезни туберкулеза и нашел новые эффективные
методы его лечения. Он вел большую профилактическую и просветительскую работу
как в Семипалатинске, так и в глубинах казахских степей в своих частых поездках
в аулы. Несмотря на занятость и усталость, "доктор Ильяс" стремился
оказать медицинскую помощь тем, кто в ней нуждался. Илья Иванович вел весьма
скромную, что называется, походную жизнь. В доме главными украшениями, ценностями
были книги, которыми зачитывались все гости. Здесь часто собиралась местная
интеллигенция: политические ссыльные, народовольцы, члены социал-демократической
партии. Бывали здесь: друг Абая Евгений Петрович Михаэлис (автор более ста научных
работ), А.А.Леонтьев, А.Л.Блек, С.С.Гросс, П.Д.Лобановский, М.И.Суворцев, Н.И.
Долгополов, все они имели хорошее образование, занимались просветительской и
исследовательской работой в своих поездках в ближние и дальние аулы, собирали
ценные экспонаты по этнографии казахского населения, часть из которых была передана
отцом Абая.
В течение многих лет своей ссылки эти люди по крупицам собирали материал для
краеведческого музея и городской библиотеки. Открытие музея и городской библиотеки
было неоспоримым вкладом в развитие культурного уровня жителей Семипалатинска.
Именно в городской библиотеке Абай познакомился с передовой русской и европейской
литературой, именно в библиотеке занимался самообразованием. Здесь он зачитывался
произведениями А.С.Пушкина, Ю.М.Лермонтова, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, М.Е.Салтыкова-Щедрина,
книгами зарубежных авторов. Сегодня библиотека и краеведческий музей носят имя
великого Абая.
В доме Ильи Ивановича Абай был частым гостем. Сюда приходили и коллеги по работе,
врачи-энтузиасты. Здесь говорили о новых достижениях медицины, о просветительской
работе среди населения. Среди посещавших дом были Федор Иванович Павлов, Семен
Андреевич Тихомиров (самый близкий друг Станова), блестящий врач Аубакир Нигматулин
- организатор туберкулезного диспансера в городе, известный врач Ваксман, Неудачин.
Все они были организаторами здравоохранения в Семипалатинске.
На вечера Становых приходили музыканты, художники, певцы, поэты. Из окон дома
часто можно было слышать удалую русскую и задушевную украинскую мелодию, волнующие
песни казахов. Жена Ильи Станова, Ольга Георгиевна, садилась за фортепиано,
и дом заполнялся чарующими звуками вальса или мазурки...
Неудивительно, что в такой творческой обстановке рано проявляются способности
девочек - Лидии и Веры. Обе они тяготеют к музыке с самых ранних лет. Поют,
играют на различных инструментах, вызывая восторг собравшихся дома гостей.
Лидия с отличием заканчивает гимназию и выступает с концертами в Семипалатинске.
Вскоре успешно заканчивает гимназию и Вера. Близкая родственница Становых, родная
сестра Ольги Георгиевны Надежда Георгиевна Лузгина, чтобы дать хорошее музыкальное
образование одаренным девочкам, везет их в Австрию на свои сбережения.
С 1900 по 1911 год сестры обучаются в Венской консерватории, по окончании которой
вместе с Н.Г.Лузгиной путешествуют по Европе. В Париже, Риме и Берлине они дают
концерты, в то же время изучают культуру Западной Европы. В 1912 году сестры
возвращаются в Россию. Лидию приглашают в Петербург, где она выступает в составе
симфонического оркестра. Здесь она решает продолжить свое образование и поступает
в Петербургскую консерваторию, успешно учится. На одном из концертов Лидия знакомится
с Антоном Рубинштейном, всемирно известным пианистом, к ним приходит взаимная
любовь. В семейном архиве Ольги Ангелюк - внучки Лидии Становой - хранится фотография
Антона Рубинштейна с надписью "Любимой и несравненной Лидии от А.Рубинштейна".
В это же время Вера Станова в Москве поступает на учебу на высшие аристократические
Бестужевские курсы. Успешно заканчивает их, остается в Москве, дает частные
уроки музыки. Здесь она знакомится с блистательным гвардейским офицером Лазаревым,
выходит за него замуж. Начинается первая мировая война. Лазарев ушел на фронт
и в огне сражения "пропал без вести".
На бескрайних просторах России начинается "смутное время", идет беспощадная
гражданская война. Сестры Становы возвращаются в Семипалатинск. После окончания
войны Лидия и Вера (по мужу - Лазарева) в Семипалатинской губернии развернули
широкую музыкально-просветительскую деятельность. Организовали кружки для детей,
концертные группы "синеблузников", выступают как пианистки и лекторы.
В доме Становых по-прежнему многолюдно, молодые спорят друг с другом, говорят
о новой, наступающей эре, читают стихи, слушают музыку. Среди них Мухтар Ауэзов,
Каныш Сатпаев, Павел Кузнецов, Амре Кашаубаев, Иса Байзаков, журналисты Николай
Анов, Михаил Величко, Дмитрий Черепанов, краеведы братья Белослюдовы.
Семипалатинск в середине 20-х годов был культурным центром Казахстана, здесь
возникали различные драматические и литературные объединения, устраивались силами
местных талантов спектакли и концерты, проводились состязания певцов, айтысы
акынов. Словом, культурная жизнь в городе кипела. Сюда съезжались со всех сторон
нашей огромной республики талантливые люди, пытливые умы казахского народа.
Здесь жили популярные писатели Жусупбек Аймаутов, Мухтар Ауэзов, будущие академики
Каныш Сатпаев, Алкей Маргулан, актеры Шакен Айманов, Жогда Огузбаев.
В небольшом городе почти все знают друг друга. Домашняя музыкальная школа Лидии
Становой и ее сестры Веры Лазаревой пользуется большой известностью. В 1925
году в клубе имени Володарского сестры организуют состязание певцов, победителем
становится Амре Кашаубаев. Из Москвы ему приходит персональный вызов, и он в
составе делегации едет в Париж, где участвует в этнографическом музыкальном
конкурсе народов мира. Своим выступлением, своим голосом, актерским мастерством
Амре пленяет зрителей. Переполненный зал неистовствует, восхищенные зрители
бурными аплодисментами требуют повторить выступление, не отпускают Амре со сцены.
Париж покорен. Домой в Семипалатинск Кашаубаев возвращается награжденным медалью
и всемирно известным. В этой победе есть немалая заслуга сестер Становых.
Лидия и Вера воспитали немало талантов, ставших впоследствии известными в мире
искусства людьми. Среди них Леонид Афанасьев, лауреат Государственной премии
Советского Союза, композитор, заслуженный деятель искусств Казахской ССР. В
школе Становых шлифовали свои таланты Амре Кашаубаев, Иса Байзаков, ученый-физик
Валерий Тихомиров, профессор Аполлон Добромыслов, Нина Матаганова, Аня Мышак,
братья Городецкие, Диодор Мельников, Надежда Палавка. Благодаря наследию сестер
Становых из Семипалатинска вышла народная артистка Советского Союза, любимая
всеми певица - Бибигуль Тулегенова.
Большим событием в жизни Семипалатинска стало открытие Лидией Становой при Доме
пионеров первой музыкальной школы. В ней она работает директором и преподает
музыку, одновременно ведет уроки музыки в 6-й школе. В 1926 году Веру Лазареву
приглашают в столицу Казахстана Кзыл-Орду. Вместе с ней переезжают Амре Кашаубаев
и Иса Байзаков. Здесь они принимают деятельное участие в открытии первого Казахского
профессионального театра. Вместе с другими артистами театра часто гастролируют
с концертами по Южно-Казахстанской области.
Каждый такой концерт превращался в импровизированный праздник, с особенным восторгом
зрители встречали выступления Амре Кашаубаева и Исы Байзакова, иногда эти концерты
затягивались до позднего вечера. Так было велико желание зрителей видеть и слышать
своих любимых артистов. В 1928 году Вера Ильинична, Амре Кашаубаев, Иса Байзаков
переезжают в новую столицу Казахстана - Алма-Ату.
В конце 20-х годов и первой половине 30-х открывается в Алма-Ате музыкальный
техникум, при радиоредакциях создаются музыкальные отделы. К этому периоду относится
образование оркестра народных казахских инструментов под руководством Ахмета
Жубанова.
Тогда же приезжают из центральных городов России в Алма-Ату Е.Г.Брусиловский,
Л.А.Хамиди, Б.Г.Ерзакович, А.В.Селезнев и другие деятели русской культуры. Закономерно
возникает вопрос о воспитании талантливой молодежи, которая пополняла бы ряды
творческой интеллигенции, о создании музыкальной и балетной школ. Найти руководителя
музыкальной школы было нелегко. Нужен был профессионал, человек с педагогическими
способностями, знающий жизнь и культуру казахского народа, любящий детей и умеющий
с ними работать. Из многочисленных кандидатов была выбрана Вера Ильинична Лазарева.
Таким образом, в начале 30-х годов в Алма-Ате была открыта первая в Казахстане
музыкальная школа с интернатом, где воспитывались одаренные дети, здесь занимались
и учащиеся балетной школы, ныне это хореографическое училище имени А.В.Селезнева.
Накануне 1933 года из Семипалатинска от сестры Лидии Вера получает печальное
известие: умирает отец Илья Иванович Станов. Она срочно едет в Семипалатинск,
вместе с ней едут Амре Кашаубаев, Иса Байзаков и всемирно известный борец Хаджи-Мукан,
который очень любил доктора. На похороны пришли не только жители Семипалатинска,
но и близлежащих аулов, сел, чтобы проводить в последний путь своего "любимого,
дорогого доктора Ильяса".
Хорошо зная педагогический талант своего друга и музыкального наставника В.И.Лазаревой,
Иса Байзаков приводит в школу своих детей: сын Иртыс обучается в музыкальной
группе, дочь Макен - в балетной. Первой музыкальной школе для одаренных детей
в городе Алма-Ате присваивают имя Амре Кашаубаева, который в 1934 году после
непродолжительной болезни молодым ушел из жизни. Так имена Амре Кашаубаева и
его друга и музыкального наставника Веры Лазаревой снова переплелись на ниве
музыкального образования.
Школа была для одаренных детей, и действительно, в ней учились способные ребята,
которые могли стать гордостью казахской культуры. Незаурядным талантом обладали
скрипачи Алихан Ильясов, Марат Исмаилов, большие надежды подавали виолончелисты
Ваня Моисеев, Ораз Бектасов и Кали Мухамедиев. Если бы не война.
Все-таки стали музыкантами, настоящими мастерами и гордостью Казахстана выпускники
этой школы: профессор Газиза Жубанова, получившая всемирную известность, Виктор
Пикайзен, Изабелла Петросян, Ирина Смородникова, соловьи Казахстана - братья
Абдуллины, Капан Мусин, Газиз Дугашев, Туркестан Узбеков, профессор Алма-атинской
государственной консерватории, заслуженный деятель искусств Казахстана Иртыс
Байзаков (сын акына И.Байзакова), стал заведующим кафедрой КазГУ, кандидатом
философских наук, его родная сестра Макен окончила хореографическое отделение
школы, многие годы работала в оперном театре, ей присвоено звание заслуженной
артистки Казахской ССР.
Весь свой талант, огромные знания Вера Ильинична отдавала своим ученикам. Вот
что писала о ней 30 лет назад "Казахстанская правда" в заметке "Учительница
первая моя": "Торжественно отметили День учителя педагоги Музыкальной
школы Советского района столицы. Всесоюзный праздник совпал с двумя датами -
Днем учителя и 75-летием со дня рождения Веры Ильиничны Лазаревой - первого
директора первой музыкальной школы города Алма-Аты".
"Трудности были неимоверные, - рассказывает Вера Ильинична, вспоминая о
первых годах становления школы, - классы располагались прямо в спальных комнатах.
Инструментов не хватало, в школе было печное отопление, в зимнее время не хватало
угля и дров. Во время занятий у детей коченели пальцы от холода, но мы держались,
верили, что наступят лучшие времена. Порукой тому был наш дружный, сплоченный
коллектив школы. Особенно хочу отметить самых близких мне по духу и работе моих
соратников: отличника народного образования - завуча школы Нину Гавриловну Матаганову,
заслуженную учительницу Казахстана Валентину Алексеевну Писмареву и самую яркую
личность в школе, талантливого педагога Марию Александровну Гольцеву. Она в
школе для всех - сама правда, преподаватели с горем ли, с радостью всегда идут
к ней и всегда получают от нее дельный совет и уверенность в своих силах".
В грозные годы войны В.И.Лазарева всегда была с ребятами. Она организовывала
шефские концерты для раненых бойцов и вместе с ребятами работала до поздней
осени, до заморозков на колхозных полях. Дом Веры Ильиничны был всегда открыт
для желающих заниматься музыкой.
Из письма воспитанника музыкальной школы Кали Мухамедиева с фронта: "Здравствуйте,
Вера Ильинична! Я жив, здоров, участвовал в боях. Пишу сейчас письмо, находясь
на отдыхе. Тетя Вера, пишите, как живете, как ваше здоровье, как жизнь в Алма-Ате?
Передайте привет всем, кто остался из ребят и девчат. Как отдыхают ребята в
лагере? Давно не писал письмо потому, что не было постоянного адреса. Тетя Вера,
когда будете писать письмо, напишите обо всем подробно, я очень, очень интересуюсь.
До свидания. С приветом ваш сын Кали. 16.07.1942 г."
Не вернулся с войны Кали Мухамедиев, так же, как не вернулись и десятки других
воспитанников сестер Становых.
Самым ярким и незабываемым событием в жизни Веры Ильиничны Лазаревой стало открытие
в 1949 году в Алма-Ате при ее активном участии Республиканской средней музыкальной
школы для особо одаренных детей.
За большие заслуги в развитии казахстанского искусства школе присвоено имя Куляш
Байсеитовой.
Вера Ильинична возглавляет школу и привлекает к работе в школе известных музыкантов
и талантливых преподавателей. В школе преподают профессора: Е.Ф.Геровский, И.В.Круглыхин,
А.И.Лесман, доценты - А.Л.Кельберг, В.С.Хесс, учителя-новаторы: Н.Г.Матаганова,
А.Г.Шаврина, Л.Я.Эдельман, В.Я.Писмарева, М.А.Гольцева, И.С.Станишевская, К.А.Господарь
и многие другие.
Благодаря усилиям и творческому таланту преподавателей, школу окончили многие
выдающиеся музыканты. Среди них лауреаты международных конкурсов, заслуженные
деятели искусства Казахстана, заслуженные артисты, теоретики музыки - авторы
учебников, заведующие кафедрами, профессора и доценты Алма-Атинской государственной
консерватории имени Курмангазы, дирижеры и солисты симфонических оркестров,
педагоги учебных музыкальных заведений, которые работают во всех уголках нашей
Республики.
В концертной жизни республики активно участвуют лауреаты международных конкурсов
- пианистки Жания Аубакирова и Гульжамиля Кадырбекова, скрипачки Айман Мусаходжаева
и Гаухар Мурзабекова.
Широко известны дирижеры Базаргали Жаманбаев - заслуженный деятель искусств
Казахстана, профессор Ренат Салаватов - заслуженный артист Татарстана.
Часто по радио, телевидению звучат произведения композиторов - выпускников школы
- Мансура Сагитова, Тлеса Кажгалиева, Алмаса Серкебаева, Болнур Кадырбековой,
Куата Шильдебаева, Санат Кабировой, Серика Еркимбаева.
Все вышеперечисленные имена и фамилии имеют прямое отношение к музыкальной школе,
которая дала им путевку в жизнь.
Но, как говорят в народе: рядом - доброе и злое и не всегда друзья - друзья.
На Веру Ильиничну в партийные органы Алма-Аты поступает донос, что она скрыла
в автобиографии свое дворянское происхождение.
Актовый зал школы переполнен, разбирается персональное дело директора школы
Веры Ильиничны Лазаревой. Пришли все, кто знал ее, преподаватели школы, преподаватели
консерватории, родители учащихся. Судьба Веры Ильиничны была дорога всем.
Представитель райкома партии Советского района выступает гневно, обвиняет преподавателей
членов партии в близорукости, за то что позволили проникнуть в "чистые
ряды партии чуждым элементам".
Сидящие в зале стыдливо опускали глаза, не находя в себе сил встать на защиту
своего директора и наставника. И в этот момент зал вздрогнул от громкого возгласа:
"Позвольте, нельзя так!"
К трибуне спешила Нина Гавриловна Матаганова - преподаватель и завуч школы.
Она говорила горячо, взволнованно, каждое ее слово западало в сердце. Веру Ильиничну
она знает более 30 лет. Нет другого человека в нашей республике, который внес
бы такой же вклад в развитие музыкальной культуры нашего Казахстана. Вера Ильинична
как никто умела находить таланты, она не жалела себя в работе...
Веру Ильиничну освободили от руководства школой. Для нее, отдавшей свою жизнь
служению искусства, это было страшным ударом.
Давно нет в живых сестер Лидии Ильиничны и Веры Ильиничны - прекрасных педагогов,
воспитателей, посвятивших себя развитию музыкальной культуры Казахстана, заботившихся
о завтрашнем дне многонационального искусства республики.
Сегодня труд, наследие талантливых педагогов сестер Становых, стоявших у истоков
развития музыкальной культуры Казахстана, живет в их многочисленных учениках
и дает прекрасные плоды. Певцов, музыкантов нашей страны с восторгом и поклонением
принимают в ближнем и дальнем зарубежье.
В Семипалатинске вдохновенно работает ученик Лидии Ильиничны Становой - Диодор
Николаевич Мельников. Сам пишет музыку, песни, в его произведениях - ликующая
радость жизни, прославление здорового, сильного, отважного, думающего человека.
Диодор Николаевич выступает как подлинный народный композитор - страстный пропагандист
музыкальной культуры в своем родном городе, как завещала ему его учитель и наставник
Лидия Ильинична Станова.
Мы, сегодня живущие, должны хорошо знать свою историю и уметь осмысливать ее.
Виктор Гущин
Прикосновение
Читая рукопись Виктора Ивановича Гущина, с удивлением для себя я узнала, что
широко известный в пору процветания Советского Союза историко-патриотический
клуб "Поиск" не прекратил своего существования с распадом СССР и переориентировкой
общества на рыночный путь развития, что он действует сегодня в Казахстане при
республиканском общественном объединении "Отан" и продолжает по крупицам
вершить свои добрые дела. Виктор Иванович Гущин руководит клубом сегодня, как
и много лет назад. Преданность полюбившемуся делу оказалась так велика, а само
дело столь значимо, что никакие внешние переориентации не смогли поколебать
идущих путем "Поиска". А это - молодое поколение, добрый им путь!
Но меня ждало еще одно открытие. Знакомясь далее с рукописью, в какой-то момент
я начала понимать, что с героиней повествования - дочерью известного, глубоко
почитаемого в казахской степи в конце XIX - начале XX века врача-просветителя
Ильи Станова - Верой я встречалась в свои ранние годы. Вера Станова, ставшая
к концу повествования Верой Ильиничной Лазаревой, вдруг совершенно отчетливо
воссоединилась в моем сознании с образом мягкой, интеллигентной бабушки моей
одноклассницы Верочки Лазаревой, с которой мы учились вместе с 4 по 8 класс
в алма-атинской школе № 29. Это были 1958-1962 годы. Сомнения развеялись окончательно,
когда я стала всматриваться в фотографию юных сестер Становых - Веры и Лидии.
В той, что слева, очень быстро проступили знакомые мне черты.
Моя одноклассница Верочка (так всегда называла ее бабушка) жила с родителями
и бабушкой по отцу Верой Ильиничной рядом со школой. Я не раз бывала в их доме,
так как с Верочкой мы дружили. Вера Ильинична, как я помню, была большим другом
своей внучке, знала ее подруг и друзей, охотно с ними общалась. Родители Верочки
всегда казались мне очень строгими и очень занятыми. Бабушка же посвящала нам
все свое время и отдавала все свое сердце. Помню, что в их квартире (это был
маленький, ухоженный домик в так называемом "компоте") в Верочкиной
комнате стоял черный рояль, а не пианино, и это казалось очень необычным. Бабушка
занималась здесь с Верочкой музыкой. А иногда к ней приходили ученики. Часто
мы втроем сидели в бабушкиной комнате, где стоял большой письменный стол, шкаф
с книгами и диван. Разговоры здесь велись о музыке, о балете, всегда о чем-то
возвышенном. Верочка очень уважала бабушку, охотно воспринимала от нее житейскую
мудрость. Вера Ильинична, если и бывала в чем-то строга с Верочкой, проявляла
это всегда корректно и доброжелательно. Они были очень близки. Вера Ильинична
каждый день провожала уже совсем не маленькую внучку в школу, поднималась с
ней на второй этаж и расставалась только у дверей класса. А после уроков приходила
встречать. Их дом от школы отделял всего лишь забор, из окна нашего класса просматривался
сад и внутреннее крыльцо дома. Но она делала это каждый день, в любую погоду,
никогда не реагируя на насмешливые реплики мальчишек: "Бабушка пришла,
Верочку привела!". На лице Веры Ильиничны всегда было выражение доброжелательности,
терпения и какой-то особой воспитанности. И только теперь, прочтя повествование
о семье Становых, я узнала, из каких истоков произрастали эти качества. К сожалению,
с той давней школьной поры мы никогда больше не виделись.
Татьяна Васильченко
|