Юрий Котляр /Николаев/
Проблемы развития образования и культуры в еврейских колониях являются
достаточно актуальными в наше время. Этими вопросами занимались и занимаются
многие исследователи. Однако для нас наиболее важными стали работы И.
Котлера, Я. Хонигсмана, А. Наймана, М. Шестопала, И. Мироновой. Источниковая
база статьи сформировалась за счет материалов Государственного архива
Николаевской области и представляет определенный интерес для краеведения.
В конце ХІХ– начале ХХ вв. наблюдается тенденция увеличения численности
еврейского населения Юга Украины. Если в целом по Украине евреи составляли
7,5% от всего населения, то в Херсонской губернии эта цифра превышала
12% [1].
В отличие от других регионов страны, в сельской местности Юга Украины
имелось около 40 еврейских колоний, представлявших собой крепкие, устойчивые,
в большинстве своем середняцкие хозяйства. Занимаясь сельским хозяйством,
евреи не забывали о своей религии и необходимости получать образование.
В Нагартаве действовали две синагоги и училище. Синагога имелась также
в Ново-Полтавке, а в Доброй — каждый четвертый ребенок посещал одноклассное
училище.
Казенные школы и училища работали и в других еврейских колониях. Из-за
нехватки помещений и учителей в этих школах иногда осуществляли обще обучение
мальчиков и девочек. В 1900 г. количество учащихся в еврейских колониях
было в 2,5 раза меньше реального количества детей школьного возраста.
При этом общий уровень грамотности среди евреев был выше, чем в среднем
по региону [2]. В 1909 г. еврейская громада на собственные средства открыла
5-классную школу в Голте.
Существовало в еврейских колониях и аграрное образование. В 1902 г. начала
работать Новополтавская еврейская сельскохозяйственная школа, которую
создало Еврейское Колонизационное Общество на пожертвования известных
еврейских филантропов Г. Гинцбурга, И. Бродского. Школа содержалась за
счет средств, выделяемых 22-мя еврейскими сельскохозяйственными колониями
и за счет доходов от примерной фермы, под которую правительство выделило
300 десятин земли. Директором школы был ученый-агроном Г. Любарский. Начиная
с 1905 г. ежегодно 20 человек были выпускниками этой школы, работавшей
по 1918 г. [3].
В начале 20-х гг. на Николаевщине актуальной стала проблема ликвидации
последствий еврейских погромов 1917– 1920 гг. Трагические события, связанные
с еврейскими погромами, откликнулись в сердцах передовой еврейской общественности
Николаева, которая приложила все силы для оказания помощи пострадавшим.
Об этом свидетельствует "Записка представителей еврейской общественности
в рабоче-крестьянскую инспекцию г. Николаева о разрешении организовать
еврейский демократический Комитет и специальную секцию для оказания помощи
пострадавшим от погромов" [4].
В эти же годы активно проводился процесс "коренизации", фактически
"евреизации". Все делопроизводство в еврейских национальных
районах и колониях переводилось на еврейский язык. Так, в докладе о проделанной
работе на заседании работников национальных меньшинств от 21 мая 1924
г., секретарь Николаевской организации Оценов, докладывал, что работа
в еврейских колониях налажена неплохо и ведется на еврейском языке [5].
Однако, в начале 20-х годов начинаются гонения на язык "иврит",
который официально провозглашается носителем сионизма. Евсекции, тем временем,
провозгласили об образовании новой социалистической еврейской культуры,
которая базируется на языке "идиш" [6].
Открывались еврейские школы, ликбезы, библиотеки. Очень остро стояли проблемы
учебников и кадров. Не хватало высококвалифицированных учителей, хорошо
владевших еврейским и украинским языками. Чтобы решить проблему нехватки
педагогов для еврейских школ, были организованы курсы по подготовке и
переподготовке учителей, образовывались коллективы для усовершенствования
знания литературного языка и углубления политических знаний [7]. Такие
курсы в некоторой мере удовлетворяли требования, выдвигавшиеся перед учителями
еврейских школ. Несмотря на все трудности, для начального образования
детей еврейской национальности в 20-е годы было сделано немало. Ощущался
заметный рост еврейских школ и увеличения в них количества учащихся. В
1926 г. были евреизованы две школы: одна в городе Николаеве, другая —
в городе Вознесенске. Открылась школа на хуторе Фрайланд, а в колонии
Ефингар образована семилетка. К существовавшим еврейским школам было добавлено
еще 15 новых [8].
Активное развитие в это время получила литература и пресса на еврейском
языке. Согласно "Протоколу общего собрания еврейских рабочих Николаева
о развитии литературы и прессы на еврейском языке" от 7 июля 1924
г. установлено, что в Советском Союзе наиболее известны были три газеты
на еврейском языке: "ЭММЕС", "Комфон" (Украина), "Веккер"
(Белорусия) [10]. Кроме них большой популярностью пользовались: детский
журнал "Фрейд", юношеский — "Юнгвальд" и педагогический
журнал "Аф ди веген цу дер найер шул". Широкое хождение на Николаевщине
имела также газета "Дер идишер поер" [11].
В 1928 г. в Николаеве был образован филиал Всеукраинского общества помощи
еврейской культуре "Гезкульт" [12], которое ставило своей целью
помощь в культурном развитии еврейских работающих масс УССР [12].
Определенное внимание уделялось развитию здравоохранения, что особенно
видно на примере истории Нагартавской больницы. 21 апреля 1924 г. общее
собрание граждан колонии Нагартав постановило засеять 10 десятин земли
для народной больницы [13]. 12 января 1925 г. фельдшер больницы Рисман
на общем собрании сообщил о предполагаемом воскреснике по уборке мусора
и благоустройству усадьбы больницы. В этой работе должны были участвовать
медицинский и вспомогательный персонал, но у больницы не было транспорта
для вывоза мусора. Собрание граждан постановило выделить на воскресник
20 подвод [14]. В 1924 г. Нагартавская народная больница располагала 20-ю
стационарными койками. В больнице работало 2 врача, 5 фельдшеров и медсестер,
6 человек вспомогательного персонала [15].
В 1925– 1926 гг. произведен крупный ремонт больницы. Артель безработных
членов союза "Строитель" в хирургическом корпусе заменила железное
покрытие крыши, переложила стены тамбура и печь под котлом для нагрева
воды в ванной комнате, покрасила крышу и стены. На этот ремонт Березнеговатский
райисполком выделил 2550 рублей [16].
Однако тяжелое экономическое положение Украины отражалось на материальном
состоянии еврейского населения, особенно на учащейся молодежи [17]. Согласно
информации секретаря ячейки КП(б)У Новополтавского сельскохозяйственного
техникума заведующему национальными меньшинствами Николаевского окрпарткома
о принятии мер по улучшению материального положения студентов от 1 марта
1928 г. "…весною положение студенчества стало катастрофическим. Весенние
каникулы были использованы студентами для разных работ" [18].
Разные кооперативные объединения существовали в еврейских сельскохозяйственных
колониях Николаевщины. В Новополтавке сельскохозяйственное кооперативное
общество "Смычка" (на конец 1928 г. объединяло 883 паевика)
занималось заготовкой зерна и продажей своим членам промышленных товаров
и лесоматериалов. Там же действовало кредитно-кооперативное общество,
565 паевиков которого имели возможность продавать зерно, покупать семена,
сельхозмашины, лесоматериалы и металл. Кроме этого оно владело сыроваренным
цехом, где изготовлялся голландский сыр высокого качества. Новополтавское
садово-виноградное общество "Най вег" с 1924 г. поставляло 190
своим членам саженцы, инвентарь, минеральные удобрения и средства химзащиты
для обработки 250 десятин виноградников, а олейня братьев Рохкину за сутки
могла переработать до 200 пудов семечек подсолнечника.
В другой еврейской колонии — Доброй — действовали: сельское кооперативное
общество "Новый путь" (598 членов, хлебозаготовля, продажа промтоваров),
садово-виноградное общество "Фрайвег" (164 человека, 80 десятин
винограда и 20 — сада), промышленная кооперативная артель "Маслобой"
(переработка подсолнечника, до 450 пудов в сутки), кредитно-сберегательное
кооперативно-промышленное общество (кредиты, изготовление промышленных
изделий в цехах фургонщиков, сапожников, мебельщиков, швей), сырзавод
Е. Винокурова (сыр "бакштейн").
В еврейской колонии Ефингар 28 января 1926 г. начало действовать сельскохозяйственное
потребительское общество "Выгода", которое занималось хлебоизготовительством
в обмен на товары и сельскохозяйственные продукты. Там же работала мельница
П. Горбмана, сельскохозяйственное кредитно-кооперативное общество, куда
входило 499 человек, а оборот в 1926– 1927 гг. составлял 539 185 руб.
49 коп. Обществом в 1926 г. было заготовлено 13 657 пудов зерна [19].
Конец 20-х годов принес усиление тоталитарного режима и связанное с ним
постепенное свертывание деятельности еврейских организаций и учреждений,
начало репрессий. Под первую волну репрессий попали еврейские священнослужители,
которые противились закрытию культовых сооружений. Однако синагоги закрывались,
а их помещения использовались с культурно-образовательными целями [20].
Подобный факт произошел в Романовке Березнеговатского района в декабре
1929 г., когда помещение синагоги было превращено в школу. При этом интересы
верующих в количестве 254 человека никто не учитывал [21].
К сожалению, это было только начало. Со временем стали исчезать со страниц
газет и журналов еврейские фамилии печатающихся авторов, началась полоса
внедрения псевдонимов. Тем не менее, еврейская культура оставалась разрешенной
как часть советского образа жизни — вплоть до начала военного периода.
Таким образом, в первой трети ХХ века следует выделить два периода, когда
в сельских еврейских районах получило широкое развитие образование и культура:
1. 1900– 1914 — период Первой мировой войны;
2. 1923– 1928 — фактический расцвет новой экономической политики на Юге
Украины.
Эти периоды действительно были самыми стабильными в истории еврейского
населения первой трети ХХ в.
ЛИТЕРАТУРА
1. Известия Херсонского губернского комитета спокойствия и безопасности.
- 1917. - 6 июня.
2. Мельникова И. Еврейское образование в Украине в ХІХ- начале ХХ вв.
// Запорожские еврейские чтения. Вып.2. – Запорожье, 1998. - с. 105.
3. Шайкин И. Сельскохозяйственная школа в еврейской колонии НовоПолтавка
// Запорожские еврейские чтения. Вып.1. – Запорожье, 1998. - с. 103.
4. Государственный архив Николаевской области (далее — ГАНО) - Ф.Р. -
152. - Оп.1. - Д. 129. - Л. 4.
5. ГАНО. - Ф.П. - 1, - Оп.1. - Д. 116. - Л. 1-2.
6. Котлер И. Очерки по истории евреев Одессы. – Иерусалим, 1996. - с.
33.
7. ГАНО. - Ф.П. - 1. - Оп.1 - Д. 46. - Л. 34.
8. ГАНО. - Ф.Р. - 161. - Оп.1. - Д. 1157. - Л. 313-314.
9. ГАНО. - Ф.П. - 1. - Оп.1 - Д. 119. - Л. 9 - 10.
10. Там же. - Л. 7-8.
11. ГАНО. - Ф.Р. - 161. - Оп.1. - Д. 1157. - Л. 318.
12. ГАНО. - Ф.Р. - 118. - Оп.1. - Д. 66. - Л. 1-3.
13. ГАНО. - Ф.Р. - 1054. - Оп.1. - Д. 46. - Л. 119.
14. Там же. - Д. 33. - Л. 1-2.
15. Шайкин И.М., Сидоренко А.Е. Лечебница в степи. (История Березнеговатской
больницы). – Березнеговатое-Киев, 1997. - с. 37.
16. ГАНО. - Ф.Р. - 1058. - Оп.1. - Д. 431. - Л. 9.
17. ГАНО. - Ф.П. - 1. - Оп.1 - Д. 536. - Л. 10.
18. Там же. - Д. 405. - Л. 23.
19. Вся Николаевщина. – Николаев, 1928.
20. ГАНО. - Ф.Р. - 1053. - Оп.2. - Д. 51. - Л. 205.
21. Там же. - Д. 348. - Л. 3-4.
|