| ||
Форум | E-mail |
Выпуск: N 5(17), май 2004г
Несмотря на диктат "глобалистов"
Несмотря на диктат "глобалистов", крупные блоки общественной собственности в Норвегии сохранены - ради интересов всего народа и для победы в конкуренции
В наше время массированного шествия так называемой неолиберальной доктрины, которая, с одной стороны, отрицает широкое государственное вмешательство в экономические процессы, а с другой стороны, широко используется для выработки экономической политики в странах Запада, целесообразно проанализировать эволюцию общественной собственности. В качестве примера возьмем Норвегию, выбор которой в качестве объекта рассмотрения обусловлен двумя обстоятельствами. Во-первых, эта страна более независима в разработке и реализации своей экономической стратегии, чем другие европейские страны, которые вынуждены равняться на требования ЕС и еврозоны. Во-вторых, Норвегия, наряду с Россией, является лидером на мировом рынке нефти и газа, но, в отличие от России, она не отказалась от государственного контроля над своими топливными ресурсами. В результате Норвегия превратилась в одну из самых богатых стран мира, с ВВП на уровне 42 142 доллара на душу населения. Отличительной чертой Норвегии является относительно равномерное распределение доходов между разными группами и слоями населения. В частности, в 500 самых богатых людей мира (миллиардеров) за 2003 год, который ежегодно составляется журналом "Форбс", вошло только четыре норвежца против 22 российских миллиардеров, несмотря на то, что по размерам основного экспорта топлива эти две страны примерно одинаковы (2-3 места в мире). ООН поставил Норвегию на первое место по индексу человеческого развития.
Прежде всего определимся с понятиями. В информационном поле, в котором живут страны Запада, почти не встречается термин "государственная собственность" (state property), более широко применяется понятие "общественная собственность" (public property), под которой понимается собственность центральных и местных органов власти всех уровней. Кроме того, используется категория "общественный сектор" (public sector), который является более широким понятием, чем общественная собственность, так как включает в себя некоммерческую или не вполне коммерческую деятельность органов управления и оказания общественных услуг. Применяется также понятие "общественные финансы", куда относят всю деятельность, финансируемую через государственный бюджет, основанный на налогах и других источниках доходов. Кроме того, употребляется понятие "предприятие, находящееся в государственной собственности" (state owned enterprise), или общественное предприятие (public undertaking). Разумеется, между этими понятиями и самими явлениями имеется связь, т.к. общественный сектор экономики и общественная собственность служат опорой государства всеобщего благосостояния.
После Второй мировой войны в Североевропейском регионе, так же как и во всей Европе, волнообразно происходило расширение государственного сектора экономики, который создает материальную основу государства всеобщего благосостояния. В настоящее время происходит обратный процесс сужения государственной собственности, который ведет к уменьшению роли государства в экономике (дерегулирование в терминологии неолиберализма), происходит частичная передача собственности и выполнения некоторых общественных функций в частные руки. Поскольку это осуществляется на фоне ужесточения денежно-финансовой политики, то это ставит осуществление государством его социальных функций, получивших широкое развитие в условиях государства всеобщего благоденствия, в более жесткие и узкие рамки, чем ранее, в послевоенный период.
Государственный сектор выполняет ряд очень важных функций в рыночной экономике, например:
- поддержание справедливой конкуренции, в том числе путем конкуренции частного сектора с государственным, ведь полное устранение госсектора грозит установлением господства частных монополий;
- предоставление населению услуг специфического характера (общественно значимые услуги), которые отчасти предоставляются бесплатно или на льготных условиях (в порядке реализации функций социального государства);
- частичное перераспределение доходов в целях уменьшения социального неравенства и преодоления бедности путем выравнивания неоправданно резких различий в уровнях жизни;
- содействие экономическому росту путем создания стабильного сектора рынка в виде государственных закупок и заказов;
- содействие повышению международной конкурентоспособности путем финансирования НИОКР и системы образования, поддержания инновационной деятельности и научно-технической кооперации, а также создание условий, позволяющих существовать высоко инновационным малым и средним предприятиям;
- содействие антициклической политике;
- обеспечение равенства возможностей в жизни для молодежи, независимо от уровня жизни их родителей.
Как видим, функции, выполняемые государственным сектором, исключительно важны и не могут быть переданы никакому другому общественному институту.
Исторически возникновение государственной собственности в Норвегии связано с некоторыми инфраструктурными и социальными услугами (почта, жилищное строительство, оптовая торговля зерном и лекарствами, алкогольной продукцией). Частично она возникла на основе передачи государственных активов, которые перешли в руки государства после поражения Германии в войне (так же, как это было в Австрии или в Финляндии). Наиболее важными сферами деятельности норвежских государственных предприятий являются следующие: телевизионная связь, почта, железнодорожное сообщение, авиация, производство и распределение электроэнергии, металлургия, добывающая промышленность, прежде всего нефтяная, и т.д.
Доля государственного бюджета в Норвегии в последние годы несколько сократилась - с 52% в 1992 году до 43% в 1999 году, та же тенденция прослеживается по государственной собственности. Ныне она в Норвегии составляет около 10% от ВВП, уменьшившись в течение 1990-х годов на 1, 7%, что примерно в 2 раза меньше, чем 20 лет назад. За 1980-1997 годы было подвергнуто реформированию 50 государственных предприятий в Норвегии, в том числе, путем превращения полностью государственных предприятий в частично государственные. В 1999-2001 годах в Норвегии было приватизировано полностью или частично еще 19 предприятий, главным образом в обрабатывающей промышленности. Среди акций, которые котируются на фондовой бирже в Осло, 40% приходится на акции государственных компаний.
В настоящее время в Норвегии находится в государственной собственности 23 компании, которые действуют в разных отраслях промышленности: от добывающей до современных средств телевизионной связи. В девяти из них государство является единственным владельцем и в одной его доля составляет 99, 9% акций. Акции 6 компаний котируются на фондовой бирже, в Осло, а в 6 других компаниях государство не владеет контрольным пакетом. 90% капитала компаний, которые находятся под контролем Министерства торговли и промышленности Норвегии, приходится на четыре крупнейшие государственные компании: Норшк Гидро, Статкрафт, Теленор и Денноршке банк. Министерство торговли и промышленности Норвегии с 2002 года публикует доклады о результатах деятельности государственных компаний. Эти предприятия имеют разные формы: некоторые из них находятся в полной государственной собственности, другие частично принадлежат частному капиталу; акции некоторых из них котируются на бирже, другие представляют собой с юридической точки зрения партнерство, в том числе партнером государства может выступать частный капитал. Общая их стоимость достигает 160 миллиардов норвежских крон, что составляет более 10, 6% от ВВП Норвегии на 2002 год. В их число входят такие компании, как: Ден Норске Банк, Конгсберг группен, Норшк Гидро, Рауфосс, САС, Теленор и т.д. Все норвежские государственные (общественные) предприятия делятся на четыре типа:
- государственные административные предприятия представляют собой как бы часть норвежского государственного механизма, а их финансы входят в государственный бюджет. Их бюджет утверждается Стортингом, который осуществляет контроль за их деятельностью.
- государственные акционерные предприятия с ограниченной ответственностью осуществляют свою деятельность на обычных организационных и коммерческих основах на открытом рынке и предпринимают такие действия, которые им необходимы для того, чтобы конкурировать с частными предприятиями.
- государственные предприятия, находящиеся в государственной собственности, были созданы в соответствии с Актом 1992 года и наряду с государственными акционерными предприятиями подлежат контролю Генерального Аудитора. Этот тип предприятий был введен для того, чтобы обеспечить больше свободы для административных предприятий, например, они исключаются из бюджета, хотя принадлежат на 100% государству.
- компании смешанного типа были созданы по специальному закону для каждого такого случая. Например, закон о введении винной монополии, конверсии почтовой службы и норвежских железных дорог в государственные компании смешанного типа. В эту группу входят, как правило, предприятия-монополисты.
Девяностые годы характеризуются либерализацией государственного сектора. Государственная монополия на телевизионную связь была отменена в 1993 году; на радио и телевизионное вещание - в 1984 году; на оптовую торговлю зерном и медицинскими препаратами - в 1994 году и 1996 году. Однако государство продолжает сохранять ведущие позиции во многих областях. Например, производство электроэнергии на 95% находится в государственных руках и только на 15% - в частных. 55% электроэнергии производят электростанции, находящиеся в собственности муниципалитетов. Алкогольная монополия существовала в Норвегии с 1932 по 1996 годы на производство, импорт и розничную торговлю вином и крепкими алкогольными напитками, сейчас - только на розничную торговлю.
Несмотря на тенденцию к сокращению государственных расходов, государство и в Норвегии, и в других североевропейских странах продолжает сохранять все признаки социального государства, а именно:
- высокая доля госбюджета в ВВП (в отдельные годы она меняется в диапазоне 40-59%), что достигается за счет высоких подоходных и корпоративных налогов, а также налогов на собственность, взимаемых по прогрессивной шкале;
- щедрая и универсальная система социального обеспечения;
- доступные и качественные общественные услуги, выполняемые, как правило, государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.
Анализ вектора изменений показывает, что одновременно с сокращением государственного сектора экономики происходит пересмотр модели социально ориентированного развития во всех странах Северной Европы, она идет по линии реформ пенсионного обеспечения, социального страхования, систем здравоохранения и т.д. Одновременно происходит сокращение государственного сектора экономики.
Интересно сопоставить стратегии защиты социального государства в отдельных странах региона.
Финляндия идет по пути резкого усиления инновационной направленности развития внутренней экономики и экспорта.
Швеция и Дания - по пути отказа от вступления в еврозону.
В наиболее радикальной форме защищается Норвегия, которая, опираясь на мощный нефтяной сектор, имеет возможность проводить наиболее самостоятельную среди всех стран европейского Севера экономическую политику, последовательно отстаивая ценности социально ориентированного общества всеобщего благоденствия. Ее более высокая относительная самостоятельность проявляется в следующем.
Во-первых, Норвегия отказалась от масштабной политики приватизации. По данным ОЭСР, приватизация в Норвегии за 1992-2000 гг. произошла в объеме 1, 7% ВВП за 2.000 год по сравнению с 2, 9% в Дании; 5, 7% - в Швеции; 6, 6% - в Финляндии и 20% - в Португалии. В Норвегии находится в 100%-ной государственной собственности производство электроэнергии (Statkraft SF - 100%, Norsk Hydro - 51%), почта (Posten Norge BA), железные дороги (NSB), торговля лекарствами (Norsk Medisinaldepo); сохраняется государственный контроль над банковскими услугами (DNB/Postbanking - 60%; банк Cristiania - 34, 7%), телекоммуникациями (Telenor/Telia -40%), авиаперевозками (SAS Norge ASA - 14, 3%). В ходе частичной приватизации Statoil контрольный пакет в 81, 7% был сохранен за норвежским государством. Благодаря этому государство ежегодно получает только от этой компании 5 миллиардов норвежских крон в виде дивидендов и еще 5 миллиардов в виде налогов (по курсу на 2000 год 5 миллиардов норвежских крон соответствует 625 миллионам долларов США). Тем не менее только за 4 года (с 1999 по 2002 гг.) в Норвегии было приватизировано полностью или частично 19 предприятий, главным образом в обрабатывающей промышленности.
Во-вторых, благодаря Нефтяному Фонду Норвегии (НФН) удается поддерживать устойчивость государственного бюджета и избегать его дефицита. В образованном в 1990 году государственном НФН за период с 1995 по 2002 год было накоплено 105 миллиардов долларов, что составляет 21 тыс. долларов в расчете на каждого жителя Норвегии. НФН служит финансовым буфером на случай падения цен на нефть или сокращения экономической активности в материковой части Норвегии, а также для решения экономических проблем, которые могут возникнуть в будущем, если резко сократятся доходы от нефти или вырастут расходы из-за старения населения. Эта тенденция, от которой страдают многие европейские страны, является фактически отложенным во времени "эхом" свойственного скандинавским странам курса на обеспечение равенства между полами с упорством, поистине достойным лучшего применения. Таким образом, устранение одной проблемы без должной оценки ее долговременных последствий привело к появлению другой, гораздо более трудной для решения проблемы.
Официально провозглашенной целью НФН является обеспечение возможности для будущих поколений норвежских граждан воспользоваться преимуществами нефтяного богатства страны, что довольно резко контрастирует с положением в России, когда от нефтяных доходов отлучены не только будущие поколения, но и во многом нынешнее поколение российских граждан. Ни Стортинг, ни правительство не могут анонимно распоряжаться средствами НФН без проведения публичных дебатов и информирования общественности об их результатах. Более отдаленной целью является превращение Норвегии в государство-рантье. НФН вкладывает средства в иностранные ценные бумаги (40% в акции и 60% в облигации), так как в Норвегии нет достаточного количества конкурентоспособных видов производства, которые могли бы обеспечить увеличение вложенных средств в достаточно солидных масштабах.
В-третьих, Норвегия предпочитает оставаться вне ЕС и зоны евро, что является официальным курсом страны.
В-четвертых, благодаря тому, что ВВП Норвегии - самый высокий в регионе, то в денежном выражении суммарно на социальные цели выделяется в расчете на одного жителя больше, чем во всех других странах региона; хотя Норвегия принципиально не отличается от других североевропейских стран по доле госбюджета в ВВП, а также по удельному весу социальных расходов в госбюджете.
Эти процессы реформирования государственного сектора и государственной собственности осуществляются главным образом под влиянием факторов внешнего характера и обусловлены прежде всего процессами евроинтеграции и глобализации.
Нынешний этап глобализации привел к заметному усилению позиций иностранного капитала в экономике всех стран
Северной Европы, кроме Норвегии. Например, в Финляндии в 2000 г. 70% акций, которые котируются на Хельсинской фондовой бирже, принадлежит иностранцам. А в Швеции две крупнейшие автомобильные компании, традиционно составляющие основу национальной индустрии, оказались под иностранным контролем. Так, например, шведская компания Volvo (Вольво) оказалась поглощенной американским Ford (Фордом), a SAAB (СААБ) - General Motors (Дженерал Моторс). Ныне на предприятиях, принадлежащих иностранцам, работает почти 10% от общей рабочей силы Швеции, что составляет около 19% от промышленной рабочей силы. Иностранные инвестиции, которые поступают в североевропейские страны, как правило, осуществляются ТНК, которые, действуя в духе отвечающей их интересам неолиберальной доктрины, придерживаются соответствующей политики, включая поддержку приватизации и ограничения социальных расходов.
В ходе приватизации бывшие государственные компании, по данным, сообщаемым профсоюзами североевропейских стран, часто попадают в руки монополий - ТНК. Например, British Onyx купила крупнейшую в Норвегии компанию по переработке отходов. Шведская государственная компания автобусного сообщения перешла в руки Swedish Linjebus, а фирма Danish Kruger получила в собственность датскую компанию по водоснабжению. Изюминка этих явлений - в том, что все эти три частные компании являются филиалами ТНК французского базирования Vivendi.
Наступление на социальное государство осуществляется сразу по трем направлениям: идеологическому, экономическому и политическому.
I. По идеологическому направлению идет наступление неолиберализма с конца 1960-х годов, что теоретически подготовило наступление эпохи тэтчеризма в Великобритании и рейганомику в США. Основополагающая идея - смещение акцента в политике с поддержки бедных на стимулирование частного предпринимательства.
II. В экономической сфере наступление идет в форме приватизации, которая прокатилась, начиная с Великобритании, по всем западноевропейским странам, а затем и по всей Европе.
Сокращение государственного сектора экономики, имеющее конечной целью передачу его в частные руки, идет одновременно по трем направлениям:
- преобразование государственных предприятий в акционерные общества (т.н. корпорационализация), что является первой ступенью к последующей приватизации;
- продажа части или всего Пакета акций на открытом рынке;
- объявление открытых торгов на выполнение тех или иных общественных функций, что чаще всего кончается их передачей в частные руки.
Приватизация ведет к неблагоприятным социально-экономическим последствиям для широких слоев населения (рост безработицы, замедление роста заработной платы, увеличение интенсивности труда, уменьшение влияния профсоюзов, сужение сферы применения коллективных договоров).
III. В политической области давление идет через европейскую интеграцию. Дело в том, что критерии конвергенции (дефицит госбюджета - не более 3%, а государственный долг -не более 60%) и Лиссабонская стратегия по превращению ЕС в самый конкурентоспособный регион мировой экономики требуют ужесточения финансово-денежной политики и ставят социальное государство в более жесткие рамки.
С помощью механизмов трехстороннего сотрудничества и социального диалога профсоюзам зачастую навязывается неокорпоративная модель социального государства, когда под угрозой бюджетной дисциплины проводятся реформы пенсионной системы, здравоохранения, ограничивается рост заработной платы, вплоть до ее замораживания.
Реформирование государственного сектора в Норвегии отличается рядом особенностей.
Во-первых, эта реформа осуществляется очень плавно и постепенно.
Во-вторых, специфическое положение на мировом рынке как экспортера топлива вкупе с инновационной направленностью экономического развития ставит ее в выгодное положение, в результате чего она больше выигрывает от глобализации, чем проигрывает. Хотя и для этой страны глобализация несет плюсы и минусы, но общий итог на настоящий момент положительный, что позволяет ей, по крайней мере на настоящий момент, сохранять социальное государство.
В-третьих, ход реформирования определяют внутриполитические факторы. Опросы населения и результаты последних парламентских выборов и референдумов показывают, что широкие слои населения Норвегии твердо сохраняют свою приверженность принципам социально ориентированного развития и выступают за сохранение государства всеобщего благоденствия, несмотря на связанную с этим высокую налоговую нагрузку. Поэтому в стране нарастает напряженность политической жизни, что выражается в ослаблении влияния традиционных партий умеренного направления (например, Норвежской рабочей партии - норвежского аналога социал-демократической партии), отказе присоединиться к ЕС и еврозоне.
В-четвертых, пересмотр действующей модели осуществляется на основе консенсуса между социальными партнерами. При этом традиции местного самоуправления и гражданского общества не позволяют резко дезавуировать социальные завоевания, полученные в период 1960-1970-х годов, когда, собственно говоря, и было создано государство всеобщего благоденствия на основе переориентации экономического развития в социальном направлении.
Приватизация, либерализация и дерегулирование - основные направления политики ЕС. Норвегия, наряду с другими странами Севера Европы, до сих пор проводила ее более осторожно и сдержанно, чем другие страны ЕС, из-за сильной приверженности населения ценностям социального государства, которая неоднократно получала свое выражение на выборах и референдумах.
Пока влияние приватизации и неолиберальной волны на социальное государство в Норвегии минимально. Оно устояло под "ветром глобализации", хотя общий климат изменяется не в пользу государственного сектора и социального государства, которое постепенно ставится во все более жесткие условия.
Реформа государственного сектора экономики в Норвегии, как и в других странах Северной Европы, осуществляется по следующим направлениям:
1) частичная или полная приватизация;
2) корпорационализация, т.е. превращение государственных компаний в акционерные общества, которое служит подготовкой к приватизации, затем акционерный капитал, частично или целиком, выставляется на продажу.
3) ориентация экономической политики на требования ЕС и приведение ее в соответствие с Лиссабонской стратегией, требующей повышения конкурентоспособности и дальнейшей либерализации рынков, которые через Единое Европейское Пространство (ЕЕА) распространяются и на Норвегию;
4) частичная передача общественных услуг (не только инфраструктурного характера, но даже социальных) в частные руки на основе конкурса и контракта.
Нефтегазовый сектор экономики Норвегии
Особый интерес представляет вопрос о том, как организована в Норвегии нефтегазовая промышленность, контроль над которой сохраняется в руках государства с самого начала разработок месторождений, то есть уже на протяжении более чем 30 лет.
Нефть была найдена в Норвегии в конце 1960-х годов, т.к. уже с 1965 года выдавались лицензии на разведку нефти, а с начала 70-х началась ее добыча с норвежского морского шельфа. Появилась так называемая шельфовая экономика. Поскольку национальный капитал в этой стране в то время не располагал достаточными финансовыми ресурсами для их освоения, то с самого начала эта отрасль была поставлена под государственный контроль, который сохраняется до сих пор, несмотря на то, что в стране теперь уже накоплены мощные финансовые ресурсы.
Роль нефтяного сектора для экономики Норвегии определяется тем, что 14-19% ВВП Норвегии создается в топливном секторе. Эта страна обеспечивает 12% потребностей ЕС в природном газе. 90% добытой нефти отправляется на экспорт. Страна занимает 2-3-е место в мире по размерам экспорта нефти, 7-е место - по экспорту газа. Добывается 3, 3 миллиона баррелей нефти в день. Начиная с 1971 года добыто такое количество нефти, которое соответствует 30% ресурсов Норвегии. Предполагается, что запасов нефти хватит на 50 лет, а газа -на 100 лет. На экспорте углеводородов Норвегия зарабатывает иностранной валюты на 70% больше, чем за счет экспорта готовых изделий.
Принципиальным положением, определяющим экономическую политику в нефтегазовой сфере, является тезис о том, что нефтяные и газовые месторождения в Норвегии рассматриваются как часть национального богатства. Поэтому предполагается, что все население должно пользоваться доходами от их использования. Инструментами являются государственные нефтяные компании (прежде всего Статойл и Норшк Гидро), лицензионная система, налоги, НФН и специальные финансовые инструменты (Спедифин, Петоро). Главную ответственность за нефтяной сектор Норвегии несет Министерство нефти и энергетики, а за налоги и НФН - Министерство финансов.
Норвегия, одна из немногих в группе промышленно развитых стран, имеет развитую добывающую промышленность, поэтому ее экономика носит двойственный характер, т.к. в ней одновременно существуют и взаимодействуют: а) материковая (континентальная) и шельфовая (нефтегазовая) экономика; б) частный и государственный сектора экономики; в) традиционные и новые сектора и отрасли промышленности.
Норвежская экономика характеризуется рядом социальных и структурных новаций, а также относительной независимостью
ЕС и глобальных процессов. Эта самостоятельность базируется, как было показано выше, на общественной собственности и общественном секторе, а также на нефтегазовой промышленности. Это ставит Норвегию в уникальное положение в рамках Западной Европы и диктует курс, отличный от большинства европейских стран, которые с мая 2004 года объединяются в рамках Европейского Союза. Норвегия отличается от них и своими институтами, и структурой экономики. Весь механизм государственного контроля за добычей нефти и газа и аккумуляции доходов в НФН, СДФИ и Петоро представляет собой своеобразную социальную новацию. А структурные особенности определяются разделением экономики Норвегии на материковую и шельфовую части, а также на инновационный (например, аквакультура) и традиционный сектора экономики.
В Норвегии нефтегазовая промышленность, рыболовство и судоходство носят экспортно-ориентированный характер. 90% выловленной рыбы и 90% добытой нефти отправляется на экспорт, а судоходство обеспечивает 20% валютных доходов страны. Эта страна занимает первое место в мире по производству электроэнергии на душу населения.
Благодаря сохранению своего контроля над добычей углеводородов на норвежском шельфе государство получило в 2002 году доходов от добычи нефти в размере 205, 5 миллиарда норвежских крон, что соответствует 26 миллиардам долларов или 13, 5% ВВП Норвегии в том же году. В 2001 году государство получило от добычи топлива еще больше - 244 миллиарда крон. Поскольку часть доходов постоянно отчисляется в НФН, то его ресурсы быстро растут. Они достигли 845 миллиардов крон на конец 2003 года, что составило 54% от ВВП. Таким образом, сохранение в Норвегии государственного контроля над нефтяными и газовыми богатствами, осуществляемого при помощи ряда специфических финансовых институтов, представляющих по своему характеру своеобразные социальные новации (имеются в виду государственные инструменты для контроля и накопления доходов от экспорта топлива - НФН, СДФИ, Петоро и т.д.), позволяет одновременно решать две важнейшие задачи: а) поддерживать высокий уровень экономического развития, постоянно повышая его; б) поддерживать социально ориентированное государство.
Убедительным примером заботы норвежского государства о своих гражданах можно привести деятельность Фонда СЭЛФ, который предоставляет норвежским студентам гранты и льготные займы, позволяющие им получать высшее образование независимо от финансовых возможностей их родителей. Так, в 2001 году Фонд давал возможность студентам, достигшим возраста 19 лет, получать гранты в размере 950 крон, что составляет? часть среднего дохода по стране после вычета налогов. Дополнительно можно взять еще 30% от этой суммы в виде льготного беспроцентного займа на срок до 6 лет. Размер гранта повышается по мере продвижения студента с курса на курс, также повышается размер беспроцентной ссуды. В 1999-2000 гг. этими льготами воспользовались в Норвегии 228 тысяч студентов, которые подучили финансирование общим объемом в размере 3, 5% от ВВП страны. Социально ориентированное государство, обеспечивающее своим гражданам универсальную систему социальной поддержки на все трудные случаи в жизни, имеет своей предпосылкой всесторонний и хорошо отлаженный государственный контроль за многими сторонами жизни норвежского общества, и прежде всего за нефтегазовым сектором. Долгое время в этой отрасли преобладали две государственные нефтяные компании - Статойл (Statoil) и Норшк Гидро (Norsk Hydro). Другие компании, в том числе иностранные, допускаются к разработке нефтяных и газовых месторождений на норвежском морском шельфе на условиях получения государственной лицензии, причем государство оставляет за собой 50% от каждой лицензии. Лицензионная система была введена в соответствии с т.н. Нефтяным Актом, который был введен в действие королевским декретом. Лицензия выдается на срок до 10 лет.
На добычу нефти накладывается обычный корпоративный налог в 28%, а также специальный налог в 50%, итого 78% нефтяных доходов через налоговый механизм поступает в казну. В распоряжении добывающей компании, как правило ТНК, остается всего лишь 22% от прибыли.Амортизация предоставляется на 6 лет.
Всего начиная с 1973 года было проведено 18 раундов распределения лицензий. В настоящее время на основе выданных лицензий разрабатывается 48 месторождений нефти и газа на норвежском нефтяном шельфе, в том числе 42 месторождения в Северном море и 6 - в Баренцевом море. Среди покупателей норвежских лицензий, дающих право добычи нефти и газа с норвежского шельфа, такие всемирно известные нефтяные компании, как: Шелл, Коноко, Маратон, Газ де Франс и т.д.
Непосредственно механизм государственного финансового участия в доходах от добычи нефти и газа организован следующим образом. В январе 1985 года был создан специальный финансовый инструмент для государственного контроля за нефтяным и газовым сектором -Спедифин (СДФИ), то есть была выделена доля государства во всех нефтяных или газовых сделках. СДФИ выделяется в каждой лицензии, выдаваемой норвежским правительством. Бюджет СДФИ входит в государственный бюджет в качестве его составной части. В 2001 году было получено 94, 3 миллиарда крон, рекордный уровень доходов был достигнут в 2000 году, когда он составил 98, 2 миллиарда крон. Норвегия провела частичную приватизацию своего нефтяного и газового сектора. 15% СДФИ было продано государственной компании Статойл, которая вскоре была частично приватизирована, а еще 6, 5% - другим компаниям. Всего было продано 21, 5%, а 78, 5% было оставлено для вновь созданной государственной управленческой и финансовой компании Петоро.
Реформа топливного сектора Норвегии обусловлена не столько внутренними, сколько внешними факторами. Энергетическая политика ЕС в документе, рассчитанном на 2000-2005 годы, и Лиссабонское заседание ЕС от 23-24 марта 2000 года требуют либерализации энергетического рынка внутри ЕС. Прежде всего ЕС потребовал либерализировать цены на газ и электроэнергию, поскольку ОПЕК регулирует только цены на нефть. Такой поворот политики означает тенденцию к введению рынка потребителя на рынке энергоносителей, хотя начиная с энергетического кризиса 1970-х годов была тенденция к рынку продавца. В марте 2001 года Комиссия ЕС выпустила несколько документов, требующих открытия рынка и газа в период с 2001 по 2005 гг. Через соглашение с Норвегией о создании Единого европейского экономического пространства это требование распространяется и на Норвегию.
Тогдашнее норвежское правительство Х.М.Бунневика пробовало выговорить у ЕС право Норвегии на переходный период при проведении либерализации рынка газа, но ЕС твердо и категорически был против, т.к. Союз в качестве импортера топлива и экспортера готовых изделий заинтересован в уменьшении цен на топливо. Норвежская практика установления цен на топливо через Комитет по экспорту газа, участники которого - государственные компании Норвегии - принимали решения об экспортных ценах на нефть и газ, противоречила этим решениям, принятым в Европейском Союзе. В мае 2001 года норвежское правительство было вынуждено упразднить этот орган и прекратить эту практику. Это решение ЕС означает, что норвежские поставщики природного газа на рынок ЕС должны будут конкурировать между собой. Договор об образовании ЕЭП (Европейское экономическое пространство (ЕЕА)) запрещает национальные правила, препятствующие международному движению капитала, в том числе в виде портфельных инвестиций, в частности не разрешает устанавливать запрет на продажу акций и других ценных бумаг. Договор о ЕЭП запрещает также ограничивать конкуренцию (общественная собственность может рассматриваться как такое ограничение) и требует либерализации рынка услуг. Как известно, большое число общественных услуг в странах всеобщего благоденствия оказывается через компании, находящиеся в общественной (государственной) собственности.
В 2001 году под давлением требований со стороны ЕС, который через ЕЭП распространяет на Норвегию требования Европейского Союза либерализировать рынок газа и электроэнергии, норвежский Стортинг разрешил правительству провести частичную приватизацию компании Статойл, ограничив пакет акций, который может быть передан в частные руки, в 1/3 от общего. В мае 2001 года на продажу был выставлен первый пакет акций государственной компании Статойл размером в 18, 2%. Акции этой компании включены в листинг на биржах Осло и Нью-Йорка.
Сразу после частичной приватизации Статойл была создана новая, полностью государственная компания для продолжения государственного контроля над нефтяным сектором -Петоро АС (ранее эту роль выполнял Статойл), которая, в отличие от Статойл и Норшк Гидро, является чисто управленческой компанией, самостоятельно она не ведет добычу нефти. Новая нефтяная компания стала самой крупной в Норвегии, и она, как и Статойл в период с 1972 по 2001 года, на 100% принадлежит норвежскому государству. Петоро создана специально для того, чтобы осуществлять контроль за Статойл и Спедифин (СДФИ). (Кстати, в сети Интернет помещены данные о размере заработной платы руководителей новой государственной нефтяной компании Петоро АС, которая составляет 2811 долларов в месяц.) Одновременно была создана компания Гасско АС для транспортировки нефти и газа (ранее эту функцию выполнял также Статойл). Правительство проводит политику равного доступа к газопроводам, чтобы ими могли пользоваться не только государственные, но и частные компании.
Независимая и относительно самостоятельная политика Норвегии, сопровождающаяся введение различных государственных и социальных новаций, плохо вписывается в канву глобализационных процессов, которые требуют не только всеобщей либерализации различных рынков, но и известной унификации применяемых социально-экономических моделей, а следовательно, и экономической политики. Влияние на Норвегию и ее экономическую политику осуществляется не только по линии ЕС-ЕЭП, но и по линии ОЭСР и ВТО. Первая из них требует сокращения и либерализации государственного сектора, а вторая настаивает на том, чтобы норвежское правительство убрало поддержку норвежскому сельскому хозяйству, которое неконкурентоспособно по сравнению с мировым рынком из-за климатических и топографических условий, но поддерживается норвежским правительством по соображениям экономической, экологической и социальной безопасности.
Новые процессы в мировой и национальной экономике привели к развитию новых явлений в политической сфере Норвегии:
- активизируется движение за и против вступления в ЕС;
- имеют место выступления за отмену монархии и установление республики;
- в 1999 г. было оформлено движение в защиту социально ориентированного государства, в котором участвуют профсоюзы, охватывающие более половины всех трудящихся Норвегии (а именно 1 миллион рабочих и служащих из общего числа 1, 6 миллиона занятых во всей стране), выступающие против неолиберализма во всех его проявлениях, против либерализации и приватизации.
Выработана платформа для объединения всех сил, выступающих за сохранение ранее приобретенных в борьбе социальных завоеваний:
- против передачи общественных услуг в частные руки, особенно если они передаются частным монополиям, против либерализации и дерегулирования, против неконтролируемого перелива через границы капитала и глобализации, против объявления тендеров на выполнение общественных услуг;
- за справедливое финансирование общественных услуг и распределение ресурсов в мировой экономике.
Курс на сохранение социально ориентированного государства в Норвегии пользуется настолько мощной поддержкой, что даже буржуазное правительство Х.М.Бунневика не решилось отказаться от него. Сохранению принятой социально-экономической модели способствует увеличение профицита государственного бюджета из-за высоких цен на нефть и разумной политики в нефтегазовом секторе путем сохранения государственного контроля над этой отраслью.
Глобализация, движимая ТНК, МЭО и правительствами промышленно развитых стран, несет с собой тенденцию к унификации экономической политики и экономических моделей на основе неолиберальной доктрины. Самым главным движущим мотивом является завоевание новых рынков. Поскольку имеющиеся рынки уже освоены и поделены, то для этого остается не так уж много возможностей, прежде всего такие возможности есть по двум направлениям: а) нарождающиеся рынки стран Центральной и Восточной Европы; б) рынки, образующиеся за счет вытеснения государственных компаний из общественного сектора экономики и расширения таким образом спроса на товары и услуги частных компаний, прежде всего монополий.
Усилению наступления на все атрибуты социального государства, включая общественную собственность, способствуют следующие тенденции:
- возрастание конкуренции со стороны новых индустриальных стран, особенно азиатских;
- ясно прогнозируемая перспектива социального демпинга со стороны вновь присоединяющихся к ЕС стран Центральной и Восточной Европы;
- либерализация рынков в Европе (ЕС и Единое Европейское экономическое пространство) и мире (ВТО).
Тенденция к относительному уменьшению значения общественного сектора и общественной собственности в странах Запада будет продолжаться, но Норвегия, опираясь на мощное государственное присутствие в основной экспортной отрасли -топливном секторе и активность профсоюзных организаций, явно не принадлежит к лидерам этого процесса.
Наталья Михайловна АНТЮШИНА, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра Северной Европы Института Европы РАН
Впервые опубликовано в "Экономической газете" (Москва).- 18.05.2004.- 019.
Нет записей
[Вернуться к просмотру статьи]