©1994 г.
В.С. СЫЧЕВА
ОБНИЩАНИЕ «НАРОДНЫХ МАСС» РОССИИ
СЫЧЕВА Валентина Сергеевна - помощник директора Института социологии РАН. Постоянный
автор нашего журнала
.
Если говорить о социальной ситуации, то коротко ее можно охарактеризовать так: хаос в
экономике, ослабление официальной власти, размывание старых и формирование новых
политических и идеологических позиций, резкая дифференциация общества по уровню
доходов, обнищание основной массы населения, острая криминогенная обстановка.
Основная тенденция экономической политики России - стремительное социальное и
имущественное расслоение общества. Идет очень быстрое накопление богатства в руках
относительного меньшинства и одновременное обнищание основной массы населения. В
переходный период резко повышается роль этой массы. «Речь идет о торможении перемен
именно со стороны низших слоев народа, а не только со стороны высших эшелонов власти
(например, государственной бюрократии). И здесь следует отметить такие черты социальной
психологии, как упование на прочное, пусть и нищенское, положение, на крохотные, но
привычные "привилегии", такие как привычка к известному паразитизму, ожидание благ от
общества при минимальной отдаче, как растерянность и психологический шок перед лицом
грядущих реформ и страх перед переменами в привычном существовании и сложившемся
образе жизни. Все это делает данные слои весьма консервативными и настраивает их против
перемен» [1].
Бедность, которая была серьезной проблемой уже к моменту прихода Горбачева к власти, в
годы его правления неуклонно нарастала, по мере сокращения производства и роста цен. После
же провозглашенной правительством Ельцина-Гайдара либерализации цен бедность стала
самой болезненной проблемой населения. Основная масса оказалась ниже минимально
допустимой границы потребления. По данным Госкомстата России, в ноябре1992г. доходы
ниже величины прожиточного минимума имели 42,6 млн. россиян (29%) [2]. На июнь 1993 г.
численность населения с доходом ниже прожиточного уровня уже составила 69 мил. [3].
Безусловно, экономическая реформа в любой стране проходит небезболезненно, и на какое-
то время народ должен «затянуть ремни», но люди вправе знать, ради чего и сколько времени
они должны терпеть лишения. Ни для кого уже не является секретом, что наименее
защищенные слои населения тратят на питание почти_70% своих доходов (в 1990 г. - 48%), на
покупку непродовольственных товаров - 13% (в 1990 - 25%) [4]. А для семей с детьми и
пенсионеров эти траты составляют 80-90% денежных поступлений.
Органами государственной статистики были обследованы одинокие неработающие
пенсионеры. Для 84% из них практически недоступны сложившиеся цены на колбасы, для 82%
- на кондитерские изделия, для 79% - на мясо, для 74% - на животное масло, а также на
фрукты и ягоды. Абсолютное большинство пенсионеров вынуждены отказываться от
приобретения даже необходимых промышленных товаров [5].
Уровень доходов детерминировал и расходы населения на продукты питания. Сокращается
потребление наиболее калорийных продуктов. Так, в 1992 г. (по сравнению с 1991 г.) было
потреблено мяса и мясопродуктов на 14% меньше, молочной продукции - на 15%, рыбы и
рыбопродуктов -на 20%, сахара и кондитерских изделий - на 13%. Но увеличилось
потребление хлеба и хлебопродуктов - на 4%, картофеля - на 6% [б].
Несмотря на более чем десятикратное повышение заработной платы, опережающий рост цен на
товары народного потребления значительно снизил потребительские возможности людей. Если в
декабре 1991 г. на одну среднюю зарплату можно было приобрести холодильник, на две - цветной
телевизор, то в декабре 1992 г. для покупки холодильника или цветногоI телевизора потребовалось
бы шесть среднемесячных зарплат [7].
Из-за резкого повышения цен значительная часть населения вынуждена накапливать деньги
на приобретение не только товаров длительного пользования, но и одежды, белья, обуви.
Заметно увеличилась денежная масса на руках у граждан. За год эта сумма возросла с 0,2 до 1,6
трл.руб.[8].
В органах Федеральной службы занятости на начало 1993 г. состоял на учете 1 млн. не
66