БиблиотекаАвторы
Новости
О нас
Журнал
Где найти
Библиотека
Ссылки
English
Гостевая книга
Библиотека


Рецензии

Хомо экономикус из 9 класса



Рецензия на учебник
Черняк В.З.
Экономика. Ответы на экзаменационные билеты 9 класса.
М., Экзамен, 2003

По телевизору опять ругали мою историческую родину. Режиссер, который при «тоталитарном режиме» снимал талантливые фильмы про героев-бессребреников, а теперь рекламирует шарлатанские снадобья, объяснял с ученым видом, что объединяться с белорусами не стоит, потому что Российская Федерация развивалась «по законам экономики», а Белоруссия – нет.

Интересные законы. В них не вписывается тривиальный (в контексте европейской истории Нового и Новейшего времени) протекционизм. И вписываются такие изыски, как конфискационное налогообложение собственного производства с одновременным освобождением импорта (включая табак и алкогольные суррогаты) от таможенных платежей.

Несколько лет назад я уже имел возможность проанализировать с точки зрения историка не школьное пособие, а фундаментальный вузовский двухтомник «Экономикс» (К.Р.Макконнелл, С.Л.Брю. Экономикс. М., Республика, 1995, и др. издания), очень популярный как на родине, в Соединенных Штатах, так и у нас, в России. Рецензию см.: Из жизни призраков // Независимая газета, 31.08.1996. (Сетевой вариант)

Главная претензия к этой книге касалась не отдельных спорных формулировок и даже не пропагандистских декламаций, вряд ли уместных в научной литературе, но принципиальной установки: из целостного человека можно с мясом вырвать отдельную составляющую и рассматривать ее как нечто самодовлеющее и развивающееся по собственным законам.

«Homo religiosus, homo economicus, homo politicus – целая вереница hominis с прилагательными на «us»... было бы очень опасно видеть в них не то, чем они являются в действительности: это призраки, и они удобны, пока не становятся помехой...» (Марк Блок. Апология истории. М., Наука, 1986, с. 86).

Но действительность еще печальней. Тот учебный предмет, который в 90-е гг. пришел на смену схоластической «политэкономии социализма», имеет дело даже не с экономикой как таковой (то есть с хозяйством), а с куда более узким сектором общественного бытия. В новых учебниках вы не найдете той экономики сельского хозяйства, которой занимается, например, академик Л.В.Милов («Великорусский пахарь»). Не найдете конкретных хозяйственных проблем ХХI столетия: как организовать энергоснабжение и отопление на вечной мерзлоте? как остановить уничтожение тропических лесов? какая из систем здравоохранения обеспечивает наилучшие результаты в борьбе с болезнями и в увеличении продолжительности жизни? Новые хомо экономикус не сеют и не пашут (не строят, не лечат, не изобретают) – только считают деньги. Финансовая отчетность – единственный критерий для оценки всех видов человеческой деятельности.

«Благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, изделия рук своих, собственный земельный участок или умение организовывать коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям наилучший товар и на наиболее выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе и открывает себе дорогу к росту благосостояния» (В.З.Черняк, с. 79). Вопрос о полезности предлагаемого товара выносится за скобки. Между тем в реальной жизни «успешно продается» не только бесполезное, но и очень вредное. И это не обязательно наркотики или заказные убийства, но и вполне легальные «услуги» и «навыки» в сфере «политтехнологий», финансовых спекуляций или игорного бизнеса. Реклама лекарств, обращенная к массовому потребителю без медицинского образования, – деятельность вредная безотносительно к тому, идет ли в ней речь о сушеных лопухах за 1000 р. флакон, металлической бижутерии «от гипертонии» или даже о нормальных препаратах. Между тем затраты на такую рекламу составляют в России, по разным данным, от 50 до 100 миллионов долларов (Любавина Е. Рекламу лекарств проверят на добросовестность // Коммерсант, 23.09.2003). Сотни поликлиник можно было бы обеспечить полезными «услугами» пульмонологов и нефрологов, без которых конкретные живые люди умирают, хотя могли бы жить да жить! А те манипуляции, которыми Джордж Сорос «заработал» миллиарды на свою знаменитую благотворительность, не принесли ни одному человеку на Земле (кроме самого Сороса и К°) никакого добра – даже на ломаный таиландский бат. Зато обездолили очень многих. Как такое возможно в «открытом обществе»? Порядок, обязывающий целые народы финансировать чужие карточные игры, создается и поддерживается внеэкономическими методами, и это – не случайное необязательное дополнение к системе, в которой «каждый думает в интересах другого» (с. 35), а важнейший элемент глобального капитализма.

В.З.Черняк оговаривает «невозможность на коммерческой основе создания общественных благ. К таким благам относятся, например, услуги (? – И.С.) армии, милиции, аварийные службы, службы профилактики эпидемий и т.п.» (с. 37). Но на другой странице предлагается – в рамках плюрализма – и иная версия. «Все граждане заинтересованы в том, чтобы по стране не бродили толпы нищих, а старики не умирали на улицах. Государство, оказывая помощь бедным и престарелым, решает эту задачу, а значит, оказывает услугу более состоятельным гражданам. За это, за охрану от преступников и внешних врагов, граждане платят государству налоги. Так что и в этом случае основной принцип рыночной экономики – обмен денег на товары и товаров на деньги – не нарушается, а государство выступает как равноправный участник рыночных отношений» (с. 79). «Услуги» суда, милиции и армии как «равноправных участников рыночных отношений» – это мы уже проходили. На практике, а многие и на собственной шкуре. Проблема в том, что «на коммерческой основе» не могут нормально работать и многие другие институты. Если больницу, школу или театр оценивать через бухгалтерию, они перестают выполнять свои общественно необходимые функции. То есть попросту перестают существовать как больница, школа и театр. Это не значит, что финансовый критерий для них вовсе безразличен. Желательно, чтобы бухгалтерия содержалась в порядке и даже показывала прибыль – но только при условии, что больница лечит (а не калечит), школа учит (наукам, а не «концентрам» и «модулям»), театр создает произведения искусства (а не демонстрирует со сцены голые задницы).

Это условие (для каждой отрасли – свое) как раз и является определяющим. А бухгалтерский отчет – важным, но второстепенным.

Несмотря на все вышеизложенное, я совершенно не склонен оценивать пособие В.З.Черняка негативно. Свою общественно необходимую функцию оно выполняет. Готовит к экзамену (22 билета по 2 вопроса в каждом), обеспечивает элементарный ликбез для тех, кому предстоит жить при капитализме, – что такое «инфляция», какие бывают налоги, как устроено акционерное общество еtc. В заслугу автору надо поставить и то, что пропагандистский элемент в книге сведен к минимуму. В ней вы не найдете пассажей про «особую» способность к предпринимательству, которая принципиально отличает господ предпринимателей от прочих граждан, как при феодализме дворянский герб. Более того, так называемую «командно-административную систему» автор пособия рассматривает не по фон Хайеку, не как извращение природы или результат злого умысла: в определенных – «экстремальных» – условиях «данный тип управления может оказаться единственно возможным и по-своему эффективным» (с. 48).

А претензии касаются не столько конкретной книги, сколько того расчленительского подхода, от которого предостерегал Марк Блок. Опричную экономику можно с грехом пополам изучать (как поле, скомпонованное из узкоспециальных делянок), но практически невозможно преподавать: ведь учебный курс предполагает внутреннюю логику и связь с жизнью. Способен ли школьник, даже самый прилежный, понять из пособия В.З.Черняка, что именно капиталист покупает на «рынке труда» – труд или рабочую силу? Нет, потому что на разных страницах автор дает на этот вопрос разные ответы (ср., например, с. 38 и 80–81). То же самое с безработицей. Что это такое? Многословное объяснение сводится к тому, что безработные – это «трудоспособные граждане, не имеющие заработков из-за невозможности получить подходящую (? – И.С.) работу и действительно (? – И.С.) ищущие ее» (с. 66). Прочитав такое, читатель-профессионал удивится: «Вот тебе и строгая наука! Определение через субъективный фактор!» Школьник, наверное, не станет залезать в такие теоретические дебри, но может сопоставить прочитанное с реальной жизнью, известной если не из личного опыта, то из разговоров в семье. Раз тот, кто «просто не хочет работать», безработным не является (см. ту же с. 66), значит, ни в одной из развитых стран Запада безработицы не существует. Если бы она существовала, границы этих стран не пришлось бы так остервенело защищать от гостей из третьего мира (включая Россию). Французы и американцы, «действительно ищущие работу», моментально нашли бы ее. На стройках и в коммунальном хозяйстве.

Чтобы сформулировать внятный ответ, социальный организм нужно рассматривать в целом, учитывая такие факторы, как эксплуатация (табу!), неравенство (табу!) и волевые решения политиков, в основе которых лежат не те или иные теоретические концепции (как можно подумать, читая пособие), но в первую очередь все-таки объективные материальные интересы.

Глупо и смешно было бы отрицать за экономической наукой право на существование. Она уже существует в системе общественных дисциплин, как в системе дисциплин медицинских существует, например, аллергология или дерматология. Но – в системе, а не в опричнине. Врач-специалист не претендует на то, что его предмет развивается отдельно от прочего организма, по своим особым законам. Проблема, связанная с общим заболеванием или инфекцией, решается специалистами разного профиля. Если, конечно, таковые еще не уволились из поликлиники в результате «научных» экономических реформ.

Экономисты строят вокруг своей «строго объективной» науки железный занавес не потому, что они глупее врачей, а потому, что всесторонний (действительно объективный) анализ происходящих в обществе процессов неминуемо ведет к выводам, неприемлемым идеологически и политически.

Если все граждане обязаны платить налоги, то что такое «офшор»?

Избегая не только подрывных ответов, но и скользких вопросов, экономическая наука превращается в схоластику. Точь-в-точь как и ее предшественница. Та, если помните, пыталась объяснить, что такое социалистическое хозяйство, не употребляя слов «очередь», «распределитель», «из-под полы». Новую схоластику тоже придется механически зубрить. Если бы я мог воспроизвести в рецензии то, как выглядят страницы рецензируемой книги, обязательно показал бы вам, что такое «спрос» и что такое «предложение» (с. 84 – 89). Хитросплетения абстрактных схем напоминают монографию по топологии. Как они связаны с реальным рынком – с тем, куда мама послала за молоком, – Бог весть.

Теоретически молоко, которое – при прочих равных условиях – стоит дешевле, должно становиться «победителем в конкурентной борьбе». А на самом деле? На самом деле с московского рынка сплошь и рядом вытесняются именно дешевые сорта (как правило, провинциального изготовления). Куда-нибудь на обочину, из комфортабельных магазинов – в киоск оптового рынка, где неизбежной нагрузкой будет грязь, слякоть и мороз, на котором и сдачу негнущимися пальцами не пересчитаешь. Могу рассказать еще и про жидкости для мытья посуды – не те, что мешают смотреть по телевизору любимые кинофильмы, а те, что по 5 р. 50 коп. за 0,5 л. И про некоторые другие товары народного потребления… Но тогда рецензия превратится в альтернативное пособие, которое, может быть, пригодится в хозяйстве, но экзаменов по нему не сдать.

Экономическое просвещение, конечно, необходимо. Наверное, прав Л.А.Кацва, когда из всех общественных наук только экономике он отводит место в школьном расписании рядом с историей. Правда, не в 9 классе, а в 11-м. Очень хотелось бы, чтобы наши молодые соотечественники, принимая экономические решения – нужна ли мне «кредитная карточка», которая на самом деле вовсе не кредитная, а если нужна, то в каких ситуациях? – руководствовались не рекламной болтовней, а рациональными соображениями о собственной выгоде и безопасности. Но такая разновидность ОБЖ неминуемо превратится в злейший памфлет, направленный против существующего порядка. Ведь «как положено» придется все время уравновешивать тем, как есть на самом деле. Никто этого в школе не допустит. А экономика правильная – теоретическая, тщательно отгороженная от конкретной истории и еще более конкретной жизни за окном – это безнадежная схоластика для механической зубрежки.

Хуже того. Независимо от субъективных намерений преподавателя она начинает выполнять и воспитательные функции. Подгоняет хомо сапиенс под прокрустов стандарт хомо экономикус – того самого (глубоко ущербного) создания, для которого лучше не тот фильм, что лучше, а тот, что «собрал» больше долларов. И игральные автоматы, безусловно, предпочтительнее детских садов.

Подписка на новости сайта


Все права на материалы сайта принадлежат редакции журнала "Скепсис". Копирование публикаций приветствуется при наличии ссылки на Scepsis.ru, коммерческое использование возможно только после согласования с редакцией.
Rambler's Top100
Разработка сайта: Rust2D и Atheism.Ru