4 ноября в г. Москве на философском факультете МГУ состоялась научно-практическая конференция «Проблемы контроля качества образования в области философии». Обращает на себя внимание выступление на этой конференции декана философского факультета, по совместительству проректора Московского государственного университета Владимира Васильевича Миронова.
В самом начале выступления, открывающего конференцию, он заявил, что он является категорическим противником Болонского процесса и изложил свои аргументы.
Он считает, что основой качества образования являются фундаментальные знания, а не просто прикладные умения и навыки, на формирование которых у студентов ориентирует вузы Болонская конвенция.
В подтверждение своей точки зрения он сослался на так называемые гумбольдтовские принципы, на которых строилось образование в классических европейских университетах. Один из этих принципов состоит в сознательном игнорировании того, что будет делать студент после выпуска. Задача университета – дать общую, то есть универсальную подготовку, которая бы позволила потом решать любые задачи, которые поставит перед образованным человеком жизнь.
В.В. Миронов сказал также, что в качестве проректора МГУ он встречался за последний год с 15 ректорами университетов из разных стран Европы и всем им задавал вопрос о том, как они относятся к Болонскому процессу. Как правило, они отвечали, что относятся к нему отрицательно, но при этом признавали, что вынуждены под давлением своих правительств вводить его. Свою задачу видят в том, чтобы минимизировать вред от этого новшества.
Одной из основ качества образования выступающий назвал его бесплатность.
И наоборот введение предусмотренных болонской системой стандартов качества, ­– считает он, – не приведет ни к чему, кроме возникновения бюрократических структур по обеспечению контроля, к умножению количества фиктивных бумаг и к еще большему вреду для образования, если этот контроль окажется не фиктивным, а действенным. Если бы раньше придерживались стандартов, – сказал оратор, – то никогда бы не возникли московская и ленинградская школы математиков, поскольку любое творчество это в первую очередь – нарушение стандартов.
Не обошел вниманием декан философского факультета и пресловутую мобильность студентов, которая сейчас является едва ли не самым главным элементом рекламы Болонской конвенции. Он отметил, что в условиях ужесточающегося с каждым годом визового режима разговоры о мобильности студентов выглядят не очень убедительными и рассчитаны скорее на их наивность и неосведомленность относительно действительного положения вещей. К примеру, он рассказал, что Америка вовсе не признает европейские дипломы бакалавров. Да и вообще в Америке вузы сами решают, какие дипломы им признавать, а какие – нет, так что она из болонской «мобильности» выпадает полностью. Кстати, как позже заметила заместительница декана этого факультета, недавно побывавшая в Германии, там вузы перезачитывают модули других вузов только при наличии двусторонних договоров на этот счет.
Особое возмущение проректора вызывает тот принцип болонской системы, согласно которому верховным судьей в вопросе содержания образования объявляется работодатель. Но ведь работодателю, – говорит он, – наука вовсе не нужна. Есть специальности, которые очень нужны обществу, стране, культуре и совершенно не нужны работодателю.
Кстати, г-н Миронов заявил в своей речи, что его точка зрения является и точкой зрения МГУ, в той мере, в какой он в качестве проректора отвечает за разработку стратегии этого вуза.
Нельзя не признать, что позиция эта весьма разумна.
Подготовил В. Пихорович